Влияние позднеиндустриальной и постиндустриальной модернизации на традиционное природопользование в Нижнем Приамурье (1960-2010-е годы)
Автор: Охотников А.Ю.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Этнография
Статья в выпуске: XX, 2014 года.
Бесплатный доступ
В статье рассмотрены два примера вхождения сельских общин Приамурья - русской и нанайской - в ритмы позднеиндустриальной модернизации и последующего включения в постиндустриальную экономику. Материалами послужили данные опроса жителей сел Малышево и Сикачи-Алян Хабаровского района Хабаровского края (2014 г.), районная периодика (1967-1973гг.) и похозяйственная документации Малышевского сельсовета (1973-1975гг.).
Система природопользования, позднеиндустриальная модернизация, постиндустриальная экономика, социальная антропология, нанайцы, русские старожилы, рыболовство, традиционная культура, нижнее приамурье
Короткий адрес: https://sciup.org/14522159
IDR: 14522159
Текст научной статьи Влияние позднеиндустриальной и постиндустриальной модернизации на традиционное природопользование в Нижнем Приамурье (1960-2010-е годы)
Села Малышево и Сикачи-Алян расположены на правом берегу р. Амура, в семидесяти километрах восточнее г. Хабаровска. Русское старожильческое село Малышево и нанайское село Си-качи-Алян широко известны благодаря научным описаниям петроглифов академика А.П. Окладникова [1971].
Влияние модернизации на традиционные культуры народов Севера – одна из самых плодотворных тем социальной антропологии. Воздействие советской позднеиндустриальной модернизации середины 1950 – начала 1960-х гг. на аборигенные культуры Сибири и Дальнего Востока отражено в аналитических обзорах сотрудников ИЭА РАН [Этнологическая экспертиза…, 2004, 2005]. Влияние деиндустриализации, постиндустриальной и «сырьевой» экономики на жизнь коренных обитателей Севера – центральная тема исследований современных антропологических школ [Хабек и др., 2009].
Статья основана на данных опроса жителей сел Малышево и Сикачи-Алян, материалах районной периодики и похозяйственных книгах Малышев-ского сельсовета.
В начале 1960-х гг. в с. Малышево была основана ремонтно-эксплуатационная база речного флота Амурского пароходства (РЭБ флота). Деятельность масштабного объекта транспортной инфраструктуры привела к эволюционированию старожильческого села в рабочий поселок. Быт, школьная социализация и основные хозяйственные практики подверглись влиянию мощного индустриального предприятия, оборудованного и организованного в соответствии с новейшими достижениями науки и техники своего времени. Так, в 1967 г. в Амурском пароходстве была введена «научная организация труда», благодаря которой оказался возможным перевод команд теплоходов «на высшую схему совмещения» должностей (по материалам газеты «Сельская новь» от 03.08.1967). По этому регламенту речники работают и сегодня. Помимо двух собственно «речных» специальностей, речник владел «береговой» специальностью и обязан был работать на судоремонте в период ледостава. По словам ветерана речного флота М.А. Примакова, отпуск и немалое число отгулов, накопившихся за навигацию, не удавалось использовать полностью – следовал вызов на предприятие. На экономике РЭБ флота эти обстоятельства отражались положительно. Так, план по выработке на одного работающего в июне 1967 г. был выполнен на 163 %, а предприятие стабильно занимало районную Доску почета (по материалам газеты «Сельская новь» от 22.07.1967).
Чрезвычайная занятость работников не благоприятствовала развитию местных форм хозяйствования и благоустройству села. Редкий дом в с. Малышево имеет резной наличник, усадьбы не предполагают содержание молочного скота, а занятие рыболовством носит исключительно любительский характер.
«В молодости был любителем подледного лова… Сейчас уже не могу себе позволить – руки зимой стали мерзнуть… А чего тут [в среднем течении] рыбачить? Амур когда станет, берешь махалку, лунку бьешь, и лови себе… [Здесь] для рыбалки хватает и резиновой лодки».
Рыбалка не получила в с. Малышево промыслового развития и по причине доступности товарной рыбы в низовьях Амура в период навигации.
«А чего я буду ее ловить, эту кетину, когда она 15 копеек за штуку у рыбаков шла? И отец мой [тоже речник] – сам не ловил, а покупал».
Сокращение объемов поставок по Амуру и приватизация речного транспорта привели к середине 1990-х гг. к выводу непрофильных активов и социальных программ из сферы интересов предприятий отрасли. Часть жителей села ныне занята в сфере услуг – охранники, таксисты, гражданский персонал военных объектов. На территории Малышевского сельского совета функционируют четыре малых предприятия (три фермы и пекарня), которые обеспечивают занятость только семей их владельцев.
Нанайское село Сикачи-Алян в 1960–1980-х гг. относилось к рыболовецкому колхозу «Красный маяк». Профиль деятельности подобных предприятий на Амуре мало отражал специфику традиционной производственной культуры аборигенного населения. Весьма значимым промысловым занятием была охота. Приготовление юколы – гораздо более рациональный способ заготовки красной рыбы, нежели ее охлаждение льдом перед отправкой на государственный рыбозавод. А.В. Смоляк отмечает существовавшую в середине 1950-х гг.
практику запрета заготовки юколы (компактного и калорийного корма для охотников и промысловых собак) со стороны рыбоохраны [2004, с. 281]. Наряду с отсутствием колхозных вложений в организацию таежного промысла и масштабными трудозатратами в ходе крайне неудачных попыток организовать земледельческое освоение затопляемых территорий это привело к деградации традиционных охотничьих практик.
К концу 1960-х гг. хозяйственная и бытовая жизнь села претерпела масштабную модернизацию. В дома было проведено электричество, хозяйства обзавелись моторными лодками. Информанты 1950–1960-х годов рождения упоминают деревянный пол в родительских домах (у бабушек в селах Нанайского района он был земляным). Ко Дню рыбака 1967 г. «Красный маяк» служил вполне успешным примером диверсификации хозяйственной жизни приамурского колхоза. Помимо восьми мощных катеров предприятие располагало пятью пасеками, двадцатью гектарами овса, двенадцатью – гречихи; на 15 га возделывались картофель, капуста и бахчевые (по материалам газеты «Сельская новь» от 08.07.1967). Труд рыбаков был востребован не только в период путины. Промысловое значение для колхоза имел и вылов частиковых. Это делало доходы колхозников относительно стабильными, а их работу – регулярной. Кроме того, информанты говорят о весьма развитой практике молочного животноводства в личных подсобных хозяйствах, сложившиеся к 1960-м гг. Семьям удавалось держать до пяти голов крупного рогатого скота (в похозяйствен-ных книгах указаны на 1975 г. две-три головы на хозяйство (ГАХК. Ф. Р1859. Оп. 1. Д. 166, 167). Откармливали также поросят и птицу. Выпас молочного скота осуществлялся на заливных лугах левого берега Амура. Свиней кормили рыбой, лишь за полтора-два месяца до забоя переходя на преимущественно растительный рацион кормления, благо урожай картофеля обычно был значительными. В Сикачи-Аляне успешным оказалось и приусадебное садоводство. Обычными для середины 1970-х гг. были посадки сливы, груши и смородины. В нескольких хозяйствах выращивали также яблони и вишни (ГАХК. Ф. Р1859. Оп. 1. Д. 166, 167).
Большая часть трудоспособных женщин в Си-качи-Аляне первой половины 1970-х гг. имела профессию швеи. Он были заняты в надомном производстве «национальной» обуви (тапочек) из кожи и меха, организованном Хабаровским потребсоюзом. Значимым видом деятельности в середине 1970-х гг. являлось обслуживание инфраструктуры образовательных, культурно-бытовых и производственных объектов, расположенных на территории села. Часть жителей Сикачи-Аляна была занята на базе речного флота в с. Малышево. Несколько нанайских семей проживают там и сегодня.
В условиях постиндустриальной экономики оказались более состоятельны ремесла и навыки, практиковавшиеся в пределах домохозяйства. При деградации инфраструктурных проектов советского времени в сельской экономике произошла натурализация хозяйственной жизни: к прибрежному рыболовству вынуждены были прибегнуть и сельские специалисты, благо установка переметов не требовала дорогостоящих снастей и приобретения лодок. Прибрежные промысловые угодья распределили между представителями родовых структур, а внутри родов – по согласованию. Более ярко этот порядок проявился еще в советское время при распределении сенокосных угодий. Вместе с тем, архаизация экономики и ослабление коллективистских практик способствовали исчезновению молочного скотоводства: при отсутствии колхозного стада возникли проблемы с возобновлением поголовья, сугубо частным порядком держать скот оказалось трудоемко, маловыгодно и рискованно, т.к. в 1990-е гг. начали красть скот.
На сегодняшний день экономика Сикачи-Аляна базируется преимущественно на туризме. Изделия местных ремесленников находят сбыт среди посетителей филиала Гродековского музея. Рыболовный промысел приносит существенный доход лишь в путину. Занятость мужчин носит выраженный сезонный характер, что существенно ухудшает криминогенную ситуацию в поселении. Кроме того, рыболовный промысел в путину носит выраженно индустриальный характер и с традиционным занятием имеет уже мало общего. Лидер местной нанайской общины Р.Д. Одзял видит шанс для развития села в сочетании элементов турис- тического бизнеса с практиками традиционного природопользования. Так, угодья левого берега рационально использовать для охоты и экотуризма. Эта инициатива могла бы обеспечить постоянной работой мужское трудоспособное население Сика-чи-Аляна, а также дала бы новый импульс развитию местных ремесел. При отсутствии поддерживающих хозяйственных занятий художественный промысел рискует выродиться в производство сувениров. Проблема состоит в специфике районирования Приамурья. В 1963 г. правобережье Нанайского района Хабаровского края решением крайисполкома было передано в Хабаровский район. В итоге селитьба и хозяйственные угодья Сикачи-Аляна оказались разделены между двумя муниципальными образованиями.
Автор выражает признательность за помощь в ходе исследования главе Малышевской сельской администрации Н.В. Даниловой и директору филиала Гродековского музея «Петроглифы Сикачи-Аляна» С.Н. Оненко.
Список литературы Влияние позднеиндустриальной и постиндустриальной модернизации на традиционное природопользование в Нижнем Приамурье (1960-2010-е годы)
- Окладников А.П. Петроглифы Нижнего Амура. -Л.: Наука, 1971. -334 с.
- Смоляк А.В. О положении коренного населения Комсомольского и Нанайского районов Хабаровского края//Этнологическая экспертиза: народы севера России. 1956-1958 годы. -М.: Изд-во ИЭА РАН, 2004. -С. 273-314.
- Хабек Х.О., Витебски П., Комарофф Ж., Костопулос А., Наварете Ф. Этнографические исследования на севере и их вклад в глобальную антропологию: попытка оценить современную ситуацию//Проблемы истории, филологии, культуры. -2009. -№ 3. -С. 371-373.
- Этнологическая экспертиза: народы севера России. 1956-1958 годы. -М.: Изд-во ИЭА РАН, 2004. -370 с.
- Этнологическая экспертиза: народы севера России. 1959-1962 годы. -М.: Изд-во ИЭА РАН, 2005. -410 с.