Власть и бизнес: опыт развития стратегического партнерства

Автор: Шестернина Мария Юрьевна

Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica

Рубрика: Политические науки

Статья в выпуске: 17, 2014 года.

Бесплатный доступ

В статье обобщается опыт выстраивания стратегических отношений представителей бизнеса и общественных организаций с органами государственной власти Северо-Западного федерального округа на примере автономной некоммерческой организации «Стратегическое партнерство по экономическому и социальному развитию Северо-Западного федерального округа». В работе раскрываются цели, задачи, принципы и функции стратегического партнерства, рассматриваются пути развития партнерского взаимодействия в рамках открытого соглашения и новой модели - «концепции трех эшелонов».

Лоббизм, отношения власти и бизнеса, органы государственной власти, пути развития партнерского взаимодействия власти и бизнеса

Короткий адрес: https://sciup.org/14936165

IDR: 14936165

Текст научной статьи Власть и бизнес: опыт развития стратегического партнерства

Крупный корпоративный капитал, или «большой бизнес», - это не просто важнейшая составная часть нынешней российской экономики, но и влиятельный игрок в политике [1].

В современном демократическом обществе большое количество лиц или групп, объединенных общими интересами, стремятся влиять на принятие определенных решений или нормативных правовых актов должностным лицом. Одной из наиболее известных форм воздействия на органы государственной власти является лоббизм. Лоббизм - деятельность, имеющая целью легальное влияние на органы государственной власти и местного самоуправления, а также на лиц, замещающих государственные и муниципальные должности. Другими словами, лоббирование осуществляется исключительно в рамках закона. Коррупция и иные противоправные формы влияния на процесс принятия решений указанными органами и лицами к лоббизму не имеют никакого отношения. В Российской Федерации официальное признание лоббизма еще только начинается [2].

С развитием в России рыночных отношений произошли изменения в общественной и политической жизни страны. Стали формироваться новые группы с четко поставленными и осознанными интересами, которые существуют как в виде организационно неоформленных групп, так и в виде организаций, различных по своей организационно-правовой форме (общественные объединения, финансово-промышленные группы, политические партии, профсоюзы и т. д.). Обычно такие организации создаются в целях оказания воздействия на нормотворческую и административно-управленческую деятельность государственных органов с целью реализации групповых интересов. Эта цель может быть достигнута как за счет внедрения своих представителей в систему органов государственной власти (главным образом посредством выборов), так и путем влияния на процесс принятия решений в структурах государственной власти [3]. По такой схеме в нашей стране происходит становление такого политического института, как лоббизм.

В работах А.В. Автономова, А.В. Алейникова, К.С. Киселева, С.В. Перегудова и других исследователей лоббизм рассматривается, как правило, на федеральном уровне государственной власти. Работ, написанных о видах лоббизма на региональном уровне власти, значительно меньше.

В данной статье обобщается опыт организации представительства интересов крупных российских компаний в органах государственной власти Северо-Западного федерального округа на примере автономной некоммерческой организации «Стратегическое партнерство по экономическому и социальному развитию Северо-Западного федерального округа». Работа написана на основе нескольких экспертных интервью, взятых автором в период марта - мая 2014 г.

Предваряя изложение основного материала, отметим, что взаимоотношения государственной власти и крупного бизнеса в Северо-Западном регионе РФ имеют определенную историю и не всегда имели партнерский характер. Были периоды, когда бизнес пытался диктовать власти свою волю, используя для этого органы представительной власти, региональные парламенты. Но были и периоды, когда и власть стремилась «подмять» под себя бизнес, особенно тот его сегмент, который можно определить как малый и средний бизнес. Постепенно наметился переход от конфликтной модели взаимодействия к партнерской [4].

Первую ступень выстраивания стратегических отношений между органами государственной власти Северо-Западного региона РФ и крупным бизнесом можно отнести к началу 2000-х гг., когда в обществе сложился запрос на социальную и политическую стабильность, достижение которой было невозможно без создания долговременных стратегических отношений между представителями государственной власти и бизнеса.

Со временем стал повышаться и уровень самоорганизации бизнес-сообществ. Так, в сентябре 2012 г. в Северо-Западном федеральном округе была создана автономная некоммерческая организация «Стратегическое партнерство по экономическому и социальному развитию Северо-Западного федерального округа» (далее - Стратегическое партнерство).

Основными целями и задачами Стратегического партнерства являются: разработка предложений по совершенствованию федерального законодательства, мониторингу и координации реализации национальных проектов и государственных программ в округе; подбор, оценка и сопровождение межрегиональных инвестиционных проектов; поддержка развития приграничного сотрудничества и внешнеэкономических связей субъектов СЗФО; создание единого рынка труда и мониторинг социальной ситуации [5].

Учредителями этой организации стали 11 субъектов Российской Федерации, которые входят в Северо-Западный федеральный округ, а также 42 крупнейшие региональные компании и бизнес-объединения. Также стоит вопрос о присоединении к организации Кировской области.

Высшим органом управления Стратегического партнерства является Общее собрание учредителей. Его основная функция - обеспечение соблюдения целей Стратегического партнерства, в интересах которого оно было создано.

Текущее руководство деятельностью Стратегического партнерства осуществляет Наблюдательный совет, подотчетный Общему собранию учредителей.

Экспертный совет осуществляет реализацию положений Соглашения о стратегическом партнерстве и текущее управление делами. Одной из ключевых задач Экспертного совета Стратегического партнерства является экспертиза инвестиционных проектов, поступающих в адрес Исполнительной дирекции, а также выработка рекомендаций по целесообразности реализации данных проектов на территории Северо-Западного федерального округа [6].

За 2013 г. в рамках работы Экспертного совета АНО «Стратегическое партнерство «Северо-Запад» рассмотрено 25 инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории округа. В отношении 11 принято решение о дальнейшем их сопровождении и поддержке.

Среди инвестиционных проектов, инициируемых на территории Северо-Запада России, особо необходимо выделить те, реализация которых в значительной мере определит показатели социально-экономического развития в стратегической перспективе: проект «Белкомур», осуществляемый в рамках Комплексной программы промышленного и инфраструктурного развития Республики Коми, Пермского края, Архангельской и Мурманской областей, комплексное развитие морского торгового порта Усть-Луга и прилегающих территорий, строительство автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр», а также инвестиционный проект по строительству инфраструктуры и завода по производству сжиженного газа на территории Ненецкого автономного округа - «Печора СПГ» [7].

Деятельность Стратегического партнерства направлена на организацию взаимодействия представителей бизнеса и общественных организаций с органами государственной власти. Для организации такого взаимодействия требуется заключить «Открытое соглашение о стратегическом партнерстве в сферах экономического и социального развития Северо-Запада Российской Федерации на период 2013-2020 годов» (далее - Соглашение).

Соглашение является открытым для всех организаций, которые соответствуют определенным критериям, а также изъявили готовность к взаимодействию на изложенных в Соглашении условиях. Однако не допускается участие в Соглашении политических партий, религиозных организаций и объединений, общественных организаций и объединений, образованных по национальному признаку, военизированных образований и формирований.

Участникам Соглашения предоставляется возможность взаимодействовать со Стратегическим партнерством, пользоваться его услугами, вносить добровольные взносы и пожертвования. Основными принципами деятельности участников Соглашения являются: обеспечение единства государственных и корпоративных интересов при решении конкретных задач социально-экономического развития, открытость целей, намерений и планов, содействие стабилизации социально-экономической и экологической обстановки, защита конкуренции и недопущение недобросовестной конкуренции со стороны участников Соглашения и прочих участников рынка.

Взаимодействие участников Соглашения осуществляется в сферах стратегического планирования, включая прогнозирование законотворческой деятельности на региональном и федеральном уровнях, налоговой и бюджетной политики, рынка товаров и услуг, трудовых отношений, развития малого и среднего предпринимательства, демографической и социальной политики и других.

Участники Соглашения принимают участие в реализации приоритетных инвестиционных проектов, государственных и федеральных целевых программ на общих основаниях. Ими осуществляются мониторинг реализации и оценка эффективности проектов и программ, используются возможности для подготовки предложений по улучшению федеральных и региональных законодательных актов. Также возможно объединение усилий для лоббирования проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов в законодательных и исполнительных органах государственной власти при наличии единой позиции участников Стратегического партнерства. Для этого формируются отношения конструктивного взаимодействия участников соглашения с федеральными органами законодательной и исполнительной власти.

В качестве эксперимента Стратегическое партнерство предлагает «концепцию трех эшелонов», в ее рамках участники Соглашения осуществляют:

  • -    постоянный мониторинг потребностей населения, а также оценку состояния всех видов имеющихся ресурсов в регионах с целью информирования участников Соглашения;

  • -    анализ программ и планов развития деятельности на краткосрочную и среднесрочную перспективу в субъектах Российской Федерации, расположенных в пределах Северо-Западного федерального округа, относящихся к добывающим и перерабатывающим секторам экономики («первый эшелон»);

  • -    взаимную координацию на добровольной основе программ и планов развития организаций транспортного, энергетического комплекса и связи, торговли и услуг («второй эшелон») с учетом программ развития «первого эшелона»; участие в формировании государственных и муниципальных программ и планов развития социальной инфраструктуры («третий эшелон») с учетом проектов развития «первого и второго эшелонов»;

  • -    разработку прогнозных проектов комплексного развития территорий.

Основой для действий участников Соглашения и Стратегического партнерства по стратегическому планированию развития регионов являются исключительно реальные проекты компаний «первого эшелона», государственные и (или) муниципальные стратегические программы, поддержанные соответствующим бюджетным финансированием, проекты и программы, реализуемые на принципах государственно-частного партнерства.

Не допускается отклонение обоснованных проектов компаний «первого эшелона» по соображениям нецелесообразности, несоответствия стратегическим планам развития регионов и иным аналогичным основаниям [8].

По информации помощника полномочного представителя Президента СЗФО Сергея Зимина, до конца 2014 г., опираясь на принцип открытости целей, автономная некоммерческая организация «Стратегическое партнерство по экономическому и социальному развитию Северо-Западного федерального округа» планирует создать интерактивную экономическую карту Северо-Западного федерального округа. На карте будет наглядно представлена деятельность предприятий и организаций в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе. Это позволит повысить конкурентную среду и скоординировать социально-экономическое развитие региона, а также обеспечит доступность и наглядность информации о развитии всех «трех эшелонов». Таким образом, на территории Северо-Западного федерального округа на практике реализуется новая модель взаимоотношений между бизнесом и властью, некоторые черты которой уже описаны [9].

Одна из главных задач Стратегического партнерства - завершение работы по актуализации Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 г., а также сопровождение межрегиональных проектов и инициатив, основанных на принципах государственного частного партнерства.

Ссылки:

  • 1.    Перегудов С.П. К новой модели взаимодействия // Полис. 2014. № 1. С. 45-59.

  • 2.    Толстых П.А. Политико-экономическая теория лоббизма // Исторические, философские, политические и юридиче ские науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 1–2. С. 177–189.

  • 3.    Елисеев С.М., Маркарян А.Г. Взаимоотношение бизнеса и власти в Армении (в оценках экспертов) // Социс. 2009. № 6. С. 89–90.

  • 4.    Алейников А.В. Российский бизнес: политическая логика институциональной трансформации // Известия государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 27. С. 187–199.

  • 5.    Отчет о деятельности АНО «Стратегическое партнерство по экономическому и социальному развитию Северо-Западного федерального округа» за 2013 г. [Электронный ресурс]. URL: http://issuu.com/north-west/docs/2013 (дата обращения: 26.10.2014).

  • 6.    Устав Автономной некоммерческой организации «Стратегическое партнерство по экономическому социальному развитию Северо-Западного федерального округа». Санкт-Петербург. 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://www.n-west.ru/strategicheskoe-partnerstvo/dokumenty/ (дата обращения: 26.10.2014).

  • 7.    Отчет о деятельности АНО «Стратегическое партнерство по экономическому и социальному развитию СевероЗападного федерального округа» за 2013 г.

  • 8.    Открытое соглашение о стратегическом партнерстве в сфере экономического и социального развития Северо-Запада Российской Федерации на период 2013–2020 годов [Электронный ресурс]. URL: http://www.n-west.ru/wp-con-tent/uploads/2013/08/Otkryitoe-soglashenie.pdf (дата обращения: 26.10.2014).

  • 9.    Перегудов С.П. Политическое представительство интересов: опыт Запада и проблемы России // Полис. 1993. № 4.

Список литературы Власть и бизнес: опыт развития стратегического партнерства

  • Перегудов С.П. К новой модели взаимодействия//Полис. 2014. № 1. С. 45-59
  • Толстых П.А. Политико-экономическая теория лоббизма//Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 1-2. С. 177-189.
  • Елисеев С.М., Маркарян А.Г. Взаимоотношение бизнеса и власти в Армении (в оценках экспертов) // Социологические исследования. 2009. № 6. С. 85-90.
  • Алейников А.В. Российский бизнес: политическая логика институциональной трансформации//Известия государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 27. С. 187-199.
  • Отчет о деятельности АНО «Стратегическое партнерство по экономическому и социальному развитию Северо-Западного федерального округа» за 2013 г. [Электронный ресурс]. URL: http://issuu.com/north-west/docs/2013 (дата обращения: 26.10.2014).
  • Устав Автономной некоммерческой организации «Стратегическое партнерство по экономическому социальному развитию Северо-Западного федерального округа». Санкт-Петербург. 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://www.n-west.ru/strategicheskoe-partnerstvo/dokumenty/(дата обращения: 26.10.2014).
  • Отчет о деятельности АНО «Стратегическое партнерство по экономическому и социальному развитию СевероЗападного федерального округа» за 2013 г.
  • Открытое соглашение о стратегическом партнерстве в сфере экономического и социального развития Северо-Запада Российской Федерации на период 2013-2020 годов [Электронный ресурс]. URL: http://www.n-west.ru/wp-con-tent/uploads/2013/08/Otkryitoe-soglashenie.pdf (дата обращения: 26.10.2014).
  • Перегудов С.П. Политическое представительство интересов: опыт Запада и проблемы России//Полис. 1993. № 4.
Еще
Статья научная