Влияние санкций на внешнюю торговлю Российской Федерации

Автор: Ли Чэньчэнь, Чэнь Цзе

Журнал: Форум молодых ученых @forum-nauka

Статья в выпуске: 3 (31), 2019 года.

Бесплатный доступ

На сегодняшний день в области экономического сотрудничества Российской Федерации с рядом других государств отмечается отрицательная динамика. Данное явление вызвано, прежде всего, мерами по введению санкций, которые связаны с возложением ответственности России в сфере урегулирования конфликтной ситуации с Украиной. В данной статье анализируется в полном объеме проблема воздействия санкций на внешнюю торговлю Российской Федерации. Дана оценка показателей внешнеторгового оборота.

Россия, импорт, экспорт, международная торговля, внешнеторговый оборот, санкции

Короткий адрес: https://sciup.org/140286010

IDR: 140286010

Текст научной статьи Влияние санкций на внешнюю торговлю Российской Федерации

Экономические и

политические

санкции

являются

распространёнными в истории инструментами воздействия одних стран нa другие, стремящиеся проводить самостоятельные экономические и политические цели. Необходимо обратить внимание, что санкции встают перед политиками весьма соблазнительным инструментом для разрешения проблемных международных вопросов и разногласий, поскольку они приводят к гораздо меньшим человеческим жертвам в отличие от войн. Интересным является тот факт, что в прошлом веке санкции применялись на практике довольно часто: в 1950-х гг. — 15 случаев введения санкций, в 1960-х гг. — 20, в 1970-х гг. —37, в 1980-х гг. — 23 и более 50 случаев в 1990-х гг.

Период с 1970 по 1998 гг. сопровождался введением санкции более 117 раз в мире. Большее количество санкций устанавливались США в одностороннем порядке, но в последние годы в санкциях стали принимать активное участие и страны Европы.

В феврале 2014 г. случились важные события на геополитической арене. Свержение власти в Украине, бегство Президента В.Ф. Януковича на территорию Российской Федерации, переход Крымского полуострова в

состав

Российской

Федерации,

начало

вооруженных

сражений

на Юго-Востоке Украины между новой властью

в Киеве

и сторонниками вновь

основанной

Донецкой и

Луганской

народной   республик,

сбитый

малайзийский

«Боинг»,

усиление

вооруженного

конфликта

—  все  эти

события

считаются

катализаторами

действий

со  стороны

Западных

стран  и

США  по  введению  санкций  против

Российской Федерации [3, с.118].

Стратегической остается проблемная тема, в какой степени Российская Федерация восприимчива к экономическим санкциям, как отреагирует ее экономика и к каким основным результатам они приведут? Чем придется на практике пожертвовать нашей стране за следованием установленного геополитического курса и будет ли данная жертва соразмерна цели? Тем не менее, при всей сложности данной ситуации, нельзя отрицать в полном объеме, что тяжело представить современную страну, которая исключена из мировой экономической системы и связей, которая живет в «санкционном» режиме.

Внешняя торговля России — торговля Российской Федерации со странами мира.

С 22 августа 2012 года Россия является членом Всемирной торговой организации. Российская Федерация выступает участником Договора о Зоне свободной торговли СНГ, Евразийского экономического союза, Таможенного союза ЕАЭС.

В 2014 году и в последующее время на внешнюю торговлю Российской Федерации оказали значительное отрицательное влияние введённые против неё экономические санкции и ответные внешнеторговые контрсанкции российского правительства [6, с.48].

Необходимо обратить внимание, что внешнеторговый оборот Российской Федерации в 2014 году упал на 6,9 % (по сравнению с 2013 годом), составив 804,7 млрд долларов США, в том числе экспорт составил 496,7 млрд долларов (94,9 % от 2013 года), импорт — 308,0 млрд долларов (90,2 % от 2013 года). Сальдо торгового баланса осталось положительным, составив 188,7 млрд долларов США (в 2013 г. — 181,9 млрд долларов).

Санкция (от лат. sanctio — строжайшее постановление):

Санкция является элементом правовой нормы, которая предусматривает неблагоприятные результаты для лица, которые нарушили заключающееся виданной норме правило.

Санкции — меры воздействия, применяемые к правонарушителям и влекущие для них неблагоприятные результаты.

Необходимо отметить, что советская юриспруденция выделяла:

уголовно-правовые санкции (лишение лиц в полном объеме свободы и т. п.), которые могли применяться только по решению судебной инстанции;

административно-правовые (штраф, административный арест), которые применялись на практике после решения административных органов;

дисциплинарно-правовые (смещение на низшую должность, увольнение), которые применялись должностными лицами в отношении подчинённых;

имущественные (неустойка), которые применялись судебными инстанциями либо арбитражем [1, с.84].

По данным таможенной статистики, внешнеторговый оборот Российской Федерации в 2017 году составил 584 млрд. долларов США и по сравнению с 2016 годом увеличился на 25%, в том числе экспорт – 357 млрд. долларов США (рост на 25%), импорт – 227 млрд. долларов (рост на 24%).

Интересным является тот факт, что в структуре внешней торговли Российской Федерации по группам стран особенное место занимает Европейский союз (ЕС) как крупных экономический партнер, на его долю в общем объеме товарооборота России в 2017 году [5, с.20].

приходилось 42%, на государства Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) – 31%, на страны– участники Содружества Независимых Государств (СНГ) – 12%, в том числе на страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) – 9%, на страны Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК) – 3%, на страны БРИКС – 18%, АТР – 32%.

Главными торговыми партнерами Российской Федерации в 2017 году были: с Китаем –15% товарооборота Российской Федерации (рост – на 32%), с Германией – 9% (на 23%), с Нидерландами – 7% (на 22%), с Беларусью – 5% (на 26%), с Италией – 4% (на 21%), США – 4% (на 16%), с Турцией – 4% (на 37%), с Республикой Корея – 3% (на 28%), с Казахстанном – 3% (30%), с Украиной – 2% (на 26%).

Экспорт России в 2017 году составил 357 млрд. долларов США и по сравнению с 2016 годом вырос на 25% или на 71 млрд. долларов США.

В 2017 году по сравнению с 2015-2016 гг. в общем объеме экспорта России снизилась существенным образом доля отдельных государств Европейского союза (к примеру, Нидерландов, Италии – на 2%), а также Турции, Японии и Украины – на 1%.

При этом увеличилась доля экспорта Российской Федерации в Республику Беларусь (на 1%) и Китай (на 3%), который занял на законных основаниях лидирующее положение среди государств-партнеров.

Еще раз обращаем внимание, что в 2014-2016 гг. внешнеэкономические связи Российской Федерации претерпели глубокий спад, который был обусловлен внешнеполитическими конфликтными ситуациями России с Украиной и Турцией, началом «санкционной войны», резким падением цен на нефть и девальвацией рубля. Санкции и ответные меры со стороны России оказали серьезное негативное влияние на российскую экономику, привели к ухудшению инвестиционного климата в стране, осложнению условий внешних заимствований и деятельности российского бизнеса на зарубежных рынках. В целях минимизации негативного эффекта от санкций в России был провозглашен курс на переориентацию части торговых и инвестиционных потоков с европейского на азиатское направление, импортозамещение и поддержку экспорта. В ответ на секторальные санкции западных стран Россия в августе 2014 г. ввела эмбарго на продовольственные товары из ЕС, США, Канады, Австралии и Норвегии. В августе 2015 года к списку добавились Албания, Черногория, Исландия и Лихтенштейн.

Эффективность применения экономических санкций является дискуссионным вопросом в научной литературе. Ряд исследователей полагает, что меры экономического принуждения могут нанести ощутимый ущерб стране, в отношении которой вводятся ограничения, и вынудить ее руководство изменить политический курс (Choi, 2014; Choi and Luo, 2013; Kaempfer and Lowenberg, 1988). Другие обращают внимание на неэффективность экономических санкций как инструмента внешней политики (Hufbauer et al., 2008; Kaempfer and Lowenberg, 1998). В частности, Хафбауэр и Морган, оценивавшие результативность санкций за продолжительный период времени, пришли к выводу, что санкции оказываются эффективными только в 1/3 случаев (Hufbauer et al., 2008; Morgan et al. 2014). Многие исследователи применяли для изучения последствий санкций гравитационную модель (Hufbauer et al., 1997; Caruso, 2005; Yang et al., 2009; Mehchy et al., 2015 и др.) [7, с.553].

Проблеме санкций и оценке их влияния на российскую экономику и внешнюю торговлю посвящен ряд публикаций российских ученых. Российские исследователи сходятся в том, что введение санкций осложнило развитие российской экономики, негативно повлияло на торговлю с традиционными торговыми партнерами, главным образом, с ЕС (Клинова, Сидорова, 2014; 2017; Загашвили, 2015; Гладков, 2015; Морозенкова, 2017). Многие авторы утверждают, что реального «разворота» внешнеэкономических связей на Восток не происходит, и что в случае прекращения действия санкций или эффекта девальвации рубля, торговые потоки вновь переключатся в сторону традиционных партнеров (Внешнеэкономические связи…, 2016; Оболенский, 2017). Из всех видов санкций, наложенных на Россию, наиболее негативное воздействие оказали финансовые ограничения. Их последствия для экономики России проанализированы в ряде работ российских ученых (Гурвич и Прилепский, 2016; Орлова, 2014).

Санкции, введенные развитыми странами в отношении России, оказали статистически значимый негативный эффект на объемы двусторонней торговли с ними во всех секторах, за исключением российского экспорта сельскохозяйственных товаров. Сокращение составляет 10– 31% от начальных объемов торговли в зависимости от сектора. В наибольшей степени пострадал импорт продовольственной продукции из этих стран. Внешние шоки также повлияли на торговлю России с ее основными партнерами, входящими в Евразийский экономический союз, — Белоруссией и Казахстаном. Снижение объема производства, реальных доходов и потребления в российской экономике привело к сокращению на 10‒ 34% двусторонней торговли промышленными и сырьевыми товарами между Россией и этими странами. Влияние внешних шоков на торговлю России со странами ЕЭС сельскохозяйственной продукцией не отличается от нуля со статистической точки зрения. Двусторонняя торговля России с прочими странами пострадала в значительно меньшей степени. Внешние шоки привели к статистически значимому снижению примерно на 20% российского экспорта промышленной продукции и импорта сырьевых товаров. Товарооборот сельскохозяйственных товаров с этими странами, импорт промышленных товаров из них, а также сырьевой экспорт в эти страны не претерпели значительных изменений по сравнению с 2012‒2013 гг.

К санкциям против Российской Федерации присоединились такие страны, как Великобритания, Австралия, Албания, Молдавия, Германия, Исландия, Черногория, Канада, Латвия, Нидерланды, Норвегия, Новая Зеландия, Польша, Украина, Франция, Швеция, Эстония и Япония. Многие из данных стран приостановили в полном объеме военно-техническое сотрудничество с Российской Федерацией, что существенным образом воздействует на национальную безопасность нашего государства [4, с.108].

В процессе оценки трехсекторной гравитационной модели были получены результаты, которые являются теоретически обоснованными и совпадают с ожидаемыми значениями. В соответствии с гравитационной теорией, увеличение на 1% экономического размера партнера приводит к увеличению импорта

России на 0,49–0,62%. Эластичность российского экспорта по отношению к ВНП партнера менее выражена, достигая 0,33 в сфере экспорта сырьевых товаров. Сильный положительный эффект на двустороннюю торговлю оказывает наличие общей географической границы между Россией и ее партнером. Влияние общей границы на объем торговли в отдельных случаях составляет более чем 600%. Как следует из теории, увеличение дистанции между торговыми партнерами снижает объемы товарооборота из-за увеличения транспортных затрат, роста барьеров и др. Влияние расстояния до торгового партнера оказывает более заметное влияние на российский импорт, который уменьшается на 0,5–1,0% при увеличении расстояния на 1%.

Значимого влияния расстояния на российский экспорт не выявлено. Результаты позволяют сделать вывод о том, что внешние шоки оказали значительное негативное влияние на двустороннюю торговлю России со странами, вовлеченными в конфликты. Прямые внешнеполитические конфликты оказали особенно сильное негативное влияние на двустороннюю торговлю. Конфликты с Украиной и Турцией вызвали снижение российского импорта из этих стран на 47–64% в зависимости от сектора.

Уменьшение российского годового экспорта в Украину и Турцию вследствие конфликтов составляет в среднем 26–32%.

Необходимо обратить внимание, что Российская Федерация, обладает существенной сырьевой базой, на практике имеет реальную возможность формировать в полном объеме сильную экономику, но в связи с сложными международными экономическими взаимоотношениями и существованием взаимных санкций, формирование может быть затрудненно. Следует отметить, что уже заметно на практике снижение цены сырьевых товаров из-за девальвации национальной валюты. Также снизилась реальная доля государств-участников во внешнеторговом обороте Российской Федерации. Но возникают реальные возможности российских производителей наращивать объемы продукции на внутреннем рынке, и мы частичным образом уже наблюдаем процесс импортозамещения. В целом введение санкций западных стран не содействуют на практике развалу экономики в полном объеме, но, тем не менее, влекут за собой отрицательные тенденции для экономической системы государства.

Результаты исследования позволяют утверждать, что под влиянием санкций и неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры структура внешней торговли России претерпевает существенные изменения. На фоне общего снижения объемов торговли происходит замещение традиционных источников импорта и переключение на новые рынки сбыта. Это выражается, в частности, в снижении доли стран ЕС в структуре внешнеторгового оборота России в 2014-2016 гг. и повышении в нем удельного веса стран АТР, главным образом, Китая. В наибольшей степени сократился товарооборот с Украиной, с которыми Россия находится в состоянии прямого конфликта, и с Турцией.

Следовательно, можно утверждать, что вводить экономические санкции против Российской Федерации невыгодно, поскольку здесь переплетаются интересы власти и частного бизнеса. Точечно оказывать влияние на Российскую Федерацию возможно, но в таком случае последует ответная реакция. Тем не менее , не стоит забывать, что, несмотря на подобную невозможность и невыгодность санкций, Российская Федерация остается на практике к ним уязвима. Вследствие этого российская экономика должна в полном объеме быть готова на практике реорганизовываться к новым условиям. Тогда экономика нашего государства станет более независимой и сильной. Санкции дают реальную возможность увидеть недостатки и проблемы, находить необходимые решения и выход из данных ситуаций. Санкции выступают своеобразный урок в долгосрочном будущем для экономики. Российская Федерация должна развивать в полном объеме и поддерживать свою собственную промышленность и ограничить импортное потребление.

Список литературы Влияние санкций на внешнюю торговлю Российской Федерации

  • Внешнеэкономические связи России: современные вызовы и возможные ответы: Колл. монография / Под ред. В.П. Оболенского. М.: Институт экономики РАН, 2016. - 296 с.
  • Задавили В. Западные санкции и российская экономика // Мировая экономика и международные отношения. 2015. № 11. С. 69.
  • Клонова М., Сидорова Е. Россия - Евросоюз: продолжение санкционного противостояния // Вопросы экономики. 2017. № 6. С. 114-127.
  • Международные экономические отношения. Учеб. для вузов / Под ред. проф. В.Е. Рыбалкина. Изд. 4-е, переруб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
  • Оболенский В. Внешнеэкономическая повестка: преодоление спада // Российский внешнеэкономический вестник. 2017. № 5. С. 19-26.
  • Романова А.И., Ильина Е.В., Рах металлик А.И. Формирование и трансформация капитала на рынке информационных услуг в региональной экономике // Вестник экономики, права и социологии. - 2015. - № 1. - С. 45-50.
  • Morgan, T., Bapat, N., Kobayashi, Y. (2014) "Threat and imposition of economic sanctions 1945-2005: Updating the TIES dataset". Conflict Management and Peace Science, 31, no. 5, pp. 541- 558.
Статья научная