Влияние антикризисных мер на уровень экономической безопасности РФ

Автор: Долганова Я. А.

Журнал: Вестник Прикамского социального института.

Рубрика: Экономика и управление

Статья в выпуске: 1 (85), 2020 года.

Бесплатный доступ

Обеспечение экономической безопасности государства является одним из ключевых направлений по поддержанию национальной безопасности. Экономическая безопасность, являясь многогранной и многоаспектной категорией, связана со всеми сферами общественной жизни. Особую роль в обеспечении экономической безопасности играют регионы (субъекты Российской Федерации). Однако в кризисных условиях масштаб угроз и скорость их распространения, безусловно, возрастают, следствием чего является снижение как количественного, так и качественного уровня экономической безопасности. Именно поэтому для обеспечения экономической безопасности важны не только региональные преобразования отдельных субъектов РФ, но и межрегиональное взаимодействие. Целью исследования является анализ кризисных ситуаций и их влияние на состояние экономической безопасности. Среди методов исследования стоит выделить экономико-статистический и рейтинговую оценку.

Еще

Экономическая безопасность в условиях кризиса, оценка уровня экономической безопасности, динамика ключевых макроэкономических показателей, валютный кризис, финансовые рынки, антикризисные меры

Короткий адрес: https://sciup.org/14126594

IDR: 14126594

Текст научной статьи Влияние антикризисных мер на уровень экономической безопасности РФ

Ia. A. Dolganova

Perm State National Research University; Prikamsky Social Institute, Perm, Russia

INFLUENCE OF ANTI-CRISIS MEASURES ON THE LEVELOF ECONOMIC SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Dolganova Iana A. — Senior Lecturer at the Department of Entrepreneurship and Economic Security; Senior Lecturer at the Department of Economics and Management.

Исследование экономической безопасности на разных этапах развития государства, прохождение и преодоление им кризисных ситуаций связано прежде всего с качественными изменениями, происходящими в социально-экономической системе. Традиционно экономическую безопасность оценивают с разных позиций, принимая во внимание состояние секторов и отраслей народного хозяйства, степень развития внешнеэкономических связей, качественную составляющую уровня жизни населения, финансовую независимость. Немаловажную роль в этой оценке также играют периодичные кризисы, возникающие в социально-экономической системе, главным образом характеризующие экономическую безопасность с позиции устойчивости и независимости.

Последствия мирового финансового кризиса 2008 года оказали отрицательное влияние на инвестиционную активность предприятий и регионов РФ, темпы реального роста экономики оказались недостаточными для эффективного функционирования. Уровень экономической безопасности в разрезе оценок ключевых макроэкономических показателей стабилизировался в России к 2010–2012 годам. Антикризисные меры были направлены на кредитную политику и финансовый сектор. События, произошедшие в 2008 году, многие авторы называют «черным лебедем». Нассим Николас Талеб в одноименной книге «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости» характеризовал такие события как трудно прогнозируемые, последствия которых являются катастрофическими [4].

Валютный кризис 2014–2015 годов сопровождался для Российской Федерации не только ослаблением национальной валюты, но и несоответствием долговых обязательств бюджету страны из-за падения цен на нефть. За этим последовали международные санкции.

Введение антироссийских санкций может быть рассмотрено с разных позиций по отношению к экономической безопасности. С одной стороны, в особенности на первых этапах, это риски, связанные с восстановлением собственного производства, которые влекут за собой повышение цен на импортозамещающую продукцию, введение новых производств, в том числе и с отсутствующей и низкой рентабельностью на начальных этапах деятельности. Процентные ставки по кредитам превышают рентабельность, по разным экспертным оценкам, до четырех раз в сельскохозяйственных отраслях. Это объясняется прежде всего тем, что требуются весомые вложения для создания материальнотехнической базы, для освоения земель и угодий, но также низкая рентабельность для ряда территорий обусловлена климатическими факторами. Государством приняты меры по поддержке предпринимателей в агропромышленном комплексе: существуют специальные налоговые режимы (например, ЕСХН — единый сельскохозяйственный налог), действуют как федеральные (Государственная программа Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий»), так и региональные программы по поддержке сельхозпроизводителей, доступны субсидии по инвестиционным кредитам. С другой стороны, влияние антироссийских санкций можно рассмотреть в качестве определенных преимуществ, главным из которых выступает продовольственная и производственная независимость государства по ряду отраслей. По итогам 2019 года почти все индикаторы по продовольственной безопасности Российской Федерации находятся в норме, причем большая часть из них достигла значений выше нормативных.

За период 2015–2019 годов наблюдается устойчивое наращивание объемов продовольственного производства. Так, к 2018 году показатели Российской Федерации по зерну составили 99,3 % (пороговое значение в соответствии с Доктриной продовольственной безопасности (далее — Доктрина) — не менее 95 %); по сахару — 94,3 % (Доктрина — не менее 80 %); по растительному маслу — 84 % (Доктрина — не менее 80 %); по картофелю — 97,6 % (Доктрина — не менее 95 %); по мясу и мясопродуктам — 90,3 % (Доктрина — не менее 85 %) [2]. По отдельным видам и категориям продовольственной продукции: тропические фрукты (23 %), молочная продукция (75–82 %), мясная продукция (говядина) (78,3 %) — Россия не достигает полной независимости, что вполне объяснимо рядом объективных условий, связанных также с климатическими особенностями. Импорт продовольствия сократился на 31,2 %. За 11 месяцев 2019 года возрос экспорт зерна, в частности, экспорт пшеницы из России составил 29,2 млн т, крупнейшие поставки были осуществлены в Турцию [3]. Следствием положительных результатов реализации продукции стало принятие и утверждение новой Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации (Указ Президента РФ от 21 января 2020 г. № 20)1, согласно которой показатель продовольственной независимости страны будет оцениваться с позиции самообеспечения продукцией. Кроме того, данный метод оценки позволит оценить состояние продовольственного рынка в разрезе регионов и экспортного потенциала государства в целом.

С позиции экономической безопасности достигнутые результаты по продовольственной безопасности могут быть охарактеризованы в разрезе социально-экономических показателей по критериям экономической доступности продовольственных товаров населению; со стороны производителей — наращивание потенциала, увеличение объемов выпуска и дальнейшей реализации продукции, повышение рентабельности производства; для отрасли народного хозяйства (агропромышленный комплекс) — развитие, повышение рентабельности сектора, стабилизация динамики роста производства; для государства — увеличение объемов, структуры и качества продовольственных фондов.

За период 2014–2019 годов произошел ряд изменений, напрямую связанных с обеспечением экономической безопасности. Принята новая стратегия экономической безопасности Российской Федерации до 2030 года2, в условиях санкций возобновились, а в некоторых случаях были созданы с нуля предприятия, восполнившие производство продукции в рамках программ по импортозамещению.

За период 2006–2019 годов было проведено исследование уровня экономической безопасности регионов Приволжского федерального округа по авторской группировке показателей [1, с. 113]. Рейтинговая оценка применена в качестве метода исследования. Все показатели нормированы и оценены суммарно по следующим группам: социальноэкономическое развитие (группа, характеризующая уровень и качество жизни населения); экономический рост (оценка абсолютная и относительная к ВРП по различным сферам: производственная, финансовая); группы показателей внешнеэкономической деятельности и финансовой устойчивости. Комплексные результаты исследования представлены с помощью диаграммы (рисунок).

С помощью количественной оценки показателей экономической безопасности регионов возможно определить основные тренды, однако с целью детального качественного анализа перспективным является обоснование полученных результатов на основе характеристики происходящих преобразований социально-экономической системы. Так, для Пермского края в динамике установлен к 2019 году опережающий темп роста средней заработной платы по сравнению с Республикой Татарстан. Следует принимать во внимание, что реальный размер заработной платы в Татарстане выше. Темп роста в динамике обусловлен включением в расчет районного коэффициента (15 %) в Пермском крае, в Республике Татарстан районный коэффициент не определен. Следующим расхождением в результатах количественных и качественных данных является измерение долговых финансовых обязательств в натуральном выражении. Ряд дотационных регионов (например, республики Марий Эл и Мордовия) не покрывают долговые обязательства доходной частью бюджета, в то время как в Республике Татарстан также есть долговые обязательства (структура их образования во многом связана с развитием региональной инфраструктуры), но доходная часть бюджета в разы превышает эти обязательства. Поэтому для учета подобных показателей во избежание расхождения в оценках значимым является расчет относительных показателей, например размер финансовых обязательств по отношению к ВРП.

Рис. Рейтинговая оценка экономической безопасности регионов Приволжского федерального округа (средние значения за период 2006–2019 годов, максимально возможное значение — 36 баллов). Источник : составлено автором на основе статистических данных ЕМИСС и расчетов, произведенных в программе Microsoft Office Excel

В 2019 году произошло увеличение ставки НДС до 20 %. Во многом мера связана с исполнением и реализацией майских указов Президента Российской Федерации. С позиции экономической безопасности данная мера по отношению к населению является всё же косвенной, ввиду того что логическое повышение цены на товары (путем переноса повышенной ставки) не распространится на все виды товаров. На товары первой необходимости в большинстве случаев применяется льготная ставка НДС. Как правило, цены увеличиваются на тех позициях, где действует основная ставка НДС.

Глобальные угрозы и вызовы экономической безопасности в 2020 году связаны с пандемией коронавируса (COVID-19), ставшей одним из факторов биржевого кризиса. Уменьшение объемов поставок, приостановка в ряде случаев производств влечет за собой снижение объемов выручки. Период пандемии характеризуется замедлением роста мировой экономики. Безусловно, в сложившейся ситуации угрозы и риски экономической безо- пасности на всех уровнях обостряются. Наиболее сильно сложившаяся кризисная ситуация оказывает влияние на малый и средний бизнес, на работников, чьи доходы не фиксированы и напрямую зависят от объемов полученной предприятием выручки. Одним из важных критериев для страны в целом является самообеспеченность ресурсной базой и стратегически важной продукцией, высокий уровень доступности социальных услуг, материальнотехническая и технологическая оснащенность необходимым медицинским оборудованием, достаточное количество оборудованных медицинских учреждений.

Для реализации антикризисных мер необходимы источники финансирования (антикризисный фонд, резервный фонд Правительства Российской Федерации).

В рамках исполнения поручения Президента России о мерах поддержки малого и среднего предпринимательства Государственная дума одобрила законопроект, предполагающий внесение изменений в первую и вторую части Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты1.

Характеризуя направления антикризисных мер, следует отметить введение налоговых каникул в отношении налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, искусства, культуры и кинематографии, туризма и авиаперевозок, а также в отношении малых и средних предприятий, у которых работа не может быть переведена на дистанционный уровень, вследствие чего возникает простой производств, резкое падение доходов и невозможность уплаты арендных платежей. Однако Министерством промышленности и торговли в ряде субъектов РФ с 6 апреля 2020 года был определен перечень видов деятельности предприятий, для которых официально разрешено продолжение деятельности в условиях самоизоляции. Также продлены сроки уплаты налогов, снижены ставки по социальным взносам, приостановлены, отменены или перенесены на более поздний срок мероприятия налогового контроля.

Стоит отметить, что экономическая безопасность является одним из индикаторов проверки на прочность, то есть отражения способности социально-экономической системы противостоять кризисным явлениям и процессам. От степени развитости финансовых, рыночных и социально-экономических институтов во многом будет зависеть эффективность антикризисных мер.

Список литературы Влияние антикризисных мер на уровень экономической безопасности РФ

  • Долганова Я. А. Прогнозные оценки отдельных составляющих экономической безопасности регионов Приволжского федерального округа // Вестник Прикамского социального института. 2019. № 1 (82). С. 108–124.
  • Правительство РФ [Электронный ресурс]: офиц. сайт. URL: http://government.ru/info/32175/ (дата обращения: 10.04.2020).
  • Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс]: офиц. сайт. URL: http://customs.ru/statistic/Январь%20-%20май%202018 (дата обращения: 09.04.2020).
  • Нассим Николас Талеб. Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости: пер. с англ. 2-е изд., доп. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2015. 736 с.
Статья научная