Владимир Эрн как читатель Платона
Автор: Немцев Михаил Юрьевич
Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole
Рубрика: Статьи
Статья в выпуске: 2 т.8, 2014 года.
Бесплатный доступ
Творчество Владимира Эрна входит в историю российского платонизма. Эрн принадлежал к последнему предреволюционному поколению российских философов. Они были критически настроены по отношению ко всей современной им евро-пейской философии, и путь ее реконструкции искали в учении Платона. Эрн полагал, что исходным пунктом платоновской метафизики стало некое переживание «солнечного восхищения» (геолиолепсия), которое было описано самим Платоном в таких текстах, как «Федр» и рассуждение о пещере в «Государстве». В своем незаконченном труде Эрн интерпретирует эти тексты как символическую запись духовного пути Платона с конечным «солнечным постижением», т. е. переживанием абсолютной истины в «жгучий полдень». Эрн полагает возможным использовать этот опыт Платона как основу нового метода философствования. Он анализирует логику повествования в «Федре», показывая поэтапное становление платоновской философской эротики. В статье восстановлена методика интерпретации Эрна и представлена возможная перспектива развития всего его философского проекта.
Владимир эрн, платонизм в России, "федр", символ пещеры, гелиолепсия, эрос, палинодия
Короткий адрес: https://sciup.org/147103395
IDR: 147103395
Список литературы Владимир Эрн как читатель Платона
- Бергсон, А. (2001) «Философская интуиция», Путь в философию. Антология. Москва-Санкт-Петербург.
- Гарднер, К. (1993) Между Востоком и Западом. Возрождение даров русской души. Москва: Наука.
- Гроф, Ст. (2008) Путешествие в поисках себя. Москва: Институт трансперсональной психологии.
- Марченко, О. (2010) «Когда время отчасти славянофильстовало», Сократ 2, 84-89.
- Маяцкий, М. (2011) Спор о Платоне. Круг Штефана Георге и немецкий университет. Москва: издательство ВШЭ.
- Карпов, В. Н. (1863) Платон. Сочинения Платона, переведенные с греческого и объясненные профессором Карповым. Издание второе. Ч. III: Политика, или Государство. Санкт-Петербург.
- Подвойский, Л. Я. (2014) «Попытка В. Ф. Эрна постичь Платона», Научный потенциал регионов на службе модернизации 1(4) (Астрахань), 99-111.
- Подвойский, Л. Я. (2009) «Рецепция философии Платона в работах В. Эрна», Гуманитарные исследования 2 (Астрахань).
- Подвойский, Л. Я. (2007) «Антропологизм Григория Сковороды в интерпретации В. Ф. Эрна», Вестник Астраханского государственного технического университета 5, 16-20.
- Пучков, А. А. (2009) «Юлиан Кулаковский и его конструирование мифологии древней Греции», Сучаснi проблеми дослiдження, реставрацiї та збереження культурної спадщини: Збiрник наукових праць Iнституту проблем сучасного мистецтва Академiї мистецтв України, 6 (Київ), 369-384.
- Картавцев, В. В. (2011) «История развития представлений о феномене философемы», Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Философия», 4, 130-135.
- Ребещенкова, И. Г. (2000) «Трактовка В. Ф. Эрном гносеологического аспекта платонического мифа о пещере», AKAΔHMEIA. Материалы и исследования по истории платонизма, 2 (Санкт-Петербург), 198-205.
- Розеншток-Хюсси, О. (1997) Бог заставляет нас говорить. Москва: Канон+.
- Свенцицкий, В. П. (2010) «Мировое значение аскетического христианства [1908]», Собрание сочинений. Том 2. Москва: 487-508.
- Соловьев, В. С. (1988) «Жизненная драма Платона», Сочинения, Том 2. Москва: 582-625.
- Флоренский, П. (1996) «Памяти Владимира Францевича Эрна», Сочинения. Том 2. Москва: 346-351.
- Хоружий, С. С. (2005) «Имяславие и культура Серебряного Века: феномен Московской школы христианского неоплатонизма», Опыты из русской духовной традиции. Москва: 287-308.
- Эрн, В. Ф. (1991) Сочинения. Москва: Правда.