Влияние радонозащитных мероприятий в детских образовательных учреждениях на радиационный риск при облучении радоном (на примере одной из школ Санкт-Петербурга)

Автор: Кононенко Д.В., Кормановская Т.А.

Журнал: Анализ риска здоровью @journal-fcrisk

Рубрика: Управление рисками здоровью

Статья в выпуске: 2 (6), 2014 года.

Бесплатный доступ

Представлены краткие сведения о современных подходах к оценке риска возникновения радон-индуцированного рака легкого при облучении населения радоном и его короткоживущими дочерними продуктами распада в жилых и общественных зданиях. Особое внимание обращено на важность проведения радонозащитных мероприятий в детских школьных и дошкольных образовательных учреждениях. В качестве примера использования моделей оценки риска как инструмента оценки эффективности проведенных мероприятий приведены результаты расчета по модели FCZ пожизненного атрибутивного риска до и после осуществления радонозащиты в здании одной из школ Санкт-Петербурга.

Еще

Радон, рак легкого, модель, оценка радиационного риска, пожизненный атрибутивный риск, радонозащитные мероприятия

Короткий адрес: https://sciup.org/14237870

IDR: 14237870

Текст научной статьи Влияние радонозащитных мероприятий в детских образовательных учреждениях на радиационный риск при облучении радоном (на примере одной из школ Санкт-Петербурга)

В конце 80-х гг. XX в. Всемирная организация здравоохранения и Международное агентство по изучению рака классифицировали радон и его короткоживущие дочерние продукты распада (ДПР) как канцерогенный фактор окружающей среды для легких человека [13, 17], основываясь на неоспоримых доказательствах, полученных в экспериментальных исследованиях на лабораторных животных и в эпидемиологических исследованиях среди шахтеров урановых рудников. В 1999 г. Национальная академия наук США выпустила доклад «BEIR VI» [11], в котором был сделан вывод о том, что радон в воздухе помещений является второй по значимости причиной возникновения рака легкого после табакокурения.

К концу XX в. на основе результатов объединенных эпидемиологических исследований когорт шахтеров урановых и некоторых других рудников был разработан ряд оценка радиационного риска, пожизненный атрибу- моделей оценки риска возникновения радо-ниндуцированного рака легкого, которые, в соответствии с рекомендациями Публикации 65 (1993) Международной комиссии по радиологической защите (МКРЗ) [3, 18] имели мультипликативную форму (т.е. вероятность возникновения радиационно-индуцированного рака зависит от фонового уровня возникновения рака данной локализации в популяции). Однако в течение последних 20 лет продолжались дискуссии о применимости этих моделей для оценки риска при облучении радоном в жилых и общественных зданиях. В начале 2000-х гг. были опубликованы результаты нескольких объединенных эпидемиологических исследований связи облучения людей радоном в жилищах с раком легкого методом «случай– контроль», начатых еще в конце 1980-х гг. [10, 19–22], а также нескольких объединенных эпидемиологических исследований среди шахтеров с относительно низкими

уровнями суммарной экспозиции [15, 16, 23, 25]. Эти результаты были тщательно проанализированы специально созданной в 2005 г. Рабочей группой МКРЗ, и в ноябре 2009 г. Комиссия одобрила «Заявление по радону», а в 2010 г. была выпущена Публикация 115 [7, 12], в которой подтверждается, что дополнительный абсолютный риск возникновения рака легкого, обусловленный радоном и его ДПР, рассчитанный для облучения в жилищах, сопоставим с оценками, полученными для шахтеров при низких уровнях экспозиции. Кроме того, в Публикации подтверждается, что доказательства повышенного риска для населения, облучающегося при эквивалентной равновесной объемной активности (ЭРОА) радона даже менее 100 Бк/м3, являются убедительными и неоспоримыми.

За 12 лет работы в рамках функционирования Единой системы контроля и учета доз облучения и формирования с 2001 г. «Федерального банка данных по дозам облучения населения РФ за счет природного и техногенно измененного радиационного фона» собран уникальный массив информации об уровнях содержания радона и его ДПР в воздухе жилых зданий, причем география этих данных очень широка и охватывает практически все регионы РФ. По данным за 2001–2012 гг. [2] в России насчитывается 5 регионов, в которых средние индивидуальные годовые эффективные дозы облучения населения природными источниками ионизирующего излучения являются повышенными (находятся в интервале от 5 до 10 мЗв/год): Республика Алтай, Республика Тыва, Ставропольский край, Забайкальский край и Еврейская АО. При этом более 60 % дозы обусловлено ингаляционным поступлением изотопов радона и его ДПР. Несмотря на то что средние дозы в других регионах не являются повышенными, на их территории выявляются группы населения, для которых доза за счет радона может значительно превышать среднюю по региону, а также географические районы и микрорайоны, характеризующие- ся повышенной радоноопасностью. К числу таких регионов относится и Санкт-Петербург: при среднем значении ЭРОА радона в воздухе жилых зданий на территории всего города около 21 Бк/м3 [6], в ряде районов в некоторых зданиях значение этого показателя достигает нескольких сотен и даже тысяч Бк/м3, что превышает установленный норматив в десятки раз. Это, например, Красносельский и Пушкинский районы, где основным источником поступления радона в здания являются подстилающие породы с повышенным содержанием урана и радия – это диктионе-мовые сланцы с содержанием урана выше фонового в 10–100 раз, которые выходят на поверхность или располагаются в непосредственной близости от земной поверхности [1].

Одним из таких зданий является Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат №289 Красносельского района в пос. Можайский, в которой значительные превышения норматива по ЭРОА радона были выявлены в 2001 г. В течение 2002–2006 гг. в здании было проведено несколько этапов радонозащитных мероприятий, в результате чего ситуацию удалось нормализовать. Специалисты ФБУН «Научно-исследовательский институт радиационной гигиены имени профессора П.В. Рамзаева» осуществляли измерительное и экспертное сопровождение всех этапов проведения радонозащитных мероприятий, а также разрабатывали план инженерно-строительных мероприятий заключительного этапа, которые внесли основной вклад в нормализацию обстановки.

Материалы и методы. В Публикации 115 МКРЗ отдается предпочтение моделям оценки риска возникновения радониндуци-рованного рака легкого, разработанным по результатам объединенных анализов (а не отдельных исследований), в частности, франко-чешской объединенной модели (FCZ). Эта модель, структура которой описана в публикациях [15, 24], использовалась нами для оценки пожизненного атри- бутивного риска (LAR), представляющего собой долю радониндуцированных случаев смерти от рака легкого. Методика расчета данного показателя описана в ряде публикаций, например [14]. Также в расчетах был учтен пятилетний латентный период в развитии рака легкого.

Необходимое для расчетов половозрастное распределение грубых показателей смертности от рака легкого, вызванного всеми причинами, получено с использованием половозрастного распределения числа смертей от рака данной локализации и соответствующего распределения общей численности населения города по методике, описанной в пособии [9]. Источником исходных данных послужили справочник «Злокачественные новообразования в России в 2009 г. (заболеваемость и смертность)» [4] и Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС) [5]. Кроме того, для расчета экспозиции использовались значения максимальной допустимой недельной образовательной нагрузки в различных классах школы, приведенные в СанПиН 2.4.2.2821-10 [8].

Для расчета кумулятивной экспозиции радоном и его ДПР была рассмотрена ситуация равномерного пожизненного облучения при средней по всему городу ЭРОА радона, равной 20,6 Бк/м3 [6], за исключением 11 лет обучения в школе, когда часть времени, соответствующую конкретному возрасту, ребенок находился в более насыщенной радоном атмосфере. Исходными данными для оценки ЭРОА радона в помещениях школы в период до и после осуществления радонозащитных мероприятий послужили результаты более тысячи измерений, проведенных с 2003 по 2012 г. мгновенными, квазиинтегральными и интегральными методами во все месяцы года, что обеспечивает корректную оценку среднегодового значения данного показателя, имеющего значительную сезонную вариабельность. Согласно общепринятым в мировом научном сообществе взглядам [25], распределение значений ЭРОА радона подчиняется логнормальному закону. Поэтому в качестве среднего значения используется медиана. Характеристики массива данных и параметры логнормального распределения представлены в табл. 1.

Таблица 1

Характеристика массива данных

Параметр

Значение

До проведения радонозащитных мероприятий

Количество измерений

501

Медиана, Бк/м3

231

Геометрическое стандартное отклонение σ g

2,4

После проведения радонозащитных мероприятий

Количество измерений

504

Медиана, Бк/м3

110

Геометрическое стандартное отклонение σ g

3,1

Результаты и их обсуждение. Расчеты по модели FCZ на основе вышеописанных данных были проведены отдельно для мужской и женской популяций для двух сценариев облучения: 11 лет обучения в школе приходились на период времени до и после проведения радонозащитных мероприятий. Результаты оценки пожизненного атрибутивного риска представлены в табл. 2.

Таблица 2

Результаты оценки пожизненного атрибутивного риска

Параметр

LAR, %

До проведения радонозащитных мероприятий

Мужчины

22,5

Женщины

0,4

После проведения радонозащитных мероприятий

Мужчины

19,4

Женщины

0,3

Как видно из табл. 2, достигнутое в результате проведения радонозащитных мероприятий снижение ЭРОА радона более чем в 2 раза привело к тому, что доля радон-индуцированных случаев смерти от рака легкого для мужчин снизилась на 3,1 %. Для женщин этот эффект не столь заметен, но это объясняется значительной разницей в показателях смертности от рака легкого, вызванного всеми причинами, для мужчин и женщин. Согласно статистическим данным [4], в структуре заболеваемости злока- чественными новообразованиями мужского населения России опухоли трахеи, бронхов, легкого занимают первое место (19,9 % всех случаев), тогда как для женского населения – только десятое (3,9 %). Важность осуществления радонозащитных мероприятий будет еще более очевидна, если провести более глубокую детализацию сценария облучения: дети, проживающие в пос. Можайский, перед поступлением в школу посещают расположенный рядом с ней детский сад, в котором также были выявлены уровни ЭРОА радона, превышающие установленный норматив, причем годовое время пребывания детей в помещениях детского сада может в 2–4 раза превышать таковое в помещениях школы. Немаловажным представляется также фактор уменьшения канцерогенной восприимчивости ткани легких с увеличением достигнутого возраста. Кроме того, отдельный сценарий должен применяться и для оценки рисков для сотрудников школы.

Выводы. Внутреннее облучение за счет ингаляционного поступления радона и его ДПР вносит основной вклад в индивидуальную годовую эффективную дозу облучения населения РФ. Выявление групп населения, проживающих, работающих или учащихся при уровнях ЭРОА радона, значительно превышающих установленный норматив, и дальнейшее осуществление мероприятий, направленных на нормализацию обстановки, – это один из важных путей обеспечения радиационной безопасности населения России. Проведение радонозащитных мероприятий в детских школьных и дошкольных образовательных учреждениях представляется еще более важным, учитывая более высокую канцерогенную восприимчивость ткани легких у детей по сравнению со взрослыми. Методы расчета рисков при этом являются современным инструментом оценки эффективности проведенных мероприятий, поскольку позволяют дополнить обычную в таких случаях оценку снижения прямого показателя радиационной безопасности (ЭРОА радона) долгосрочным прогнозом последствий, а именно уменьшением количества радониндуцированных случаев смерти от рака легкого.

Список литературы Влияние радонозащитных мероприятий в детских образовательных учреждениях на радиационный риск при облучении радоном (на примере одной из школ Санкт-Петербурга)

  • Балахонова А.С. Рениевое оруденение в диктионемовых сланцах Прибалтийского бассейна (Ленинградская область): дис. … канд. геол.-мин. наук. -СПб., 2014. -125 с.
  • Дозы облучения населения Российской Федерации в 2012 году: информационный сборник. -СПб, 2013. -67 с.
  • Защита от радона-222 в жилых зданиях и на рабочих местах: Публикация 65 МКРЗ: пер. с англ. -М.: Энергоатомиздат, 1995. -68 с.
  • Злокачественные новообразования в России в 2009 году (заболеваемость и смертность)/под ред. В.И. Чиссова, В.В. Старинского, Г.В. Петровой. -М.: ФГУ «МНИОИ им. П.А. Герцена Минздравсоцразвития России», 2011. -260 с.
  • ЕМИСС -Единая межведомственная информационно-статистическая система. Введена в эксплуатацию совместным приказом Минкомсвязи России и Росстата № 318/461 от 16.11.2011 г. -URL: http://www.fedstat.ru/indicators/start.do (дата обращения: 27.01.2014).
  • Кононенко Д.В. Оценка радиационного риска для населения Санкт-Петербурга при облучении радоном//Радиационная гигиена. -2013. -Т. 6, № 1. -С. 31-37.
  • Риск возникновения рака легкого при облучении радоном и продуктами его распада: заявление по радону/под ред. М.В. Жуковского, С.М. Киселева, А.Т. Губина//Перевод публикации 115 МКРЗ. -М.: Изд-во «ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России», 2013. -92 с.
  • Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10)/утв. 29.12.2010 г., введены в действие 01.09.2011 г. -М., 2011.
  • Характеристика и методы расчета статистических показателей, применяемых в онкологии/Г.В. Петрова, О.П. Грецова, В.В. Старинский [и др.]. -М.: МНИОИ им. П.А. Герцена, 2005. -39 с.
  • A combined analysis of North American case-control studies of residential radon and lung cancer/D. Krewski, J.H. Lubin, J.M. Zielinski [et al.]//J. Toxicol. Environ. Health Part A. -2006. -Vol. 69 (7). -P. 533-597.
  • Health Effects of Exposure to Radon (BEIR VI). National Academy Press. -Washington, D.C., 1999.
  • ICRP, 2010. Lung Cancer Risk from Radon and Progeny and Statement on Radon. ICRP Publication 115, Ann. ICRP. -2010. -Vol. 40 (1).
  • Indoor air quality research: Report on a WHO meeting, 27-31 August 1984, Stockholm//World Health Organization. -Copenhagen, 1986.
  • Kellerer A.M. On the conversion of solid cancer excess relative risk into lifetime attributable risk//Radiat. Environ. Biophys. -2001. -Vol. 40. -P. 249-457.
  • Lung cancer in French and Czech Uranium Miners: Radon-Associated Risk at Low Exposure Rates and Modifying Effects of Time since Exposure and Age at Exposure/L. Tomáŝek, A. Rogel, M. Tirmarche [et al.]//Radiat. Res. -2008. -Vol. 169. -P. 125-137.
  • Lung cancer risk among German male uranium miners: a cohort study, 1946-1998/B. Grosche, M. Kreuzer, M. Kreisheimer, M. Schnelzer, A. Tschense//Br. J. Cancer. -2006. -Vol. 95. -P. 1280-1287.
  • Monographs on the evaluation of carcinogenic risk to humans: Man-made fibres and radon//International Agency for Research on Cancer. -Lyon, IARC 43, 1988.
  • Protection Against Radon-222 at Home and at Work. ICRP Publication 65, Ann. ICRP 23 (2). -Oxford: Pergamon Press, 1993.
  • Radon in homes and risk of lung cancer: collaborative analysis of individual data from 13 European case-control studies/S. Darby, D. Hill, A. Auvinen et al.//Br. Med. J. -2005. -Vol. 330. -P. 223-227.
  • Residential radon and lung cancer: detailed results of a collaborative analysis of individual data on 7148 subjects with lung cancer and 14208 subjects without lung cancer from 13 epidemiologic studies in Europe/S. Darby, D. Hill, H. Deo [et al.]//Scand. J. Work Environ. -2006. -Health 32 (Suppl. 1). -P. 1-84.
  • Residential radon and risk of lung cancer. A combined analysis of 7 North American case-control studies/D. Krewski, J.H. Lubin, J.M. Zielinski [et al.]//Epidemiology. -2005. -Vol. 16. -P. 137-145.
  • Risk of lung cancer and residential radon in China: pooled results of two studies/J.H. Lubin, Z.Y. Wang, J.D. Boice Jr. [et al.]//Int. J. Cancer. -2004. -Vol. 109. -P. 132-137.
  • Tirmarche M. Quantification of Lung Cancer Risk After Low Radon Exposure and Low Exposure Rate: Synthesis from Epidemiological and Experimental Data//Final Scientific Report, February 2000 -July 2003. Contract FIGH-CT1999-0013. European Commission DG XI. -Brussels, 2003.
  • Tomáŝek L. Dose conversion of radon exposure according to new epidemiological findings/L. Tomáŝek, A. Rogel, M. Tirmarche [et al.]//Radiat. Prot. Dosim. -2008. -Vol. 130. -P. 98-100.
  • UNSCEAR 2006 Report, Annex E “Sources-to-effects assessment for radon in homes and workplaces”. United Nations Scientific Committee on the Effects of Atomic Radiation. -New York: United Nations, 2009.
Еще
Статья научная