Влияние реформы МВД России на уголовное законодательство

Автор: Кудряшов Андрей Владимирович

Журнал: Правопорядок: история, теория, практика @legal-order

Рубрика: Уголовное право и процесс

Статья в выпуске: 1 (2), 2014 года.

Бесплатный доступ

В статье проводится анализ отечественного уголовного законодательства, в частности рассматривается пункт «о» части первой статьи 63 УК РФ - совершение умышленного преступления сотрудником органа внутренних дел как обстоятельство, отягчающее наказание. По мнению автора, данное положение нарушает конституционный принцип равенства граждан перед законом по занимаемому должностному положению. Подвергается анализу определение Конституционного Суда РФ от 08 декабря 2011 г. № 1623-О-О «По запросу Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа о проверке конституционности пункта «о» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации. Анализируется статья 286.1.УК РФ «Неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа».

Еще

Конституция российской федерации, сотрудники органов внутренних дел, нарушение конституционных принципов, уголовное законодательство

Короткий адрес: https://sciup.org/14118831

IDR: 14118831

Текст научной статьи Влияние реформы МВД России на уголовное законодательство

Задуманная государством реформа Министерства внутренних дел Российской Федерации в 2010 году наложила свой отпечаток и на российское уголовное законодательство. Так, Федеральным законом от 22 июля 2010 г. № 155–ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» внесено в Уголовный кодекс Российской Федерации несколько изменений, которые были направлены на ужесточение наказания и уголовной ответственности в случае совершения преступления сотрудниками органов внутренних дел.

Часть первую статьи 63 УК РФ «Обстоятельства, отягчающие наказание» дополнили пунктом «о» следующего содержания: «совершение умышленного преступления сотрудником органа внутренних дел». По нашему мнению, в данном положении есть некоторые несоответствия с Основным законом нашего государства – Конституцией Российской Федерации.

В статье 19 Конституции Российской Федерации закреплены принципы равенства граждан перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств [1]. Однако, по нашему мнению, рассматривая пункт «о» статьи 63 УК РФ – «обстоятельства, отягчающие наказание» – нарушается принцип равенства граждан перед законом по занимаемому должностному положению.

Подобное положение соответствовало бы принципам равенства всех граждан перед законом, если бы преступление было совершено сотрудником органов внутренних дел при исполнении им служебных обязанностей. В данном случае преступление посягало бы на общественные отношения связанные с авторитетом государственной власти, и, безусловно, считалось бы более тяжким преступлением либо обстоятельством, отягчающим наказание. Однако из смысла пункта «о» статьи 63 УК РФ вытекает, что любое бытовое умышленное преступление, не связанное с выполнением служебных обязанностей по противодействию преступности, совершенное сотрудником органов внутренних дел, будет обстоятельством, отягчающим наказание.

Данная норма в уголовном законодательстве в отношении сотрудников органов внутренних дел как субъектов умышленного преступления в дальнейшем может привести не к тому желаемому результату, который хотели бы видеть органы государственной власти. Подобными положениями существенно принижается статус сотрудника органов внутренних дел как представителя государственной власти, ставит его в один ряд с лицами, совершившими преступление при рецидиве, в соучастии либо при совершении преступления с особой жестокостью, садизмом, издевательством, а также мучениями для потерпевшего.

Определение Конституционного Суда РФ от 08 декабря 2011 г. № 1623-О-О «По запросу Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа о проверке конституционности пункта «о» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации» дает следующие разъяснения по данной проблеме.

Сотрудники органов внутренних дел, поступая на службу, принимают Присягу, в частности дают клятву уважать и соблюдать права и свободы человека и гражданина, достойно переносить связанные со службой в органах внутренних дел трудности, быть честными, мужественными и бдительными, охранять, не щадя своей жизни, установленный Конституцией и законами Российской Федерации правовой порядок, а также подтверждают готовность нести в случае нарушения Присяги предусмотренную законом ответственность [2].

Совершение сотрудниками органов внутренних дел, на которых возложена исключительная по своему объему и характеру - даже в сравнении с сотрудниками иных правоохранительных органов - ответственность по защите жизни и здоровья граждан, противодействию преступности и охране общественного порядка, умышленного преступления свидетельствует об их осознанном, вопреки профессиональному долгу и принятой присяге, противопоставлении себя целям и задачам деятельности полиции, что способствует формированию негативного отношения к органам внутренних дел и институтам государственной власти в целом, деформирует нравственные основания взаимодействия личности, общества и государства, подрывает уважение к закону и необходимости его безусловного соблюдения и, как следствие, предполагает допустимость поиска законодателем наиболее адекватных мер уголовно-правового реагирования на подобного рода преступные деяния, в том числе при определении общих начал назначения уголовного наказания [3].

Проведя анализ определения Конституционного Суда Российской Федерации, можно прийти к выводу, что его мнение не является убедительным. В особенности, не является обоснованным положение о том, что совершение преступления сотрудниками органов внутренних дел происходит в противопоставлении себя целям и задачам деятельности полиции, что способствует формированию негативного отношения к органам внутренних дел и институтам государственной власти. Возникает закономерный вопрос: каковы цели и задачи у сотрудников других правоохранительных органов - ФСБ, прокуратуры, следственного комитета, суда, - которые также противодействуют преступности. Данные лица также совершают преступления, однако их правовой статус разительно отличается от статуса сотрудников органов внутренних дел. Многие из них согласно закону имеют неприкосновенность. А положение о формировании негативного отношения к органам внутренних дел и институтам государственной власти вообще выглядит циничным в свете совершения преступлений лицами, занимающими должности в законодательных и исполнительных органах государственной власти, органах местного самоуправления. Чиновники, совершающие преступления коррупционной направленности, наносят больший ущерб авторитету государственной власти, а в сравнении с сотрудниками органов внутренних дел, при совершении преступления не только несут менее строгое наказание, но и зачастую уходят от уголовной ответственности благодаря статусу неприкосновенности.

По нашему мнению, вышеуказанное определение Конституционного Суда Российской Федерации основано на политическом решении, связанном с реформой органов внутренних дел и нежеланием вступать в конфронтацию с другими ветвями государственной власти. Подобными определениями Конституционного Суда Российской Федерации ставится под сомнение положение, обозначенное в статье 10 Конституции Российской Федерации, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную и что данные ветви власти самостоятельны.

Также в УК РФ введена новая статья 286.1 «Неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа». Состав данного преступления выражается в умышленном неисполнении сотрудником органа внутренних дел приказа начальника, отданного в установленном порядке и не противоречащего закону, причинившем существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.

В данной уголовно-правовой новелле также просматривается нарушение принципов равенства всех граждан перед законом, законности, справедливости. Складывается впечатление, что к сотрудникам органов внутренних дел предъявляются завышенные требования по соблюдению законности в своей профессиональной деятельности в отличие от других сотрудников правоохранительных органов, которые также проходят службу и выполняют схожие функции по противодействию преступлениям и иным правонарушениям.

Список литературы Влияние реформы МВД России на уголовное законодательство

  • Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в ред. федер. законов от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ)//Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  • Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органа внутренних дел Российской Федерации: постановл. Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1//Ведомости СНД и ВС РФ. -1993. -№ 2. -Ст. 70.
  • По запросу Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа о проверке конституционности пункта «о» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации: определ. Конституционного Суда РФ от 8 декабря 2011 г. № 1623-О-О//Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Статья научная