Влияние пространства-времени на функционирование социально-культурной деятельности

Бесплатный доступ

В статье рассматривается влияние пространства-времени на функционирование теории и практики социально-культурной деятельности. Пространственно-временной континуум автор осмысляет как важное условие восхождения любой науки на уровень концептуально-теоретической и методологической системы. В педагогике пространственно-временной континуум пока не отрефлексирован как потенциал исследования социально-культурной деятельности в становлении, развитии, воспитании и формировании личности. Автор приходит к выводу, что влияние социально-культурного пространства-времени происходит одновременно на все стороны социально-природной реальности, и это находит проявление во всех формах жизнедеятельности человека и общества, в том числе социально-культурной деятельности.

Еще

Пространство-время, социально-культурная деятельность, развитие личности

Короткий адрес: https://sciup.org/14489866

IDR: 14489866

Текст научной статьи Влияние пространства-времени на функционирование социально-культурной деятельности

современный социально-культурный процесс характеризуется: нарастающей сложностью; нелинейностью развития системы; дивергенцией этнокультурных, социально-экономических, геополитических составляющих; углублением тенденций глобального кризиса гуманитарной культуры и художественного творчества, интенсивными попытками ученых обосновать различные виды пространства и времени — биологического, исторического, психологического. все это свидетельствует о том, что пространственно-временные отношения имеют свою специфику и для социально-культурной жизнедеятельности людей.

но в педагогике еще слабо изучена взаимозависимость пространственно-временного континуума и структуры самодетерминации социально-культурного процесса. а именно через актуализацию в форме настоящего времени и происходит «распределение» направлений развития социально-культурной деятельности во времени и пространстве на ос- жарКов анатолий дмитриевич — доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой культурно-досуговой деятельности московского государственного университета культуры и искусств zhARKOv AnAtOlii dMitRieviCh — Full doctor of pedagogical Sciences, professor, head of the chair of cultural and leisure activities, Moscow State University of Culture and Arts

нове центропериферийных взаимодействий.

взаимопереход пространства и времени в социально-культурной деятельности выражен трансформацией функций, изменением содержания и форм. взаимопереход одновременно открывает двойственность функционирования социально-культурной деятельности: сосуществование в ней временного и вечного, устойчивого и изменчивого.

все методологические подходы социальнокультурной деятельности являются способом саморазвертывания ее целостности, гармонии, в многообразии проявлений. в процессе перехода заданности социально-культурной деятельности в данность ее время приобретает характеристики пространства, осуществляя континуальную непрерывность, фиксирующую переход к новым целям, ценностям, нормам.

в социально-культурном контексте понятие «пространство» есть форма, содержащая культурно-исторические ценности, переходящие по времени в пространство жизни благодаря активным способам действования, направленных на достижение целей.

время — понятие более сложное, отражающее бесконечность, с одной стороны, и сиюминутность — с другой, которое одновременно объединяет в данный момент прошлое, настоящее и будущее. Каждое поколение, живущее в различные исторические эпохи, принимает, познает их как значимые лично для него в данный момент его жизни.

Поэтому понятия социально-культурное пространство и время соотносительны: пространство отражает координацию различных внеположных друг другу объектов, а время — координацию сменяющих друг друга объектов в одном и том же месте пространства.

современная социокультурная ситуация характеризуется столь быстрым и фундаментальным изменением мироустройства, и вследствие этого основания бытия человечества, социально-культурное осмысление происходящего в значительной степени отстают от темпов самих этих изменений.

результатом этого стало социально-культурное отсутствие как целостного видения современной действительности, так и опре- деления специфики современной формы научной репрезентации социально-культурной системы, необходимой и достаточной для ее освоения на уровне целостности.

в современной научной литературе мир человека рассматривается в единстве антропологических сущностей, природы и общества, характеризующимся множеством разнородных проявлений и фрагментов, осваиваемых различными направлениями, школами и дисциплинами, предметами.

Помимо «социально-культурной нагру-женности» представлений о пространстве и времени, сложность понимания данных категорий связана еще и с тем, что человек в своей жизни оперирует ими постоянно, он имманентно погружен в пространственно-временной поток собственного сознания.

субъективное восприятие социально-культурного пространства и времени не менее, а гораздо более важно для человека, чем абстрактное и отчужденное понимание их физического смысла.

многие известные ученые считают, что человечество вступило в новую фазу перехода от одного типа своего развития к другому; так рождается «новое мироустройство, открыв постсовременную эпоху всемирной истории» [5].

традиционная культура в нашей стране, с одной стороны, существует вечное время, а с другой, — эпизодическое. на наш взгляд, ни то, ни другое не является социальным временем, то есть временем, обусловленным и построенным нашим обществом в современный период.

впервые применительно к нашей теме социальное время было рассмотрено П. сорокиным и р. мертоном в социально-культурном аспекте, где они сформулировали фундаментальную зависимость социального времени от культурного содержания.

большой вклад в теорию социального пространства внес П. а. сорокин, который отличал его от геометрического пространства и сводил его к народонаселению земли, к системе социальных отношений индивидов, групп, популяций, составляющих его координаты. если евклидово пространство трехмерно, то социальное многомерно, то есть имеет больше трех измерений. он различал горизонтальные и вертикальные (стратификационные) параметры [6, с. 298—302].

впервые П. а. сорокин пришел к выводу, что «мыслительные и смысловые элементы, лежащие в основе любой логически интегрированной системы культуры, можно рассматривать с двух сторон: внутренней и внешней. Первая относится к сфере внутреннего опыта, существующего либо в виде хаотических и бессвязных образов, идей, стремлений, ощущений и эмоций, либо в виде упорядоченных систем мышления, сотканных из этих элементов внутреннего опыта. Это — сфера разума, ценности, смысла» [6, с. 40].

с позиций теории мышления, П. а. сорокин анализирует «основные категории человеческого мышления: время, пространство, число, причинность — без которых невозможно никакое познание. некоторые из этих преобразований происходят, возможно, независимо от главных установленных нами переменных — типов культуры и их систем истины. другие, наоборот, тесно связаны с подъемом и упадком каждого типа культуры и, таким образом, являются многочисленными составляющими, изменение которых находится в зависимости от соответствующего изменения доминирующего типа культуры» [6, с. 445].

наиболее интересными, на наш взгляд, являются выводы П. а. сорокина относительно чувственного восприятия пространства: люди даже не подозревают о существовании идеациональной его концепции. они стремятся установить местонахождение всего чего угодно (даже разума и мышления, даже таких социокультурных ценностей, как философская система Платона, симфония бетховена, «илиада» гомера, геометрия евклида) [6, с. 457].

социально-культурное пространство объективно опирается на политическое, экономическое, социальное, культурное обеспечение ресурсов общества и государства, определяемые структурой специфических полей [2, c. 36—77].

время и пространство, являются универсальным контекстом общественной жизни».

время рассматривается в качестве конституирующего фактора любого политического, экономического, социального и культурного изменения. различаются два времени: «количественное» часы, календари, то есть физическое; «качественное», социальное, которое регулируется обществом.

выделяются шесть функций социального времени, определяемых активностью общества. время имеет форму ресурса, который можно потреблять, экономить, распределять [7, с. 67—83].

Потребность в специфически социальном пространственно-временном обобщении наиболее полно выражается в концепции сетево-го/информационного общества м. Кастельса, который отождествляет общество с ее социальной структурой, сводится к трем самым общим компонентам: пространству, времени, технологии [3]. Пространство нового общества построено на потоках капиталов, информации, технологий, организационных взаимодействий, образующих сеть. Пространство ресурсных потоков есть господствующая пространственная форма сетевого общества, которая надстраивается над физическим пространством мест.

новое сетевое общество создает новую темпоральность, которую называют «вневременное время», порождаемое попытками информационных сетей аннигилировать время, пространство потоков, придает новую форму времени. «вневременное время, как я назвал господствующую темпоральность нашего общества, возникает, когда характеристики сетевого общества порождают систематическую пертурбацию в порядке следований явлений...» [3].

следовательно, с позиций педагогики, социально-культурное пространство-время — это не только физическое место и последовательность событий в вечном времени. Это фундаментальные социально-культурные факты, параметры, измерения, компоненты общества, конституирующие его в целом, дополняющие физическое пространство-время, включающие его и включенные в него. значит, влияние «социально-культурного пространства-времени» на функционирование социально-культурной деятельности понимается нами как основа организации целостного педагогического процесса, заполнения деятельности, активностью, которая проистекает из цели и базируется на мотивах личности.

Поскольку досуг, организуемый педагогом в школе, кардинально отличен от домашнего, клубного, гостевого, дворового и т.д., постольку специалист-профессионал учреждения социально-культурного типа ориентирован на обогащение духовного мира личности. Поэтому что бы он ни создал, целью всегда является развитие личности «здесь и сейчас».

Концепции пространства и времени всегда находятся в определенной зависимости от уровня социально-культурной деятельности, основой которой является предметно-чувственная деятельность. способы этой деятельности определяют и способы постижения и освоения объективного мира в его пространственно-временных параметрах. именно социально-культурная деятельность детерминирует соответствующую данной цивилизации картину мира, в том числе концепцию пространства и времени.

Пространственно-временной континуум можно определить как такую форму бытия социально-культурной деятельности, в которой на основе единства пространства и времени обеспечивается специфика содержания, относительная автономность и самодостаточность воспитательного воздействия. Поскольку социально-культурная деятельность содержательна, в ней происходят постоянные взаимопереходы не только пространства и времени, но и содержания социально-культурной деятельности в свойства пространства-времени и обратно.

Пространственно-временной континуум, следовательно, является одним из вариантов сохранения целостности социально-культурной деятельности, который самовоспроизво-дит себя через единство формы и содержания. Эта его особенность позволяет раскрыть единство становления и устойчивости целостности, в рамках которой развертывается все многообразие свойств и отношений в про- цессе социально-культурной деятельности.

Поэтому пространственно-временной континуум стал одной из инноваций XX века: усложнение объектов науки, осознание их системного характера с необходимостью выдвинули континуальность в число приоритетных методологических принципов исследования непрерывности, связи и взаимопе-реходов различных фрагментов реальности. Это позволяет ученым, занимающимся социально-культурной деятельности, изучать природу таких объектов, границы существования которых не имеют четких очертаний, поскольку эти объекты постоянно находятся в становлении, обнаруживая свою незавершенность, пульсацию, что отличает сферу досуга как особый тип бытия и смыслов.

социально-культурная деятельность функционирует в конкретных пространственновременных структурах. вот почему м. м. бахтин считал, что любое «вхождение» в сферу социально-культурных смыслов происходит через «ворота пространственно-временных хронотопов», «в данном месте и в данное время» [1, c. 205]. отсюда появление термина «хронотоп», который получил признание и достаточно широкое распространение в науках, в том числе и педагогических.

один из наиболее существенных критериев отношения личности к природе и обществу — это отношение к наследию, традиционной и современной культурам. в одних случаях личность отдает предпочтение традиционной культуре, в других — большое влияние на нее оказывает пласт наследия и современная культура [3].

При этом субъект социально-культурной деятельности не только формирует пространство, встраивая в него нормы, ритуалы, традиции — все то, что характеризует устойчивость этого пространства, но и непрерывно актуализирует в этом пространстве те или иные смыслы, проблемы, технологии, восстанавливает в нем координаты времени.

Поэтому функция настоящего времени в континууме заключается в сохранении актуальности смысла, который развертывается в пространстве, а функция пространства — в реализации меры этого смысла в потоке вре- мени, в возможности воспринимать смысл, переносить, интенсифицировать или ослаблять его.

в. и. вернадским была описана «третья» реальность в пределах биосферы, которая формируется только при взаимодействии природы и общества, имеет специфического носителя в пространстве в виде культурной биогеохимической энергии и выражается в природном субстрате мышления. развивается эта реальность в своем определенном пространстве времени: геологическом или планетном («геологической вечной сменой поколений для всех организмов»).

Как видим, пространственно-временной континуум все в большей степени осмысливается как важное условие восхождения лю- бой науки на уровень концептуально-теоретической и методологической системы. однако в действительности в педагогике он пока не отрефлексирован как потенциал исследования социально-культурной деятельности в становлении, развитии, воспитании и формировании личности.

таким образом, влияние социально-культурного пространства-времени на функционирование социально-культурной деятельности происходит одновременно на все стороны социально-природной реальности, и это находит проявление во всех формах жизнедеятельности человека и общества.

однако разработка этой темы в теории, методике и организации социально-культурной деятельности только началась.

Статья научная