Влияние ВТО на продовольственную безопасность Российской Федерации

Автор: Киселева Н.Н., Рязанцев И.И.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Статья в выпуске: 2-2 (11), 2014 года.

Бесплатный доступ

Проанализированы последствия вступления Российской Федерации во Всемирную Торговую Организацию, рассмотрены дальнейшие тенденции функционирования российского сельского хозяйства, оценены угрозы отечественной продовольственной безопасности.

Вто, таможенные пошлины, сельскохозяйственная продукция, продовольственная безопасность

Короткий адрес: https://sciup.org/140107524

IDR: 140107524

Текст научной статьи Влияние ВТО на продовольственную безопасность Российской Федерации

Со вступлением в ВТО перед Россией открываются, с одной стороны, новые возможности, с другой, возникают новые проблемы.

Во-первых, в соответствии с условиями вступления, таможенные пошлины на импортируемую сельскохозяйственную продукцию снизятся примерно на 5%-ных пунктов. Это потянет вниз и цены отечественных сельхозпроизводителей. На первый взгляд, это немного. Но поскольку рентабельность сельского хозяйства в России невелика и составляет последние годы 9 – 11%, то это снижение означает потерю примерно 50% прибыли. То есть рентабельность сельского хозяйства в целом только за счет этого фактора снизится до 5-6%-ных пунктов. Но для устойчивого расширенного воспроизводства для хозяйств, производящих растениеводческую и животноводческую продукцию, необходимо иметь рентабельность не ниже 30%.

Рентабельность зависит не только от цен на сельхозпродукцию, но и от цен на используемые ресурсы и средства производства. Цены на базовые энергетические ресурсы тянут за собой практически все остальные цены. Особенно сильно при этом растут цены на средства производства для сельхозтоваропроизводителей, являющихся в большинстве некрупными предприятиями со скоропортящейся продукцией. Этот фактор будет действовать в условиях сокращения производства вследствие усиления конкуренции с импортом, а это означает, что рентабельность сельского хозяйства опустится до нуля, плюс-минус 2-3%.

Шансы на стабильное развитие сохранятся лишь у тех отраслей, которые при вступлении в ВТО оказались защищены пошлинами и квотами, то есть ограничениями на объем импорта. Одна из таких отраслей – промышленное птицеводство. Благодаря квотам на импорт мяса птицы и инвестициям, отечественные производители куриного мяса вытесняют с рынка зарубежных конкурентов и отрасль успешно развивается.

В свиноводстве, на первый взгляд, ситуация несколько похожа: производство на подъеме, квоты сохранились. Однако, по сравнению с птицеводством, которое перешло на промышленную основу в 1970-е годы, а вторично начало развиваться с 1999 г., крупные инвестиции в производство свинины начались лишь с запуском приоритетного национального проекта «Развитие АПК» [2]. Хотя за прошедшие 5-6 лет появились новые свинокомплексы, следует учитывать то, что отрасль не может стать конкурентоспособной в один миг (а вступление во Всемирную Торговую Организацию лишь замедлит этот переход).

Россия, вступая в ВТО, обязалась снизить пошлины на живых свиней в 8 раз (с 40 до 5%), причем квоты на этот импорт не распространяются. На ввоз свинины в рамках квоты пошлина снижается с 15% до нуля, а это 430 тыс. тонн — почти треть всего производимого в стране промышленного мяса свинины. С 25 до 15% снижены таможенные пошлины на свиные субпродукты (500 тыс. тонн).

Вступление России в ВТО ставит на развитии отрасли если не большой крест, то жирный знак вопроса. Уже сегодня доля импорта свинины составляет 33%, а с учетом промышленной свинины — 45%. По оценкам экспертов, с присоединением к ВТО цены на живых свиней упали на 25– 30%, возможности по защите рынка значительно осложнились, к двукратному удорожанию фуражного зерна добавилась угроза распространения африканской чумы свиней, в итоге, свиноводство за всю новую историю из доходной отрасли перешло в отрицательную [1].

Понимая, что новая тенденция надолго, российский бизнес объявил об инвестиционных каникулах и на неопределенный период отодвинул старт новых проектов. Если за счет инерционного эффекта в 2013 и 2014 годах объемы производства свинины в России продолжат расти (на 300–350 тыс. тонн в год), что приведет к еще большим экономическим потерям предприятий в условиях дешевого импорта, то с 2015 года в сегменте начнется спад. Прогнозируется, что вместо того, чтобы к 2020 году производить 3,17 млн тонн промышленной свинины, отрасль сможет выпускать лишь 1,84 млн тонн, то есть производство придет к уровню плановых цифр 2013 года. При этом за восемь лет производство свинины в ЛПХ сократится на треть — до 600 тыс. тонн [1].

Что касается производства говядины, то проблемы существуют и в этой отрасли. Импорт по квоте равен 560 тыс. т, к тому же существенное количество ввозится вне квоты. В целом, по говядине Россия зависит от импорта на 43-45%. Согласно международным договоренностям по ВТО, Россия обязуется обеспечить доступ на рынок так называемой высококачественной говядины с ввозной таможенной пошлиной 15%. Это грозит потерей производства говядины, снижением объемов рынка для отечественных производителей, уменьшением доходов, рабочих мест [3].

Сниженные таможенные пошлины создают условия для мощного давления на российские мясоперерабатывающую промышленность и сельское хозяйство, а также для ввоза некачественной продукции.

В последнее время за рубежом все более широкое распространение получают био- и нано-технологии в сфере переработки сельскохозяйственного сырья и производства продуктов питания. В 2009 г. под производство генетически модифицированной продукции было занято уже 134 млн га сельхозугодий. Внедрение биотехнологий в сельское хозяйство несет в себе важные социальную и экологическую составляющие, оказывающие непосредственное влияние на экономику и безопасность стран. При этом следует отметить, что из-за существенного отличия позиций европейских ученых от позиций американских и южноамериканских в производстве генно-модифицированной продукции доминируют фермеры США, Бразилии и Аргентины [3].

Проектом технического регламента в России предусматривается, что продукты, содержащие более 0,9 массовых долей генно-модифицированных (трансгенных) растений и животных, должны проходить государственную регистрацию. Безопасность таких продуктов должна быть доказана до выхода на рынок. К 2010 году в Российской Федерации прошли полный цикл исследований 17 видов генетически модифицированных культур.

Очевидно, что при увеличении доли импортных пищевых продуктов на рынке продовольственная безопасность снижается не только в аспекте продовольственной независимости страны от импорта, способности самостоятельно обеспечить продукцией внутренний рынок, но и в аспекте безопасности пищевых продуктов непосредственно для потребителя. Теоретически, Россия может, в случае существенного ущерба, наносимого ее сельскому хозяйству импортом, инициировать специальное расследование и доказать, что импорт наносит или может нанести серьезный ущерб отрасли, производящей данный продукт, поставить вопрос о применении компенсационных мер [4]. Но все это –непростые процедуры, способные вызвать ответные меры со стороны импортеров.

Таким образом, в целом для России необходима национальная агропродовольственная политика, ориентированная на защиту интересов отечественного производителя, способная поднять конкурентоспособность АПК Российской Федерации до уровня лучших мировых образцов.

Статья научная