Влияние COVID-19 на общество

Автор: Э.В. Егорова, И.А. Бурмистрова, С.В. Ускова

Журнал: Симбирский научный Вестник @snv-ulsu

Рубрика: Социология и политология

Статья в выпуске: 1 (45), 2022 года.

Бесплатный доступ

Коронавирусная инфекция или COVID-19 полностью изменила ход жизни всего мира c марта 2020 года. Однако до с их пор нет четкого представления о влиянии коронавируса на наше общество и культуру. Данная работа направлена на рассмотрение социального и культурного воздействия коронавирусной инфекции для лучшего понимания пандемии COVID-19. Влияние пандемии в сфере образования носило двоякий характер: помимо отрицательных по- следствий имел место и положительный эффект — способствование ускорен- ной реализации цифровых технологий в учебном процессе. Ситуация, которую спровоцировала пандемия COVID-19, также напомнила о значимости духовно- го развития. Во время пандемии произошла цифровизация в сфере культуры: онлайн-форматы содействовали продвижению культурно-досуговых услуг, однако очевидным является тот факт, что невозможно полностью заменить «живое» посещение таких мероприятий. Кризисная ситуация, возникшая в мире из-за распространения пандемии, заставила людей поменять свой привычный уклад жизни. Быстрая смена образа жизни вызывает внутреннее сопротивление, а факт того, что все меняется не по собственной воле, создает ощущение неопределенности и непредсказуемости. Невозможность проконтролировать ситуацию в современных условиях провоцирует возникновение стресса. Экономический кризис, потеря работы — все эти факторы способствуют повышению нестабильности и, соответственно, тревоги. Общество вынуждено подстраиваться под современные реалии и адаптироваться в условиях быстро меняющегося мира.

Еще

Коронавирус, общество, COVID-19, изоляция, дистанционное обучение

Короткий адрес: https://sciup.org/14123810

IDR: 14123810

Текст научной статьи Влияние COVID-19 на общество

2020 год именуется годом пандемии COVID-19. Эпидемия оказала значительное влияние на различные сферы общества, в том числе и на социально-экономические процессы не столько в национальном, сколько в глобальном масштабе.

По мнению экспертов, пандемия COVID-19 негативно отразилась на психическом здоровье людей по всему миру. Эти последствия проявляются в виде повышенной тревожности и неуверенности, усиления страхов и дискриминации. Изменения в окружающей среде могут вы- звать большое количество страданий и незащищенности. Поскольку COVID-19 быстро распространяется, люди испытывают больше паники и беспокойства. Кроме того, тревога и страх, связанные с инфекцией, могут вызвать дискриминационное поведение, которое затем приводит ко все более негативному социальному поведению, ухудшающему психическое здоровье. Причиной страха людей являются пагубные последствия вируса, одно из которых называется стигматизацией [5]. Стигматизация является составной частью многих стереотипов о вирусе [1]. Выделяют несколько тем, указывающих на стигматизирующие выражение и поведение во время пандемии. Пациенты с COVID-19 были подвержены стереотипам как активные распространители коронавируса и подвергались стигматизации. В то время как изоляция в сложившейся пандемии способствовала в какой-то степени сдерживанию распространения вируса, люди подверглись влиянию депрессии, тревоги, ужаса, паники, возникающим из-за одиночества. Все эти негативные последствия пандемии, связанные с ростом стигматизации и дискриминации, как ожидается, будут иметь далеко идущие последствия для общества [4].

Влияние эпидемии отмечается во всех сферах общества. Все слои населения, в особенности наиболее уязвимые его группы, подвержены губительному воздействию инфекции. Обострена проблема дискриминации пожилых людей: стереотип о том, что вирус является болезнью людей старшего возраста, усугубляет их социальное положение, также у пожилых людей возникают сложности в освоении информационной среды, без которой в условиях самоизоляции крайне тяжело [9].

COVID-19 отразился на всей системе здравоохранения, ей приходится подстраиваться под современные реалии пандемии: внимание сконцентрировано на людях, которые болеют коронавирусом, в связи с этим плановый прием пациентов приостановлен. Медицинские работники находятся в крайне тяжелом положении. Помимо огромной нагрузки, они рискуют своей жизнью и жизнью своей семьи.

Изменения также коснулись и образования: школы и университеты переводились на дистанционное обучение (в зависимости от процента заболеваемости в регионе). Неопределенность в отношении предстоящих экзаменов, окончания семестра и завершения учебы оказала влияние на стрессоустойчивость студентов. Преподаватели отметили большую нагрузку во время дистанционного обучения, а также плохую организацию при переходе в онлайн-формат и снижение качества учебного процесса [3]. В дистанционном режиме преимущество в учебных показателях и обеспечении лучшего качества учебного процесса получили те учреждения, которые ранее имели развитую электронную образовательную среду и проводили мероприятия по внедрению онлайн-режима обучения до начала пандемии. Вузам, которые имели определенную базу, не составило труда перейти на использование технологий онлайн-образования. Но нельзя забывать о наличии той группы вузов, которая не смогла полноценно в указанные сроки организовать цифровой формат обучения либо адаптировалась к онлайн-формату с низким качеством учебного процесса. В результате учебный процесс в данных вузах пострадал.

Последствия коронавируса сказались не только на обучающихся, но и на абитуриентах. Поступление в вуз в 2020—2021 гг. принесло ряд проблем, так как подача документов стала возможной только с использованием интернет-ресурсов. Многие вузовские сайты оказались не готовы к такой нагрузке, в результате подача документов стала настоящим испытанием для абитуриентов.

Пандемия в сфере образования носила двоякий характер, ведь помимо отрицательных последствий имел место и положительный эффект — способствование ускоренной реализации цифровых технологий в учебном процессе. Однако это не умаляет недостатков. Во-первых, это острая необходимость приобретения базовых цифровых компетенций преподавательскими кадрами. В перспективах развития сферы образования после пандемии намечаются планомерные и целенаправленные мероприятия по подготовке преподавательских кадров к использованию электронной среды как обязательного средства учебного процесса [7].

Еще одним недостатком реализации дистанционного режима в сфере образования во время коронавирусной инфекции является недостаточная техническая оснащенность и слабый Интернет. Данные трудности продемонстрированы на следующих факторах, затрудняющих проведение учебного процесса в условиях онлайн-режима: малая скорость Интернета, периодические перебои связи, отсутствие достаточной мощности серверов в вузах и школах, нестабильное соединение даже между районами одного региона [2]. Ярче всего перечисленные выше проблемы проявили себя в посёлках, деревнях, районных центрах. На преодоление та- ких трудностей направлен федеральный проект «Цифровая образовательная среда», реализация которого оказалась очень востребована в пандемию COVID-19.

Образовательная сфера нуждается в обновлении и обеспечении учреждений новым современным оборудованием, отвечающим требованиям проведения учебного процесса — наличие высокоскоростного Интернета, способного функционировать при любых нагрузках. Следует учитывать, что онлайн-образование независимо от пандемии стало глобальным трендом. С учетом его развития возникает необходимость в последовательном анализе перспектив, а также достоинств и недостатков данного образования. Это будет способствовать наращиванию конкурентоспособности российского образования в цифровой среде.

Нашу жизнь уже нельзя представить без культурно-массовых мероприятий, ведь просвещение является неотъемлемой частью жизни общества. Ситуация, которую спровоцировала пандемия COVID-19, напомнила о значимости духовного развития. Произошла цифровизация культуры (способ, позволяющий большему количеству людей увидеть культурные программы, которые до этого было недоступны в связи с территориальным местонахождением, финансовым положением и т. д.). Однако искусство — это многогранный и комплексный процесс, являющийся индивидуальным. Основная сложность при использовании онлайн-форматов заключается в сохранении индивидуального пути человека в искусстве. В результате ограничений контактное взаимодействие было исключено. Однако эксперты считают, что «живое искусство» невозможно заменить и насладиться им в полной мере, несмотря на технический прогресс в данной отрасли. Люди вынуждены отказываться от разного рода культурных мероприятий: спортивных соревнований, выставок, концертов, фестивалей. Цифровизация постепенно внедряется в сферу культуры, соответственно, стадия трансформации в данной области необратима. COVID-19, влияя на духовную сторону жизни, заставляет общество искать новые возможности. Онлайн-форматы способствуют продвижению культурно-досуговых услуг, но полностью заменить «живое» посещение таких мероприятий невозможно [6].

Самоизоляция — вынужденная мера для ограничения темпов распространения инфекции в процессе борьбы с COVID-19. Это один из самых эффективных методов сдерживания вируса. С другой стороны, изоляция включает в себя ряд противоречий, которые в значительной мере влияют на общество. Карантин прежде всего отражается на психическом здоровье людей: повышается уровень тревоги, появляются бессонница и раздражительность. Людям приходится менять привычный уклад жизни. И эти изменения происходят так скоротечно, что возникает внутреннее сопротивление, а факт того, что все меняется не по собственной воле, создает ощущение неопределенности и непредсказуемости. Невозможно проконтролировать ситуацию в современных условиях, и от этого возникает стресс. Экономический кризис, потеря работы — все эти факторы способствуют повышению нестабильности и, соответственно, тревоги.

«Один из самых тяжелых факторов нынешней самоизоляции заключается в том, что люди не знают, когда она закончится. Астенизация, гиподинамия, лишение привычных социальных контактов — это все приводит к тому, что на нервную систему оказывается выраженное негативное воздействие», — утверждает доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач Российской Федерации, заместитель директора Института медико-биологических проблем РАН по науке Юрий Бубеев [8].

Наш мозг любит стабильность и старается избегать кардинальных изменений. Также следует помнить, что человек — это социальное существо, которое не может долгое время жить изолированно от других, не поддерживая социальных контактов и взаимоотношений. Социальная изоляция связана с когнитивными нарушениями, снижением иммунитета, повышенным риском сердечно-сосудистых заболеваний и в конечном счете смертностью. Исследования показывают, что социальная изоляция может вызвать депрессию. К стрессовым факторам изоляции относятся разлука с семьей и друзьями, потеря независимости, сомнения в распространении вируса, продолжительность изоляции, обида, однообразный образ жизни, потенциальная нехватка товаров первой необходимости, отсутствие точной информации, денежные потери и стигматизация. Как социальному существу, человеку крайне трудно находиться в одиночестве. После долгого пребывания наедине с собой у людей начинаются проблемы с переработкой информации, им тяжелее принимать решения в долгосрочной перспективе.

Сейчас настало время для глобальной солидарности, особенно в формирующемся и развивающемся мире. Только сообща мы сможем преодолеть взаимосвязанные последствия пандемии. COVID-19 уже изменил общество; един- ственное, что нам остается, — это подстраиваться под современные реалии. Таким образом, коронавирусная инфекция оказывает свое влияние не только на сферу здравоохранения, но также и на экономическую, духовную и социальную сферы жизни людей. Кризисная ситуа- ция, возникшая в мире из-за распространения пандемии, заставила людей поменять свой привычный уклад жизни. Общество вынуждено подстраиваться под современные реалии и адаптироваться в условиях быстро меняющегося мира.

Список литературы Влияние COVID-19 на общество

  • Борисова С. А. Стереотип в структуре политической коммуникации / С. А. Борисова, Э. В. Егорова, Н. А. Крашенинникова, О. И. Осетрова // В мире научных открытий. — 2015. — № 7-2(67). — С. 642—653.
  • Водолад С. Н. Дистанционное обучение в вузе / С. Н. Водолад, М. П. Зайковская, Т. В. Ковалева, Г. В. Савельева // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. — 2010. — № 1(13). — С. 129—138.
  • Гришин В. И. Жизнь после пандемии: экономические и социальные последствия / В. И. Гришин, Д. В. Домащенко, Л. В. Константинова, А. П. Кошкин, Е. В. Устюжанина, Д. А. Штыхно, Е. В. Шубенкова // Вестник РЭА им. Г. В. Плеханова. — 2020. — № 3(111).
  • Егорова Э. В. Коронавирус и общество / Э. В. Егорова, Е. И. Крашенинникова, С. В. Ускова // Симбирскийнаучный вестник. — 2021. — № 2(44). — С. 103—108.
  • Егорова Э. В. Субъективное семантическое пространство и категориальная структура индивидуального сознания в речевой репрезентации форм «СТРАХА» / Э. В. Егорова, Е. И. Крашенинникова, К. В. Погодина // Lingua Academica: Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Н. А. Крашенинниковой. — 2019. — С. 52—57.
  • Отдельнова Т. Опасность взаимодействия искусства и медиа / Т. Отдельнова // Народные новости. — URL: https://nation-news.ru/485455-bogomolov-rasskazal-ob-opasnostyakh-vzaimodeistviya-iskusstva-i-media.
  • Система образования оказалась не готова к переходу на дистанционное обучение в условиях пандемии // Аналитический центр НАФИ. — URL: https://nafi.ru/analytics/sistema-obrazovaniya-okazalas-ne-gotova-kperekhodu-na-distantsionnoe-obuchenie-v-usloviyakh-pandemi.
  • Юрий Бубеев: новый коронавирус с нами навсегда // РИА новости. — URL: https://ria.ru/20200513/1571329173.html.
  • COVID-19 и социальная политика в отношении граждан старшего поколения // НИУ ВШЭ. — URL: https://www.hse.ru/corona/news/378917512.html.
Еще
Статья научная