Влияние наноразмерной формы 20-гидроксиэкдизона на белковый обмен, рост и развитие крыс Wistar
Автор: Федорова А.В., Еримбетов К.Т., Обвинцева О.В.
Статья в выпуске: 3 т.243, 2020 года.
Бесплатный доступ
В представленной работе изучено влияние созданной наноразмерной формы 20-гидроксиэкдизона на белковый обмен, рост и развитие крыс Wistar. В результате проведенных исследований показано, что введение крысам наноразмерной формы 20-гидроксиэкдизона в дозах 1,0 и 5,0 мг/кг массы тела обеспечивает более эффективное использование аминокислот на биосинтез и отложение белков в их организме. Ретенция азота у крыс опытных групп по сравнению с контролем увеличилась на 18,2 % (Р
Крысы wistar, наноразмерная форма 20-гидроксиэкдизона, белковый обмен, рост и развитие, мочевина, креатинин, баланс азота
Короткий адрес: https://sciup.org/142226021
IDR: 142226021 | DOI: 10.31588/2413-4201-1883-243-3-267-272
Текст научной статьи Влияние наноразмерной формы 20-гидроксиэкдизона на белковый обмен, рост и развитие крыс Wistar
Экдистероиды относятся к классу стероидных соединений фауны и флоры и благодаря своим уникальным свойствам, физиологической активности вызывают интерес у исследователей разных стран. В природе экдистероиды синтезируются беспозвоночными для контроля процессов, сопровождающихся сложной перестройкой организма, таких как линька, метаморфоз, диапауза (зооэкдистероиды). Со- единения экдистероидной природы широко представлены и в растениях, так называемые фитоэкдистероиды (ФЭ). В основном из них представлены экдизон и 20-гидроксиэкдизон (20-Е).
Они различаются гидроксильной группой в 20-м положении [6]. Ниже представлена эмпирическая и структурная формулы, а также молекулярная масса 20Е:
OH

Рисунок 1 – Эмпирическая формула: С27Н44О7, молекулярная масса: 480,64
В настоящее время ведутся интенсивные исследования ФЭ, в частности их свойств регулировать процессы метаболизма в организме [2]. Экспериментальные данные свидетельствуют, что 20-Е является адаптогеном, который ассоциируется с ее анаболической активностью: повышение массы тела и общего количества белка в почках, сердце и печени [1]. Широкий спектр физиологических эффектов 20-Е в сочетании с его безопасностью может быть основанием для практического применения, как в качестве индивидуального средства, так и в составе композиций. Особенно важным и интересным является свойство 20-Е регулировать физиологические функции при различных патологических состояниях и метаболические процессы в организме [2]. По данным зарубежных авторов [9, 10] 20-Е повышает биосинтез белков путем активации сигналов через PKB/Akt (протеинкиназа B/Akt, киназа
RAC-альфа, серин/треониновая протеин-киназа) на мишень комплекса рапамицин 1 (mTORC1).
Вместе с тем не исследованы проблемы направленные на повышение растворимости в различных средах, улучшение биологической доступности, снижение предлагаемых доз для практического применения и пролонгации действия 20-Е. Для решения выше указанной проблемы приемлемым является создание наноразмер-ной формы 20-Е на основе получения клатратных комплексов с клатратообразова-телями (циклодекстирины, арабиногалактан и гуммиарабик и др.) с применением твердофазного и жидкофазного методов синтеза. Клатратные комплексы 20-Е с клатратообразователями позволяют улучшить их физико-химические свойства, что может в разы повысить растворимость в водных средах и биологическую доступность и, в конечном итоге, обеспечить снижение эффективных доз для практического применения в медицине, ветеринарии [8]. В связи с этим актуальным является создание растворимой, биодоступной наноразмерной формы 20-гидроксиэкдизона и изучение ее влияния на процессы белкового обмена, роста и развития животных.
Целью работы было создание и исследование влияния наноразмерной формы 20-гидроксиэкдизона на метаболизм белков, рост и развитие у крыс Wistar.
Материал и методы исследований. Клатратный комплекс 20-Е (нанораз-мерная форма) с арабиногалактаном создавался с применением способа твёрдофазного синтеза на шаровой мельнице Активатор 2S с материалом помольных стаканов из корунда и шаров из оксида циркония диаметром 3, 5 и 10 мм. Измерение размера полученных частиц проведено на приборе Zetasizer Nano ZS.
Эксперимент по изучению влияния разработанного наноразмерного 20-Е на рост, развитие и белковый обмен проведен на 110 крысах – самцах и самках линии Wistar. Масса крыс составляла в начале эксперимента 147-149 г (самки) и 150-166 г (самцы). Эксперимент продолжался до достижения массы тела крыс 226-237 г
(самки) и 290-314 г (самцы). Было сформировано 4 группы крыс обоего пола: три по 15 крыс и одна группа интактных животных по 10 особей. Животным 1 группы (контроль) в течение месяца вводили внутрижелудочно суспензию арабиногалактана в крахмальном геле; 2 группы – клатратный комплекс 20-Е с арабиногалактаном в дозе 1,0 мг/кг массы тела; 3 группы – клатратный комплекс 20Е с арабиногалактаном в дозе 5,0 мг/кг массы тела. Группам интактных животных ничего не вводилась. За животными вели постоянное клиническое наблюдение. С учетом половой принадлежности крыс содержали в отдельных клетках по 5 животных. Условия содержания животных были идентичными во всех группах. Животные получали одни и те же корма, имели свободный доступ к воде. Все исследовательские работы с крысами проведены в соответствии с общепринятыми этическими нормами обращения с животными, на основе стандартных операционных процедур (СОП), которые соответствуют правилам, принятым Европейской Конвенцией по защите позвоночных, используемых для исследовательских и иных научных целей [4].
В целях оценки интенсивности роста и развития подопытных крыс перед постановкой эксперимента, а далее на 15 и 30 сутки проводили их взвешивание. По результатам взвешиваний рассчитывали:
-
1) Абсолютный прирост массы тела (А (г) = М кон. - М нач.);
-
2) Среднесуточный прирост массы тела (С/c (г) = М кон. - М нач. / Т);
-
г) Относительный прирост массы тела в процентах по формуле Броди:
О = М кон. - М нач. / (М кон. + М нач.) × 0,5 × 100 %, где М нач. – начальная масса тела крыс; М кон. – конечная масса тела крыс; Т – продолжительность эксперимента в сутках.
В конце эксперимента для анализа показателей белкового метаболизма, крыс усыпляли внутрибрюшинным введением тиопентала натрия в дозе 60 мг/кг массы тела, кровь брали с помощью шпри- ца из задней полой вены и далее ее переносили в полипропиленовые пробирки без антикоагулянтов с целью получения сыворотки крови.
Для характеристики потребления, экскреции из организма азота и оценки его абсорбции и ретенции в конце эксперимента провели в течение 5 суток сбор и учет съеденного корма, кала и мочи крыс-самцов в метаболических клетках у 6 животных из каждой группы.
Для оценки белкового обмена у крыс в сыворотке крови на автоматическом биохимическом анализаторе АРД 300 были определены: общий белок и альбумин – биуретовым методом; концентрация мочевины диацетилмонооксимным методом с помощью набора UREA 450 «Лахема» [10]; активность ферментов аспартатаминотрансферазы (АСТ) (КФ 2.6.1.1.), аланинаминотрансферазы (АЛТ) (К.Ф. 2.6.1.2.), гамма-глутамилтрансферазы (ГГТ) (К.Ф. 2.3.2.2.), содержание креатинина определяли с использованием наборов UTS («Юнимед»). Образцы корма и кала анализировали на содержание сухого вещества общеизвестным методом. В образцах корма, кала и мочи определяли содержание азота по Къельдалю.
Статистическая обработка результатов исследований была проведена с применением параметрических (t-критерия) и непараметрических методов (U-критерия). Различия между группами считались статистически значимыми при Р <0,05 [5].
Результаты исследований. В результате проведенных исследований получен новый клатратный комплекс 20-Е с арабиногалактаном при массовом соотношении 20-Е: арабиногалактан 1:10. Полученный клатратный комплекс имеет кристаллическую форму и выделен в виде наночастиц мелкодисперсного подвижного порошка светло жёлтого цвета со средним размером частиц 35,3 нм.
Результаты физиологических исследований по балансу азота показали, что введение наноразмерной формы 20-Е способствует более эффективному использованию азотистых веществ корма по сравнению с контролем. У крыс опытных групп по сравнению с контролем отмечалось снижение экскреции азота с мочой (на 14,3 и 10,7 %, Р <0,05 и Р <0,04) на фоне почти идентичной его абсорбции. В конечном итоге ретенция азота была выше на 18,2 % (Р <0,02) у крыс опытных групп по сравнению с контролем. При этом использование азота как от принятого, так и от переваренного было выше у крыс опытных групп. Следует отметить, что более эффективное использование азота корма у крыс опытных групп по сравнению с контролем складывалось за счет снижения мочевино-образования и меньшего выделения ее с мочой, на что указывает статистически значимая низкая концентрация в сыворотке крови мочевины – конечного продукта азотистого обмена (Таблица 2). У крыс опытных групп концентрация мочевины в сыворотке крови была ниже на 31,3 и 29,3 % и 27,4 и 25,4 %, соответственно, по сравнению с контролем и интактными животными. Более интенсивное расходование аминокислот на синтез белков у крыс, которым вводилась наноразмерная форма 20Е в дозах 1,0 и 5,0 мг/кг массы тела, способствовала тому, что меньшая их доля окислялась с образованием мочевины. В сыворотке крови у животных опытных групп по сравнению с контролем обнаружена статистически значимая повышенная концентрация креатинина (Таблица 1) – метаболита, в значительной мере являющегося индикатором массы скелетных мышц [3].
Как известно, общий белок сыворотки крови является жесткой генетической константой, и варьируется в определенном диапазоне. Снижение уровня белка в плазме крови на 1 г ведет к уменьшению его в тканях на 30 г. Однако снижение его уровня в сыворотке крови начинается лишь после исчерпания тканевых депо, где содержится 66 % всего пула общего белка. Белки являются и крайне «дорогими» в энергетическом плане: для транспорта одной аминокислоты в клетку требуется 3 АТФ, а для синтеза одной пептидной связи необходимо уже около 15 АТФ [2, 7]. Анализ белкового состава сыворотки крови свидетельствует, что введение нанораз-мерной 20-Е в двух дозах 1,0 и 5,0 мг/кг массы тела способствует повышению бе-локсинтезирующей активности организма по сравнению с контролем.
У крыс опытных групп содержание общего белка (на 6,5 и 7,3 %; Р <0,05), альбуминов (на 9,3 и 9,6 %; Р <0,05) и глобулинов было выше, чем в контроле (Таблица 1).
Таблица 1 – Показатели белкового обмена у самок крыс Wistar при введении наноразмерного 20-Е в дозах 1,0 и 5,0 мг/кг массы тела (М±m, n=5)
Показатель |
Группы |
|||
Интактные животные |
контроль |
1-я опытная |
2-я опытная |
|
Самки |
||||
АСТ, Ед/л |
176,2± 6,21 |
171,2± 5,13 |
180,8 ± 4,89 |
178,9 ± 4,44 |
АЛТ, Ед/л |
52,6 ± 2,97 |
54,3± 2,54 |
47,3± 2,10* |
46,0 ± 2,28* |
ГГТ, Ед/л |
9,4± 0,72 |
9,8 ± 0,59 |
7,9 ± 0,68* |
7,7± 0,75* |
АСТ+АЛТ/ГГТ |
24,3 |
23,0 |
28,9 |
29,2 |
Мочевина, ммоль/л |
5,24±0,35 |
5,53±0,36 |
3,80±0,14*****@ |
3,91±0,16*****@ |
Креатинин, мкмоль/л |
35,1±0,76 |
34,3±0,85 |
37,2±0,99* |
37,8±1,03**@ |
Общий белок, г/л |
68,1±0,91 |
67,4±0,88 |
71,8±0,79* |
72,3±0,85* |
Альбумин (А), г/л |
36,0±0,70 |
35,5±0,55 |
38,8±0,43* |
38,9±0,50* |
Глобулины (Г), г/л |
32,1±0,32 |
31,9±0,29 |
33,0±0,34 |
33,4±0,41 |
Отношение А/Г |
1,10 |
1,11 |
1,15 |
1,17 |
Р <0,001 по U-тесту при сравнении c контролем, @Р <0,001 по U-тесту при сравнении с группой интактных животных
Таблица 2 – Показатели роста и развития крыс Wistar при введении наноразмерного 20-Е в дозах 1,0 и 5,0 мг/кг массы тела (М±m, n=15)
Показатель |
Группы |
|||
Интактные животные (n=10) |
Контроль |
1-я опытная |
2-я опытная |
|
Самки |
||||
Масса тела в начале, г |
148,8±4,38 |
149,7±4,45 |
148,5±4,06 |
147,1±4,07 |
Масса тела в конце, г |
226,2±3,96 |
225,5±4,02 |
237,4±3,70# |
236,1±3,65 |
Абсолютный прирост массы тела, г |
77,4±3,45 |
75,8±4,30 |
88,9±3,97#@ |
89,0±3,56#@ |
Среднесуточный прирост массы тела, г |
2,58±0,11 |
2,53±0,19 |
2,96±0,12#@ |
2,97±0,14#@ |
Относительный прирост, % |
52,02±2,20 |
50,63±3,11 |
59,87±2,87#@ |
60,50±2,68#@ |
Самцы |
||||
Масса тела в начале, г |
166,1±4,96 |
152,0±5,10 |
150,5±5,43 |
154,6±6,96 |
Масса тела в конце, г |
305,6±4,89 |
289,5±5,75 |
305,3±5,81# |
313,6±7,90## |
Абсолютный прирост массы тела, г |
139,5±4,41 |
137,5±5,89 |
154,8±6,24#@ |
159,0±7,70##@@ |
Среднесуточный прирост массы тела, г |
4,65±0,16 |
4,58±0,17 |
5,16±0,20#@ |
5,30±0,27#@ |
Относительный прирост, % |
59,2±3,15 |
62,3±1,9 |
67,9±2,01#@ |
67,9±2,09#@ |
#Р <0,05; ##Р <0,01по t-тесту при сравнении c контролем; @Р <0,05; @@Р <0,03 по t-тесту при сравнении c группой интактных животных
Как известно соотношение активности ферментов АСТ и АЛТ определяет интенсивность метаболических потоков, а также сохранение важнейших (глюкоза и белок) констант. Поэтому, оценка биохи- мических показателей должна учитывать, прежде всего, метаболические взаимосвязи, а не цитолитические проявления. Метаболическое благополучие (верхний уровень белка) достигается энзимологически- ми сдвигами, и это хорошо иллюстрирует отношение трансаминаз к ГГТ, минимальное именно в критической (нижний уровень белка) зоне общего белка. Обеспеченность аминокислот за счет тканевого пула должна оцениваться через соотношение АСТ+АЛТ/ГГТ, т.е. субстратов для катаболизма в цикле трикарбоновых кислот (ЦТК) или анаболизма в глюконеогенезе при жесткой их координации. И так же, как соотношение трансаминаз – это признак физиологической координированности ката- и анаболизма, так и их суммарное отношение к ГГТ указывает на эффективность вспомогательного резервного тканевого транспорта. Это и есть признаки выявления метаболической взаимосвязи показателей. Низкий белок компенсируются более высоким уровнем активности ГГТ [7].
По данным активности АСТ, АЛТ и ГГТ и их соотношению, введение нано-размерной формы 20-Е в дозах 1,0 и 5,0 мг/кг массы тела обеспечивает более эффективное использование аминокислот на биосинтез и отложение белков в организме (Таблица 1).
В конечном итоге изменения в интенсивности и направленности в белковом обмене, вызванные воздействием нанораз-мерной формы 20-Е, способствовали улучшению роста и развития крыс. У крыс (обоего пола) опытных групп по сравнению с контролем и интактными животными статистически значимо были выше показатели абсолютного среднесуточного и относительного прироста массы тела (Таблица 2).
Заключение. Результаты проведенных исследований свидетельствуют, что введение крысам Wistar наноразмерного 20-Е в дозах 1,0 и 5,0 мг/кг массы тела способствует более интенсивному протеканию метаболизма и биосинтеза белков, повышению их роста и развития.
При этом наилучшие результаты получены при введении наноразмерной формы 20-Е в дозе 1,0 мг/кг массы тела крыс.
Резюме
В представленной работе изучено влияние созданной наноразмерной формы 20-гидроксиэкдизона на белковый обмен, рост и развитие крыс Wistar. В результате проведенных исследований показано, что введение крысам наноразмерной формы 20-гидроксиэкдизона в дозах 1,0 и 5,0 мг/кг массы тела обеспечивает более эффективное использование аминокислот на биосинтез и отложение белков в их организме. Ретенция азота у крыс опытных групп по сравнению с контролем увеличилась на 18,2 % (Р<0,02). У крыс (обоего пола) опытных групп по сравнению с контролем и интактными животными статистически значимо были выше показатели их роста и развития. При этом оптимальной дозой наноразмерной формы 20-гидроксиэкдизона является доза 1,0 мг/кг массы тела крыс.
Список литературы Влияние наноразмерной формы 20-гидроксиэкдизона на белковый обмен, рост и развитие крыс Wistar
- Володин, В.А. 20-гидроксиэкдизон - растительный адаптоген: анаболическое действие, возможное использование в спортивном питании / B.А. Володин, Ю.С. Сидорова, В.К. Мазо // Вопросы питания. - 2013. - Т. 82. - № 6. - C. 24-30.
- Еримбетов, К.Т. Влияние добавки 20-гидроксиэкдизона на азотистый метаболизм и продуктивность поросят в период интенсивного выращивания / К.Т. Еримбетов, О.В. Обвинцева, А.Г. Соловьева // Проблемы биологии продуктивных животных. - 2019. - № 4. - С. 44-52. DOI: 10.25687/1996-6733.prodanimbiol.2019.4.44-52
- Еримбетов, К.Т. Особенности метаболизма и формирования мясной продуктивности у свиней разных генотипов / К.Т. Еримбетов, О.В. Обвинцева, В.В. Михайлов // Проблемы биологии продуктивных животных. - 2018. - № 1. - С. 51-63. DOI: 10.25687/1996-6733.prodanimbiol.2018.1.51-63
- Европейская конвенция "О защите позвоночных животных, используемых для экспериментов или в иных научных целях" (ETS N 123) от 18 марта 1986 г. -режим доступа: https://www.ru/abro/11036 (дата обращения 15.03.2017).
- Жаворонков, Л.П. Основы прикладной медико-биологической статистики / Л.П. Жаворонков // Методическое пособие. Обнинск: ФГБУ МРНЦ Минздравсоцразвития России, 2012. - 60 с.
- Политова, Н.К. Химическая модификация 20-гидроксиэкдизона и исследование мембранотропных свойств его производных / Н.К. Политова, Л.А. Ко-влер, В.В. Володин [и др.] // Химия растительного сырья. - 2001. - № 2. - С. 69-81.
- Рослый, И.М. Сравнительные подходы в оценке состояния человека и животных: 1. цитолитический синдром или фундаментальный механизм / И.М. Рослый, М.Г. Водолажская // Журнал вестник ветеринарии. - 2007. - № 43. - С. 63-66.
- Федорова, А.В. Разработка наноразмерной формы 20-гидроксиэкдизона / А.В. Федорова, К.Т. Еримбетов, Е.В. Бондаренко // Экспериментальная и клиническая фармакология. - 2018. - Т. 81. - C. 254.
- Anthony, T.G. Mechanisms of protein balance in skeletal muscle / T.G. Anthony // Domest Anim Endocrinol. - 2016. - P. 2332.
- DOI: 10.1016/j.domaniend.2016.02.012
- Anthony, T.G. Evaluating the effect of 20-hydroxyecdysone (20HE) on mechanistic target of rapamycin complex 1 (mTORC1) signaling in the skeletal muscle and liver of rats / T.G. Anthony, E.T. Mirek, A.R. Bargoud [et al.] // Appl Physiol Nutr Metabol. - 2015. - V. 40. - P. 1324-1328.
- Coulambe S.S. New the semimicro method determination of urea / S.S. Coulambe, G. Favreon // Clin. Chem. - 1963. -Vol. 1. - № 9. - P. 23-26.