Влияние акцентуаций характера и темперамента лиц, освободившихся из мест лишения свободы, на их ресоциализацию
Автор: Барбей Ю. В.
Журнал: Социальное управление. Электронный научно-практический журнал.
Рубрика: Статьи
Статья в выпуске: Т. 5, вып. 3, 2023 года.
Бесплатный доступ
В статье предпринята попытка комплексного изучения проблемы оптимизации адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в целях предупреждения повторного совершения преступлений. Проанализированы результаты исследования акцентуаций у ранее судимых лиц, состоящих на профилактическом учете в территориальных органах МВД России. Изучено влияние дезадаптивных состояний на факторы, способные вызвать нервно-психические и психосоматические нарушения, и обеспечить своевременное проведение профилактических и коррекционных мероприятий, предотвратить рецидивную преступность. Рассмотрен вопрос возможной корреляции особенности общения сотрудников территориальных органов МВД России на районном уровне, осуществляющих индивидуальную работу с профилактируемыми лицами, от наличия того или иного типа акцентуаций.
Лица, освободившиеся из мест лишения свободы, акцентуации, характер, темперамент, демонстративный тип, педантичный тип, застревающий тип, возбудимый тип, гипертимный тип, дистимный тип, тревожный тип, циклотимный тип экзальтированный тип, эмотивный тип
Короткий адрес: https://sciup.org/14126106
IDR: 14126106
Текст статьи Влияние акцентуаций характера и темперамента лиц, освободившихся из мест лишения свободы, на их ресоциализацию
По мнению И. Ю. Бобылевой, «длительная изоляция в местах лишения свободы приводит к более негативным последствиям после отбытия освобождения лица» [1]. Они значительно влияют на ресоциализацию освобожденных, возможность их быстрого и полного вхождения в нормальную жизнь. Вполне естественно, что в подобной ситуации на первый план выступает проблема повышения эффективности мер по психологической, социальной и юридической адаптации таких лиц. Ведь только совместными усилиями государственных органов и учреждений, общественных объединений можно поддержать тех лиц, которые в силу различных обстоятельств преступили закон, предотвратив их дальнейшую деморализацию. При этом следует отметить, что в повышении эффективности процесса адаптации ранее судимых лиц особая роль отведена Федеральному закону от 23 марта 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»1 (далее — закон № 182-ФЗ), и, соответственно, предусмотренным субъектам профилактики.
Согласно статье 5 закона № 182-ФЗ в перечень субъектов профилактики правонарушений включены: «федеральные органы исполнительной власти, органы прокуратуры Российской Федерации, следственные органы Следственного Комитета Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления».
В числе направлений профилактики правонарушений, регламентированных статьей 6 закона № 182-ФЗ, определены такие как: «развитие системы профилактического учета лиц, склонных к совершению преступлений, использование видов профилактики правонарушений и форм профилактического воздействия, применение специальных мер профилактики правонарушений различного характера».
Одной из основных форм профилактического воздействия (статья 17) предусмотрена социальная реабилитация, понятие которой регламентировано статьей 26 закона № 182-ФЗ, а именно как «совокупность мероприятий по восстановлению утраченных связей и функций лицами, находящимися в трудной жизненной ситуации, посредством, в том числе, и оказания им психологической помощи».
Эффективность оказания такой помощи зависит от дифференциальной диагностики лиц, освободившихся из мест лишения свободы, с акцентуациями характера.
Известная классификация акцентуированных личностей, разработанная немецким психологом Карлом Леонгардом в 1964 году, в настоящее время рассматривается как дисгармоничное развитие характера, выражающееся в его отдельных чертах. Такие черты затрудняют адаптацию личности в некоторых специ фичных ситуациях, таких как изоляция от общества в период отбывания наказание или социализация в обществе. При этом важно подчеркнуть, что адаптационные затруднения личности в некоторых специфичных ситуациях могут сочетаться с хорошими способностями к социальной адаптации в других ситуациях [2].
Выявление дезадаптивных состояний у ранее судимых лиц позволяет предвидеть факторы, способные вызвать нервно-психические и психосоматические нарушения, и обеспечить своевременное проведение профилактических и коррекционных мероприятий, предотвратить совершение повторных преступлений.
Результаты и обсуждение
Для диагностики акцентуаций личности использовался тест-опросник Г. Шмише-ка1, разработанный на основе концепции К. Леонгарда. Методика предназначена для диагностики акцентуаций характера и темперамента.
Согласно определению, данному С. Рубинштейном, под словом «характер» следует понимать структуру стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определённую печать на все её проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни. Темперамент — н а темп и глубину эмоциональных реакций [3].
В свою очередь, с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности, связано понятие «темперамент», который рассматривается как совокупность устойчивых динамических особенностей психических процессов человека: темпа, ритма, интенсивности2.
Согласно тесту-опроснику Г. Шмишека, выделяются следующие типы характера: демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый и темперамента: гипертимный, дистимный, тревожный, циклотимный, экзальтированный, эмотивный типы.
В энциклопедическом словаре понятие «тип» определяется как группа, разряд, категория предметов или явлений, которые имеют общие существенные признаки3.
В психологии тип — это группа людей, которые объединяются по психологическому (в ряде случаев — психофизиологическому) признаку или признакам.
В рамках изучения акцентуации характера лиц, освободившихся из мест лишения свободы, опрошены 40 ранее судимых лиц, состоящих на профилактическом учете в территориальных органах внутренних дел Тверской области. Выборку эмпирического исследования составили 30 лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в возрасте от 21 года до 68 лет. Из общего количества исследованных 47 % лиц совершили особо тяжкие преступления, 53 % — имеют более двух судимостей, 43 % — приобрели криминальный опыт в несовершеннолетнем возрасте, 33 % — имеют в своем окружении ранее судимых близких родственников.
Рассмотрим полученные результаты диагностики, демонстрирующие степень выраженности акцентуаций характера ( таблица 1).
Такие признаки сказываются определенным образом на поведении лица, влияющем на его адаптацию после освобождения из мест лишения свободы. При проведении профилактической работы с демонстративным типом необходимо учитывать, что монотонная деятельность, регламентированные условия деятельности (в том числе, лимит времени), равнодушие, возможность раскрытия психологической игры или обмана могут вызвать стресс, совладать с которым они могут путем психологической защиты, выраженной в уход в болезнь, фантазирование, отрицание, вытеснение.
У 33 % опрошенных выявлен застревающий тип характера, при этом у 10 % из них наличествует признак акцентуации. Для них характерна заносчивость, часто выступают инициатором конфликта. Негативной чертой, толкающей их на преступления, является склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, ревность, подозрительность), инертность в мышлении
Таблица 1 — Степень выраженности акцентуаций характера у респондентов
Не выражено (0–12 баллов) |
Средне выражено (13–18 баллов) |
Признак акцентуации (19–24 баллов) |
|
Демонстративный тип |
50,0 % |
33,3 % |
16,6 % |
Застревающий тип |
66,6 % |
23,0 % |
10,0 % |
Педантичный тип |
73,3 % |
23,0 % |
3,3 % |
Возбудимый тип |
80,0 % |
20,0 % |
0,0 % |
Полученные значения свидетельствуют о наибольшей выраженности у респондентов демонстративного типа характера (49,9 %), которому присуще следующие дезадаптив-ные особенности: неустойчивая самооценка; часто безоснавательное притязание на первенство в любой ситуации, отсутствие границ между вымыслом и реальностью; склонность к неоправданному риску, лицемерие, лживость, интриганство; склонность к манипуляциям, имитация острых аффективных реакций; использование различных форм шантажа; конфликтность; неспособность к длительной и тщательной работе.
и моторике. Такой тип характеризуется умеренной общительностью, проявляя настороженность и недоверчивость по отношению к людям, мстительность. Они тяжело переносят ситуацию, когда кто-то сомневается в их личных достоинствах либо на их авторитет и власть покушается более сильный лидер. Необходимо учитывать, что способами борьбы с такими ситуациями будут враждебность, агрессивность, проявление повышенной осторожности, уход в себя и обретение смысла жизни в собственной деятельности, мало зависимой от других людей.
Каждому четвертому респонденту (26,3 %) присущ педантичный тип, имеющий следующие дезадаптивные особенности: болезненное самолюбие, высокомерное отношение к людям, необоснованная подозрительность, злопамятность, мстительность, фанатизм.
Условия, вызывающие стрессовую ситуацию, аналогичны застревающему типу. Соответственно и способы совладания со стрессом типичны описанным выше.
Кроме этого, при изучении социальноличностных особенностей лиц с выявленными в рамках исследования признаками акцентуации того или иного типа характера установлены следующие закономерности: все имеют две и более судимостей, отбывали наказание за совершение особо тяжкого преступления, средний срок нахождения в местах лишения свободы составил более 12 лет при среднем групповом показателе респондентов — 8 лет.
Таблица 2 — Степень выраженности акцентуаций темперамента у респондентов
Не выражено (0–12 баллов) |
Средне выражено (13–18 баллов) |
Признак акцентуации (19–24 баллов) |
|
Гипертимный тип |
46,6 % |
30,0 % |
23,4 % |
Дистимный тип |
70,0 % |
26,6 % |
3,4 % |
Тревожный тип |
80,0 % |
16,6 % |
3,4 % |
Циклотимный тип |
70,0 % |
30,0 %% |
0,0 % |
Экзальтированный тип |
70,0 % |
20,0 % |
10,0 % |
Эмотивный тип |
46,6 % |
53,0 % |
0,0 % |
Следует отметить, что акцентуация данного типа зафиксирована лишь у 3,3 % опрошенных.
Акцентуация возбудимого типа характера не выявлена ни у одного тестируемого лица. Однако данный тип средне выражен у каждого пятого из опрошенных (20 %), что делает их недостаточно управляемыми. Для них типичны: ослабление контроля над влечениями и побуждениями, повышенная импульсивность, инстинктивность, грубость, раздражительность, склонность к трениям и конфликтам. Отмечается низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Для людей такого типа любой труд непривлекателен, работают лишь по мере необходимости, отсутствует желание учиться. Они равнодушны к будущему, целиком живут настоящим, желая из него извлечь массу развлечений. Повышенная импульсивность или возникающая реакция возбуждения гасятся с трудом и могут быть опасны для окружающих.
Рассмотрим полученные результаты диагностики, демонстрирующие степень выраженности акцентуаций темперамента (таблица 2).
Приведенные в таблице данные показывают, что у каждого второго респондента выявлен гипертимный либо эмотивный тип темперамента. При этом признак акцентуации гипертимного типа наблюдается у 23,4 % опрошенных, акцентуация эмотив-ного типа не выявлена.
Людей с гипертимным типом темперамента отличает большая подвижность, общительность, чрезмерная самостоятельность, что часто служит источником конфликтов. Им свойственны вспышки гнева, раздражения, особенно когда он встречают сильное противодействие, терпят неудачу. Такие люди склонны к аморальным поступкам и прожектерству, трудно переносят условия жесткой дисциплины и вынужденное одиночество.
Следует отметить у 10 % опрошенных наличие признака акцентуации и у 20 % — с редне выраженные признаки экзальтированного типа темперамента. Им свойственна высокая контактность, словоохотливость и эмоциональность. В конфликтных ситуация они бывают как активной, так и пассивной стороной. Они часто спорят, но не доводят дела до открытых конфликтов. Их отличает привязанность к друзьям и близким. Могут быть паникерами, подвержены сиюминутным настроениям, порывисты, легко переходя от состояния восторга к состоянию печали. Обладают лабильностью психики.
Каждому десятому респонденту (3,4 %) свойственны признаки акцентуации дис-тимного и тревожного типов. Кроме этого, средне выражен у каждого четвертого лица — дистимный тип, у каждого шестого — тревожный тип.
К дезадаптивным особенностям дис-тимного типа относятся: пессимизм, пассивность, инертность, замедленность реакций, робость, замкнутость, отсутствие стремления поддерживать группу, неумение радоваться вместе с окружающими, отсутствие практических навыков, физической ловкости, грубость с близкими людьми. В то время как тревожный тип характеризуется ощущением беспокойства, внутренней напряженности, склонен ожидать неприятности. Для данного типа характерны постоянные сомнения в правильности своих поступков и мыслей, стремление сглаживать и избегать конфликтов любой ценой. Тревожность выражается в мнительности, чувстве обеспокоенности, не имеющем под собой видимых причин, но вызываемом внутренними коллизиями.
Различны для этих типов и стрессогенные ситуации. Для дистимного типа это большие физические и эмоциональные нагрузки; интенсивная стимуляция (резкие, громкие звуки, сильное освещение, шумные компании); необходимость устанавливать контакт с новыми людьми; необходимость быстро переключаться с одной ситуации на другую;ответствен-ность за других(не близких) людей; вторжение во внутренний мир; необходимость реализовывать практические планы. Для тревожного типа — незнакомый круг общения; необходимость принимать решения в условиях дефицита информации, лимита времени; ситуации, требующие мобилизации усилий, выносливости и уверенности в себе (публичные выступления, экзамены, соревнования и т. п.); несправедливые обвинения, насмешки; болезнь или смерть близких людей, разговоры о смерти; одиночество.
И если человек дистимного типа пытается справиться со стрессом путем либо вербальной непрямой агрессии, либо увеличением дистанции в контактах с людьми и использования психологической защиты (фантазирование, рационализация), то для тревожного типа есть только один способ уйти от стрессовой ситуации — психологических защит, в том числе — «уход в болезнь».
Выводы
Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что выявление акцентуаций характера и темперамента у лиц, освободившихся из мест лишения свободы, является важным аспектом для их адаптации в общество. Наличие того или иного типа акцентуаций определяет особенности общения сотрудников территориальных органов МВД России на районном уровне, осуществляющих профилактическую работу с лицами, состоящими на учете. Кроме этого, тип характера предопределяет поведение такого лица, и, следовательно, может способствовать своевременной выработке предупреждающих мер, влияющих на адаптивность лиц, освободившихся из мест лишения свободы, их ресоциализацию в общество и профилактику рецидивной преступности.