Визульная феноменология М. Мерло-Понти

Автор: Реутов Антон Сергеевич

Журнал: Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология @fsf-vestnik

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 4 (32), 2017 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются основные идеи и концепты Мориса Мерло-Понти, которые касаются анализа сущности визуального. Показана конституирующая роль телесности. Благодаря наличию тела, человек способен осознать себя и мир, в котором он находится. Тело и мир неразрывны, имеют одинаковую природу, и этим обусловлена возможность восприятия. Далее говорится о том, как Мерло-Понти понимает процесс видения. Для философа важно зрение как таковое, зрение до мышления, зрение, которое уже является родом мышления. Такой тип зрения может быть схвачен только в определенных обстоятельствах. Во-первых, в ситуации, когда воспринимается не отдельная вещь, а весь горизонт видимого, целое «сцены». Во-вторых, необходимо заметить, что видящий и видимое всегда находятся на определенной дистанции, зрение субъективно, зависит и разворачивается относительно видящего. Представлена реконструкция анализа живописи, которую проводил Мерло-Понти в своих работах. Особое внимание уделено роли художника. Живописец является носителем особого вида зрения, он видит мир по-другому, используя иные категории. Через художника становится явным процесс, когда мир полностью захватывает видящего. Через анализ живописи нам открываются особые измерения видимого. Глубина показывает размещенность вещей относительно друг друга. Ее точка отсчета - глаз видящего. Цвет открывает материальность, тактильность поверхности, цвет всегда сопряжен с качеством вещи, которую он окрашивает. Линия или контур в рисунке делают явным скрытое ощущение несуществующей границы между вещами, которая возникает только в человеческом глазе. Эти и другие категории анализа художественного произведения открывают философу суть видения реального мира с другой стороны. Автор стремится показать, как в работах Мерло-Понти раскрывается понимание видения, которое является свойством мира и является результатом определенного соположения видящего и видимого, человека и мира.

Еще

Производство присутствия, визуальные исследования, значение, восприятие, герменевтика, феноменология

Короткий адрес: https://sciup.org/147203202

IDR: 147203202   |   DOI: 10.17072/2078-7898/2017-4-520-527

Список литературы Визульная феноменология М. Мерло-Понти

  • Баль М. Визуальный эссенциализм и объект визуальных исследований//Логос. 2012. № 1(85). С. 212-249.
  • Инишев И.Н. Феноменология как теория образа//Логос. 2010. № 5(78). С. 196-204.
  • Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб.: Наука, 1999. 312 с.
  • Петровская Е. Теория образа. М.: Рос. гос. гу-манит. ун-т, 2010. 283 с.
  • Мерло-Понти М. Видимое и невидимое. Минск, 2005. 400 с.
  • Moxey K. Visual Studies and the Iconic Turn//Journal of Visual Culture. 2008. Vol. 7, iss.2. P. 131-146 DOI: 10.1177/1470412908091934
  • Гумбрехт Х.-У. Производство присутствия: Чего не может передать значение. М.: Новое литературное обозрение, 2006. 184 с.
  • Мерло-Понти М. Кино и новая психология восприятия. URL: http://www.psychology.ru/library/00038.shtml (дата обращения: 09.12.2016).
  • Мерло-Понти М. Око и дух. М.: Искусство, 1992. 63 с.
  • Мерло-Понти М. Сомнение Сезанна. URL: http://theoryandpractice.ru/posts/7647-cezanne (дата обращения: 09.12.2016).
  • Mitchell W.J. T. Showing seeing: a critique of visual culture//Journal of Visual Culture. 2002. Vol. 1, iss. 2. P. 165-181 DOI: 10.1177/147041290200100202
  • Маклюэн Г.М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. М.: Жуковский, 2003. 464 с.
Еще
Статья научная