Влияние спекулятивной философии И. Канта на становление и концептуализацию онтологической школы Московской духовной академии
Автор: Уланов М.В.
Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc
Рубрика: Философия
Статья в выпуске: 9, 2024 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена анализу философской рецепции кантианских идей представителями онтологической школы Московской духовной академии Ф.А. Голубинским и В.Д. Кудрявцевым-Платоновым. Критическая философия И. Канта вызвала неподдельный интерес в среде профессоров высших религиозных учебных заведений, поскольку кантианский трансцендентализм являлся скорее методом, нежели конкурирующей системой философской метафизики, тем не менее попытки совместить достижения кантианской мысли и теистические установки обнаружили явные противоречия между константами двух систем. Влияние критической мысли И. Канта на философскую традицию Московской духовной академии оценивается исследователями неоднозначно: отмечается доктринальный подход в критике кантианских положений, а также эклектичный характер академических концепций, в которых мыслители пытались соблюсти баланс между строгостью кантианского дискурса и постулатами православного христианского теизма. Между тем критическая оценка идей и понятий кантианской философии, переосмысление ее терминов не выводили ученых за пределы ее базисных установок. Автором отмечается системный характер влияния, который заключается в филиации метода и структуры спекулятивной мысли И. Канта в философских построениях онтологической школы.
Кант, духовно-академическая философия, онтологическая школа, трансцендентальный монизм, ф.а. голубинский, в.д. кудрявцев-платонов
Короткий адрес: https://sciup.org/149146459
IDR: 149146459 | DOI: 10.24158/fik.2024.9.3
Список литературы Влияние спекулятивной философии И. Канта на становление и концептуализацию онтологической школы Московской духовной академии
- Кант И. Критика чистого разума // Собрание сочинений: в 8 т. М., 1994 а. Т. 3. 741 с.
- Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая может появиться как наука // Собрание сочинений: в 8 т. М., 1994 б. Т. 4. С. 5–152.
- Кудрявцев-Платонов В.Д. Метафизический анализ идеальнаго познания // Сочинения: в 3 т. Сергиев Посад, 1914 а. Т. 1: Изследования и статьи по введению в философию и по гносеологии. Вып. 3. С. 175–367.
- Кудрявцев-Платонов В.Д. Метафизический анализ рациональнаго познания // Сочинения: в 3 т. Сергиев Посад, 1914 б. Т. 1: Изследования и статьи по введению в философию и по гносеологии. Вып. 3. С. 1–174.
- Кудрявцев-Платонов В.Д. Метафизический анализ эмпирическаго познания // Сочинения: в 3 т. Сергиев Посад, 1914 в. Т. 1: Изследования и статьи по введению в философию и по гносеологии. Вып. 2. С. 67–209.
- Кудрявцев-Платонов В.Д. Метод философии // Сочинения: в 3 т. Сергиев Посад, 1905. Т. 1: Изследования и статьи по введению в философию и по гносеологии. Вып. 1. С. 195–241.
- Мачкарина О.Д. Проблема субъективности в философии Ф.А. Голубинского: критическое восприятие идей И. Канта // Вестник МГТУ. Труды Мурманского государственного технического университета. 2011. Т. 14, № 1. С. 161–169.
- Рожин Д.О. Рецепция гносеологических идей И. Канта в метафизике Ф.А. Голубинского // Кантовский сборник. 2021. Т. 40, № 1. С. 97–123. https://doi.org/10.5922/0207-6918-2021-1-3.
- Цвык И. Трансцендентальный монизм В.Д. Кудрявцева-Платонова // Философия религии: альманах. 2011. № 2010–2011. С. 210–225.
- Шапошников Л.Е. Консерватизм, модернизм и новаторство в русской православной мысли XIX–XI веков. СПб., 2006. 327 с.
- Trendelenburg A. Logische Untersuchungen: in 2 b. Leipzig, 1870. B. 2. 538 s. (на нем яз.)
- Jacobi F.H. Von den Göttlichen Dingen und ihrer Offenbarung. Leipzig, 1811. 224 s. (на нем яз.)