Влияние транскраниальной электростимуляции и электроскальпеля на заживление ран

Бесплатный доступ

Впервые изучен процесс заживления операционных ран у подопытных животных при использовании транскраниальной электростимуляции и электроскальпеля ЭС-100, а также клиническое состояние, гематологические показатели, статус неспецифической защиты организма и гистологическая структура раневых дефектов кожи.

Транскраниальная электростимуляция, электроскальпель, импульсы, коагуляция, рана, сроки заживления, eleсtroskalpel

Короткий адрес: https://sciup.org/14287264

IDR: 14287264

Текст научной статьи Влияние транскраниальной электростимуляции и электроскальпеля на заживление ран

Использование транскраниальной электростимуляции (ТКЭС) в ветеринарной хирургии улучшает васкуляризацию ран и условия репаративной регенерации, тормозит рост и размножение микроорганизмов[2]. С целью рассечения тканей в практике применяют электроскальпель ЭС - 100 мощностью 800 Вт. Электроскальпель ЭС-100 -высокочастотный электрохирургический аппарат, который используется для рассечения или коагуляции тканей при оперативном лечении пациентов. В зависимости от выбранного режима работы электроскальпеля происходит рассечение или коагуляция ткани [7].

Цель исследований заключалась в изыскании возможностей сокращения сроков заживления ран у животных в послеоперационном периоде за счет применения транскраниальной электростимуляции и электроскальпеля.

Материалы и методы . Транскраниальную электростимуляцию (ТКЭС) осуществляли аппаратом ТРАНСАИР - 4Ц. В экспериментах был использован импульсный ток частотой 77 Гц, продолжительностью импульсов 0,5 мс и силой тока от 10 до 20 мА. Испытания проводились при вышеуказанных параметрах тока при наложении электродов лоб – затылочная область [5].

С целью рассечения тканей применяли электроскальпель ЭХВЧ-02 (ЭС - 100) мощностью 800 Вт. Все раны наносились на внешней поверхности бедра размером: длина - 5 см, глубина – 1 см. Предварительно поле операции было подготовлено по общепринятой схеме. Рассечение тканей проводили под местным обезболиванием 0,5% раствором новокаина. В первой опытной группе раны наносились электроскальпелем ЭХВЧ-02 (ЭС-100). Во второй опытной группе ткани рассекали скальпелем под ТКЭС, что достигалось при помощи прибора ТРАНСАИР-4Ц.

Животных третьей (контрольной) группы оперировали с применением общепринятой методики обезболивания (ксилозин в дозе 0,20 мл на 10 кг живой массы, местная инфильтрация 0,5% раствором новокаина в месте рассечения тканей).

В специальной серии опытов проводилось гистологическое исследование биоптатов раневых участков кожи. Для объективной оценки процессов регенерации из зоны раны (методом биопсии) брали материал для гистологического исследования через 3, 6 и 9 суток после операции.

Результаты исследований показали, что отечность в области раны у животных 1-й опытной группы уменьшилась в два раза на 3 сутки и полностью исчезла к 5-м суткам, у овец 2-й опытной группы соответственно к 4 и 6 суткам, тогда как у животных контрольной группы аналогичный показатель уменьшился в два раза на 5 сутки и отечность отсутствовала на 7 сутки.

Значительное уменьшение болезненности и местной температуры в 1 опытной группе наблюдалось к 4-м суткам, во 2-й – к 6-м суткам, в то время как в контрольной группе - к 7-м суткам. Размеры ран уменьшались, причем в большей степени у животных опытных групп. На 5-е–6-е сутки после рассечения тканей раны уменьшались в размерах, их поверхности покрывались корочками раневого экссудата.

Через 8 - 9 суток после рассечения тканей у животных опытных групп с операционных ран отпадали корочки и наступало заживление, а у животных контрольной группы раны с поверхности оставались покрытыми корочками раневого экссудата. Полное заживление ран в первой группе наступило на 10 сутки, во второй – на 11 сутки, в третьей – на 13 сутки. В процессе заживления у животных вокруг ран формировались воспалительные отеки. Однако их выраженность, продолжительность и сроки заживления ран были меньше у животных опытных групп, чем у контрольных.

При гистологическом исследовании срезов из кусочков биопсированной ткани отмечали следующие изменения. У животных второй опытной группы на 3 сутки после операции отёчные геморрагические явления резко уменьшились и имелись большей частью на границе с раной. В пограничной зоне умеренное полнокровие сосудов микроциркуляции. И небольшое возрастание количества недифференцированных камбиальных клеток в соединительной ткани, активация пролиферативной активности эндотелия капилляров. На 6 сутки исследований отек и геморрагии не наблюдаются. Воспалительные явления в глубоких отделах раны отсутствуют. В пограничной зоне умеренно выраженная пролиферация клеток фибробластического дифферона и эндотелиальных клеток с появлением в них сосудистых просветов и формированием значительного количества новообразованных капилляров. На 9 сутки отмечалось быстрое созревание грануляционной ткани, которая подвергается фиброзно-рубцовой трансформации. Происходит редукция капилляров. Появляются большие поля коллагеновых фибрилл. Увеличивается краевая эпителизация раневого дефекта. Эпителий приобретает типичное строение, свойственное многослойному плоскому ороговевающему эпителию.

У баранов контрольной группы на 3 сутки эпителий был более тонким, роговой и блестящий слои эпидермиса были слабо выражены. При наличии блестящего слоя отмечалось сильное его разрыхление. Клетки дерме кожи располагались более редко, ядра их были интенсивно базофильны. Среди них отмечались клетки фибробластического дифферона, гистиоциты и моноциты.

На 6 сутки было отмечено, что эпидермис непосредственно у края раны характеризуется дифференциацией слоев и повышенной базофилией. Волокна соединительной ткани у края раны окрашивались неравномерно. В сосудах микроциркуляторного русла отмечалось краевое стояние лейкоцитов. Лейкоцитарная инфильтрация наблюдалась в периваскулярной зоне.

Девятые сутки характеризовались отсутствием отека и инфильтративных воспалительных изменений, выраженным явлением неокапиллярогенеза с началом формирования молодой грануляционной ткани, в которой присутствуют рыхлые лейкоцитарные инфильтраты. Отмечается пролиферация фибробластов с участками активного коллагеногенеза под грануляциями. Аналогичные изменения происходили и у животных первой опытной группы.

Сопоставление морфологических изменений в ране позволяет сделать следующее заключение:

  • 1.    Во второй группе отмечается более раннее появление пролиферативных процессов в эпителиальной ткани с неокапиллярогенезом к шестым суткам и появлением чётких сосудистых просветов с очаговой дифференциацией сосудов.

  • 2.    Формирование соединительной ткани в зоне раневого дефекта во второй опытной группе происходило в более ранние сроки по сравнению с контрольными животными.

Применение постоянного электрического тока позволяет ускорить развитие грануляционной ткани и способствует более ранней эпителизации [1]. Кроме того, ТКЭС тормозит рост и размножение микроорганизмов, усиливает действие антимикробных препаратов. Электрический ток оказывает стимулирующее действие на процессы заживления, обладает бактерицидным и противоспалительным действием на рану[3,4,6].

Выводы . 1. Транскраниальная электростимуляция овец в режиме анальгезии в течение 30 минут является безопасным, легко дозируемым, экологически чистым методом стимуляции организма и способствует сокращению сроков заживления ран на 2 суток. 2. Использование электроскальпеля ЭХВЧ-02 (ЭС-100) для рассечения тканей с последующей их коагуляцией позволяет значительно снизить кровотечение, что обуславливает сокращение сроков заживления ран на 3 суток. 3. Гистологическое исследование тканей операционных ран в ходе их заживления позволяет выделить некоторые морфологические особенности действия транскраниальной электростимуляции и электроскальпеля по сравнению с традиционным способом лечения ран. Транскраниальная электростимуляция и электроскальпель повышают репродуктивную активность эпителиальных и соединительно-тканных клеток.

ЛИТЕРАТУРА: 1. Даценко Б.М., Блатун Л.А., Перцев И.М. Современные возможности местного медикаментозного лечения гнойных ран. Местное лечение ран // Местное лечение ран: Материалы тезисов докладов Всесоюзной конференции. - М., 1991. – С. 130-131. 2. Лебедев В.П. Транскраниальная электростимуляция: новый подход (экспериментально-клиническое обоснование и аппаратура) // Медицинская техника. - 1997. - №2. – С. 7-13. 3. Лепский А.А., Храмов Ю.В. Влияние споробактерина и электрообезболивания на течение регенеративных процессов // Известия ОГАУ. – 2006. -№2. –С. 157-158. 4. Муртазин К.З., Храмов Ю.В., Сивожелезова Н. А. Действие транскраниальной электростимуляции на рост и развитие овец // Овцы, козы, шерстяное дело. – 2008. - №1. – С.38-40. 5. Филатов С.Г. Влияние ТКЭС на динамику биохимических показателей крови и резистентности у коз оренбургской породы при лапоротомии // 75 – летие Оренбургского ГАУ: матер. межд. науч.-практ. конф. – Оренбург, 2005. – С. 259 – 262. 6. Храмов Ю.В., Шевченко Б.П., Давлетбердин Д.Ф. Электрический механизм транскраниальной электростимуляции // Актуальные проблемы биологии и ветеринарной медицины мелких домашних животных. -Троицк, 2001. - С. 43 – 44. 7. Акai M., Oda H. Electrical stimulation of ligament healing //Clin Orthop RelatRes. – 1988. – Р. - 235: 296-301.

ВЛИЯНИЕ ТРАНСКРАНИАЛЬНОЙ ЭЛЕКТРОСТИМУЛЯЦИИ И ЭЛЕКТРОСКАЛЬПЕЛЯ НА ЗАЖИВЛЕНИЕ РАН

Калимуллин И.Ф., Матвеев О.А.

Резюме

Впервые изучен процесс заживления операционных ран у подопытных животных при использовании транскраниальной электростимуляции и электроскальпеля ЭС-100, а также клиническое состояние, гематологические показатели, статус неспецифической защиты организма и гистологическая структура раневых дефектов кожи.

TRANSCRANIAL ELECTROSTIMULATION AND AN ELECTROSCALPEL INFLUENCE ON INJURIES HEALING

Kalimullin I.F., Matveyev O.A.

Статья научная