Влияние профессионального образования на социальную структуру общества
Автор: Моисеенко Вадим Вячеславович
Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica
Рубрика: Социологические науки
Статья в выпуске: 12, 2015 года.
Бесплатный доступ
Данная статья посвящена социологическим основаниям изучения проблемы формирования профессионального самоопределения молодежи, а также функции и роли системы образования в воспроизводстве социальной структуры общества. Автором доказана необходимость научного подхода к изучению процесса профессионального самоопределения и адаптации молодежи на современном рынке труда. Прогнозирование тенденций развития этого процесса поможет разработке эффективной молодежной политики как на государственном уровне, так и на уровне отдельного региона.
Молодежь, безработица, профессия, образование, ценности, социальная структура, общество
Короткий адрес: https://sciup.org/14937236
IDR: 14937236
Текст научной статьи Влияние профессионального образования на социальную структуру общества
Динамичное развитие общества определяет условия социализации современной молодежи, оказывает многофакторное влияние на различные стороны ее жизни. Политические перемены в стране, изменяющаяся социальная дифференциация общества, снижение уровня жизни граждан вследствие финансовых и экономических кризисов, следующих одни за другим, связанный с ними рост безработицы, трансформация ценностно-нормативной системы общества, вызвавшая изменение шкалы престижности профессий и не только, нестабильность ситуации в сфере образования и другие факторы формируют российскую молодежь начала XXI в.
Сложившаяся в советское время система социализации молодежи была разрушена в силу перехода к рыночным отношениям; государство, отстранившись от этого процесса, отказалось также и от принципа патернализма в отношении социально-профессионального самоопределения молодежи. В современных образовательных организациях, как и в обществе в целом, не сформировалось новой системы профессионального самоопределения, в результате чего молодежь вынуждена самостоятельно определяться, оценивать свои профессиональные устремления и способности.
Нормативно-правовая база образования, реформы, сотрясающие систему на протяжении 15 лет, способствовали переориентации образования на выполнение запросов тех, кто непосредственно пользуется образовательным продуктом, превращению образования из ценности в оказываемую услугу, изменению системы управления образованием, полностью разрушившим ее содержание. Молодежь, изнутри наблюдающая процессы, протекающие в системе, утратила понимание самоценности образования, его определяющей роли в дальнейшей жизни, перестала связывать стабильность своего будущего с выбором профессии. Кроме этого, наблюдая неустойчивость системы образования, ситуацию, когда выпускники вузов вынуждены работать не по полученной специальности, получать второе или дополнительное образование, естественным стал формальный подход выпускников школ к выбору будущей профессии. Они не стремятся получить образование один раз и дальше всю жизнь работать по специальности – они уверены, что все равно надо будет переучиваться, то есть не повышать квалификацию, а именно менять профиль профессиональной деятельности.
В период 2000-х гг. сложившаяся ситуация спровоцировала массовое открытие набора в высших учебных заведениях на специальности, которые пользовались спросом у молодежи: экономику, бухгалтерский учет, юриспруденцию, менеджмент, психологию и т. д. Этот процесс являлся фактическим откликом на социальный заказ, но не опирался на информацию о реальной и перспективной потребности в подготовке кадров (хотя исследователи многократно говорили о негативных последствиях этих действий). Таким образом, был смягчен существовавший конфликт между ожиданиями молодежи и структурой системы образования. Отрицательные последствия данного процесса сегодня очевидны: наблюдается несоответствие структуры подготовки кадров и потребностей в них народного хозяйства, перенасыщенность рынка труда специалистами данных профилей.
Профессиональное самоопределение современной молодежи в большинстве своем формируется стихийно, под влиянием средств массовой информации, часто бывает продиктовано приоритетом внешних статусных ценностей, а также слабым знанием своих способностей и возможностей, а представления о рынке труда оторваны от действительности. Процесс выбора профессии не является длительным, позволяющим оценить и понять себя и свои способности, часто связан с выбором предметов, по которым школьник считает себя способным сдать ЕГЭ (а не наоборот, когда сначала выбирается будущая профессия). Таким образом, молодежь оказывается сориентированной на профессии, закрепившиеся в массовом сознании как «современные», «престижные», «выгодные», «модные», в то время как экономика развивается таким образом, что не уменьшается, а только растет потребность в специалистах рабочих профессий, особенно квалифицированных. Все это свидетельствует об отсутствии у молодежи сформированного профессионального самоопределения.
Процессы, протекающие в российском обществе, связанные с переходом на рыночные отношения во всех его сферах, привели к возникновению принципиально новой ситуации и в социально-трудовых отношениях, где молодежь и раньше была недостаточно подготовленной к вхождению на рынок труда. Как говорилось ранее, сегодня распространенной является ситуация, когда молодые специалисты вынуждены менять сферу своей профессиональной деятельности до начала работы по полученной специальности. Устойчивая несбалансированность рабочих мест и трудовых ресурсов способствует увеличению численности безработных как из выпускников школ, так и средних специальных и высших учебных заведений.
По мнению М.В. Батыревой, в период трансформации общества не действуют традиционные формы взаимодействия «система образования - производство»; в таких условиях возрастает значение личности, готовой к самостоятельной жизни. Рыночная экономика не только создает благоприятные условия свободного действия каждого человека, но и предъявляет к нему жесткие требования - умение самостоятельно выбирать, готовность к непредсказуемым ситуациям. Отражение этого мы находим в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования, где независимо от профиля подготовки в той или иной формулировке встречаются требования к результатам освоения образовательных программ, заключающиеся в готовности и способности корректировать и менять сферу профессиональной деятельности, к саморазвитию, осознанию ответственности за принятые решения. Таким образом, подготовка человека к осознанному профессиональному самоопределению становится жизненной необходимостью [1, с. 4].
Система профессионального образования на современном этапе выполняет две разнонаправленные функции: интегрирующую и дифференцирующую. Формирование социальной общности в процессе приобщения молодежи к общекультурным ценностям, нравственным нормам и идеалам, мировоззренческим принципам и т. д. определяется интегрирующей функцией образования. Дифференцирующая функция прослеживается в возможности «рассредоточения» молодого поколения по пирамидальным ячейкам социально-профессиональной структуры, что формирует противоречия в социальной общности, выраженные в различии экономических интересов элементов (групп) социальной структуры. Через эту функцию образование преимущественно на стадии профессионального самоопределения молодежи реализует начальную стадию пирамидального замещения поколений в иерархии общественного разделения труда.
Основанием для этого является сложившееся мнение о том, что жизненная траектория личности связана со стремлением занять статус в социальной структуре общества, обеспечивающим максимально стабильную и устойчивую позицию в распределении общественных благ. Этим объясняется массовое получение высшего профессионального образования, выступающего для молодежи неким гарантом реализации их потенциального стремления в будущем занять место в верхних стратах «социальной пирамиды». То есть ценностным основанием для получения образования становится не его содержание, а его результат - диплом. Но молодежь не учитывает тот факт, что, независимо от природных способностей или наличия / отсутствия документа, они будут распределены в тех ячейках социальной структуры, которая сформирована объективно существующим уровнем общественного разделения труда, который находится в прямой зависимости от уровня технического и технологического развития экономики.
Общеизвестно, что в процессе воспроизводства социальной структуры общества участвуют две значимые группы:
-
1) молодежь, которая проходит обучение в образовательных организациях профессионального образования. По данным на июль 2014 г. в России было примерно 5,7 млн студентов [2]. Сейчас в стране наблюдается снижение количества студентов, обусловленное как естественными (демографическая яма 90-х гг.), так и искусственными (целенаправленная работа Министерства образования по сокращению числа высших учебных заведений) факторами. Количество студентов достигало максимума в 2008 г. (7,5 млн), при этом, со слов Д. Ливанова, ожидается снижение их числа за ближайшие несколько лет до 4 млн;
-
2) экономически активное население в возрасте 15–72 лет – 75 млн человек (занятые – 71 млн, безработные – 4 млн), или же 52 % от общей численности населения страны [3].
Указанные группы, первая из которых призвана заместить вторую, находятся в состоянии противоречия, а порой и конфликта. Учитывая, что общая численность выпускников российских профессиональных образовательных учреждений в 2014 г. составляла в среднем 1,8 млн человек и 0,1 млн человек выпускников 9-х и 11-х классов, не продолживших обучение в профессиональных образовательных учреждениях, можно посчитать, что в настоящее время для полного цикла ротации занятого населения требуется не менее 20 лет. Такой период является чрезвычайно сжатым, и по его истечении ныне активное в трудовом отношении население объективно не может в полном составе уйти на пенсию, вследствие чего некоторое давление со стороны молодого поколения на эту часть населения неизбежно.
Государство предусмотрело частичное снижение такого давления через искусственное «задерживание» молодого поколения в системе образования, не связанное с необходимостью удовлетворения запросов профессиональной подготовки: введение 12-летнего обучения в средней школе, увеличение сроков получения высшего образования для 15–20 % студентов за счет реализации программ магистратуры и другое. Таким образом, государством в первую очередь решаются экономические задачи – снижение потенциального давления на экономику со стороны трудоизбыточной части населения.
Исходя из вышесказанного, прямой функцией профессионального образования становится воспроизводство социальной структуры общества и существующих социально-классовых и социально-профессиональных противоречий. На современном этапе развития общества основная проблема заключается не в воспроизводстве этих противоречий (что является объективным процессом), а в том, чтобы они не нарушали общественный баланс (компромисс), воспринимаемый массовым сознанием как социальная справедливость. Для России сегодня эта проблема особенно актуальна, так как профессиональное становление молодежи сопровождается критической оценкой обществом своего прошлого и не вполне сформированной моделью будущего, что само по себе является предпосылкой дисфункциональности профессионального образования, то есть воспроизводства им не прогрессивной, а консервативной социальной структуры.
Указанные проблемы и противоречия российской действительности обусловливают необходимость научного подхода к изучению процесса профессионального самоопределения и адаптации молодежи на современном рынке труда, что будет способствовать преодолению некоторых социальных противоречий, свойственных современному обществу, прогнозированию тенденций, которые необходимо принимать во внимание при решении задач разработки эффективной молодежной политики как на государственном уровне, так и на уровне отдельного региона.
Ссылки:
-
1. Батырева М.В. Процесс профессионального самоопределения городской молодежи : автореф. дис. … канд. социол. наук. Тюмень, 2003. 25 с.
-
2. В России резко сократилось количество студентов [Электронный ресурс] // Инвестор : информ. бизнес-портал. 2014. 11 июля. URL: http://www.portal-investor.ru/russia/society/7909 (дата обращения: 05.06.2015).
-
3. Занятость и безработица в Российской Федерации в апреле 2014 года [Электронный ресурс] // ГосМенеджмент : электрон. журнал. 2014. 27 мая. URL: http://www.gosman.ru/economics?news=35339 (дата обращения: 05.06.2015).
Список литературы Влияние профессионального образования на социальную структуру общества
- Батырева М.В. Процесс профессионального самоопределения городской молодежи: автореф. дис.. канд. социол. наук. Тюмень, 2003. 25 с.
- В России резко сократилось количество студентов //Инвестор: информ. бизнес-портал. 2014. 11 июля. URL: http://www.portal-investor.ru/russia/society/7909 (дата обращения: 05.06.2015).
- Занятость и безработица в Российской Федерации в апреле 2014 года //ГосМенеджмент: электрон. журнал. 2014. 27 мая. URL: http://www.gosman.ru/economics?news=35339 (дата обращения: 05.06.2015).