Влияние депривационного дизонтогенеза на проявления дезадаптационных расстройств у детей с умственной отсталостью

Автор: Гузанова Д.Ю., Рычкова Л.с, Супрун A. stanislaV.

Журнал: Психология. Психофизиология @jpps-susu

Рубрика: Психология развития и педагогическая психология

Статья в выпуске: 5 (222), 2011 года.

Бесплатный доступ

Установлена типология дезадаптационных расстройств у детей-сирот с легкой умственной отсталостью; выделены типы: агрессивно-дисфорический, астено-гипобулический и аддиктивный. Представлены психологические и клинико-психопатологические характеристики каждого типа. Определено влияние социально-демографических и возрастных характеристик на проявление типа дезадаптационных расстройств.

Дезадаптационные расстройства, депривационные факторы, социализация, умственная отсталость, дети-сироты, типология, агрессивно-дисфорический, астено-гипобулический, аддиктивный тип дезадаптационных расстройств

Короткий адрес: https://sciup.org/147159739

IDR: 147159739

Текст научной статьи Влияние депривационного дизонтогенеза на проявления дезадаптационных расстройств у детей с умственной отсталостью

Одной из наиболее значимых проблем в специальной психологии является проблема умственной отсталости (УО) и интеграции лиц с интеллектуальным недоразвитием в общество.

Это связано как с достаточно большой распространенностью У О, составляющей от 0,2 до 3 % популяции, так и с тенденцией к увеличению в последние десятилетия числа лиц с У О [7-10]. Наиболее остро обозначаются проблемы, связанные с трудностями воспитания, трудового обучения, возникает высокий риск дезадаптации лиц с умственной отсталостью. По распространенности нозологических форм психической патологии детского возраста умственная отсталость оказывается на втором месте (31 %), а в подростковом возрасте выходит на первое место (50,3 %, из них 80 % - легкие формы). Это обстоятельство обусловлено как поздней выявляемостью умственной отсталости, так и стабильностью патологических изменений при данных нарушениях. В связи с этим происходит количественное «накопление» лиц с У О, приводящее к преобладанию этой патологии в структуре психических заболеваний [3,4].

Особый контингент составляют дети-сироты, в том числе с умственной отстало стью, помощь которым определена государством как одно из основных направлений социальной политики. Это связано с тем, что за последние 100 лет Россия переживает третью волну сиротства. В нашем государстве насчитывается более 730 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [5, 8].

Не имея опыта жизни в нормальной семье и психо-эмоциональной поддержки после выхода из детского дома, не получив достаточного образования, значительная часть выпускников оказываются втянутыми в криминальные группировки, у них часто формируются аддиктивные формы поведения. Контингент детей-сирот с легкой умственной отсталостью (ЛУО) можно определить как «группу риска». В связи с тем, что умственно отсталые не в состоянии выделить, освоить и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности не только существовать в социальной среде, но и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели, они нуждаются в специальной поддержке. В то же время при хорошей адаптации они «растворяются» в жизни, работают, заводят семью, являются полноправными членами общества [1,2, 6, 7, 9].

Следовательно, профилактика и коррек- ция поведенческих и эмоциональных расстройств в детском и подростковом возрасте у лиц с ЛУО является необходимым условием для предупреждения проявления различных форм дезадаптации детей с проблемами развития [3, 7, 8]. Это, в свою очередь, подчеркивает важность и актуальность изучения дезадаптационных расстройств (ДР) у детей-сирот с легкой умственной отсталостью . Дезадаптационные расстройства, начинающиеся в различные периоды развития ребенка, при отсутствии адекватной помощи приводят в дальнейшем к выраженной социальной дезадаптации, следовательно, особую значимость приобретает выявление групп риска, ранняя диагностика и адекватная реабилитационная помощь при развитии данных нарушений. Практически неизученными вопросами являются: влияние депривационных условий на формирование ДР у детей-сирот с ЛУО, обучающихся и проживающих в школах-интернатах, а также возрастные особенности ДР [1,5, 8].

Целью работы является изучение дезадаптационных расстройств, раскрытие которых позволит дифференцированно подойти к разработке системы мероприятий, необходимых для коррекции и компенсации психических функций, профилактике ДР, что позволит осуществлять успешную интеграцию в социум лиц с УО.

В данной работе было обследовано 112 детей-сирот с ЛУО мужского пола, в возрасте от 7 до 18 лет, проживающих в школе-интернате и обучающихся по специальной (коррекционной) образовательной программе VIII вида (вспомогательной). Все обследуемые имели дезадаптационные расстройства.

Основными методами исследования явились: клинико-психопатологический, клиникопсихологический, параклинический, клиникобиографический, статистический, а также целенаправленно изучалась медицинская и педагогическая документация.

В настоящем исследовании в соответствии с ведущей психопатологической симптоматикой выделены 3 типа ДР [7, 8].

  • I.    Агрессивно-дисфорический - характеризуется повышенной эмоционально-волевой возбудимостью, вспыльчивостью, гневливостью, суетливостью, расторможенностью, склонностью к аффективным разрядам и агрессии.

  • II.    Астено-гипобулический - в структуре ЛУО проявляется в повышенной истощаемо-сти даже при незначительных, в том числе и умственных нагрузках, нарушениях концентрации и переключаемое™ внимания, слабости мнестических процессов.

  • III.    Аддиктивный - наблюдается у детей при ранней алкоголизации и употреблении психоактивных веществ (ПАВ).

Еще до момента наступления сиротства окружающая ребенка микросоциальная среда содержала достаточно большое количество отрицательных воздействий. Сведения о социально-демографических характеристиках выборки представлены в таблице.

Данные таблицы свидетельствуют, что 6,3 % (п = 7) детей испытывали раннюю депривацию в связи с тем, что были оставлены в роддоме сразу после рождения и воспитывались вне семьи. Большая часть обследованного контингента (62,5 %, п = 70) до поступления в государственное учреждение росла в семьях с асоциальным и алкогольным бытом

Социально-демографическая характеристика выборки детей-сирот с ЛУО при различных типах ДР

Тип ДР

Ранняя депривация (оставлены в роддоме)

Сирота из-за смерти родителей

Лишены родительских прав

Признаны недееспособными

Родители в местах лишения свободы

Всего

Агрессивнодисфорический

4

(7 %)

15

(26,3 %)

35 (61,4%)

1 (1,8%)

2

(3,5 %)

57 (50,9 %)

Астено-гипобулический

1

(4 %)

1

(4 %)

17

(68 %)

2

(8 %)

4 (16%)

25 (22,3 %)

Аддиктивный

2 (6,7 %)

8

(26,7 %)

18

(60 %)

2 (6,7 %)

30 (26,8 %)

Всего

7

(6,3 %)

24 (21,4%)

70 (62,5 %)

3

(2,3 %)

8

(7,1 %)

112 (100%)

Психология развития и педагогическая психология в условиях гипоопеки и безнадзорности, что приводило к тому, что родителей лишали прав, они попадали в места лишения свободы (7,1 %, п = 8). В связи со смертью родителей в детский дом было оформлено 21,4 % (п = 24) детей. 2,3 % (п = 3) родителей были признаны недееспособными по решению суда. Следовательно, становление личности ребенка происходило в условиях эмоциональной депривации, отвержения родителями.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что возраст наступления сиротства значительно отличался при различных типах ДР. Наибольшее количество детей с ЛУО при агрессивно-дисфорическом типе ДР становились сиротами в возрасте 7-9 лет (33,3 %) и 4-6 лет (28,1 %). Меньшая распространенность оказалась в возрастных группах 10-12 лет (21,1 %) и 0-3 года (14 %). Наименьший показатель соответствовал возрасту 13-15 лет (3,5 %).

При астено-гипобулическом типе ДР статус сироты определялся преимущественно в 4-6 лет (32 %) и 0-3 года (28 %). В последующие возрастные периоды происходило постепенное снижение количества детей, становящихся сиротами, так в 7—9 лет этот показатель составил 20 %, в 10-12 лет 12 %, в 13-15 лет - всего 8 %.

При аддиктивном типе ДР максимальное количество детей, получивших статус сироты, приходилось на возраст 13-15 лет (33,3 %) и 10-12 лет (30 %). Несколько меньшая распространенность оказалась в возрасте 7-9 лет (26,7 %). В группах 4-6 и 0-3 летних количество детей было наименьшим (6,7 % и 3,3 % соответственно).

Следовательно, при агрессивно-дисфорическом типе ДР у большинства детей время наступления сиротства совпадало с течением первого и второго возрастных критических периодов, при астено-гипобулическом типе ДР была характерна более ранняя депривация, возникавшая в раннем детском возрасте и во время первого критического периода, при аддиктивном типе ДР действие депривационных факторов возникало во время второго критического периода, увеличиваясь в препубертате, достигая максимума в третий критический период.

Таким образом, возраст наступления сиротства несомненно играет существенную роль в формировании типа ДР.

Выводы. У детей-сирот с ЛУО установлено три типа дезадаптационных расстройств:

агрессивно-дисфорический, астено-гипобули-ческий, аддиктивный.

Возраст, в котором ребенок поступает в школу-интернат для детей-сирот, влияет на клинико-психологическую характеристику, определяет типологию ДР.

Проведение целенаправленных комплексных психокоррекционных мероприятий следует осуществлять с учетом клинико-психо-логических проявлений типа дезадаптационных реакций детей с ЛУО и влияния депривационного дизонтогенеза, что требует дальнейшего углубленного изучения.

Список литературы Влияние депривационного дизонтогенеза на проявления дезадаптационных расстройств у детей с умственной отсталостью

  • Исаев, Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков: руководство/Д.Н. Исаев. -СПб.: Речь, 2007. -391 с.
  • Комер, Р. Патопсихология поведения. Нарушения и патология психики/Р. Комер. -СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. -640 с.
  • Коробейников, НА. Нарушения развития и социальная адаптация/И.А. Коробейников. -М: ПЕРСЭ, 2002. -192 с.
  • Макушкин, Е.В. Принципы совершенствования медицинской помощи в области охраны психического здоровья детей/Е.В. Макушкин//Молодое поколение XXI века: актуальные пролемы социально-психологического здоровья: материалы III Междунар. конгресса. -Казань, 2006. -С. 1-2.
  • Прихожан, А.М. Психология сиротства/A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых. -СПб.: Питер, 2005.-400 с.
  • Рычкова, Л.С. Многоосевая диагностика и клиническая систематика школьной дезадаптации у детей с легкой умственной отсталостью/Л.С. Рычкова//Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Здравоохранение. Физическая культура». -2003. -Вып. 2. -№ 7(23). -С. 57-61.
  • Рычкова, Л.С. Клиническая типология школьной дезадаптации у детей с легкой умственной отсталостью.: автореф. дис.... д-ра мед. наук/Л.С. Рычкова. -Томск, 2004. -42 с.
  • Супрун, С.А. Клиническая типология дезадаптационных расстройств у детей-сирот с легкой умственной отсталостью: дис.... канд. мед. наук/С.А. Супрун. -Челябинск, 2006. -191 с.
  • Шипщына, Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта/Л.М. Шипицына. -СПб.: Речь, 2005. -477 с.
  • Шпек, О. Люди с умственной отсталостью: обучение и воспитание/О. Шпек -пер. с нем. А.П. Голубева. -М.: ИЦ «Академия», 2003. -432 с.
Еще
Статья научная