Вклад Л.С. Грибовой в изучение декоративно-прикладного искусства народов коми

Автор: Шарапов В.Э., Жеребцов И.Л.

Журнал: Известия Коми научного центра УрО РАН @izvestia-komisc

Рубрика: Научные статьи

Статья в выпуске: 1 (59), 2023 года.

Бесплатный доступ

В статье рассмотрены основные вехи биографии видного коми этнографа Л.С. Грибовой (1933-1986), проанализировано значение ее исследований для понимания особенностей декоративно-прикладного искусства коми-зырян и коми-пермяков, охарактеризованы ее основные труды, посвященные этой научной проблематике.

Этнография, история науки, коми, народное искусство

Короткий адрес: https://sciup.org/149142809

IDR: 149142809   |   DOI: 10.19110/1994-5655-2023-1-211-215

Текст научной статьи Вклад Л.С. Грибовой в изучение декоративно-прикладного искусства народов коми

В мае 1969 г. Грибова защитила кандидатскую диссертацию по теме «Историческая традиция в народном искусстве коми-пермяков» [5], в последующий год написала монографию на ту же тему. В этой работе были не только обобщены и систематизированы результаты изучения традиционного и современного декоративно-прикладного искусства коми-пермяков, но и определены некоторые перспективы комплексного исследования изобразительного искусства народов коми с целью выяснения генезиса, стилистических особенностей и тенденций развития различных его видов. В частности, была сформулирована гипотеза о значительном влиянии пермского звериного стиля на все виды народного изобразительного искусства финно-угров Европейского Северо-Востока и Приуралья. Профессор С.А. Токарев отмечал: «Л.С. Грибова обнаружила <...> все положительные качества молодого научного работника: серьезный интерес к избранной специальности, пытливость, большое трудолюбие, настойчивость, критическое и самостоятельное мышление» [2].

Разработкой этой проблематики, предполагающей охват широких хронологических и территориальных рамок исследований, Л.С. Грибова продолжала активно занимать- ся в последующие годы. Результатом этих научных поисков послужил выход в свет в 1975 г. монографии «Пермский звериный стиль. Проблемы семантики», в которой автором рассматривался ряд проблем: происхождение древнего искусства Прикамья; отражение в символике пермского звериного стиля социальной структуры и идеологии древнего населения Прикамья; связь культа предков у коми с историческими преданиями о чуди. Исследователь обращается к изучению социальной структуры древнего населения Урала на основе анализа символики пермского бронзового литья и, в частности, обосновывает тезис о «тотемической природе образов пермского звериного стиля», которые, по мнению автора, могли использоваться в качестве родовых, фратриальных и племенных знаков [6].

Исследование получило отклики не только у нас в стране, но и за рубежом. В oтзывах на монографию обращалось внимание на явное преувеличение автором значения тотемизме в мировоззренческой системе древнего населения Урала. Предлагаемая автором тотемистическая концепция семантики древнего культового литья пермских народов вызвала у этнологов ряд серьезных замечаний [7; 8].

Вместе с тем отмечалось, что несомненным достоинством исследования является привлечение новых этнографических и фольклорных материалов при анализе семантики археологических памятников. В частности, Н.Д. Конаков подчеркивал, что книга Л.С. Грибовой – первое крупное научное исследование, посвященное реконструкции традиционного мировоззрения коми, опубликованное за почти полстолетия, прошедшего со времени издания книги А.С. Сидорова «Знахарство, колдовство и порча у коми-зырян» (1927) [9]. Монография стала безусловным событием в финно-угроведении. Л.С. Грибова отобрала из опубликованных и архивных источников, а также собрала лично очень интересный и ценный материал по мифологии и языческим верованиям народов коми.

В 1975 г. к.и.н. Л.С. Грибова была избрана на должность старшего научного сотрудника и возглавила творческую лабораторию по изучению декоративно-прикладного искусства народов коми. Под руководством Л.С. Грибовой проводилось систематическое изучение археологических коллекций по художественному бронзовому литью (раннего железного века и средневековья) и этнографических материалов по традиционной культуре коми народов в Музее антропологии и этнографии, в Эрмитаже; тщательно прорабатывались и систематизировались фонды по народному изобразительному искусству в Сыктывкарском, Пермском, Кудымкарском, Гайнском и Салехардском краеведческих музеях [10].

Л.С. Грибова была опытным полевым исследователем. За 25 лет научной деятельности она провела многочисленные экспедиционные поездки на территории Коми республики (Усть-Куломский, Сыктывдинский, Усть-Вымский, Сысоль-ский, Прилузский, Ижемский районы), в Коми-Пермяцком национальном округе и Архангельской области. Характерно, что Л.С. Грибова поддерживала постоянные контакты с мастерами по декоративно-прикладному искусству, вела активную переписку со многими своими информантами.

Многолетняя исследовательская и собирательская работа Л.С. Грибовой нашла свое итоговое выражение в изданной в 1980 г. обобщающей монографии «Декоративно-при- кладное искусство народов коми», которая представляет собой первый опыт историко-этнографического обзора традиционного изобразительного искусства коми начиная с древнейших времен до наших дней. В исследовании рассматриваются генезис и стилистические особенности различных видов народного изобразительного искусства коми: художественная обработка дерева, металлов и кости; узорное ткачество и вязание; вышивка; набойка; обработка меха. Отдельная глава посвящена происхождению геометрического орнамента, чрезвычайно развитого в народном искусстве коми. Не оспаривая общепринятые теории о происхождении геометрического орнамента, исследователь обосновывает гипотезу о том, что основой геометрического орнамента могли послужить родовые знаки собственности – пасы. Л.С. Грибова выделяет несколько функций паса: знак родовой принадлежности, функция магическая (оберег), декоративная функция. По мнению исследователя, с утерей первых двух функций пас сохранился как орнаментальный мотив [11]. Это утверждение не согласуется с традиционными представлениями, характерными для многих народов о том, что орнамент выполняет функцию оберега от нечистой силы. Также недостаточно аргументированы и критерии выделения тех или иных пасов в качестве элементарных составляющих некоторых орнаментальных мотивов, поскольку даже из одного паса путем его различных комбинаций могут быть получены самые разнообразные композиции орнамента. Очевидно, что в работе Л.С. Грибовой предложен лишь один из возможных подходов в решении проблемы происхождения различных мотивов коми орнамента. Заключительная глава монографии посвящена анализу современного состояния и тенденциям развития народных художественных промыслов у коми.

Систематические научные исследования феномена «зырянского искусства», начатые в 60–80 гг. XX в. творческой лабораторией под руководством известного коми этнографов Л.С. Грибовой, а также опыт современного этнографического картографирования традиционных для коми ремесел и промыслов, показывают, что самобытные эстетические и технологические традиции формировались у коми в местах совместного либо пограничного проживания с иноэтничным населением [12; 13]. В частности, речь идет о таких ярких образцах народного искусства коми, как удорская и вычегодская роспись по дереву коми старообрядцев [14; 15]; летская вышивка на головных уборах и рубахах [16; 17]; резная деревянная пластика и меховая аппликация ижемских коми оленеводов [18–20]; берестяные изделия с прорезным орнаментом и тиснением/штампом удорских и печорских коми; сысольский керамический промысел; нювчимское кружевоплетение; повсеместно распространенное у коми узорное многоцветное вязание и ткачество [11].

Будучи признанным специалистом в области декоративно-прикладного искусства, Л.С. Грибова на протяжении многих лет оказывала консультативную помощь в экспозиционной работе сотрудникам художественного и краеведческих музеев республики, являлась членом республиканского художественного совета при Совете Министров Коми АССР, входила в состав Совета Союза художников Коми АССР, активно занималась популяризацией знаний о народной культуре коми. Коми книжное издательство выпустило брошюру Грибовой «Народно-прикладное искусство коми» [21].

Перу Л.С. Грибовой принадлежит около 50 научных работ, из которых опубликовано 34. Некоторые труда исследователя были опубликованы в Венгрии и Финляндии. В 1985 г. Л.С. Грибова подготовила монографию «Народное искусство в истории культуры коми», но опубликовать ее не успела. Она скончалась 12 октября 1986 г. В 1993 г. вышел в свет первый альбом по народному изобразительному искусству коми, работа над которым была начата Л.С. Грибовой еще в 1980-х гг. и завершена под руководством д.и.н. Э.А. Савельевой сотрудниками Коми республиканского краеведческого музея [22].

В июне 2013 г. в Кудымкаре состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Этнокультурное наследие пермских финнов в истории России», посвященная 80-летию Л.С. Грибовой. В 2014 г. в Кудымкаре была переиздана ее монография «Пермский звериный стиль» [23]. (Забавно, что в информации о состоявшейся в апреле 2015 г. презентации этой книги в Пермской краевой библиотеке им. М. Горького было сказано, что Л.С. Грибова – «этнограф с мировым именем, первый исследователь финно-угорских народов, уроженка Кочёвского района» и «старший научный сотрудник сектора этнографии Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АН Республики Татарстан» [24]).

Материалы по изобразительному искусству представлены в личных фондах Л.С. Грибовой, хранящихся в Научном архиве Коми НЦ УрО РАН и Коми-пермяцком краеведческом музее; там же имеются и материалы по родильной, свадебной, погребальной и календарной обрядности народов коми, по традиционной медицине и др.

Конечно, в цикле научных работ, отражающих большой исследовательский путь ученого финно-угроведа Л.С. Грибовой, можно найти аспекты, требующие уточнения и пересмотра. В исследованиях Л.С. Грибовой, особенно в теоретических экскурсах, есть ряд спорных утверждений, которые, вероятно, во многом обусловлены общей неразработанностью методологии этнографического исследования изобразительного искусства, и не только традиционного. Задача исследователя тем более усложняется, когда поиск ведется на стыке искусствоведческого, этнографического и семиотических подходов.

Не вызывает сомнения тот факт, что исследования Л.С. Грибовой в той или иной мере повлияли на очерчивание круга проблем, разработкой которых в настоящее время продолжают заниматься сотрудники отделов этнографии и фольклора Института языка, литературы и истории ФИЦ Коми НЦ УрО РАН. На сегодняшний день, как правило, ни одна работа по народному искусству финно-угорских народов, по этнографии и фольклору коми не обходится без ссылок на опубликованные исследования Л.С. Грибовой либо на ее полевые материалы.

Можно с уверенностью сказать, что научное наследие Л.С. Грибовой может послужить не столько объектом для критических замечаний, сколько материалом, порой уникальным, для серьезных размышлений и поисков в изучении феномена народного изобразительного искусства.

Список литературы Вклад Л.С. Грибовой в изучение декоративно-прикладного искусства народов коми

  • Шарапов, В.Э. Л.С. Грибова – исследователь народной культуры коми / В.Э. Шарапов // Арт. 2003. – № 4. – С. 94–98, 148.
  • Жеребцов, И.Л. Любовь Степановна Грибова / И.Л. Жеребцов, В.Э. Шарапов // Очерки по истории изучения этнографии коми. – Сыктывкар, 2007. – С. 138–140.
  • Шарапов, В.Э. Л.С. Грибова – исследователь народного изобразительного искусства коми / В.Э. Шарапов // Этнокультурное наследие пермских финнов. – Кудымкар, 2013. – C. 19–23.
  • Мальцева, Н.А. О Любови Степановне Грибовой / Н.А. Мальцева // Грибова Л.С. Пермский звериный стиль. – Кудымкар, 2014. – С. 162–168.
  • Грибова, Л.С. Историческая традиция в народном искусстве коми-пермяков: автореф. дис. ... канд. ист. наук / Грибова Любовь Степановна; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Москва, 1969. – 16 с.
  • Грибова, Л.С. Пермский звериный стиль (Проблемы семантики) / Л.С. Грибова. – Москва, 1975. – 147 с.
  • Корепанов, К.И. Рецензия на монографию Л.С. Грибовой «Пермский звериный стиль. Проблемы семантики» / К.И. Корепанов, В.А. Оборин // Советская этнография. – 1978. – № 6. – C. 175–180
  • Диенеш, И. Поединки и экстатические души шаманов / И. Диенеш// CIFU 6. Studia Hungarica. – Syktyvkar, Budapest, 1985. – P. 54–57.
  • Энциклопедия уральских мифологий. Т.I: Мифология коми / под ред.: А.-Л. Сиикала, В.В. Напольских, М. Хоппал; руководитель авторского коллектива Н.Д. Конаков. – Москва: ДиК, 1999. – С. 40.
  • Дерябин, В.С. Научные заслуги Л.С. Грибовой в развитии российской этноархеологии / В.С. Дерябин // Этнокультурное наследие пермских финнов. – Кудымкар, 2013. – C. 9–11.
  • Грибова, Л.С. Декоративно-прикладное искусство народов коми / Л.С. Грибова. – Москва: Наука, 1980. – 240 с.
  • Шарапов, В.Э. О перспективах создания электронного атласа по этнографии коми. Предварительные материалы к разделу «декоративно-прикладное искусство» / В.Э Шарапов // Музей и краеведение. Труды Национального музея Республики Коми. Вып. 5. – Сыктывкар, 2004. – С. 261–270.
  • Шарапов, В.Э. Этнографическое картографирование народного изобразительного искусства коми / В.Э Шарапов, И.В. Земцова // Роль визуальных источников в изучении региональной истории. – Сыктывкар, 2017. – C. 23–27.
  • Шарапов, В.Э. Традиция росписи по дереву верхневычегодских коми в конце XIX – первой четверти XX века / В.Э. Шарапов, И.В. Земцова // Археология, этнография и антропология Евразии. – Новосибирск, 2014. – № 2. – С. 119–125.
  • Шарапов, В.Э. «Несуществующая традиция»: роспись по дереву удорских коми старообрядцев / В.Э. Шарапов, И.В. Земцова // Известия Коми научного центра УрО РАН. – 2017. – № 3. – С. 88–94.
  • Климова, Г.Н. Вышивка летских коми / Г.Н. Климова // Этнографические исследования Северо-Запада СССР: Традиции и культура сельского населения. Этнография Петербурга. – Ленинград: Наука, 1977. – С. 49-62.
  • Cурво, В.В. «Зырянские узоры» в коллекции Национального музея Финляндии / В.В. Сурво, А.А. Сурво, В.Э. Шарапов // III Международный конгресс традиционной художественной культуры: фундаментальные исследования народного искусства (23–25 октября 2017 г., Ханты-Мансийск). – Москва, 2018. – C. 449–458.
  • Шипунова, Г.В. Народное искусство коми: (Резьба по дереву) / Г.В. Шипунова // Всесоюзное географическое общество. Доклады по этнографии Географического общества СССР. Вып. 5. – Ленинград, 1967. – С. 116–125.
  • Земцова, И.В. Ижемские резные шкатулки (краткий обзор коллекции Национального музея Республики Коми) / В.И. Земцова, Т.А. Земцова // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова. – 2015. – № 4. – С. 173–182.
  • Шарапов, В.Э. Ненецко-зырянские «орнаментальные диалоги» в тундрах НАО и ЯНАО / В.Э. Шарапов // Орнаментика в артефактах традиционных культур: материалы XV Международных Санкт-Петербургских этнографических чтений. – Санкт-Петербург, 2016. – C. 38–41.
  • Жеребцов, И.Л. Грибова Любовь Степановна/ И.Л. Жеребцов // Ямал. Энциклопедия Ямало-Ненецкого автономного округа. – Салехард, 2004. – Т. 1. – С. 247.
  • Грибова, Л.С. Народное искусство коми / Л.С. Грибова, Э.А. Савельева, И.О. Васкул, В.П. Зеновская, И.М. Уткина. – Москва 1993. – 190 с.
  • Грибова, Л.С. Пермский звериный стиль / Л.С. Грибова. – Кудымкар, 2014. – 176 с.
  • https://permbook.livejournal.com/163112.html. (дата обращения 17.02.2023 г.).
Еще
Статья научная