Визуальный аспект поэтики романа И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева»
Автор: Пращерук Н.В.
Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro
Статья в выпуске: 4 т.22, 2024 года.
Бесплатный доступ
В статье исследуется визуальный аспект поэтики романа И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева». Ведущей формой визуальности в книге является литературный пикториализм, т. е. такой способ моделирования художественного мира, при котором явления и события реальности представлены с опорой на живописные принципы создания образа. Пикториальный текст обладает целым рядом черт, напоминающих живописное полотно: статичностью, обеспеченной статусом преимущественно настоящего времени, акцентно подчеркнутыми формами, цветом описаний, особой композицией. Дар бунинского живописания реализуется в щедрой фактурности и цветописи, в точности деталей, в способности запечатлеть воспоминания в ярких пейзажных, предметных, портретных картинах. Наряду с литературным пикториализмом Бунин прибегает к экфрасису, останавливаясь, главным образом, на фотографиях и семейных портретах. Тем самым прошлое, в том числе и с опорой на экфрасис, предстает не только в картинах, но и в лицах. Словесная икона призвана визуально усилить, акцентировать сюжет вхождения героя в мир православной религиозности. При этом картины, на которых останавливается взгляд повествователя, сочетаются с кинематографическим письмом - динамическим потоком кадров, воспринятых сознанием и зрением и воссозданных с помощью монтажа. Так моделируется течение жизни в «неслиянности и нераздельности» динамики и остановившихся мгновений. Таким образом, визуальные формы развертывания художественного мира в романе представлены системно и разветвленно. Они могут быть отнесены к тем факторам, которые формируют особый органический стиль письма Бунина, когда вопросы онтологии ставятся и разрешаются на уровне стиля, на уровне здесь и сейчас являющихся образов окружающего мира.
Бунин, роман, визуальность, пикториализм, интермедиальность, пространство, экфрасис, икона, слово, монтаж
Короткий адрес: https://sciup.org/147245769
IDR: 147245769 | DOI: 10.15393/j9.art.2024.14142
Список литературы Визуальный аспект поэтики романа И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева»
- Гришакова М. Визуальная поэтика В. Набокова // Новое литературное обозрение. 2002. № 2 (54). С. 34–46 [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9145997 (10.06.2024). EDN: HSDRVD
- Качков И. А. Поэтика романа В. Ф. Одоевского «Русские ночи»: интермедиальный аспект // Проблемы исторической поэтики. 2021. Т. 19. № 4. С. 305–319 [Электронный ресурс]. URL: https://poetica.pro/files/redaktor_pdf/1638429225.pdf (10.06.2024). DOI: 10.15393/j9.art.2021.10144
- Клоков А. Ю., Найденов А. А., Новосельцев А. В. Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец. Липецк: Липецкое областное краеведческое общество, 2006. 512 с.
- Лепахин В. В. Икона и иконичность. М.: Паломник, 2002. 457 с.
- Лосский Н. О. Обоснование интуитивизма // Лосский Н. О. Избранное. М.: Правда, 1991. С. 11–334.
- Лотман Ю. М. Природа киноповествования // Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин: Ээсти Раамат, 1973 [Электронный ресурс]. URL: https://studfile.net/preview/7176772/ (10.06.2024).
- Мартьянова И. А. Киновек русского текста: парадокс литературной кинематографичности. СПб.: Сага, 2002. 224 с.
- Мухачев Д. А. Визуальная поэтика Петербурга в творчестве В. В. Набокова (русский период): автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2021. 26 с.
- Подковырин Ю. В. Смысловые аспекты визуального в литературе // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1 (часть 1) [Электронный ресурс]. URL: https://science education.ru/ru/article/view?id=18723 (10.06.2024).
- Пращерук Н. В. Проза И. А. Бунина: философия, поэтика, диалоги. СПб.: Алетейя; Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2022. 432 с. [Электронный ресурс]. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=-book_view_red&book_id=686131 (10.06.2024) (а)
- Пращерук Н. В. «Три рассказа» И. А. Бунина — три стратегии авторского письма // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2022. № 4. С. 49–53 [Электронный ресурс]. URL: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/phylolog/2022/04/2022-04-11.pdf (10.06.2024) (b)
- Пращерук Н. В. Литературный пикториализм как форма интермедиальности в романе И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева» // Компаративные филологические исследования в ХХI веке. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2024. С. 26–36.
- Семьян Т. Ф. Визуальный облик прозаического текста. Челябинск: Библиотека А. Миллера, 2006. 215 с.
- Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу. М.: Дом интеллектуальной книги, 1997. 107 с.
- Федорова Е. В. Визуальные особенности текстов «симфоний» А. Белого // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. 2014. Т. 11. № 2. C. 76–80 [Электронный ресурс]. URL: https://vestnik.susu.ru/linguistics/article/view/2340 (10.06.2024).
- Флоренский П. А. Анализ пространственности и времени в художественно- изобразительных произведениях. М.: Прогресс, 1993. 324 с.
- Хоружий С. С. «Улисс» в русском зеркале // Джойс Д. Собр. соч.: в 3 т. М.: Знак, 1994. Т. 3: Улисс. С. 363–605.
- Hansen-Love А. Die “Realiesierung” und “Entfaltung” semantischen Figuren zu Texten // Wiener Slavischer Almanach. 1982. Vol. 10. S. 197–252.