Влияние Карла Брюллова на русскую скульптуру

Автор: Клишевич Е.А.

Журнал: Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) @terra-humana

Рубрика: Мир художественной культуры

Статья в выпуске: 3 (68), 2023 года.

Бесплатный доступ

Карл Брюллов входит в число самых влиятельных художников России XIX в. Его возвращение из Италии и петербургские выставки картины «Последний день Помпеи» 1834 г. послужили вехой в истории отечественного искусства. Давно признано значение мастера в изменении взглядов на выразительные средства живописи и сущность творчества. Создания Брюллова воспринимались современниками как проявление свободного творческого духа; стремление к подражанию охватило целое поколение художников второй трети столетия. В искусстве пластики влияние выдающегося русского романтика было также значительным и разносторонним. Группы на южном фронтоне и в интерьере Исаакиевского собора свидетельствуют о восприятии стиля, отличающегося, как в графике, повышенной выразительностью контурной линии. Использовались мотивы произведений Брюллова. Статуя в партере петергофского Царицына павильона близко повторяет изображение героя картины «Нарцисс, любующийся своим отражением». Артистизм и независимый нрав создателя «Последнего дня Помпеи» способствовали повышению общественного статуса художника. Связанное с этим оживление в художественной среде стало важной предпосылкой для появления двух ярких индивидуальностей в петербургской монументальной скульптуре - Петра Клодта и Ивана Витали.

Еще

К.п. брюллов, и.п. витали, п.к. клодт, «последний день помпеи», романтизм, русская монументальная пластика, скульптурный портрет

Короткий адрес: https://sciup.org/140303321

IDR: 140303321   |   DOI: 10.53115/19975996_2023_03_077-082

Список литературы Влияние Карла Брюллова на русскую скульптуру

  • Ацаркина Э.Н. Карл Павлович Брюллов: Жизнь и творчество. – М.: Искусство, 1963. – 534 с.
  • Верещагина А.Г. Критики и искусство. – М.: Прогресс-Традиция, 2004. – 744 с.
  • Карпова Е.В. Скульптура в России: Неизвестное наследие: XVIII – начало XX в. – СПб.: ЛИК, 2015. – 558 с.
  • Книга для чтения по истории русского искусства / Сост. Н.Г. Машковцев. Вып. IV: Искусство второй половины XIX века. – М. – Л.: Искусство, 1948. – 372 с.
  • Кривдина О.А. Иван Петрович Витали: летопись жизни и творчества скульптора. – СПб.: Сударыня, 2006. – 175 с.
  • Кривдина О.А. Профессор скульптуры Николай Степанович Пименов. – СПб.: Сударыня, 2007. – 424 с.
  • Молева Н.М., Белютин Э.М. Русская художественная школа первой половины XIX века. – М.: Искусство, 1963. – 409 с.
  • Нагаевская Е.В. Иван Петрович Витали. – М.: Искусство, 1950. – 27 с.
  • Петров В.Н. Очерки и исследования. – М.: Сов. художник, 1978. – 303 с.
  • Последний день Помпеи, картина Карла Брюллова // Библиотека для чтения. – СПб.: Изд-во А. Смирдина, 1834. Т. 1. – С. 119–138.
  • Ракова М.М. Брюллов-портретист. – М.: Искусство, 1956. – 160 с.
  • Ракова М.М. Русское искусство первой половины XIX века. – М.: Искусство, 1975. – 239 с.
  • Рамазанов Н.А. Материалы для истории художеств в России. – Кн. 1. – М.: Губ. тип., 1863. – 313 с.
  • Сомов А.И. Карл Павлович Брюллов и его значение в русском искусстве. – СПб.: Т-во худож. печати, 1899. – 43 с.
  • Стасов В.В. Тормозы нового русского искусства // Избранные сочинения. Живопись. Скульптура. Музыка. Т. 2. – М.: Искусство, 1952. – 775 с.
  • Шуйский В.К. Огюст Монферран: история жизни и творчества. – М. – СПб.: Центрполиграф; МиМ-Дельта, 2005. – 413 с.
Еще
Статья научная