Вячеслав Иванов и ницшевский след в достоеведении

Автор: Кибальниченко С.А.

Журнал: Русско-Византийский вестник @russian-byzantine-herald

Рубрика: История философии

Статья в выпуске: 2 (13), 2023 года.

Бесплатный доступ

Поэт и религиозный мыслитель Вячеслав Иванов позаимствовал у Ницше миф о новом Эсхиле. Таким дионисийским художником, призванным совершить исторический поворот от эпохи Сократа к возрождению античной трагедии-мистерии, предшественник видел Рихарда Вагнера. Мэтр символизма отвел эту роль Достоевскому, которому посвятил несколько работ, построенных по принципу палимпсеста. В них за поверхностным слоем скрывается мифологический сюжет, слагающийся из множества компонентов. Это и пройденное писателем посвящение, и многочисленные нити, связывающие его с античностью, и термин «роман-трагедия», и даже образ Матери-Земли, ждущей небесного освободителя. Но миф о новом Эсхиле был настолько умело сокрыт в текстах Иванова, что его структурные компоненты не воспринимались как единое целое. Читатель видел в них либо поэтические образы, либо самостоятельные научные идеи, освященные авторитетом поэта-философа. Неудивительно, что вслед за Ивановым Марью Лебядкину стали воспринимать символом Души-Земли, а термин «роман-трагедия» прочно вошел в филологию. Так в достоеведении появился ницшевский след.

Еще

Новый эсхил, дионисийский художник, роман-трагедия, мифотворческий метод ницше, растерзание диониса, основной миф, душа-земля, палимпсест, структурные компоненты мифа

Короткий адрес: https://sciup.org/140301560

IDR: 140301560   |   DOI: 10.47132/2588-0276_2023_2_94

Список литературы Вячеслав Иванов и ницшевский след в достоеведении

  • Бахтин М. М. Собр. соч.: В 7 т. Т. 2. М.: Русские словари, 2000.
  • Белый Андрей. Вячеслав Иванов // В. И. Иванов: pro et contra: Антология. Т. 1. СПб.: РХГА, 2015. С. 399-440.
  • Бердяев Н.А. Ставрогин // Достоевский Ф.М. Бесы: роман в 3 ч. М.: Согласие, 1996. С. 518-525.
  • Бочаров C.r. Книга о Достоевском на пути Бахтина // Бахтинский сборник. Вып. 5. M.: Языки славянской культуры, 2004. С. 281-314.
  • Брагинская Н.В. Трагедия и ритуал у Вячеслава Иванова // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. M.: Наука, 1988. С. 294-329.
  • Булгаков C.H. Соч.: В 2 т. Т. 2. M.: Наука, 1993.
  • Виламовиц-Mëллендорф У. Филология будущего! // Ницше Ф. Рождение трагедии. M.: Ad Marginem, 2001. С. 242-278.
  • Гаврилов И.Б., Кибальниченко C. A. Magnum opus Вячеслава Иванова в контексте современных научных исследований. О книге: Повесть о Светомире царевиче / Изд. подгот. А. Л. Топорков, О. Л. Фетисенко, А. Б. Шишкин. M.: Ладомир, Наука, 2015. 824 c. (Литературные памятники) // Христианское чтение. 2020. №4. С. 151-170.
  • Евнин Ф.И. Реализм Достоевского // Проблемы типологии русского реализма. M.: Наука, 1969. С. 408-454.
  • Иванов В.И. Дионис и прадионисийство // Символ. №65. Париж — Mосква, 2015. С. 7-395.
  • Иванов В.И. Собр. соч.: В 4 т. / Под ред. Д.В. Иванова и О. Дешарт. Брюссель: Foyer Oriental Chrétien, 1971-1987. Т. 1-4.
  • Иванов И., свящ, ГавриловИ.Б., Титаренко C.Д., ТитаренкоЕ.М., Cкурова О. Б., Mаркидонов А. В. Вячеслав Иванов: поэт, философ, христианин. К 70-летию со дня кончины. Mатериалы круглого стола научного проекта Издательства СПбДА «Византийский кабинет» // Русско-Византийский вестник. 2020. № 1 (3). С. 338-355.
  • Кибальниченко C. А. Новый Эсхил: миф о Достоевском в философской прозе Вячеслава Иванова // Русско-Византийский вестник. 2022. № 3. С. 58-79.
  • Лаппо-Данилевский К Ю. О преподавании Вячеслава Иванова на курсах Н.П. Раева // Русская литература. 2011. №4. С. 66-79.
  • Ницше Ф. Полн. собр. соч.: В 13 т. Т. 1. Ч. 1. M.: Культурная революция, 2012.
  • Плюханова M. Б. Архаика Достоевского у Вяч. Иванова и его последователей // Историческое и надвременное у Вячеслава Иванова: К 150-летию Вяч. Иванова / Под ред. M. Плюхановой и А. Шишкина. Салерно. 2017. С. 103-130.
  • Пумпянский Л. В. Классическая традиция: Собрание трудов по истории русской литературы. M.: Языки русской культуры, 2000.
  • Рудникегал K.M., Титаренко C. Д., Фетисенко О. Л. и др. Комментарии // Иванов В. И. Достоевский: Трагедия — Mиф — Mirara. СПб.: Пушкинский Дом, 2021. С. 313-443.
  • Словьев В. C. Словесность или истина? // Ницше: pro et contra. СПб.: Изд-во Рус. христиан. гуманитар. ин-та, 2001. С. 293-296.
  • Титаренко C-Д. Поэма Вячеслава Иванова «Mладенчество»: символический язык автобиографического мифа и его христианские и розенкрейцерские истоки // Судьбы литературы серебряного века и русского зарубежья. СПб.: Петрополис, 2010. С. 183-201.
  • Тоичкина А. В. Роль трагедии в романе Достоевского «Идиот» // Достоевский и мировая культура. Альманах № 21. СПб.: Серебряный век, 2006. С. 21-31.
  • Шестов Л. Соч.: В 2 т. Т. 1. M.: Наука, 1993.
Еще
Статья научная