Влияние цифрового рубля на денежно-кредитную политику РФ
Автор: Симонянц Н.Н., Курбанов А.Е.
Журнал: Экономика и бизнес: теория и практика @economyandbusiness
Статья в выпуске: 6-2 (112), 2024 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается сущность цифрового рубля как современной инновации финансовой системы и ее влияние на развитие экономики РФ. Большое место в работе занимает рассмотрение причин создания и введения цифрового рубля в экономику РФ. Исследование ведется через рассмотрение таких проблем, как цифровизация экономики, коррупция, снижение финансовых издержек и другие. В работе анализируется влияние цифрового рубля на организации и граждан РФ. Главное внимание обращается на перспективы от внедрения цифрового рубля и на то, как будет меняться денежно-кредитная политика государства под влиянием цифрового рубля.
Цифровой рубль, центральный банк рф, денежно-кредитная политика, банк, финансовые показатели, экономика, политика, государство
Короткий адрес: https://sciup.org/170204767
IDR: 170204767 | DOI: 10.24412/2411-0450-2024-6-2-105-108
Текст научной статьи Влияние цифрового рубля на денежно-кредитную политику РФ
Успешное экономическое развитие государства в значительной степени зависит от наличия и отлаженности механизма передачи (трансмиссионного механизма) решений денежно-кредитной политики в реальную экономику.
Задачей центрального банка является создание объективных предпосылок для формирования сбережений хозяйствующими субъектами и населением и последующей их трансформации в инвестиции. Под объективными предпосылками, которые создает центральный банк, следует понимать стабильность темпов роста инфляции, курса национальной валюты, низкий уровень процентных ставок. Реализуя данную задачу центральный банк, стремится обеспечить сбалансированность объемов обращающейся денежной массы с объемами обращающихся товаров и услуг.
Быстрый рост безналичных платежей в розничном торговом обороте, активное развитие финтеха в частной сфере, появление массы денежных суррогатов (частные цифровые валюты) переместили создание и обращение основной массы денег в зону ответственности коммерческих банков и других финансовых организаций. Соответственно произошло снижение влияния центрального банка на данные процессы. В случае если центральный банк не сможет контролировать ни эмиссию, ни обращение новых цифровых денег, то его воздействие на кредитную политику коммерческих банков в государстве станет минимальным, уменьшатся возможности регулировать устойчивость национальной валюты [5].
Рассматривая влияние цифрового рубля, необходимо определить, чем является цифровой рубль. Так, данный инструмент является 3-м типом рубля, принятым для обращения в государстве наравне с наличным и безналичными рублями. Данный тип национальной валюты имеет ограничения: цифровой рубль можно использовать только для обращения, в нем нельзя получить кредит или положить его на депозитный счет. Таким образом, можно отметить, что внедрение цифрового рубля обеспечит ускорение оборота денежных средств в государстве [1].
Так, выше было отмечено первое и основное влияние цифрового рубля на ДКП. Однако данная инновация обладает далеко идущими перспективами. Из них можно отметить: использование смарт-контрактов, выдача субсидий, субвенций и так далее, осуществление международных сделок и другие. Остановимся подробно на каждом факторе влияния.
Смарт-контракты являются технологией, которую придумал русский криптоэнтузиаст В. Бутерин. Данная технология первоначально использовалась только в рамках криптовалюты Ethereum, что привело к популяризации данной технологии и создало новую сферу - децентрализованные финансы или DeFi. Таким образом, благодаря смарт-контрактам появилась возможность выдавать кредиты в цифровой валюте, где гарантом выполнения условий является компьютер. Данная технология может быть взята на вооружение Центральным Банком РФ, что позволит снизить коррупционные издержки и снизить количество инстанций для получения субсидий контрагентом. Смарт-контракты могут использоваться не только государством, но организациями, для заключения сделок купли-продажи. Таким образом, смарт-контракты могут повысить надежность и предсказуемость взаимодействия во всех сферах.
Однако существует немало рисков использования данной технологии на государственном уровне, так в сфере DeFi распространены взломы смарт-контрактов и подмена получателя цифровых денежных средств, таким образом данная сфера теряет существенный объем денежных средств. Данная особенность будет находится и государственных смарт-контрактах, но Центральный Банк может существенно сократить ее за счет осуществления исполнения данного контракта на защищенных серверах ЦБ [3]. Также при создании инфраструктуры для функционирования смарт-контрактов специалисты ЦБ РФ могут воспользоваться широким опытом применения данной технологии в сфере криптовалюты и децентрализованных финансов.
Также существует такой риск, как обман людей за счет незнания. Так, злоумышленники могут обманывать не знающих людей и красть их денежные средства и заключать сомнительные контракты. Таким образом ЦБ РФ необходимо будет провести ряд действий для просвещения населения и снизить данные риски. Также риск обмана может негативно повлиять на инновацию, что приведет к низкой популярности данной технологии и не позволит государству достичь всех пре- имуществ от использования цифрового рубля [5].
Так как ДКП является основной стратегией государства в сфере экономики и финансов, то нельзя не отметить и то, что введение цифрового рубля приведет к тому, что средства клиентов перетекут на цифровые кошельки тем самым снижая ликвидность банковского сектора и повышая влияние ЦБ РФ на финансовом рынке. Также из-за низких трансакционных издержек цифрового рубля банковский сектор потеряет часть прибыли, что усилит конкуренцию.
Рост конкуренции на банковском секторе приведет к росту инновационных банковских продуктов, а также повысит роль банковской экосистемы. Так, банки могут создать и пересоздать большое количество различных продуктов и услуг за счет внедрения смарт-контрактов и цифрового рубля [4].
Так как цифровые кошельки обладают нулевой ставкой процента, то не предполагается массового перехода клиентов с депозитных счетов и большинство клиентов предпочтет получать доход на свои средства. Таким образом, большинство денежных средств останется на банковских счетах. Прогнозируется, что денежный агрегат М0 будет переведен в цифровые кошельки.
Также имеется риск изменения структуры банковских балансов. Данный риск может произойти в случае, если ЦБ по той или иной причине не будет поддерживать банковский сектор на первых этапах. Так, в случае изменения структуры будет снижен объем кредитования и как следствие будет снижена доходность банковского сектора.
Использование цифрового рубля при выдаче субсидий, субвенций и т.д. может значительно снизить риски за счет повышенного контроля над денежными средствами. Данная особенность существенно снизит возможности недобросовестных организаций в манипулировании данными для получения денежных средств от государства. Таким образом государство при планировании ДКП сможет более точно прогнозировать как объемы, так и эффективность денежных средств.
Одной из существенных сфер влияния цифрового рубля на ДКП может стать его использование для межгосударственных расчетов. Данный вариант использования может быть полезен государству как для увеличения объемов использования рубля на мировом рынке, так и для использования всех преимуществ смарт-контрактов в сделках с иностранными контрагентами [4]. Такой подход может стать хорошей практикой не только для государства, но и для организаций и частных лиц, приобретающих иностранные товары. Так, государство может достичь снижение риска до минимальных значений при взаимодей- ствии с иностранными контрагентами.
Таким образом, можно отметить, что введение цифрового рубля поможет справится с некоторыми сложностями за счет своих особенностей. Также цифровая экосистема позволяет сделать финансовые продукты и услуги доступнее потребителям, что повышает степень взаимодействия и в конечном счете положительно влияет на экономику государства.
Одним из важнейших рисков от внедрения цифрового рубля является отток ликвидности. Однако ЦБ РФ будет контроли- ровать данный процесс помогая финансовым организациям. Таким образом отток ликвидности пройдет постепенно и не вызовет кризисных ситуаций в банковском секторе.
В крайнем случае ЦБ РФ может воспользоваться ключевой ставкой и за счет снижения ключевой ставки сбалансировать отток ликвидности. Данная мера сможет помочь банковскому сектору, однако так или иначе не все банки смогут адаптироваться к новым условиям и снижение процентной ставки сгладит ситуацию только в краткосрочной перспективе.
Денежно-кредитная политика Банка России, ориентированная на стабилизацию экономики в долгосрочной перспективе, предполагает корректировку использования традиционных инструментов денежнокредитной политики с учетом процессов цифровизции экономики, в том числе совместно с оценкой влияния цифрового рубля. Таким образом ЦБ РФ нацелен на проведение максимально гладко процесса внедрения цифровой инфраструктуры. Также нельзя не отметить и то, что данная цифровая инфраструктура является одной из самых технологичных в мире, что приведет к снижению роли иностранных платежных сервисов и приложений.
Список литературы Влияние цифрового рубля на денежно-кредитную политику РФ
- Кузьмин М.С. Цифровой рубль: новая форма развития российской национальной валюты / М.С. Кузьмин // Аудиторские ведомости. - 2024. - №1. - С. 79-85.
- Носова Т.П. Структурирование рынка финансовых услуг в условиях цифровизации / Т.П. Носова, Н.Н. Симонянц // Сборник тезисов по материалам Всероссийской научно-практической конференции. - 2021. - С. 368.
- Носова Т.П. Влияние денежно-кредитной политики на экономику в России / Т.П. Носова, М.А. Сахно // Инновационный потенциал развития общества: взгляд молодых ученых. - 2022. - С. 296-299.
- Носова Т.П. Элементы цифрового формата в национальной денежной системе / Т.П. Носова, О.С. Зиниша, И.Н. Иваненко // Вестник академии знаний. - 2022. - № 49 (2). - С. 378-384.
- Симонянц Н.Н. Цифровизация как процесс формирования среды экономического доверия / Н.Н. Симонянц, Т.П. Носова, А.С. Коновалов // Вестник Академии знаний. - 2024. - №1(60). - С. 444-449.