Влияние кормовой добавки на уровень анионов и катионов в крови животных

Автор: Хашимов Р.И., Антонов М.В., Крупин Е.О., Шакиров Ш.К., Хайруллин Д.Д., Закиров Т.М.

Журнал: Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана @uchenye-zapiski-ksavm

Статья в выпуске: 4 т.260, 2024 года.

Бесплатный доступ

Цель работы заключается в изучении влияния новой кормовой добавки на уровень анионов и катионов в крови дойных коров. Исследования выполнены на дойных коровах. Установлено, что у животных наблюдается достоверное увеличение содержания в сыворотке крови кальция и калия независимо от особенностей кормления, однако величина, на которую изменяются показатели, может быть им обусловлена - наибольшим увеличение было у коров четвертой группы. Дополнительное скармливание в составе рациона кормовой добавки в дозе 0,5 кг/гол/сут. сопровождается достоверным снижением содержания в сыворотке крови животных магния и натрия. Без использования кормовой добавки происходит достоверное снижение у животных содержания фосфора.

Еще

Корова, кровь, рацион, кормовая добавка, анионы, катионы, обмен веществ

Короткий адрес: https://sciup.org/142243225

IDR: 142243225   |   DOI: 10.31588/2413_4201_1883_4_260_274

Текст научной статьи Влияние кормовой добавки на уровень анионов и катионов в крови животных

Из-за влияния эндемичных факторов обменные болезни крупного рогатого скота занимают одно из первых мест в списке неинфекционных заболеваний. В большинстве случаев заболевания выявляют с помощью биохимических исследований сыворотки крови. Например, наблюдают гипокальциемию, нарушение соотношения основных элементов – кальция и фосфора и др. В некоторых ситуациях наблюдаются высокие концентрации макроэлементов калия и кальция и низкие концентрации натрия, магния и фосфора [4, 9].

Не только неравномерное распределение микроэлементов и макроэлементов в окружающей среде, но и несбалансированное питание вызывает гипо- и гипермакроэлементозы [10].

Сообщалось, что при проведении скрининга в сыворотке крови обследованных животных установили снижение содержания общего кальция относительно физиологической нормы, уровень фосфора в сыворотке крови соответствовал норме, наблюдалось умеренное повышение уровня калия. Соотношение натрия к калию было ниже оптимальных значений. Выявленные отклонения вполне возможно скорректировать применением соответствующих кормовых средств комплексного состава [1].

В настоящее время практически невозможно повысить минеральную составляющую основных кормов настолько, чтобы удовлетворить потребности скота путем смены типа кормления, поэтому необходимо вводить важнейшие элементы животным с помощью специфических минеральных добавок. Для этого необходимо знать химический анализ кормов не только с позиции содержания белков, жиров, углеводов и витаминов, но и на наличия минеральных веществ, а в случае их дефицита вводить соответствующие добавки [5].

Существует тесная связь между витаминной обеспеченностью животных и содержанием макроэлементов в организме [6].

Сообщается, что различия между породами, влияние производителей, различия между линиями и семействами представляют собой генетическую детерминацию толерантности и предрасположенности к накоплению макро- и микроэлементов в органах и тканях животных [12]. Установлено, что для голштинской породы характерен большой анионный интервал. У животных с патологическим биохимическим профилем наблюдают нарушение соотношения кальция и фосфора с сопутствующим снижением базального уровня макронутриентов [3].

Использование подходящих кормов позволяет компенсировать недостаток питательных и биологически активных веществ, повысить коэффициент использования всех питательных веществ рациона и на этом фоне увеличить молочную продуктивность коров, улучшить состав и свойства производимого молока, рентабельность его производства [2, 7, 11, 8].

С учетом изложенного выше очевидна актуальность поставленной цели – изучить влияние новой кормовой добавки на уровень анионов и катионов в крови дойных коров.

Материал и методы исследований. Работа выполнена в рамках государственного задания «Экологогенетические подходы к созданию и сохранению ресурсов растений и животных, расширению их адаптивного потенциала и биоразнообразия, разработка сберегающих агротехнологий с целью повышения устойчивости производства высококачественной продукции, достижения безопасности для здоровья человека и окружающей среды» (рег. № 122011800138-7) в отделе физиологии, биохимии, генетики и питания животных ТатНИИСХ ФИЦ КазНЦ РАН. Научнохозяйственный эксперимент проводился с июня по август 2023 года на молочной ферме ООО «Игенче» Арского муниципального района Республики Татарстан. В ходе исследования не было выявлено различий в условиях содержания животных в каждой конкретной группе, а обращение с экспериментальными животными осуществлялось в соответствии с ГОСТ 33215-2014 «Руководство по содержанию и уходу за лабораторными животными. Правила оборудования помещений и организации процедур». Обращение с подопытными животными соответствовало также European Convention for the Protection of Vertebrate Animals used for Experimental and Other Scientific Purposes (European Treaty Series – №123, Strasbourg, 1986). Группы сформировали, а опыт провели согласно приемам Овсянникова А.И. (1976). Состав рационов и рецептура кормовой добавки для экспериментальных животных рассчитана с помощью программы «Корм Оптима Эксперт» («КормоРесурс», Россия). Потребность животного в биологически активных и питательных веществах определена по А.П. Калашникову и др. (2003). В таблице 1 приводим схему опыта.

Таблица – 1 Схема опыта

Период

Группа (n=12)

первая

вторая

третья

четвертая

Подготовительный период

Основной рацион (О.Р.)

О.Р.

О.Р.

О.Р.

Опытный период

О.Р.

О.Р. + кормовая добавка в дозе 0,5 кг/гол/сут.

О.Р. + кормовая добавка в дозе 1,0 кг/гол/сут.

О.Р. + кормовая добавка в дозе 1,5 кг/гол/сут.

Основной рацион включал в себя грубые, сочные и концентрированные корма из злаковых и бобовых культур в соответствии с сырьевым конвейером хозяйства и соответствовал физиологическому состоянию и уровню продуктивности животных. Кормовая добавка представляла собой однородный измельченный сыпучий концентрат (допускается гранулирование), полученный методом инновационной многоступенчатой технологии смешивания в оптимальных соотношениях высокопротеиновых компонентов растительного происхождения и пасты из боенских отходов птицеводства, экструдирования и гранулирования с последующей фасовкой готового продукта.

Кормовую добавку изготовили совместно со специалистами ООО «Пласт-Строй-Техно» согласно ТУ 10.91.10-0178695730-2022 на технологической линии: пастоприготовление (пастоприготовитель Г7-ПП-1, «Эртильский литейномеханический завод», Россия), дробление (ДКР-4, «Доза-Агро», Россия), смешивание компонентов (смеситель вертикальный ССК, «Доза-Агро», Россия), экструдирование (экструдер М-90 БИО, «Экспро М», Россия) и гранулирование готовой продукции (гранулятор ПГ-5Р, «НМКАгро», Россия).

Приучали животных к поеданию кормовой добавки постепенно, увеличивая дозу ее скармливанию на 100-150 г/гол в сутки.

Кровь от животных брали до утреннего кормления с соблюдением всех ветеринарных правил. Анализ содержания анионов и катионов в сыворотке крови осуществляли по общепринятым в ветеринарии методикам: кальция (метод с о-крезолфталеином, конечная точка), фосфора (метод с молибдатом аммония, конечная точка), магния (метод с ксилидиновым синим), калия (метод с тетрафенилборатом, конечная точка), натрия (метод с тиогликолятом, конечная точка), хлоридов (метод с тиоцианатом ртути, конечная точка). Использовали автоматический биохимический анализатор Chemray 240 (Rayto, Китай).

Результаты обработали биометрически, а достоверность установили по критерию Стьюдента на ПК с применением пакета офисных программ.

Результат исследований.

Исследованиями установили (Рисунок 1), что уровень кальция в сыворотке крови животных всех групп достоверно увеличивался за период исследований. Максимальное увеличение было отмечено у коров четвертой группы и составило 28,19 % (Р<0,001) с 2,59 ммоль/л до 3,32 ммоль/л, тогда как у особей третьей группы оказалось менее выраженным -26,89 % (Р<0,001) с 2,38 ммоль/л до 3,02 ммоль/л. У коров второй группы увеличение содержания данного элемента было наименьшим и составило лишь 15,48 % (Р<0,01), тогда как в контроле изменения были более выраженными и увеличение составило 21,26 % (Р<0,01).

Содержание фосфора у животных контрольной группы достоверно уменьшалось за период исследований с 1,91 ммоль/л до 1,74 ммоль/л на 8,90 % (Р<0,001), тогда как у особей второй и третьей группы наблюдали лишь тенденцию снижения содержания данного макроэлемента на 3,08 и 5,15 % соответственно, а у коров четвертой группы - тенденцию незначительного увеличения содержания на 0,56 %.

Уровень магния в сыворотке крови животных достоверно снижался на 8,57 % (Р<0,05) с 1,05 ммоль/л до 0,96 ммоль/л, тогда как у коров контрольной и третьей и четвертой опытных групп наблюдали лишь тенденцию к снижению на 5,10-11,76 %, причем наименьшей она оказалась в контроле, а наибольшей - у особей третьей группы. У животных четвертой группы наблюдаемая тенденция снижения уровня макроэлемента составляла 10,00 %.

У коров всех групп отмечалось достоверное увеличение калия в сыворотке крови животных. Стоит отметить, что выраженность изменений была аналогична наблюдаемой в отношении кальция. Так, если минимальным увеличение было у особей второй группы и составило 19,13 % (Р<0,001), то максимальным - у животных четвертой группы - 21,43 % (Р<0,001) с 5,18 ммоль до 6,29 ммоль/л, а менее выраженным у коров третьей группы 21,31 % (Р<0,001) и в контроле - 21,07 % (Р<0,001).

Достоверное снижение натрия наблюдали в сыворотке крови особей второй группы с 155,16 ммоль/л до 151,43 ммоль/л, составившее 3,04 % (Р<0,05). У животных остальных групп отмечалось: тенденция снижения содержания данного элемента на 2,37 и 2,67 % у коров контрольной и четвертой групп; тенденция незначительного увеличения у особей третьей группы (на 0,71 %).

Стоит отметить, что у животных всех групп без исключения наблюдали тенденцию снижения хлоридов, однако ни в каком из случаев установленные изменения не были достоверными. Минимальной тенденцией характеризовались коровы четвертой группы - 1,50 %, тогда как у особей второй группы она составила 1,66 %, в контроле -1,84 %, а максимальной была у животных третьей группы - 3,18 %.

Рисунок 1 – Уровни анионов и катионов в сыворотке крови коров (n=5)

Заключение. У дойных коров наблюдается достоверное увеличение содержания в сыворотке крови кальция и калия независимо от особенностей кормления, однако величина, на которую изменяются показатели, может быть им обусловлена – наибольшим увеличение было у коров четвертой группы (28,19 (Р<0,001) и 21,43 % (Р<0,001) соответственно). Дополнительное скармливание в составе рациона кормовой добавки в дозе 0,5 кг/гол/сут. Сопровождается достоверным снижением содержания в сыворотке крови животных магния и натрия на 8,57 % (Р<0,001) и 3,04 % (Р<0,001) соответственно. Без использования кормовой добавки происходит достоверное снижение у животных фосфора (на 8,90 % (Р<0,001) соответственно).

Список литературы Влияние кормовой добавки на уровень анионов и катионов в крови животных

  • Белова, С. Н. Оценка и оптимизация минерального обменалактирующих коров / С. Н. Белова, О. В. Смоловская, В. А. Плешков, А. В. Семечкова // Пермский аграрный вестник. – 2022. – № 3 (39). – С. 46-54.
  • Гридин, В. Ф. Эффективность дефицитных микроэлементов в рационах коров в условиях Пермского края / В. Ф. Гридин, С. Л. Гридина, Г. В. Анцупов // От импортозамещения к экспортному потенциалу: научное обеспечение инновационного развития животноводства и биотехнологий. – Екатеринбург: Уральский государственный аграрный университет, 2021. – С. 161-165.
  • Исаева, А. Г. Метаболический профиль крупного рогатого скота голштинской, суксунской и тагильской пород / А. Г. Исаева, А. И. Белоусов, О. В. Соколова [и др.] // Ветеринария. – 2023. – № 12. – С. 49-54.
  • Карпущенко, К. А. Белково-минеральный статус организма коров в условиях Республики Дагестан / К. А. Карпущенко, А. А. Алиев, М. Н. Мусаева [и др.] // Ветеринария и кормление. – 2020. – № 4. – С. 32-34.
  • Карпущенко, К. А. Фармакокоррекция минерального питания у молочных коров в условиях равнинной зоны Республики Дагестан / К. А. Карпущенко, А. А. Алиев, М. Н. Мусаева [и др.] // Ветеринария и кормление. – 2021. – № 4. – С. 26-28.
  • Коденцова, В. М. Обоснование системы эффективной коррекции сочетанной недостаточности микронутриентов / В. М. Коденцова, С. Н. Леоненко, О. А. Вржесинская [и др.] // Микроэлементы в медицине. – 2022. – Т. 23. – № 3. – С. 37-44.
  • Крупин, Е. О. Жирнокислотный состав молока коров при включении в их рацион активированного цеолита и пробиотиков / Е. О. Крупин, М. К. Гайнуллина, Ш. К. Шакиров, М. Хоггуи // Аграрная наука. – 2023. – № 6. – С. 39-44. – DOI 10.32634/0869-8155-2023-371-6-39-44.
  • Крупин, Е. О. Изменение концентрации метаболитов в молоке лактирующих коров при скармливании минерально-пробиотических кормовых добавок / Е. О. Крупин, Ф. Ф. Зиннатов, И. Т. Бикчантаев // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. – 2023. – Т. 256. – № 4. – С. 125-129.
  • Кручинкина, Т. В. Степень нарушения минерального обмена у крупного рогатого скота в Амурской области / Т. В. Кручинкина, И. В. Сиянова // Актуальные вопросы ветеринарной биологии. – 2022. – № 1(53). – С. 56-60.
  • Родин, И. А. Влияние композиции ДАФС-25 + Полизон на показатели крови и функциональное состояние печени бычков при откорме / И. А. Родин, Н. И. Хайруллина, Н. Г. Фенченко, И. Р. Кильметова // Ветеринария Кубани. – 2020. – № 1. – С. 15-18.
  • Ситчихина, А. В. Коррекция некоторых показателей обмена веществ у коров в период раздоя с помощью кормовой добавки / А. В. Ситчихина, Э. О. Сайтханов, К. А. Герцева, Л. В. Никулова // Международный вестник ветеринарии. – 2023. – № 4. – С. 498-506.
  • Стрижкова, М. В. Влияние генотипа быков-производителей голштинской породы на содержание натрия в сыворотке крови сыновей / М. В. Стрижкова, О. И. Себежко, Т. В. Коновалова [и др.] // Вестник НГАУ. – 2021. – № 1(58). – С. 125-133.
Еще
Статья научная