Вклад А. П. Косменко в изучение культур финноязычных народов Северо-Запада России
Автор: Минвалеев С.А.
Журнал: Ученые записки Петрозаводского государственного университета @uchzap-petrsu
Рубрика: Бубриховские чтения: традиции и новации в исследовании финно-угорских языков и культур
Статья в выпуске: 3 т.47, 2025 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена Анне Павловне Косменко - выдающемуся этнографу, внесшему значительный вклад в изучение народного искусства финно-угорских народов России. Исследования А. П. Косменко, основанные на многолетних полевых экспедициях и анализе музейных коллекций, легли в основу ее фундаментальных трудов по орнаментальному искусству карелов, вепсов и саамов Кольского полуострова. Представлены малоизвестные страницы личной и научной биографии ученого, составленные на основе опубликованных работ, архивных материалов и интервью с коллегами и близкими, дополненных фотографиями из семейных архивов. Особое внимание уделено методологии исследований А. П. Косменко и потенциалу ее полевых материалов, которые хранятся в архиве и до настоящего времени остаются практически не изученными. Подчеркивается значимость ее научного наследия для современных этнологов, краеведов, мастеров-ремесленников.
Анна павловна косменко, биография, история этнографии, научное наследие, народное искусство, традиционные орнаменты, карелы, вепсы, саамы
Короткий адрес: https://sciup.org/147247873
IDR: 147247873 | DOI: 10.15393/uchz.art.2025.1168
Текст научной статьи Вклад А. П. Косменко в изучение культур финноязычных народов Северо-Запада России
Анна Павловна Косменко является известным исследователем изобразительного искусства финно-угорских народов России. Ее научные труды по народным художественным промыслам и орнаменту карелов, вепсов, ижоры и саамов Кольского полуострова известны не только в России, но и за рубежом. В 2024 году выдающемуся этнографу исполнилось 80 лет, что послужило поводом вновь обратиться к работам Анны Павловны и отметить значимые вехи в ее профессиональной жизни.
Биография исследовательницы подробно представлена в статье К. К. Логинова, подготовленной к ее 70-летию [6]. Там же приведена и библиография, включающая в себя более 40 работ автора на русском, финском и английском языках. Поэтому я лишь кратко представлю основные моменты трудовой биографии Анны Павловны, дополнив текст фотографиями и воспоминаниями ее учеников, коллег и родственников, интервью с которыми я провел осенью 2024 года. Основное внимание в статье уделено анализу ее опубликованных работ и экспедиционных материа- лов, хранящихся в Научном архиве Карельского научного центра РАН (НА КарНЦ). Хорошим подспорьем в исследовании научной биографии А. П. Косменко послужили протоколы заседаний секторов Института языка, литературы и истории КарНЦ РАН (ИЯЛИ), в котором Анна Павловна работала с 1971 по 2004 год [8: 369–370]1.
НАЧАЛО НАУЧНОГО ПУТИ
Анна Павловна Косменко (Хокконен) родилась 31 августа 1944 года в д. Старо-Сиверская Гатчинского района Ленинградской области в учительской семье ингерманландских финнов. Отец Павел Павлович был директором школы и преподавал математику, мать Дагмара Ивановна вела русский язык и литературу. В семье было четверо детей: Евгения, Эрик, Павел и Аня (рис. 1). После Второй мировой войны семья переехала в Карелию, где в 1961 году Анна закончила Пряжинскую школу. В этом же году она поступила на историческое отделение историко-филологического факультета Петрозаводского государственного университета (ПетрГУ) (рис. 2). После окончания вуза в 1966 году
Анна по распределению один год работала учителем истории и обществознания в школе г. Пу-дожа, а затем была принята на работу научным сотрудником в Карельский краеведческий музей. Здесь ее заметили Р. Ф. Никольская и В. В. Пименов – специалисты-этнографы из ИЯЛИ. Известные ученые высоко оценили ее вклад в разработку экспозиций музея «Бесовы следки» и раздела дореволюционной истории Поморья Беломорского филиала музея и рекомендовали Анне поступить в аспирантуру и специализироваться в области изучения традиционного орнамента.
Анна Павловна поступила в целевую аспирантуру ИЯЛИ в 1968 году и была направлена на весь срок обучения (до 1971 года) в Институт этнографии АН СССР (Москва). Научным руководителем Анны Павловны стала известная исследовательница традиционного орнамента и одежды народов СССР Г. С. Маслова, уже имевшая опыт изучения карельской культуры [7]. Аспирантка приступила к написанию диссертации, посвященной этнокультурным связям карелов Карельской АССР на основе данных народного изобразительного искусства. Работа предстояла непростой, поскольку на тот момент тема традиционных орнаментов карелов практически не была изучена. Семь лет потребовалось А. П. Косменко, чтобы собрать полевой материал в русских и карельских поселениях, изучить экспонаты народного декоративно-прикладного искусства в столичных и региональных музеях, а также разработать собственную методику работы2. Попутно Анна Павловна выступала на конференциях с докладами и готовила статьи по орнаменту, рукоделию и столярному искусству карелов. К 1974 году у молодой исследовательницы уже был готовый текст диссертации, опубликовано пять работ, подготовлены четыре рукописи. Еще один год потребовался, чтобы дождаться публикации статьи в центральном академическом журнале «Советская этнография» [9], рекомендованном для допуска к защите3. Наконец, 10 июля 1975 года кандидатская диссертация на тему «Народное изобразительное искусство карел Карельской АССР XIX – нач. ХХ вв. (в свете историко-культурных связей)» была успешно защищена в Институте этнографии АН СССР.
МЕТОДОЛОГИЯ РАБОТЫ А. П. КОСМЕНКО
Диссертационная работа А. П. Косменко стала первым комплексным исследованием различных типов традиционного искусства всех этнодиалектных групп карелов Карелии с применением историко-сравнительного метода. Кандидатская диссертация выявила лакуны, и дальнейшую трудовую деятельность Анна Павловна посвятила углублению и расширению своих знаний о народном искусстве не только карелов, но и вепсов, саамов, а также ижоры и води. Этнограф начала планомерно накапливать и анализировать материал по традиционным орнаментам народов Северо-Запада России, поэтапно собирая его с 1977 года у вепсов, с 1980-х годов – у саамов Кольского полуострова. В 1983–1985 годах она выезжала в экспедиции к ижоре и води в Ленинградскую область. Результаты работы А. П. Кос-менко почти ежегодно публиковала в виде статей, монографий и глав в коллективных трудах, многие из которых качественно иллюстрированы4.
В своих исследованиях Анна Павловна использовала новаторский на тот момент подход,

Рис. 1. Семья Хокконенов, 1949 год. Слева направо: Павел, Эрик, Евгения. На руках у матери Дагмары – Аня Хокконен. Личный архив Е. Э. Сабуровой

Рис. 2. 15-летняя Анна Хокконен, 1959 год.
Личный архив Е. Э. Сабуровой
Figure 1. The Hokkonen family, 1949. From left to right: Pavel, Erik, Eugenia. Dagmara, the mother, holds Anya Hokkonen.
Photo from the personal archive of E. E. Saburova
Figure 2. Anna Hokkonen, 15, 1959. Photo from the personal archive of E. E. Saburova
заключавшийся в привлечении фольклорного и исторического анализа орнаментальных материалов. Например, сравнивая орнаменты карельских и вепсских вышивок, которые являются довольно консервативным явлением, А. П. Кос-менко обращалась к археологическим данным курганной культуры Юго-Восточного При-ладожья. В выяснении функций и символики полотенец ей помогал фольклорный материал, например сказочные традиции, где вышитое полотенце играло ритуальную или магическую роль5. Эту методологию высоко оценили коллеги по институту. Так, при обсуждении рукописи об изобразительном искусстве вепсов в 1981 году известный фольклорист Н. А. Криничная отмечала:
«Мыслит автор такими категориями, которые приемлемы и для этнографов, и историков, и фольклористов, и археологов. Что фольклористы подтверждают на словесном материале, автор работы демонстрирует фотографиями вышивок»6.
С археологией у Анны Павловны была тесная связь не только в научной деятельности, но и в личной жизни. В 1973 году она вышла замуж за археолога Марка Георгиевича Кос-менко, с которым познакомилась во время обучения в Москве. Оба супруга затем работали в ИЯЛИ, где трудовая синергия семьи Косменко не раз давала плоды. Например, Марк Георгиевич выступил научным редактором magnum opus А. П. Косменко «Традиционный орнамент финноязычных народов Северо-Западной России», который она представила в 2002 году и который был переиздан с дополнениями автора в 2011 году [4], [5]. Эта монография стала итогом 30-летнего изучения народного орнамента карелов, вепсов, кольских саамов и по своей форме и содержанию представляет уровень докторской диссертации. В ней посредством формального подхода были проанализированы традиционные орнаменты и выявлены хронологические пласты формирования различных элементов народного искусства финно-угорских народов Северо-Запада России.
Помимо академической работы А. П. Космен-ко проводила публичные лекции и консультации по традиционному искусству и одежде народов Карелии для сотрудников музеев, театров и мастеровых, выступала в СМИ, была членом Карельского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. У Анны Павловны была и педагогическая нагрузка в ПетрГУ, где она читала курс «Основы общей этнографии» и руководила студенческими исследованиями [6: 160–161]7. Так, в 1984–1985 годах она была научным наставником В. В. Сурво (в девичестве – Терентьева)8, которая на третьем курсе историко-филологического факультета работала над курсовой работой по вышивке и росписи русских Карелии. Вера Викторовна вспоминает:
«Анна Павловна давала важные советы, как в экспедициях фиксировать сюжеты вышивок – помимо фотосъемки, переносить грифом на кальку. В середине 1980-х так я собирала материал для диплома. [Она] советовала, как разговорить и расположить к себе пожилых женщин, чтоб они показали семейные реликвии – именно так относились к традиционным вышивкам в Заонежье. Отзывы Анны Павловны [на мои тезисы и статьи] всегда были доброжелательными и высоко профессиональными. По ее рекомендации я получила перевод на кафедру этнографии ЛГУ9, где продолжила работу над темой “Образы вышивки русских Карелии”»10.
С самых ранних исследовательских лет А. П. Косменко не только самостоятельно выезжала в экспедиции, но и руководила полевыми отрядами. Во время отчета по итогам первого срока работы Анны Павловны в ИЯЛИ (1971–1974) старшая коллега Р. Ф. Никольская отметила, что ей нравится, как работает молодой специалист: «Целеустремленно, с любовью, на высоком уровне… Я довольна ее работой по руководству экспедиционным отрядом»11 (рис. 3). Известные этнографы выезжали в свои первые «поля» под началом Анны Павловны: З. И. Етоева (после замужества – Строгаль-щикова), А. А. Кожанов, А. П. Конкка и др.12 К. К. Логинов вспоминал, что по итогам своей первой экспедиции в Карелию к прионежским вепсам в 1977 году под руководством А. П. Кос-менко он составил полевой отчет на 242 страницах, но «в нем было немного сведений, которые бы не довелось записать Анне Павловне от ее стариков-информантов» [6: 160].

Рис. 3. Экспедиция ИЯЛИ в Медвежьегорский район Карелии, д. Карзиксельга (Мяндусельга), 1975 год. Слева направо: А. П. Косменко, П. Савельева (местная жительница), Р. Ф. Никольская, Р. П. Ремшуева, А. П. Конкка. Личный архив А. П. Конкка
Figure 3. Expedition of the Institute of Linguistics, Literature and History to the Medvezhyegorsk District of Karelia, village of Karzikselga (Myanduselga), 1975. From left to right: A. P. Kosmenko, P. Savelyeva (a villager), R. F. Nikolskaya, R. P. Remshueva, A. P. Konkka. Photo from the personal archive of A. P. Konkka
АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ А. П. КОСМЕНКО
О мастерстве и широте профессиональных взглядов А. П. Косменко свидетельствуют ее полевые материалы, хранящиеся в НА КарНЦ. Это дневники, отчеты и фотоальбом экспедиционных выездов к карелам13, вепсам14 и саамам15, которые на настоящий момент практически не изучены. Тематика сбора у Анны Павловны была самая широкая: отчеты и дневники изобилуют записями по бытовой, рабочей и праздничной одежде, тканям, деталям ткацких станков, посуде, мебели, архитектурным элементам, кустарному производству, отхожим промыслам и т. д. Полевые записи этнограф сопровождала эскизами, фотографиями (не все сохранились в НА КарНЦ) и подписями на родных языках опрашиваемых. Исследовательнице были важны не только элементы материальной культуры сами по себе, но и контекст их использования. Поэтому в записях можно найти информацию по праздникам, обрядам и верованиям; профессиональной и гендерной специфике использования предметов; социально-экономическим связям с соседними поселениями и др.
Остановлюсь подробнее на альбоме фотографий экспедиции к саамам с. Ловозера, составленном А. П. Косменко совместно с Г. В. Рапацкой и В. П. Кузнецовой в 1982 году16. Не все фотоснимки из альбома были опубликованы в монографиях, освещающих народное изобразительное искусство саамов [3], [4], [5]. Альбом содержит качественные черно-белые снимки видов Ловозера, экспонатов Ловозерского районного музея и местных жителей в традиционных саамских костюмах и украшениях. На некоторых фотографиях мастерицы представлены за обработкой оленьей шкуры, прядением на прялке, убаюкиванием младенца в колыбели. Также исследователи запечатлели интерьеры жилых помещений, мебели и предметов быта, архитектурные элементы могильных сооружений, рисунки шаманских бубнов и танговых знаков. Особо отмечу, что все фотографии в альбоме прекрасно атрибутированы, подписи к ним содержат подробные описания, которые иногда занимают большее пространство, чем сама фотография.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как можно видеть, Анна Павловна была очень трудолюбивым и увлеченным работой человеком. Племянница Е. Э. Сабурова отмечала рабочую атмосферу, которая царила в доме семьи Кос-менко: повсюду было много бумаг, папок, альбомов, книг. Елена Эриковна шутила, что «любимым блюдом у тети Ани был бутерброд, так как заниматься готовкой с таким темпом жизни было некогда». Но для гостей Анна Павловна находила время приготовить блюда народной кухни. Елене Эриковне очень хорошо запомнилась рыба по-карельски (блюдо из ряпушки или сельди-беломорки с картофелем и луком), которую Анна Павловна учила готовить свою племянницу17. На данный момент А. П. Косменко находится на заслуженном отдыхе и проживает у племянницы Елены Эриковны в п. Калевала.
Научное наследие А. П. Косменко остается востребованным как среди исследователей традиционной культуры народов России, так и среди практиков: экскурсоводов, ремесленников, мастеровых. Это подтверждает и этнограф А. П. Конк-ка, работавший с Анной Павловной в полевых выездах и институтских кабинетах с 1970-х годов (рис. 4):
«“Приобретение” Розы Федоровны (она взяла Анну Хокконен-Косменко в сектор) было более чем удачным. На уровне нашего ИЯЛИ Аня была хорошим, даже отличным, ученым. Нам повезло, что единственный человек, который занимался народным декоративным искусством в Институте, была именно Аня. Особенно была сильная книга о вепсах18. Я сам неоднократно пользовался ее богатыми материалами и находил подтверждение своим идеям в ее текстах. Ссылки на нее рассыпаны в моих работах, начиная со статей и до “Карсикко”19. <…> Я несомненно в своих исследованиях еще не раз обращусь за аналогиями к Косменко»20.

Рис. 4. Сотрудники сектора этнографии и этносоциологии ИЯЛИ, 1985 год. Первый ряд (слева направо):
А. П. Косменко, И. Ю. Винокурова, О. Н. Ольхович, М. И. Мухина. Второй ряд (слева направо): Ю. Ю. Сурхаско, А. П. Конкка, В. Н. Бирин, К. К. Логинов, А. А. Кожанов, Е. И. Клементьев. Источник: сайт ИЯЛИ
Figure 4. Employees of the Sector of Ethnography and Ethnosociology at the Institute of Linguistics, Literature and History, 1985. First row (from left to right): A. P. Kosmenko, I. Yu. Vinokurova, O. N. Olkhovich, M. I. Mukhina. Second row (from left to right): Yu. Yu. Surkhasko, A. P. Konkka, V. N. Birin, K. K. Loginov, A. A. Kozhanov, E. I. Klementyev. Source: website of the RAS Institute of Linguistics, Literature and History
Пообщавшись с коллегами и близкими А. П. Кос-менко, я могу резюмировать, что ее вспоминают как трудолюбивого, непубличного, скромного и в то же время прямолинейного человека. Человека, преданного своей профессии. Анна Павловна не только изучала карельскую культуру, но и расширила исследовательские рамки, охватив регионы проживания финно-угорских и славянских народов Северо-Запада России. Эти заслуги делают А. П. Косменко классиком российской и мировой этнологии и антропологии.