Влияние KIR-генотипа на эффективность терапии при множественной миеломе

Автор: Соколова Юлия Валериевна, Бубнова Людмила Николаевна, Павлова Ирина Евгеньевна, Бессмельцев Станислав Семенович

Журнал: Вестник гематологии @bulletin-of-hematology

Рубрика: Всероссийская научно-практическая конференция "Клиническая лабораторная диагностика в гематологии и службе крови", Санкт-Петербург, 27–28 марта 2014 г.

Статья в выпуске: 1 т.10, 2014 года.

Бесплатный доступ

Kir-генотип, терапия, множественная миелома

Короткий адрес: https://sciup.org/170171588

IDR: 170171588

Текст статьи Влияние KIR-генотипа на эффективность терапии при множественной миеломе



Соколова Ю. В., Бубнова Л. Н., Павлова И. Е., Бессмельцев С. С.

ФГБУ «Российский научно-исследовательский институт гематологии и трансфузиологии Федерального медико-биологического агентства»

ВЛИЯНИЕ KIR-ГЕНОТИПА НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТЕРАПИИ ПРИ МНОЖЕСТВЕННОЙ МИЕЛОМЕ

Несмотря на высокий уровень общего ответа при использовании бротезомибсодержащих программ терапии, у части больных множественной миеломой ответ на лечение отсутствует. Одним из механизмов действия ингибитора протео сом бортезомиба является способность снижать экспрессию антигенов HLA I класса на миеломных клетках, повышая, таким образом, их чувствительность к контактному цитолизу опосредованному NK-лимфоцитами. Иммуноглобулин-подобные рецепторы киллерных клеток — KIR (от killer cell immunoglobulin-like receptor) играют важнейшую роль в регуляции функциональной активности естественных киллеров (NK), взаимодействуя со своими лигандами — антигенами HLA I класса.

Целью данного исследования является оценка влияния KIR-генотипа на эффективность лечения больных ММ при использовании бортезо-мибсодержащих режимов терапии.

Эффективность терапии была проанализирована в группе больных, состоящей из 64 человек, получавших терапию с использованием бортезомиба (велкейда), который назначался как в режиме монотерапии, так и в сочетании с другими препаратами: VD (велкейд, дексаметазон), VMP (велкейд, мелфалан, преднизолон), PAD (велкейд, адриабластин, дексаметазон). Объективный ответ (полная ремиссия + частичная ремиссия + минимальный ответ) в целом в группе больных составил 76,56%. При этом у 23,44% больных достигнут полный ответ, у 17,18% — почти полный ответ, у 12,50% — очень хороший частичный ответ, у 18,75 % — частичный ответ и у 4,69 % — минимальный ответ.

В группе больных с АА-генотипом, для которого характерно наименьшее число активирующих генов, объективный ответ достигнут у 100%, тогда как у трети пациентов с генотипом Вх терапия была неэффективна.

Также установлено повышение частоты встречаемости генотипов с высокими значениями соотношения aKIR/iKIR (0,61-1,00) в группе больных с отсутствием ответа на терапию (73,3%) по сравнению как с группой здоровых лиц (36,0%; х2 =7,52; RR=4,52), так и с больными, ответившими на терапию бортезомибом (34,7%; х2 =6,97; RR=4,75).

Полученные нами данные свидетельствуют о прогностически неблагоприятном значении генетически обусловленного преобладания активирующего сигнала в регуляции функциональной активности естественных киллеров при терапии с применением бортезомиба. Возможно, это обусловлено тем, что при преобладании у больного функциональных ингибирующих рецепторов и отсутствии активирующих, снижение экспрессии соответствующих HLA-молекул позволяет преодолеть блокирование цитолитической активности естественных киллеров. В то же время, при развитии ММ на фоне достаточно выраженной генетически обусловленной активности NK-клеток, снижение экспрессии лигандов для ингибирующих рецепторов не всегда оказывается достаточно эффективным.

Статья