Визуальная поэтика стихотворных текстов XVIII века
Автор: Двойнишникова Мария Павловна, Пелихов Денис Александрович
Рубрика: Литературоведение. Журналистика
Статья в выпуске: 2 т.23, 2023 года.
Бесплатный доступ
Целью данной статьи является исследование визуально-графического оформления стихотворных текстов поэтов XVIII века (Г. Р. Державина, А. Д. Кантемира, М. В. Ломоносова, А. А. Ржевского, А. П. Сумарокова, В. К. Тредиаковского и др.). Объектом рассмотрения стали поэтические тексты, представленные в собраниях сочинений вышеуказанных авторов. Деятельность поэтов-реформаторов XVIII века, а также их учеников, последователей и современников тесно связана с установлением классицистического канона силлабо-тонического стиха, а также с языковой реформой М. В. Ломоносова, определившей пути развития языка и литературы, в том числе и поэзии. В поэзии XVIII века происходит постепенное формирование, накопление и развитие основных признаков визуально-графической модели стихотворного текста классического типа. Анализ произведений различных жанров позволяет сделать вывод о том, что визуальный рисунок стихотворений, принадлежащих к среднему и низкому «штилю», таких как бытовая притча или песня, более разнообразен. Он позволяет подчеркнуть лёгкость содержания и игровую эстетику таких текстов, помогает уловить смену тематики, усиливает народный песенный характер лирики. Поэзия XVIII века оказала существеннейшее влияние на формирование и развитие визуальной модели классического силлабо-тонического стиха.
Xviii век, классицизм, реформа стихосложения, силлабо-тонический стих, визуальная поэзия, визуальный облик стихотворного текста
Короткий адрес: https://sciup.org/147240382
IDR: 147240382 | DOI: 10.14529/ssh230212
Список литературы Визуальная поэтика стихотворных текстов XVIII века
- Поэты XVIII века: в 2 т. / сост. Г. П. Ма-когоненко и И. З Сермана ; вступ. статья Г. П. Макогоненко [с. 3–72] ; биогр. справки И. З. Серма-на. – Л.: Сов. писатель. [Ленингр. отд-ние], 1972. – Т. 1. – 624 с.
- Ломоносов, М. В. Полное собрание сочинений: в 11 т. / М. В. Ломоносов. – М. ; Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1950. – Т. 8. – Поэзия. Ораторская проза. Надписи. – М. ; Л., 1959. – 1261 с.
- Сумароков, А. П. Полное собрание всех сочинений: в стихах и прозе: в 10 ч. / А. П. Сумароков. – М., 1781. – Ч. 2: Оды торжественныя ; Оды разныя ; Оды вздорныя ; Слово I–VIII. – М., 1781. – 360 с.
- Лотман, Ю. М. О поэтах и поэзии: анализ поэтического текста / Ю. М. Лотман. – СПб., 1996. – 846 c.
- Гаспаров, М. Л. Русский стих начала ХХ века в комментариях. – Изд. 2 доп. / М. Л. Гаспа-ров. – М., 2001. – 287 с.
- Сумароков, А. П. Полное собрание всех сочинений: в стихах и прозе: в 10 ч. / А. П. Сумароков. – М., 1781. – Ч. 1: Преложенiе псалмовъ ; Оды и другiя духовныя сочиненiя и преложенiя ; Надписи ; Отрывки ; Описанiе огненнаго пред-ставленiя, въ перьвый вѣчеръ, новаго года 1760 ; Епистолы ; Наставление хотящим быти писателя-ми. – М., 1781. – 364 с.
- Сочинения Державина / С объясн. прим. [и предисл.] Я. Грота. – Т. 1–9. – СПб.: Имп. Акад. наук, 1864–1883. – Т. 1, 1864. – 812 с.
- Западов, А. В. Поэты XVIII века (М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин) / А. В. Западов. – М., 1979. – 311 с.
- Ларкович, Д. В. Г. Р. Державин и художественная культура его времени: формирование индивидуального авторского сознания: моногра-фия / Д. В. Ларкович. – Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2011. – 341 с.
- Леванова, Е. П. Проблематика изучения творчества Г. Р. Державина в российском литературоведении XX века // Огарёв-Online. – 2017. – № 4 (93). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ problematika-izucheniya-tvorchestva-g-r-derzhavina-v-rossiyskom-literaturovedenii-xx-veka (дата обращения: 18.03.2023).
- Полякова, Л. В. Г. Р. Державин: к концепции современного прочтения поэтического творчества / Л. В. Полякова // Вестник ТГУ. – 2008. – № 7. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/g-r-derzhavin-k-kontseptsii-sovremennogo-prochteniya-poeticheskogo-tvorchestva (дата обращения: 18.03.2023).
- Семьян, Т. Ф. Визуальный облик прозаического текста / Т. Ф. Семьян. – Челябинск, 2006. – 251 с.
- Япишина, А. Е. Функции графического эквивалента текста в поэзии Е. Мнацакановой / А. Е. Епишина // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. – 2022. – Т. 22, № 1. – С. 114–119.
- Levitt, M. C. Sumarokov and the unified poet-ry book: «Ody Torzhestvennyya» and «Elegii Lyubov-nyya» through the prism of tradition / M. C. Levitt // RUSSIAN LITERATURE. – Т. 52, Вып. 1–3. – 2002. – Р. 111–139.
- Slozhenikina, Y. V. Genesis of cultural and political mythology: Trediakovsky (1757), Lo-monosov (1758), Sumarokov (1759) about the origin of Russian nation and Russian language / Y. V. Slozheni-kina, A. V. Rastyagaev // Russian Linguistic Bulletin i1 (5). – 2016. – URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/genesis-of-cultural-and-political-mythology-trediakovsky-1757-lomonosov-1758-sumarokov-1759-about-the-origin-of-russian-nation-and-russian/viewer (дата обращения: 10.03.2021).
- Greve, C. Writing and the «Subject»: image-text relations in the early russian avant-garde and con-temporary Russian visual poetry / C. Greve. – Am-sterdam: Pegasus, 2004. – 344 р.
- Ellestrom, L. Visual Iconicity in Poetry. Re-placing the Notion of «Visual Poetry» / L. Elles-trom, // Orbis Litterarum. – 2016. – 71:6. – Р. 437–472.
- McAllister, B. J. «Narrative in concrete / concrete in narrative: Visual poetry and narrative theory» / B. J. McAllister // Narrative. – 2014. – Vol. 22. – Р. 234–251.