Влияние познания социальной реальности на развитие социально-философского знания
Автор: Терентьев Игорь Александрович
Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc
Рубрика: Философия
Статья в выпуске: 11, 2018 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются феномен социальной реальности и особенности его познания, раскрывается специфика социально-философского подхода к анализу данного объекта познания. Социальная реальность определяется и как вид реальности, и как философская категория, отражающая существенные признаки исследуемого вида реальности. В качестве одной из важнейших характеристик социальной реальности можно назвать ее интегративную роль, объединяющее начало для всех составляющих ее элементов социума. В силу многообразия этих элементов складывается и многообразие объясняющих моделей социальной реальности. В статье охарактеризованы четыре объясняющие модели: натуралистическая, реалистическая, деятельностная и феноменологическая. Также обращено внимание на возможности и пределы в познании социальной реальности и проблемы, которые надо решить при ее исследовании.
Социально-философское знание, социальная реальность, модели социальной реальности, объективные основания, субъективные основания, идеология
Короткий адрес: https://sciup.org/149133704
IDR: 149133704 | DOI: 10.24158/fik.2018.11.2
Текст научной статьи Влияние познания социальной реальности на развитие социально-философского знания
Философское постижение мира касается самых разнообразных явлений мира, и тем самым философия предстает как многовековая сокровищница человеческого знания о многообразии бытия. Однако в XX в. одним из важнейших и значимых объектов философского знания стала социальная реальность, таким образом теоретически и практически обозначился ее субстанциальный характер для социально-философского познания.
Социальная реальность вмещает все явления, связанные с человеческим образом жизни. Состояние социальной реальности, тенденции ее развития, формы, способы и уровни суть основание как повседневного бытия людей, так и их познавательной, созидательно-преобразовательной деятельности в мире. В целом познание социальной реальности неотделимо от человека как субъекта познания. В связи с этим трудно не согласиться с мнением исследователей социальной реальности, которые подчеркивают, что субъектом познания всегда выступает живая личность в своеобразии ее интересов, интеллекта, воли или научное сообщество с особенностями его межличностных отношений, поставленных целей, имеющихся противоречий и т. п. Указанные факторы, являясь социально обусловленными, с неизбежностью оказывают влияние на проявление субъективного начала познавательного процесса [1, с. 22].
Постижение социальной реальности требует исключительно философского подхода в силу высокой степени абстрактности данного объекта познания, поэтому социальная реальность – это категория исключительно философского уровня познания мироздания. При помощи рассматриваемой категории становится возможным дать предельно абстрактное отображение мира, охваченного социальной деятельностью человека, через который раскрываются социальные характеристики человека и человеческого общества, без которых реальность теряет свое социальное свойство.
Сегодня категория «социальная реальность» широко используется в философских, культурологических, социологических, политологических и иных трудах. Однако часто ее содержание не раскрывается, так как подразумевается, что читателю оно известно, хотя в литературе нет единого мнения по этой проблеме.
Методологический потенциал категории «социальная реальность» обладает большой объясняющей способностью. Это работающая абстракция, даже несмотря на то, что социальная реальность не дана человеку в наблюдениях как целостность, а представлена на эмпирическом уровне как разрозненные социальные явления.
Рассматриваемая категория активно используется разными представителями гуманитарных наук, например социологами, политологами, социальными психологами, историками, философами и т. д., что порождает многообразие в подходах к определению социальной реальности. Так, например, нередко она рассматривается в широком смысле как все общество или вся общественная жизнь. В то же время социальная реальность может характеризоваться и в узком смысле - как сторона общественного бытия, непосредственно связанная с взаимодействием людей на различных уровнях, в частности на личностном или групповом и т. д.
Нередко социальную реальность отождествляют с наличным бытием человека либо с действительностью, которую сотворил человек на основе преобразования природы и включения ее предметов и свойств в социальный мир. Но несомненно то, что социальная реальность - это действительность социального мира, совокупность существующих в реальности социальных явлений и процессов.
Однако, несмотря на то что в общем за социальной реальностью закреплен некий перечень признаков, в социальной философии и социологии понятие социальной реальности еще не получило четкой экспликации и употребляется в основном как синоним понятий «общественная жизнь», «общество», «социально-историческое бытие», «общественный процесс» и др. И чтобы отличить социальную реальность от этих однопорядковых явлений, необходимо соотнести социальную реальность с реальностью вообще, что позволит выявить особенности именно данного вида реальности.
Итак, социальная реальность является одним из видов реальности и характеризует особенности бытийствования социальных явлений. Она может быть охарактеризована как объективное явление и как категория, на социально-философском уровне отображающая реальность явлений, порожденных и воспроизводимых в социуме.
По нашему мнению, социальная реальность - это категория, которая содержит указание на предельно абстрактную характеристику целостной совокупности социальных явлений, включенных в живую ткань социальных отношений людей. Посредством этой категории многообразие социальных явлений обретает единство, обусловленное как единой природой социального, так и реализмом собственно социальных явлений.
Специфика социальной реальности прежде всего заключается в том, что человек пребывает как бы внутри изучаемого объекта и вовлечен в социальную реальность в своей повседневной и профессиональной жизни. Кроме того, человеческие действия являются основополагающими для этого вида реальности, ведь социум - это конструируемая, практическая реальность, созидаемая человеком, а потому это в первую очередь множественность реально сформированных отношений, а не вещей.
В то же время в силу множественности и многообразия элементов, составляющих социальную реальность, можно говорить об идее многомерности ее познания [2]. Этот подход стал формироваться в работах К. Маркса, а затем получил развитие в отечественной философской мысли в работах В.Ж. Келле, М.Я. Ковальзона, Н.И. Лапина, Е.Н. Смирновой и др.
Многомерный подход к социальной реальности включает три обязательных измерения, направленных на формирование ее целостного видения. Это достигается при помощи объективносистемного, субъективно-деятельностного и личностного подходов, которые в совокупности показывают многогранность и одновременно единство социальной реальности. Также следует отметить большой вклад В.Е. Кемерова в развитие личностного (у него индивидного) подхода в познании социальных явлений, в том числе и социальной реальности. Все это говорит о том, что при познании социальной реальности необходимо не абстрагироваться от человека и его субъективного начала, а учитывать это обстоятельство как имманентный фактор познавательного процесса.
Если же обратиться к обобщенному анализу ныне сложившихся подходов к изучению социальной реальности, а точнее к имеющимся объясняющим моделям, то можно говорить о четырех вариантах: натуралистической, реалистической, деятельностной и феноменологической модели.
В формировании натуралистической объясняющей модели значимую роль сыграл Ч. Дарвин и дарвинизм. Социальная реальность в этой модели рассматривается как реальность биологической популяции. Человечество же как биологический вид приспособляется к среде особым образом, с помощью культуры, а значит, с помощью негенетической «наследственности». Биологические закономерности в этой модели выступают как базовые, а культура рассматривается лишь как их модификация. Одной из разновидностей натуралистической объясняющей модели сегодня выступает социодарвинизм.
Реалистическая (в смысле средневекового реализма, противостоящего номинализму) объясняющая модель социальной реальности объясняет социум через высшее духовное начало. Такое объяснение основывается на признании вертикальной устремленности социума к Абсолюту, к Богу. Таким образом, социальная реальность как исключительно человеческое бытие обладает приоритетом перед отдельным индивидом.
Деятельностная объясняющая модель социальной реальности акцентирует внимание на том, что именно человеческая деятельность создает новую реальность, специфическую, принципиально не -природную и сверх -природную. Именно люди в процессе своей общественной жизни сами создают основы для изменения этого вида реальности. Эта объясняющая модель хорошо представлена у Дж. Вико, утверждавшего, что люди сами творят свою историю.
Феноменологическая объясняющая модель социальной реальности отрицает наличие субстанции в общественной жизни, наличие в социуме заранее заданного основания, которое бы его определяло, было бы неизменно и всегда равно самому себе. В отличие от природной реальности социальная есть результат конструирования в ходе интерпретаций исследователями социальной реальности. Согласно феноменологической модели социальный мир конструируется смыслами, а не действиями. Смыслы же экстернализируются в языке, и поэтому можно утверждать, что социальная реальность существует в социально организованных актах интерпретации. Следовательно, согласно сторонникам этой объясняющей модели, проблема природы социальной реальности есть проблема ее смысла. Феноменологическая модель молода по сравнению с иными дискурсами, что дает возможность говорить о ней как о формирующейся модели, несомненным достоинством которой является ее способность к синтезу с любыми дискурсами.
Однако ни одна из указанных моделей не претендует на абсолютную истинность. Каждая из них по-своему раскрывает определенные стороны социальной реальности и поэтому наиболее полное и всестороннее представление о ней может быть получено лишь на основании знания всех этих моделей как способов интерпретации социального.
В то же время следует отметить, что познание социальной реальности имеет свои пределы и возможности, которые определяются характером как познаваемого объекта, так и социального познания в целом. Социальная реальность - это абстракция, умозрительный конструкт, при помощи которого в многообразии социальных явлений выявляется их единство. Значит, эта реальность должна быть воспринята в единстве объективных и субъективных моментов, т. е. в единстве независимого от человека феномена социальной реальности и как результат исключительно человеческой познавательной деятельности, итогом которой могут быть как истинные суждения, так и заблуждения.
Объективные основания социальной реальности в виде постоянного развития материи подчинены общим законам диалектики, а субъективные ее основания, выраженные в виде человеческих потребностей и интересов, могут не совпадать с объективными закономерностями развития социальной реальности и искажаться в процессе познания. При этом объективные и субъективные моменты в социальной реальности тесно переплетены и диалектически обусловливают друг друга. Кроме того, диалектика позволяет отграничить объективное ядро социальной реальности от реальности, творимой в головах людей, от различных интерпретаций, появляющихся в процессе субъективного осмысления окружающей человека социальной действительности.
Вообще влияние идеологии на интерпретацию социальной реальности является весьма актуальной проблемой в современном мире. Идеология - это один из способов создания социальной реальности, используемый элитой господствующего класса (в терминологии марксизма) или правящим и творческим меньшинством (в терминах А. Тойнби). Идеология, как правило, содержит императивный проект социальной реальности, ценностно-оценочные характеристики настоящей и предполагаемой социальной реальности, план организации деятельности масс по преобразованию социума. Однако следует подчеркнуть, что роль идеологии значима именно в плане проектирования динамики социальной реальности, но не в гносеологическом плане, так как может искажать ее объективные свойства и типологические черты.
Объективное познание социальной реальности и повышение результативности познавательного процесса относительно указанного объекта требуют, на наш взгляд, решения следующих гносеологических проблем:
-
- определения критерия, позволяющего отличать ее от реальности вообще или иных видов реальности (математической, физической, виртуальной и т. д.);
-
- выявления типологических черт, соответствующих конкретно-исторической форме социальной реальности;
-
– раскрытия закономерности развития социальной реальности, ее надысторического и конкретно-исторического уровней;
-
– выявления корреляции социально-философского анализа социальной реальности и ее объективной динамики развития.
В целом успешное решение познавательных задач при изучении социальной реальности имеет большое значение для развития социально-философского знания в целом. Это объясняется субстанциальным характером социальной реальности, обеспечивающей единство в многообразии социальных элементов, ее составляющих. В связи с этим наши знания о социальной реальности с неизбежностью проецируются на те сферы жизни общества, которые конкретизируют свойства социальной реальности. Следовательно, истинность или ложность наших выводов о существенных свойствах социальной реальности в свою очередь порождают дальнейшие истинные или ложные суждения. Такой вывод можно сделать в силу системного характера социально-философского знания, которое развивается не только под влиянием внешних факторов, таких как уровень развития экономики, политики, культуры и т. д., но и под объективным воздействием парадигмы наших знаний о социальной реальности, сложившейся на том или ином отрезке общественного развития.
Все это позволит не только констатировать существенные особенности в познании социальной реальности, но и моделировать ее, а соответственно, влиять и на развитие системы социально-философского знания.
Ссылки:
-
1. Чупров В.И., Зубок Ю.А., Романович Н.А. Отношение к социальной реальности в российском обществе: социокультурный механизм формирования и воспроизводства. М., 2014. 350 с.
-
2. Келле В.Ж. Идея многомерности в познании социальной реальности // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI в. К 80-летию профессора Моисея Самойловича Кагана : материалы междунар. науч. конф. СПб. , 2001. C. 53. (Symposium. Вып. 12) ; Смирнова Е.Н. Многомерная парадигма как стратегия познания социальной реальности // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. 2008. № 3. С. 314–318.
Список литературы Влияние познания социальной реальности на развитие социально-философского знания
- Чупров В.И., Зубок Ю.А., Романович Н.А. Отношение к социальной реальности в российском обществе: социокультурный механизм формирования и воспроизводства. М., 2014. 350 с.
- Келле В.Ж. Идея многомерности в познании социальной реальности // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI в. К 80-летию профессора Моисея Самойловича Кагана: материалы междунар. науч. конф. СПб., 2001. C. 53. (Symposium. Вып. 12).
- Смирнова Е.Н. Многомерная парадигма как стратегия познания социальной реальности // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. 2008. № 3. С. 314-318.