Визуальная иконичность в русской поэтической традиции

Бесплатный доступ

Статья посвящена уточнению вопроса понятия «визуальная поэзия». Современное отечественное и зарубежное литературоведение не дает однозначного определения этому явлению, использует разные синонимы («графическая поэзия», «фигурная поэзия», «конструктивистская поэзия», «конкретная поэзия», «симультантная поэзия», «иконическая поэзия», стихографика, видеопоэзия, медиапоэзия, «optic poetry», «picture poetry», «iconic poetry» и др.), а также предлагает весьма запутанные и неоднозначные классификации типов текстов такого рода.В связи с этим ряд исследователей предлагает ввести более широкий термин «иконичность», которая определяется как семиотическая и поэтическая категория и строится на основе трех репрезентаций: визуальных, слуховых (аудиальных) и когнитивных (символических). Любая поэзия определяется как визуальная сама по себе, так как является письменной и выраженной знаками, а ее образность создается и усиливается разными средствами. Тот вид текстов, который называется «визуальной поэзией», обладает высокой степенью наличия именно визуальных приемов, так называемой «визуальной иконичностью», но не ограничивается ею, а подчеркивается и другими типами иконичности.В связи с наличием в современном литературоведении разных точек зрения предлагается разобраться с понятиями «визуальность» и «иконичность», которые определяются как поэтические категории текста.

Еще

Поэзия, визуальность, иконичность, «carmina figurate», фигурные стихи

Короткий адрес: https://sciup.org/147243251

IDR: 147243251   |   DOI: 10.14529/ssh240211

Список литературы Визуальная иконичность в русской поэтической традиции

  • Гик, Ю. Л. Визуальная поэзия: теория и практика / Ю. Л. Гик // Черновик. – 2004. – № 19. – URL: https://reading-hall.ru/publication.php?id=12664 (дата обращения: 09.04.2024).
  • Минаева, Э. В. Современная визуальная поэзия: в поисках невыразимого / Э. В. Минаева, Т. А. Пономарёва // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Серия: Филология. Социальные коммуникации. – 2011. – Т. 24 (63), № 2. – Ч. 2. – С. 512–521.
  • Сахно, И. М. Визуальные артефакты поэтического конструктивизма / И. М. Сахно // Пространство культуры. – 2011. – С. 73–83.
  • Галечьян, В. А. Визуальная поэзия / В. А. Га-лечьян. – М., 2023. – 85 с.
  • Колотвин, В. В. Визуальная поэзия – альтернатива линейной организации восприятия / В. В. Колотвин. – URL: https://vladivostok.com/spea king_in_tongues/kolotvin01.htm (дата обращения: 30.03.2024).
  • Прохорова, Л. П. Визуальная поэзия как особый жанр / Л. П. Прохорова, Е. С. Аникеева // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2008. – № 2. – С. 169–174.
  • Гик, Ю. Л. Наследие дада в современной визуальной поэзии / Ю. Л. Гик // Словесность. – URL: https://platform.netslova.ru/texty/gik_dada.html (дата обращения: 09.04.2024).
  • Гаспаров, М. Л. Фигурные стихи. Конкретная поэзия / М. Л. Гаспаров // Русский стих начала ХХ века в комментариях. – М., 2001. – С. 27–32.
  • Минаева, Э. В. Современный поэтический дискурс: коды визуальной поэзии / Э. В. Минаева, Т. А. Пономарёва // Современный дискурс-анализ: повестка дня, проблематика, перспективы: коллективная монография ; под ред. Е. А. Кожемякина, А. В. Полонского. – Белгород, 2016. – С. 114–124.
  • Оборина, М. В. Почему визуальность и ико-ничность не одно и то же? / М. В. Оборина // Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты. – Вып. 36. – 2016. – С. 182–189.
  • Ellestrom, L. Visual Iconicity in Poetry / L. Ellestrom // Orbis Litterarum. – 2016. – 71:6. – Р. 437–472.
  • Лотман, Ю. М. Внутри мыслящих миров: Человек – текст – семиосфера – история / Ю. М. Лотман. – М., 1996. – 464 с.
  • Орлицкий, Ю. Б. Динамика стиха и прозы в русской словесности / Ю. Б. Орлицкий. – М., 2008. – 845 с.
  • Сапгир, Г. В. Собрание сочинений: в 4 т. / Г. В. Сапгир. – М., 1999. – Т. 2. – 313 с.
  • Ры Никонова-Таршис, А. «Уктусская школа» / А. Ры Никонова-Таршис // НЛО: Независимый филологический журнал. – 1995. – № 16. – С. 221–238.
  • Сапгир, Г. В. Стихи на неизвестном языке / Г. В. Сапгир // НЛО: Независимый филологический журнал. – 1995. – № 16. – С. 290–295.
  • Петроченко, Л. А. Об особенностях семантики иконических знаков / Л. А. Петроченко, Е. О. Мерзлякова // Вестник Томского государственного педагогического университета. Серия: Гуманитарные науки (филология). – 2005. – Вып. 4 (48). – С. 43–49.
Еще
Статья научная