Влияние системы электронного правосудия на реализацию принципов арбитражного процесса

Автор: Ланг П.П., Оганнисян Р.М.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Статья в выпуске: 2 (33), 2017 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140122495

IDR: 140122495

Текст статьи Влияние системы электронного правосудия на реализацию принципов арбитражного процесса

Самарский государственный экономический университет

Россия, г. Самара

Оганнисян Р.М.

студент

4 курс, факультет << Юриспруденция>>

Россия, г. Самара

И т. д.

ВЛИЯНИЕ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВОСУДИЯ НА

РЕАЛИЗАЦИЮ ПРИНЦИПОВ АРБИТРАЖНОГО ПРОЦЕССА

Как известно, современный период развития общества характеризуется совершенствованием информационных технологий и внедрением их во все сферы жизни человека. При этом развитие информационных технологий оказывает неизбежное влияние на процедуру осуществления правосудия. Применение технологий в судопроизводстве не является самоцелью, а служит решению задач правосудия. В силу сказанного, важно провести оценку правовых последствий использования новых технологий, а также оценить те новые качества, которые будут отличать электронное правосудие в плане его влияния на правовые основы судопроизводства. Внедрение системы электронного правосудия оказывает существенное влияние на традиционные принципы судопроизводства: принцип равноправия сторон, принцип открытости судебного разбирательства, диспозитивность, принцип сочетания устности и письменности судебного разбирательства, непосредственность судебного разбирательства.

Принцип равноправия сторон предполагает необходимость обеспечения равного доступа к системе электронного правосудия для всех участников правоотношений, которые находятся как в крупных центрах, так и в сельской местности, в противном случае, неравенство будет только усугубляться, причем теперь уже на технологической основе. Принцип равенства предусматривает также и необходимость равного доступа всех лиц к базам законодательства и судебной практики. Необходимо отметить, что доступ к правовой информации способствует обеспечению реализации принципа открытости судебного разбирательства, а также является важным аспектом обеспечения прозрачности правосудия. Правовую информацию можно получить при помощи использования справочно-поисковых систем («Консультант Плюс», «Гарант», «Росправосудие», «Судакт» и т.д.) [2; С. 47].

Важно отметить, что использование современных информационных технологий ни в коем случае нельзя рассматривать за пределами контекста прозрачности правосудия и повышения открытости судебной системы в целом. На сегодняшний день доступность, прозрачность и открытость правосудия могут быть достигнуты исключительно при применении таких информационных технологий как: система видео-конференц-связи, система аудио протоколирования судебных заседаний, система распределения входящих заявлений через компьютерную программу. Немаловажную роль играет и получение в автоматизированном режиме информации о поступлении как исковых заявлений, так и жалоб (апелляционных, кассационных, надзорных) в любой арбитражный суд на свой адрес электронной почты при оформлении подписки в специальном сервисе «Мой арбитр», равно как и возможность доставлять судебные извещения при помощи электронной почты и факсимильной связи. Создание в глобальной сети Интернет официальных сайтов арбитражных судов, а также организация в зданиях суда точек свободного доступа к этим Интернет-ресурсам (специальная «стойка-автомат» с целью доступа к сайтам судов) позволить решить проблему своевременного предоставления широкого спектра актуальной информации неопределенному кругу лиц, которые заинтересованы в ее получении, включая и тех граждан, у которых дома нет возможности доступа к сети Интернет [3; С. 36].

Довольно большое значение для решения проблем прозрачности деятельности арбитражных судов имеет опубликование судебных актов в глобальной сети Интернет.

Как отмечают некоторые авторы, «открытость практически полностью сводит на нет любые возможности для злоупотреблений, ведь если все судебные акты находятся на виду, то вряд ли кто-то посмеет нарушить единство судебной практики» [4; С. 117].

Применение такого элемента системы электронного правосудия, как видео-конференц-связь, изменяет принцип непосредственности. К примеру, присяга свидетеля с подписью в протоколе требует другой формы фиксации. В противном случае следует зафиксировать в протоколе отказ от иска или признание иска в судебном заседании, которые были получены посредством сети Интернет. В данном случае фиксация будет осуществляться с использованием видео- и аудиозаписи.

Арбитражный суд при рассмотрении дела оценивает письменные доказательства, а также другие материалы и документы, представленные посредством применения систем видео-конференц-связи, в комплексе и взаимосвязи с другими имеющимися доказательствами по делу.

Необходимо отметить, что при использовании видео-конференц-связи суд опосредованно воспринимает доказательства через технические средства и полученные копии, в том случае, если это письменные доказательства. Следовательно, у суда фактически отсутствует личное восприятие доказательств. В то же время применение в указанном случае технических средств не повлечет нарушения принципа непосредственности судебного разбирательства, в данном случае существует лишь определенная трансформация этого принципа, равно как и условий для его реализации.

Для того чтобы можно было обеспечить действие диспозитивности, следует осуществлять другую проверку подлинности волеизъявления сторон, например, при помощи электронно-цифровой подписи. В отличие от традиционной собственноручной подписи электронная цифровая подпись может полностью гарантировать неизменность и целостность того документа, который был скреплен ею. В свою очередь от надежности и технологии подписи будет в конечном итоге зависеть и уровень доверия суда к тем данным, которые были скреплены подобной подписью [3; С. 38].

Важным аспектом принципа диспозитивности является определение необходимости согласия сторон на ведение процесса или совершение отдельных процессуальных действий в электронной форме. Указанная проблема прежде всего связана с тем, что извещение сторон в соответствии с ч. 3 ст. 121 АПК РФ, равно как и направление копий судебных актов, согласно ч. 1 ст. 122 АПК РФ, могут быть осуществлены по усмотрению суда при помощи электронной почты, причем, без согласия на данную форму коммуникации со стороны соответствующего лица. В этой связи отметим, что к примеру, в Швейцарии, Австрии и Германии подобный способ электронного обмена может быть осуществлен исключительно после того, как будет получено письменное согласие участника процесса на проведения такого обмена [5; С. 39].

Еще один немаловажный аспект касается влияния электронного правосудия на принцип сочетания устности и письменности судебного разбирательства. По этому поводу в юридической литературе была высказана точка зрения о том, что «в будущем принцип устности будет окончательно упразднен, поскольку электронификация судопроизводства в конечном итоге приведет к изменению роли устности либо же ее полному вытеснению из судебного процесса». Разумеется, было бы глупо не признавать тот факт, что внедрение информационных технологий оказывает значительное влияние на принцип устности и письменности судопроизводства. Вместе с тем довольно трудно согласиться с приведенной точкой зрения, в силу того, что устное начало разбирательства дела, которое в первую очередь характеризуется устной формой ведения судебного заседания, исследованием доказательств в устной форме, ведением протокола с отражением в нем ряда процессуальных действий, совершаемых в устной форме, и доказательственной информацией, полученной устно, невозможно полностью исключить [1; С. 42].

Применение информационных технологий в судебном процессе носит позитивный характер и выступает в качестве дополнительного гаранта соблюдения принципов судопроизводства. Внедрение системы электронного правосудия, а также ее элементов позволяет значительно более эффективно отражать ход судебного процесса, дисциплинирует участников дела, суд, и наконец, воссоздает объективную и наглядную картину слушавшегося дела. Кроме явно очевидных преимуществ в скорости, удобстве доставки, хранения документов, повышения открытости правосудия, подобная система позволяет избежать серьезных сбоев и задержек в условиях возникновения каких-либо форс-мажорных обстоятельств.

Список литературы Влияние системы электронного правосудия на реализацию принципов арбитражного процесса

  • Гиллес П. Электронное судопроизводство и принцип устности//Российский юридический журнал. -2015. -№ 4. -С. 39-43.
  • Кудрявцева Е. В. Внедрение информационных технологий в гражданское судопроизводство//Закон. -2015. -№ 3. -С. 46-47.
  • Решетняк В. И. К вопросу об электронном правосудии в арбитражном и гражданском судопроизводстве//Юрист. -2013. -№ 10. -С. 36-38.
  • Чуча С. Ю. Реализация принципа открытости правосудия в деятельности арбитражного суда//Вестник Омского университета. Серия «Право». -2014. -№ 2 (23). -С. 114-117.
  • Ярков В. В. Электронное правосудие и принципы цивилистического процесса//Закон. -2015. -№ 3. -С. 46-49.
Статья