Влияние пандемии COVID-19 на цифровизацию экономики ЕС

Автор: Иващенко Д.А.

Журнал: Экономика и бизнес: теория и практика @economyandbusiness

Статья в выпуске: 12-1 (70), 2020 года.

Бесплатный доступ

В статье исследованы последствия пандемии короновируса для цифровизации экономики Европейского союза. Выделены основные сектора цифровой экономики, которые большего всего развивались в период пандемии. Рассмотрены необходимые действия для преодоления кризисного периода в мировой экономике и экономике ЕС. Названы положительные и отрицательные черты пандемии Covid-19, которые могут всесторонне повлиять на экономику Европейского союза и отдельных его стран. Рассмотрены лидеры Индекса цифровой экономики и общества Европейской комиссии за 2020 год.

Цифровизация, цифровая экономика, онлайн-торговля, снижение спроса, эффективность производства, инновационный потенциал, индекс цифровой экономики и общества европейской комиссии

Короткий адрес: https://sciup.org/170182290

IDR: 170182290   |   DOI: 10.24411/2411-0450-2020-11060

Текст научной статьи Влияние пандемии COVID-19 на цифровизацию экономики ЕС

Кризис Covid-19 затронул все сферы жизни и все жизненно важные системы, начиная от здравоохранения, безопасности, образования, судебной системы, экономики и движений на мировых рынках, торговли, энергетики и транспорта, до культуры и спорта. В последние месяцы во многих странах действительно наблюдается ускорение процесса перехода к цифровой экономике. Экономике нанесен серьезный удар: некоторые секторы были полностью или частично затронуты с точки зрения закрытия предприятий, что привело как к потере рабочих мест, так и к увольнениям. По большей части компании смогли поддерживать полную или частичную эффективность бизнеса без серьезных перебоев, адаптируя свои системы рабоы [1].

Covid-19 и ограничения по всей Европе ясно продемонстрировали потребность в цифровых нововведениях больше, чем когда-либо прежде. Цифровая трансформация играет решающую роль в ответных мерах ЕС на пандемию и в будущем восстановлении. Особое внимание следует обратить на недопущение роста неравенства и создания цифрового разрыва. «Цифровая трансформация крайне важна для европейских компаний, чтобы оставаться конкурентоспособными на глобальном уровне. По имеющимся оценкам, цифровизация в ЕС может приносить бо- лее 110 миллиардов евро дохода в год», – сказала Илиана Иванова, член Европейской аудиторской палаты [2].

В период кризиса использование цифровых технологий превратилось в императив для обеспечения непрерывности работы и личной жизни. Органы государственного управления и предприятия в регионах, городах и деревнях Европы на собственном опыте убедились, что цифровые технологии стали ключевым фактором смягчения последствий кризиса и борьбы с пандемией. Поскольку не менее 20% средств Фонда восстановления и устойчивости ЕС выделено на переход к цифровым технологиям, местные и региональные власти подтверждают, что для поддержки цифровизации и, следовательно, технологического суверенитета Европы потребуется значительный объем государственных ресурсов [3].

Пандемия Covid-19 еще далека от завершения, и, вероятно, потребуются годы, прежде чем весь экономический и социальный ущерб будет более или менее устранен. Однако, учитывая серьезность экономического кризиса и огромные усилия, прилагаемые для его преодоления, уже сейчас должно быть ясно: это далеко идущее событие приведет к долгосрочным изменениям в экономической жизни всего мира. С точки зрения международного разделения труда центральную роль игра- ют два события: ускорение цифровизации и замедление темпов глобализации. Влияние пандемии Covid-19 на мировую и европейскую экономики может послужить дополнительным стимулом для компаний к более широкому использованию цифровых технологий.

Со снижением спроса, связанным с пандемией, можно бороться за счет перехода к онлайн-торговле, по крайней мере, в некоторых сегментах. Цифровые решения также могут противодействовать отсутствию работников по причинам, связанным со здоровьем. В этом контексте активно используется удаленная работа. Фирмы, сотрудники и потребители быстро привыкают и знакомы с использованием цифровых технологий во время пандемии, таких как видеоконференцсвязь, удаленная работа или работа из дома и онлайн-транзакции, что может привести к ускорению цифровизации, что, возможно, приведет к структурным изменениям. В том числе к изменениям в экономике, с возможными последствиями для рынков труда, роста и производительности. Европейская комиссия рекомендовала правительствам ЕС потратить деньги из пакета ЕС по восстановлению в 750 миллиардов евро для стимулирования экономики после пандемии COVID-19 на зеленую энергию, транспорт и инвестиции в цифровизацию [4].

Еще одним ответом на опыт пандемии Covid-19 со среднесрочной целью является более широкое использование машин, роботов и других цифровых технологий в производственных процессах. Заменяя человеческий труд, автоматизация снижает зависимость от него. Эта тенденция уже идет полным ходом, поскольку цифровые технологии значительно повышают производительность и сокращают затраты. Использование таких технологий для повышения устойчивости к кризисам, влияющим на производство, действует как дополнительный стимул. Однако не все отрасли и компании имеют одинаковые возможности использования цифровых технологий для снижения уязвимости перед кризисами.

Пандемия Covid-19 вызвала серьезные нарушения в торговых и производственных сетях. Меры по изоляции привели к краткосрочным проблемам с производством и спросом во многих странах. Компании ищут способы сделать свои производственные цепочки менее подверженными кризисам, чтобы повысить устойчивость, то есть способность хорошо пережить острый кризис и быстро восстановиться. Пандемия, вероятно, станет катализатором реорганизации глобальных производственных сетей.

Мы полностью привыкли к миру трансграничных цепочек создания стоимости. С экономической точки зрения такое четкое разделение этапов производства целесообразно для повышения эффективности производства. Кризис Covid-19 теперь делает очевидными слабые места этой системы. Одним из вероятных последствий этого является то, что компании будут меньше сосредотачиваться на максимальном повышении эффективности и больше на обеспечении устойчивости путем внедрения своего рода «буфера». Это может принимать форму избыточных производственных мощностей, накопления запасов, диверсификации, сокращения цепочек поставок и модернизации [5].

Сочетание ускоренной цифровизации и замедления экономической глобализации имеет два важных последствия для будущего международного разделения труда и международной конкурентоспособности. Международное разделение труда испытывает все большее давление, раньше эффективность и минимизация затрат были важными аспектами структуры международного разделения труда. Поскольку надежность поставок, вероятно, по-прежнему будет актуальной проблемой в будущем, можно ожидать тенденции к дальнейшей диверсификации цепочек создания добавленной стоимости и увеличению запасов. Проблема заключается в том, что компании закупают определенные исходные продукты из-за границы либо потому, что соответствующие местные продукты неконкурентоспособны, либо потому, что определенные ресурсы недоступны на местных рынках. Это означает, что по- купатели будут продолжать выбирать доступные в настоящее время более экономичные зарубежные товары и услуги даже в периоды кризиса, когда такие продукты больше не импортируются, если и до тех пор, пока не изменятся экономические перспективы. Таким образом, переналадка производства определенных товаров, необходимая для минимизации рисков, вряд ли будет возможна без государственной поддержки [5].

Инновационный потенциал становится ключевым фактором устойчивости Промышленная политика станет особенно актуальной в сфере инноваций. Усиление гегемонистского конфликта между Китаем и США усиливает инновационную конкуренцию между этими двумя государствами. Выделенные технологические сферы влияния растут там, где применяются китайские или американские стандарты, и где доминируют технологические разработки одной из этих стран. Кризис Covid-19 еще больше усиливает эту тенденцию. Он отражает то, насколько быстро государства могут быть отрезаны от иностранных инноваций, и показывает, насколько ценен внутренний инновационный потенциал во время кризиса. Когда дело доходит до увеличения цифровизации, внутренние возможности в таких технологиях, как искусственный интеллект, 5G или блокчейн, будут приобретать все большее значение.

С усилением цифровизации в кризисный период может возникнуть боязнь того, что компьютерные технологии заменят человека в его работе. Одной из основных причин, по которой автоматизация не смогла заменить ручное обслуживание – это парадокс Поланьи. Приписываемый Карлу Поланьи, он говорит, что «мы знаем больше, чем можем сказать». Люди лучше описывают навыки, которые они развили для решения конкретных задач (например, математику или логику), чем навыки, которые они развили (интуиция, суждение, сенсомоторные навыки). Людям удалось записать в код, как выполнять сложные арифметические операции и запускать моделирование, которые невозможно выполнить даже самым умным людям, но при этом научить компьютер чему-то столь же банальному, как определение стула, может оказаться сложной задачей. Даже в период технологических достижений можно утверждать, что технология имеет «эффект восстановления», который создает новые задачи, поскольку разрушает другие. Поэтому не происходит массовой безработицы. Предполагая направленное техническое изменение, избыток рабочей силы в результате замены задачи приводит к внутреннему созданию других трудоемких задач. Механизация сельского хозяйства могла привести к сокращению рабочей силы в этом секторе, но современные технологии создали очень широкий круг задач в производстве и сфере услуг. Автоматизация рутинных задач на производстве и некоторых услугах в результате развития искусственного интеллекта и компьютерных технологий создала новые задачи даже в рамках тех же отраслей сферы услуг [6].

Индекс цифровой экономики и общества Европейской комиссии (DESI) измеряет охват широкополосной связи, человеческий капитал, использование Интернета, интеграция цифровых технологий и цифровых государственных услуг. В 2020 году индекс для еврозоны и ЕС-28 составлял около 55 по шкале от 0 до 100, от 70 - для высоко цифровых скандинавских стран, и около 40 - для Греции, Румынии и Италии, на нижнем конце шкалы цифровизации. В области цифровизации Финляндия, Швеция, Нидерланды и Дания являются лидерами, они получили самые высокие баллы в DESI 2020. За этими странами следуют Мальта, Ирландия, Эстония, Великобритания, Бельгия, Люксембург. Чтобы конкурировать на мирвой арене в рамках цифровизации, ЕС, как и отдельным странам, необходимо улучшать свою продуктивность в сфере цифровизации [7].

Ускорение цифровизации во время пандемии COVID-19 также может ускорить процесс структурных изменений. Быстрый рост онлайн-продаж продуктов питания, товаров длительного пользования, одежды и т. д. Может иметь последствия для оф-лайн-продаж, а также для инфляции. Развитие видеоконференцсвязи и удаленной работы может сократить международные, и даже местные поездки, что скажется на поставщиках туристических услуг и производителях автомобилей. Более широкое использование цифровых технологий может привести к увеличению инвестиций в дополнительный нематериальный капитал, в то время как часть основного капитала, связанного с материальными активами, может устареть по мере роста значения цифровой экономики. Такие структурные изменения, особенно если они происходят быстро, могут привести к некоторым временным сбоям на рынке труда. Также ускорение цифровизации может потенциально повысить производительность за счет более эффективных методов производства и различных других механизмов. В то же время могут возникнуть дополнительные проблемы измерения по мере ускорения цифровой экономики. Хотя эти возможные разработки могут создать проблемы для стран ЕС, они также могут предоставить странам ЕС возможности догнать основных конкурентов во внедрении цифровых технологий.

Возможно, самый важный вывод из кризиса Covid-19 заключается в том, что изменения происходят быстрее, чем ожидалось. Какая бы страна или человек быстрее адаптировались к этим изменениям, имеет конкурентное преимущество. Поэтому политика, улучшающая адаптируемость и принятие изменений, становится даже более важной, чем раньше. Страны, которые застряли в зависимости от пути развития и слишком медленно адаптируются, не добьются успеха в пост-ковидном мире.

Список литературы Влияние пандемии COVID-19 на цифровизацию экономики ЕС

  • Is COVID-19 accelerating digitalization or exposing the digital divide? -[Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www.neweurope.eu/article/is-covid-19-accelerating-digitalisation-or-exposing-the-digital-divide
  • Digitalisation of European industry is progressing unevenly, auditors confirmed. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.eca.europa.eu/Lists/ECADocuments/INSR20_19/INSR_digitising_EU_industry_EN.pdf
  • COVID-19 accelerated digital transition in EU, but cities and regions warn against growing inequalities. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cor.europa.eu/en/news/Pages/COVID-19-accelerated-digital-transition.aspx.
  • EU executive recommends green energy, transport, digital investment for recovery. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.investing.com/news/economy/eu-executive-recommends-green-energy-transport-digital-investment-for-recovery-2298474
  • The Corona Transformation: Long-term economic impact of coronavirus on digitalization and globalization. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ged-project.de/globalization/economic-impact-of-coronavirus-the-corona-transformation-long-term-effects-of-the-covid-19-pandemic-on-digitalization-and-globalization
  • Virtually everywhere? Digitalisation and the euro area and EU economies. Degree, effects, and key issues. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ecb.europa.eu/pub/pdf/scpops/ecb.op244~2acc4f0b4e.en.pdf
  • Digital Economy and Society Index. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://digital-agenda-data.eu/datasets/desi/visualizations
Еще
Статья научная