Визуализация художественно-спортивных зрелищ в социально-культурном пространстве городской среды: педагогический аспект

Автор: Плотников А.В., Плотникова Г.Г., Подольская И.Н.

Журнал: Физическая культура, спорт - наука и практика @fizicheskaya-kultura-sport

Рубрика: Из портфеля редакции

Статья в выпуске: 3, 2020 года.

Бесплатный доступ

Социально-культурные изменения, вызванные процессами урбанизации городской среды, влияют на содержание и форму социально-зрелищных проектов, являющихся предметом профессиональной деятельности бакалавра социально-культурной сферы. Для выявления особенностей влияния социально-культурного пространства городской среды на замыслы художественно-спортивных зрелищ и их реализации бакалаврами социально-культурной сферы в процессе обучения в вузе использованы общетеоретические методы исследования: сбор и анализ информации о современных социально-культурных зрелищных проектах; контент-анализ, классификация, сравнение и обобщение, а также эмпирические методы: проектирование режиссерских замыслов социально-культурных зрелищ, наблюдение, беседа, а также специальные: художественный метод театрализации, творческий метод монтажа. Спортивные праздники и события - это сложная системная деятельность, которая представляет собой комплекс разнообразных спортивных и культурных процессов, делает досуг спортсменов и участников спортивных событий содержательным и целенаправленным, расширяет сферу общения и спортсменов-профессионалов, и любителей спорта как зрелища. Такие особенности, как историческая многослойность, динамичность развития и функционирования городских жителей в социально-культурном пространстве, взаимодействие различных социальных групп и субкультур, становятся определяющими для создания замыслов художественно-спортивных зрелищ. Главными средствами визуализации и трансляции образов выступают социальные сети, телевидение, кино, фото, реклама. С их помощью создаются и продвигаются в городской среде различные формы художественно-спортивных зрелищных проектов, обусловленные функциями (зрелищная, социально-психологическая, идеологическая, воспитательная, культурно-просветительская и т.д.) и потребностями городской среды (самоидентификация и общественное признание, саморазвитие и проявление творчества, участие в общественно важном деле, развитие способностей личности и т.д.). Современными технологиями в реализации художественно-спортивных проектов выступают: 1) полифункциональность и интернациональность постановочной команды режиссера, 2) требования визуализации замысла для электронных СМИ (телевидение и интернет), 3) современные технологии динамической проекционной сценографии и художественного фона, 4) повышение смысловой роли героя в драматургии композиции замысла через визуальные (проекционные) технологии.

Еще

Визуализация, урбанизация и культура, художественно-спортивное зрелище, подготовка бакалавра социально-культурной сферы, праздничная культура

Короткий адрес: https://sciup.org/142225881

IDR: 142225881

Текст научной статьи Визуализация художественно-спортивных зрелищ в социально-культурном пространстве городской среды: педагогический аспект

Актуальность. Последовательное усиление урбанизации городской среды большинства муниципальных образований в условиях глобализации вносит серьезные трансформации в цивилизационный процесс развития России. Динамика социокультурных изменений выявляется, прежде всего, в организации проектов социально-экономической, политической и культурной областей жизнедеятельности «городского социума», так как город воплощает в себе достижения человека во всех сферах его деятельности. Исследования, выполненные И.М. Гревсом, определили существенную роль культурного пространства города не только как сильного и выразительного носителя культуротворческого труда человечества, критерия его успешности, но и его кризисов, остановок, колебаний и катастроф [14]. Действительно, каждая историческая эпоха порождает тип города, соответствующий современным требованиям к организации деятельности и взаимоотношений в социуме. Такой тип структурного образования основывается на характеристиках, выражающих специфический социально-культурный дух или ментальность городского сообщества своего времени.

Современный урбанизм индустриальной эпохи цифровой и визуальной ситуации становится важным фактором интенсивного развития городов в направлении различных социальных практик, к которым мы относим художественно-спортивные представления и праздники [9, 18, 19]. Глобальные художественные проекты имеют возможность эмоционально-психологического, эстетического и идеологического воздействия на зрителя средствами синтеза искусств. Классическая и современная музыка, образцы мировой эстрадной и джазовой музыки, документальная хроника и художественный кинематограф, компьютерная графика и анимация не только усиливают эмоциональный и эстетический эффект, производимый на зрителя, но и транслируют образцы поведения в определенном социально-культурном контексте. Общественно-политические и культурные резонансы проектов, по мнению И.Э. Горюновой, подтверждаются списком Приветствий Глав Государств и Правительств, известных политических деятелей и мэров городов – участников проекта [3]. Иными словами, сегодня уже не отдельные города, а урбанизированное пространство как совместная деятельность по интеграции особенностей культур- но-исторической определенности общества через социально-информационное разнообразие становится генератором вызревания новых общественных целей, социальных стандартов и стиля жизни.

Закономерно, что существующая сегодня система подготовки бакалавра к деятельности в социальнокультурной сфере также находится в стадии формирования [13], так как является частью социально-экономических, политических и культурных процессов, определяющих вектор развития страны, региона, города. Цели, задачи, методы, технологии обучения бакалавра меняются в зависимости от потребностей общества, социального заказа и особенностей социально-культурного пространства городской среды, в рамках которой разворачиваются социальные зрелищные проекты. В этом случае, с одной стороны, важным опытом для вузов выступает проектно ориентированная политика, в которой «тесно связаны образование, культура, экономика, бизнес и социальная политика – ведущие типы социально-культурной, творческой и деловой активности» [12, с. 175]. С другой стороны, внешние факторы побуждают педагогическое сообщество к поиску эффективных способов профессиональной подготовки обучающихся, способных действовать в постоянно меняющихся условиях, заниматься разносторонней творческой деятельностью, осознавать смысл своей деятельности и жизни в целом.

Цель исследования – выявить особенности влияния социально-культурного пространства городской среды на замыслы художественно-спортивных зрелищ для их реализации бакалаврами социально-культурной сферы в процессе обучения в вузе. Для этого мы, во-первых, исследуем современные тенденции визуальных сдвигов в урбанизации, влияющие на практику спортивной и околоспортивной деятельности в городской среде, во-вторых, определим особенности феномена визуализации в социально-культурном пространстве городских праздников, и, наконец, выявим педагогические условия подготовки бакалавра к деятельности в социально-культурной сфере под влиянием изменений социально-культурного пространства городской среды.

Методы исследования. Методологической основой исследования являются принципы и методы режиссерского творчества В.Э. Мейерхольда, Б.Н. Петрова, И.Г. Шароева, И.М. Туманова в организации художественно-спортивных представлений и праздников, а также осмысление творческого педагогического процесса в ходе реализации обучающимися режиссерско-постановочных проектов на базах практики. Общетеоретические: сбор и анализ информации о современных социально-культурных зрелищных проектах; контент-анализ, классификация, сравнение и обобщение для выявления современных тенденций визуализации и развития технологий в реализации художественноспортивных зрелищ. Эмпирические: проектирование режиссерских замыслов социально-культурных зрелищ, наблюдение, беседа, а также специальные: худо- жественный метод театрализации, творческий метод монтажа.

Результаты исследования и их обсуждение. Городская жизнь России уже в XXI веке основывается на принципиально ином типе труда, где наибольшая активность жителей городов связана с обширным применением электронных коммуникаций для взаимодействий в социуме. Использование в них принципов визуализации для создания представлений о промышленной, транспортной, торговой, управленческой и других видах областей жизнедеятельности человека становится конструктивным элементом для развития и спортивных практик. В состав важнейших функциональных и сущностных характеристик городской жизни входит использование визуализации как технологии создания образного представления об успешности и качественности социокультурного явления, в том числе спортивного или околоспортивного зрелища. Характерные для города отличительные особенности: исторической многослойности; динамичности развития и функционирования городских жителей в социально-культурном пространстве; многофункциональности использования в жизнедеятельности различных профессиональных практик становятся определяющими для создания замыслов проектов визуализации художественно-спортивных зрелищ. Организация в городе такого типа зрелищных программ, наряду с административными или организационно-экономическими задачами, выполняет также и смыслообразующую, гедонистическую, культурно-просветительскую, трансляционную, коммуникационную и другие функции. Сегодня методики визуализации становятся определяющими способами развития универсальных характеристик повседневной жизнедеятельности индивидов, фактором конструирования структур и функционирования социальных практик, формирования стилевой содержательности и имиджевых элементов образа жизни в эффективной городской среде, инструментом проявления идентичности в повседневном социальном взаимодействии различных социальных групп и субкультур. Сдвиги в сторону характеристик визуальных в ущерб содержательной вербальности определяются исследователями современного общества как методологический визуальный (иконический) поворот, определяющий социокультурную ситуацию приоритетности визуальных образов в пространстве медиареальности [8, 2, 16].

Массмедийные каналы создания пространства визуализации и трансляции визуальных образов, которыми сегодня становятся социальные сети Интернет, телевидение, кино, фотография, реклама, делаются и главными средствами визуализации в коммуникации. С их помощью создаются и продвигаются в городской среде новые формы информации на качественно ином зрелищном уровне. Сегодня не просто усилился интерес к театру, опере, балету, художественным выставкам, музеям, как пространствам общения любителей искусства. Феномен визуализации как метод режиссерской деятельности напрямую связан с усилением активности взаимодействия зрителей и авторов-создателей художественных замыслов коммуникационных сообщений, с обязательным включением посетителей зрелищных проектов в роли участников тематических событий или перформанса. Например, мастер-классы по рисованию или соавторство в освоении какой-либо техники (рисование на воде), сотворчество и действия по креативному ремонту театральных площадок, посещение театрального закулисья, гримерных известных артистов или театральных цехов в тематический день открытых дверей. Пользуются популярностью примерка костюмов или приглашение на репетиции известных певцов, приглашение действующих спортсменов, бывших звезд спорта в просветительские проекты, посещение их квартир или семейных событий с последующей трансляцией этой информации в сетевых каналах Интернет и в эфире телепрограмм.

В многофункциональности визуализации социально-культурной деятельности создается и широкая база для социального разнообразия проектов деятельности городского социума. Это разнообразие направлений деятельности предоставляет обширный потенциал для просветительства и общения человека с миром визуальной массовой культуры, еще и потому, что городская среда сосредотачивает величайшие и постоянно пополняемые культурные ценности. Именно в городской среде развивается интеллектуальный потенциал зрелищных и выразительных способов организации и проведения свободного времени как пространство для расширения возможностей выбора профессии, мест учёбы и самообразования, что делает город духовной мастерской общества. Как специфическая система разнообразных каналов массовых коммуникаций, форм и способов общения, подключения к источникам разнообразной информации городская среда представляет собой особенную культурную ценность, сохраняется только будучи включенной в систему процессов социально-культурной деятельности. Как традиционный, так и художественно-спортивный городской праздник являются важной частью таких процессов организованной и самодеятельной активности и практики взаимодействия членов социума. Современное моделирование различных зрелищных форм визуализации наиболее активно развивается в условиях сотворчества участников взаимодействия городской среды, что дает основание специалистам понимать праздничную культуру города как совокупность преимущественно художественно-творческих форм визуальной деятельности, в практике которой реализуются социально-значимые установки и ценностные ориентации каждой личности. Более того, праздничные события становятся необходимым обстоятельством проявления активности социального существования и специфическим выражением содержательной сущности общества [1].

Свободное время зрителя, как участника городского сообщества, становится предметом организации и эстетического смыслового оформления замыслов в ре- жиссуре массовых художественно-спортивных зрелищ. Система непрерывной подготовки будущих организаторов художественно-спортивных проектов определяет приоритет в осознании реальных актуальных проблем общественной жизни и на их основе реализацию в замысле зрелищного события смыслообразующих и эстетически направленных форм творческой активности участников. Историческая инновация в принципах «условного театра» В.Э. Мейерхольда, породившая современный театр площадных зрелищ как особый вид массового зрелищного искусства, дает широкие возможности не только для организации социального взаимодействия, но и для сотворчества масс [6, 11]. Основные формы проведения праздников – митинги, манифестации, шествия и парады, представления и инсценировки используются при проведении и спортивных зрелищных событий. Спортивный праздник – это вид социокультурной деятельности людей, который предполагает множество выразительных типов спортивной практики и околоспортивных действий, наиболее значимыми из которых являются соревновательные принципы, правила, регламенты, церемонии, ритуалы, торжество, зрелище, обряд. В основе визуализации современных спортивных праздников лежит специфическая практика и культура вида спорта, культивирующаяся в городской среде. По нашему мнению, спортивные праздники удовлетворяют существенные функциональные потребности городской среды, представленные в таблице 1.

Эволюционное развитие к началу перестроечного и постперестроечного периодов дополнило специфику праздничной функциональности и в городской среде проявились миссионерская, деидеологическая, межкультурная коммуникации, информационная, прагматическая функции праздничной культуры. Современный постперестроечный этап развития праздничной культуры с его глобализацией, модернизацией и потребностями общества на выживание нации в условиях здорового образа жизни внес инновационные функции: здоровьекультивирующую, имиджево-стилевую, этносохраняюще-трансляционную, социально-реабилитационную и гедонистическую. Именно полифункциональность массового праздника в городской среде позволяет говорить о склонности его культурогенеза к развитию и эволюции зрелищно-культурных форм. Человечество в условиях нового времени постмодерна в истории открыло широкие перспективы для развития зрелищного направления в физической культуре и визуализации спортивных практик. Происхождение вида спорта, его истоки в потребностях физического совершенствования личности, а также развитие традиционных форм праздников в новых возможностях визуализации и технологиях проведения досуга современные исследователи связывают именно с городской культурой социума.

Спортивные праздники в процессе своего социокультурного развития приобретали обновленные формы, усложняли зрелищность видов спортивной практики, обостряли драматизм структуры построения событийного зрелища, выразительность его содержания. Большой вклад в развитие жанра массовых спортивно-художественных представлений внес Б.Н. Петров – лауреат Государственной премии СССР, Народный артист РСФСР, профессор кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников Санкт-Петербургского государственного института культуры (1982-2003). Все крупные события спортивной режиссуры с 1956 по 1991гг. сделаны при непосредственном участии и руководстве Б.Н. Петрова. За этот период в практику проведения массовых спортивно-художественных представлений были введены такие приемы и выразительные средства, как «фонирующая группа», «художественный фон», «вставные номера спорта и искусства», а также спортивно-художественные зрелища, выстроенные в соответствии с идейно-тематической основой всего представления [17]. Сегодня спортив-

Функции и потребности городской среды

Таблица 1

Наименование потребностей

Наименование функций

1.

Зрелищность и выразительность проявлений

зрелищная

2.

Самоидентификация и общественное признание

социально-психологическая

3.

Саморазвитие и проявление творчества

культурно-просветительская

4.

Участие в общественно-важном деле

идеологическая

5.

Развитие способностей личности

воспитательная

6.

Поиск и получение информации

информативно-коммуникативная

7.

Сотрудничество и сотворчество

интегративная

8.

Общение и межкультурное взаимодействие

интернациональная

9.

Игровая природа

игровая

10.

Отдых и организация свободного времени

рекреационно-компенсаторная

11.

Здоровый образ жизни

физкультурно-массовая

ные праздники и новая практика зрелищных выступлений эта сложная системная деятельность, которая представляет собой комплекс разнообразных спортивных и культурных процессов, делает досуг спортсменов и участников спортивных событий содержательным и целенаправленным, расширяет сферу общения и спортсменов профессионалов и любителей спорта его зрелищности. Такая социально-культурная инновация, например, раскрывает внутренние возможности человека в транслируемых в телепроектах, популярных информационных блогах спортивных звезд или спортивных журналистов, подчеркивает высокий духовный и физический потенциал личности спортсмена как образец для подражания.

Проводя классификацию художественно-спортивных зрелищных проектов по масштабу, правомерно распределить их на две подгруппы: крупные формы – Олимпиады, универсиады, чемпионаты, массовые художественно-спортивные праздники и представления, спортивные парады и шествия, фестивали видов спорта; малые формы – соревнования по отдельным видам спорта, спортивные турниры и тематические спортивные зрелища. Важные критерии в такой классификации – количество спортсменов-участников и зрителей на трибунах или спортивных площадках, а также наличие визуальной культуры для трансляции спортивного события в СМИ или Интернет. Современные крупные формы художественно-спортивных зрелищных событий – это специфические спортивно-зрелищные проекты, которые выполняются на определенной сценической площадке организационными и творческими усилиями практиков от спорта или спортивных функционеров и режиссерской группой постановщиков событийного зрелища, которое реализуется по созданному драматургическому замыслу на основе общепринятых принципов сценического действия и специфики выразительности спортивной практики. В таком проекте замысла интегрируются лучшие традиции спортивности события и драматургическая основательность инсценировок. Идейно-художественной основой ре- жиссерского замысла масштабного художественноспортивного зрелища является монтажная связка или органический синтез фактов жизни или реальных элементов спортивной практики и фактов искусства отобранных из средств выразительности различных видов искусства: музыки, сценографии, хореографии, архитектуры, живописи и пр. Общепринятая практика организации массовых форм художественно-спортивных зрелищ закрепила в постановочной культуре режиссеров театрализованных представлений и праздников: массовые спортивно-гимнастические построения и шествия; спортивно-художественные выступления спортсменов отдельных видов спорта (например, велосипедистов, акробатов или футболистов); тематические выступления сводных спортивных команд – спортивный праздник на стадионе, спортивный праздник на воде, спортивный праздник в парке культуры и отдыха. Замысел такой постановки позволяет использовать не только исполнительское мастерство отдельных спортсменов или целых групп гимнастов или акробатов, но и собирать в единую композицию исполнение номеров из разнообразных жанров искусства – драмы, музыки, кино, хореографии, пантомимы, эстрады, цирка, изобразительного искусства. Монтажный принцип создания режиссерского замысла праздничного спортивного зрелища обеспечивает предпосылки для создания новой художественно-смысловой выразительности ярких массовых впечатляющих зрелищ. Усилиями современных телевизионных каналов визуализации свидетелями подобных грандиозных межконтинентальных зрелищ мог стать каждый россиянин и более 5 миллиардов мировых зрителей в ходе трансляции XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр в Сочи (2014 г.). Динамика современных изменений позволяет нам выделить структурные тенденции дальнейшего развития замыслов зрелищ в жанре массовых художественно-спортивных представлений (рисунок 1).

Существенным спросом у населения пользуются спортивные праздники малых форм или проекты

Полифункциональность и интернациональность постановочной команды режиссеров

Требования визуализации замысла для электронных СМИ (телевидение / интернет)

Повышение смысловой значимости режиссерского замысла зрелища

Современные технологии динамической / проекционной сценографии и художественного фона

Повышение смысловой роли героя / отдельного исполнителя в драматургии композиции замысла через визуальные (проекционные) технологии

Рисунок 1. Современные технологии в художественно-спортивных проектах

Таблица 2

Наименование

Малые формы режиссуры спортивных праздников

содержание

участники

пространство

оформление

Показательные выступления (тематический спортивный концерт)

Перечень показательных номеров видов спорта в определенном порядке

Лучшие спортсмены видов спорта, исполнители и творческие коллективы

Спортивные сооружения, концертные и театральные площадки, улицы города

Сценография по замыслу площадки

Открытие соревновательных проектов (церемонии)

Ритуальноспортивное действие с соблюдением протокола

Лучшие спортсмены, тренеры видов спорта, исполнители и творческие коллективы, официальные лица

Открытые / закрытые спортивные сооружения

Специальные тематические элементы сценографии пространства по протоколу, костюмы, шары, флаги

Спортивнотеатрализованные тематические событийные проекты

Драматургическое действие, посвященное определенному событию, с выразительностью различных видов спорта

Лучшие спортсмены, тренеры видов спорта, исполнители и творческие коллективы

Открытые / закрытые спортивные сооружения, концертные и театральные площадки, улицы города

Специальные тематические элементы декорирования и сценографии пространства, костюмы, шары, флаги

Эстрадные номера / композиции в жанре художественноспортивной выразительности

Показательный номер с выразительностью одного или разных видов спорта, выстроенный драматургически

Лучшие спортсмены, тренеры видов спорта, исполнители и творческие коллективы

Открытые / закрытые спортивные сооружения, концертные и театральные площадки, улицы города

Специальные тематические элементы декорирования и сценографии пространства, костюмы, шары, флаги

Специфика малых форм спортивной режиссуры

клубного уровня, так как они имеют преимущества за счет своей доступности, специфики места проведения или возможностей регулярного удовлетворения потребностей в общении и рациональном использовании свободного времени, активном отдыхе и физическом совершенствовании. Их специфические особенности как форм малой режиссуры представлены в таблице 2.

По содержательности выступлений спортсменов и артистов в композиции спортивные праздники малых форм можно разделить на специфические формы художественно-спортивных зрелищ, в каждом из которых выделены общие и отличительные особенности (таблица 2). В результате проведенного контент-анализа статей, монографий, публикаций в средствах массовой информации, видеотрансляций художественно-спортивных зрелищ, можно отметить, что представленные формы режиссуры спортивных событий опираются на классические инструменты сценической выразительности, драматургическую основу замысла зрелищного действия, общехудожественные и активизирующие принципы режиссуры театрализованных представлений и праздников [7, 10, 4, 5, 15]. Кроме того, в замысле используются специфические позиции спортивной практики каждого вида спорта, что делает их интересными не только широкому спектру зрителей, но и специфическим группам спортивных болельщиков, на интересы и активность которых всегда может опираться постановочная команда спортивного зрелища.

Опрос респондентов (265 человек), проведенный по заказу торгово-спортивной компании «Высшая лига», показал, что 12% респондентов предпочитают физкультурные праздники в спортивных лагерях, 16% участников выбрали массовые спортивно-художественные представления на стадионе, 30% – отметили популярность массовых спортивных соревнований на открытом воздухе, а 42% респондентов отдали предпочтение спортивным праздникам малых форм. Итоговые результаты опроса интересов к спортивным зрелищам малых форм представлены на рисунок 2.

Представленные направления визуализации замыслов художественно-спортивных зрелищ приводят массовые соревнования на воздухе; 30

спорт/праздники малых форм; 42

массовые зрелища на стадионе; 16

физкульт/праздники в спортлагерях;

12

Рисунок 2. Интерес к малым формам спортивной режиссуры к выводу о необходимости корректировки образовательной парадигмы в подготовке бакалавров социально-культурной сферы, в частности к режиссерско-постановочной деятельности, через выстраивание приоритетов по овладению искусством визуализации и ремеслом технологической выразительности режиссуры как профессии зрелищной культуры. В программу обучения необходимо вносить изменения, которые позволят готовить обучающихся к реализации замыслов с учетом современной визуализации спортивных практик. В учебном процессе нужно развивать способности обучающихся к выстраиванию коммуникаций в межкультурной среде и полифункциональности спорта, формировать технологические навыки по монтажу визуальных продуктов видео или аудио форматов, развивать постановочные умения выстраивания специфики отдельной личности героя-спортсмена как персонажа драматургической композиции замысла.

Современный ФГОС ВО по направлению подготовки 51.03.05 «Режиссура театрализованных представлений и праздников 3++» в требованиях к образовательным организациям закрепил перечисленные тенденции в расширении видов профессиональной деятельности будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников: режиссерско-постановочный, технологический, творческий, художественнопросветительский, научно-исследовательский, проектный. Университетский комплекс ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры спорта и туризма» как «город обучения» становится образовательный средой, местом становления и развития нового постановщика крупных и малых форм художественно-спортивных событий, благодаря постоянному обновлению и динамизму профессиональных современных технологий, особым свойствам контактного образовательного пространства. При этом как зарождение новых видов спорта в современном городе бесконечно, так и зарождение замыслов новых художественно-спортивных проектов неисчерпаемо усилиями творцов визуальных форм проявления человеческих способностей. В многообразии синтеза содержания и формы из фактов спортивной практи- ки рождаются факты живого художественно-смыслового содержания, формируется притягательная сила спорта, которая реализуется через широкий спектр возможностей самовыражения граждан, огромный перечень выразительных зрелищ для зрителей и участников. Консолидация социально-культурной деятельности по методу визуализации зрелищных форм крупных праздничных событий и малых форм спортивных праздников, их структурные драматургические трансформации в сторону повышения роли главного героя-спортсмена, тенденции развития спортивных зрелищ в городской среде подтверждают тезис, что главное предназначение современных спортивных практик – быть двигателем духовного обогащения и физического совершенствования личности.

Выводы. Подготовка бакалавра к деятельности в социально-культурной сфере имеет культурологическую и социально-педагогическую направленность, так как предметным полем деятельности бакалавра является сфера культуры, в которой решаются задачи образования и воспитания гармонично развитой личности. Социально-культурные изменения, вызванные процессами урбанизации городской среды, влияют на содержание и форму социально-зрелищных проектов, являющихся предметом профессиональной деятельности бакалавра социально-культурной сферы. Такие особенности, как историческая многослойность, динамичность развития и функционирования городских жителей в социально-культурном пространстве, взаимодействие различных социальных групп и субкультур становятся определяющими для создания замыслов художественно-спортивных зрелищ.

Главными средствами визуализации и трансляции образов выступают социальные сети, телевидение, кино, фото, реклама. С их помощью создаются и продвигаются в городской среде различные формы художественно-спортивных зрелищных проектов, обусловленные функциями (зрелищная, социальнопсихологическая, идеологическая, воспитательная, культурно-просветительская и пр.) и потребностями городской среды (самоидентификация и общественное признание, саморазвитие и проявление творчества, участие в общественно-важном деле, развитие способностей личности и т.д.). Сегодня спортивные праздники и события – это сложная системная деятельность, которая представляет собой комплекс разнообразных спортивных и культурных процессов, делает досуг спортсменов и участников спортивных событий содержательным и целенаправленным, расширяет сферу общения и спортсменов профессионалов и любителей спорта его зрелищности. Современными технологиями в реализации художественно-спортивных проектов выступают: 1) полифункциональность и интернациональность постановочной команды режиссера, 2) требования визуализации замысла для электронных СМИ (телевидение / Интернет), 3) современные технологии динамической / проекционной сценографии и художественного фона, 4) повышение смысловой роли героя / отдельного исполнителя в драматургии композиции замысла через визуальные (проекционные) технологии.

Педагогическими условиями подготовки бакалавра к деятельности в социально-культурной сфере с учетом изменений социально-культурного пространства городской среды являются: 1) формирование учебных планов направлений подготовки с опорой на развитие способности обучающихся к выстраиванию коммуникаций в межкультурной среде и полифункциональности спорта, 2) развитие технологических навыков по монтажу визуальных продуктов видео или аудио форматов, 3) развитие постановочных умений выстраивания специфики отдельной личности героя-спортсмена как персонажа драматургической композиции замысла, 4) реализация обучения в рамках междисциплинарного подхода с опорой на общехудожественные принципы режиссуры театрализованных представлений и праздников – реальной событийности (документальности), образного мизансценирования, концентрации выразительных средств, предметно-символического оформления, а также активизирующие принципы злободневности и современности, ритуализации (включенности в событие), коллективного эмоционального переживания.

Искусство, 1968. – 350 с.

Список литературы Визуализация художественно-спортивных зрелищ в социально-культурном пространстве городской среды: педагогический аспект

  • Березин А.И. Общая картина праздничной культуры России: тематические и технологические векторы развития // Праздник как пространство социально-художественных смыслов: Межвузовский сборник научных трудов. Челябинск: ЧГИК, 2018. - С. 6-12.
  • Горюнова И.Э. Проблемы аудиовизуального синтеза в творческих продуктах мультимедиа (на примере современных массовых зрелищ) // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. - 2011. - №17 (79). - С. 65-73.
  • Горюнова И.Э. Стирая границы времен, континентов и жанров // Обсерватория культуры. - 2013. - № 5. -С. 51-55.
  • Кудашов В.Ф. Трансформация в массовых спортивно-художественных праздниках и театрализованных представлениях // Праздник как пространство социально-художественных смыслов Межвузовский сборник научных трудов. - Челябинск: ЧГИК, 2018. -С. 250-262.
  • Леванчукова И.К. Режиссура, технология организации и проведения спортивно-художественных праздников по художественной гимнастике // Физкультурное образование Сибири. - 2015. - Т. 33. -№ 1. - С. 104-108.
  • Мейерхольд В.Э. Статьи, письма, речи, беседы. - М.: Искусство, 1968. - 350 с.
  • Мордасов А.А. Принципы режиссуры театрализованных представлений и праздников: монография. Челябинск: ЧГИК, 2014. - 120 с.
  • Мурунова Е.В. Теоретико-методологические подходы к изучению визуального в социологии // Вестник ТГУ. - 2014. - №5 (133). - С. 20-24.
  • Паренчук Т.Н. Праздничная культура современной России в контексте урбанизации: автореф. дис.. канд. культурологии: 24.00.01. - Кемерово, 2008. 17 с.
  • Петров Б.Н. Массовые спортивно-художественные представления. Основы режиссуры, технологии, организации и методики: учеб. для студ. вузов. - М.: Дивизион, 2006. - 374 с.
  • Плотников А.В. Режиссерская методика В.Э. Мейерхольда в организации социально-культурных зрелищ / А.В. Плотников, Г.Г. Плотникова // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. - 2018. - Т. 7. - № 4. -С. 61-66.
  • Пономарев В.Д. Социально-культурная деятельность: государственная культурная политика и качество профессионального образования / В.Д. Пономарев, А.В. Шунков // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2016. - № 37-2. - С. 175-184.
  • Сергеев Е.А. Становление отечественной системы подготовки специалистов социально-культурной сферы в IX-XVIII вв. (историко-культурологический аспект) / Е.А. Сергеев // Культурно-образовательная деятельность библиотек и музеев в региональных измерениях: материалы международной научно-практической конференции. - 2015. - С. 82-91.
  • Смирнова А.Г. "Опыты построения п/отдела города" (из документального наследия И. М. Гревса) // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. - 2014. - №17 (139). - С. 225-240.
  • Смирнягина Т.Ю. Поэтика праздничного зрелища: традиции и новации в церемонии открытия XXII Олимпийских зимних игр в Сочи (2014) // Художественное образование и наука. - 2018. - № 3. - С. 117122.
  • Терентьева И.Н. Визуальное, слишком визуальное.. (к характеристике иконического поворота в современных медиа и актуальных медиаисследованиях) // Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия "Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии". - 2012. - №2. - С. 29-35.
  • Хоробрых Я.Д. Научно-практический вклад Б.Н. Петрова в развитие жанра массовых художественно-спортивных представлений (МСХП) на стадионах / Я.Д. Хоробрых, В.Ф. Кудашов // Наука и образование в современном мире: методология, теория и практика: материалы Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 48-62.
  • Хренов Н.А. Зрелища в эпоху восстания масс. - М.: Наука, 2006. - 646 с.
  • Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений: учебник. - 4-е изд., испр. - Москва: ГИТИС, 2014. - 339 с.
  • Berezin A.I. General picture of festive culture of Russia: thematic and technological vectors of development. Prazdnik kak prostranstvo social'no-hudozhestvennyh smyslov. Mezhvuzovskijsborniknauchnyh trudov [Holiday as a space of social and artistic meanings. Intercollegiate collection of scientific papers]. Chelyabinsk: CHGIK, 2018, pp. 6 -12 (in Russian).
  • Goryunova I.E. Problems of Audiovisual Synthesis in Creative Multimedia Products (on the Example of Modern Mass Spectacles). VestnikRGGU. Seriya:Literaturovedenie. YAzykoznanie. Kul'turologiya [RSUH Bulletin. Series: Literary Studies. Linguistics. Culturology], 2011, no. 17 (79), pp. 65-73 (in Russian).
  • Goryunova I.E. Erasing the Boundaries of Times, Continents and Genres. Observatoriya kul'tury [The Observatory of Culture], 2013, no. 5, pp. 51-55 (in Russian).
  • Kudashov V.F. Transformation in mass sports and artistic festivals and theatrical performances. Prazdnik kak prostranstvo social'no-hudozhestvennyh smyslov Mezhvuzovskij sbornik nauchnyh trudov [Holiday as a space of social and artistic meanings Intercollegiate collection of scientific papers]. Chelyabinsk: CHGIK, 2018, pp. 250-262 (in Russian).
  • Levanchukova I.K. Directing, Technology of Organizing and Conducting Sports and Artistic Holidays in Rhythmic Gymnastics. Fizkul'turnoe obrazovanie Sibiri [Physical Education in Siberia], 2015, vol. 33, no. 1, pp. 104-108 (in Russian).
  • Meyerhold V.E. Stat'i, pis'ma, rechi, besedy [Articles, letters, speeches, conversations]. Moscow: Iskusstvo, 1968, 350 p.
  • Mordasov A.A. Principy rezhissury teatralizovannyh predstavlenij i prazdnikov [Principles of directing theatrical performances and holidays]. Chelyabinsk: CHGIK, 2014, 120 p.
  • Muranova E.V. Theoretical and Methodological Approaches to the Study of the Visual in Sociology. Vestnik TGU [Bulletin of TSU], 2014, no. 5 (133), pp. 20-24 (in Russian).
  • Parenchuk T.N. Festive culture of modern Russia in the context of urbanization. Extended abstract of candidate's thesis. Kemerovo, 2008, 17 p. (in Russian).
  • Petrov B.N. Massovye sportivno-hudozhestvennye pred-stavleniya. Osnovy rezhissury, tekhnologii, organizacii i metodiki [Mass sports and artistic performances. Fundamentals of directing, technology, organization, and methodology]. Moscow: Division, 2006, 374 p.
  • Plotnikov A.V., Plotnikova G.G. Directorial methodology of V.E. Meyerhold in the organization of socio-cultural spectacles. Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Social'no-gumanitarnye issledovaniya i tekhnologii [Research and Development. Social and Humanitarian Research and Technology], 2018, vol. 7, no. 4, pp. 61-66 (in Russian).
  • Ponomarev V.D., Shunkov A.V. Sociocultural activity: state cultural policy and quality of professional education. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2016, no. 37-2, pp. 175184 (in Russian).
  • Sergeev E.A. Formation of the national system of training specialists in the social and cultural sphere in the IX-XVIII centuries(historical and cultural aspect). Kul'turno-obrazovatel'naya deyatel'nost' bibliotek i muzeev v regional'nyh izmereniyah materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Cultural and Educational Activities of Libraries and Museums in Regional Dimensions Materials of the International Scientific and Practical Conference]. 2015, pp. 82-91 (in Russian).
  • Smirnova A.G. "Experiments of construction of the city Department" (from the documentary heritage of I.M. Grevs). Vestnik RGGU. Seriya: Literaturovedenie. YAzykoznanie. Kul'turologiya [RSUH Bulletin. Series: Literary Studies. Linguistics. Culturology], 2014, no. 17 (139), pp. 225240 (in Russian).
  • Smirnyagina T.Yu. Poetics of the Festive Spectacle: Traditions and Innovations in the Opening Ceremony of the XXII Olympic Winter Games in Sochi (2014). Hudozhestvennoe obrazovanie inauka [Art Education and Science], 2018, no. 3, pp. 117-122 (in Russian).
  • Terentyeva I.N. Visual, Too Visual.. (to the characteristic of the iconic turn in modern media and current media research). Vestnik NGTU im. R.E. Alekseeva. Seriya "Upravlenie v social'nyh sistemah. Kommunikativnye tekhnologii" [Bulletin of the NSTU Named After R.E. Alekseev. Series "Management in Social Systems. Communication Technology"], 2012, no. 2, pp. 29-35 (in Russian).
  • Khorobryh Ya.D., Kudashov V.F. Scientific and practical contribution of B.N. Petrov to the development of the genre of mass artistic and sports performances at stadiums. Nauka i obrazovanie v sovremennom mire: metodologiya, teoriya i praktika / materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Science and Education in the Modern World: Methodology, Theory and Practice: Materials of the International Scientific and Practical Conference], 2019, pp. 48-62 (in Russian).
  • Khrenov N.A. Zrelishcha v epohu vosstaniya mass [Spectacles in the age of mass insurrection]. Moscow: Nauka, 2006, 646 p.
  • Sharoev I.G. Rezhissura estrady i massovyh predstavlenij [Stage direction and mass performances]. GITIS, 4th ed., ispr. Moscow: GITIS, 2014, 339 p.
Еще
Статья научная