Внедрение интеграционных методов исследования в экспертно-криминалистическую деятельность
Автор: Харисов А.Ф.
Журнал: Вестник Института права Башкирского государственного университета @vestnik-ip
Рубрика: Криминалистика, судебно-экспертная деятельность, оперативно-разыскная деятельность
Статья в выпуске: 4 (24), 2024 года.
Бесплатный доступ
В условиях повышения уровня использования преступностью новых технических средств для эффективного противодействия ей правоохранительные органы должны разрабатывать высокотехнологичные методы исследования следов преступной деятельности. Особое внимание следует уделить интеграции различных наук, которая подразумевает не разрозненные, а междисциплинарные научные исследования с использованием различных отраслей знаний. Рассмотрены возможности интеграции знаний криминалистики, психологии, анатомии человека, морфологии, физиологии и других наук для научно-технического обеспечения экспертно-криминалистической деятельности. Особое внимание уделено использованию высоких технологий (искусственного интеллекта, нейронных сетей и др.) при производстве судебно-экспертных исследовании, следственных действий, а также для криминалистического моделирования неустановленного лица, совершившего преступление.
Междисциплинарные исследования, днк-анализ, криминалистическое моделирование, искусственный интеллект, судебная экспертиза
Короткий адрес: https://sciup.org/142244046
IDR: 142244046 | DOI: 10.33184/vest-law-bsu-2024.24.22
Текст научной статьи Внедрение интеграционных методов исследования в экспертно-криминалистическую деятельность
В условиях роста организации и технического оснащения преступности возникает необходимость в повышении уровня научно-технического и организационно-методического обеспечения раскрытия и расследования противоправных деяний. Особое внимание, по нашему мнению, следует уделить проведению интеграционных междисциплинарных научных исследований, позволяющих извлекать максимальную информацию из следов, обнаруженных на месте происшествия. В теории криминалистики принято считать, что «в практике расследования познается криминальная реальность как совокупное состояние живой ткани отношений и измененных объектов» [1, с. 138].
Представляется, что в современных условиях должна обеспечиваться не только синергия уголовно-правовых наук в ходе проведения междисциплинарных научных исследований в рамках научной специальности 5.1.4, но и междисциплинарное взаимодействие внутри каждого из уголовно-правовых направлений.
Как указывает Ф.Г. Аминев, «экспертно-криминалистическая деятельность – это система действий, осуществляемая сотрудниками судебноэкспертных и экспертно-криминалистических организаций по проведению судебно-экспертной деятельности в рамках судопроизводства, а также по применению технических средств и специальных знаний по заданиям уполномоченных законодательством Российской Федерации государственных органов и должностных лиц (судов, руководителей следственных органов, следователей, органов дознания и дознавателей и др.)» [2, с. 39]. В этой связи представляется, что для повышения уровня обеспечения экспертно-криминалистической деятельности необходима интеграция криминалистических знаний и знаний различных родов и видов судебных экспертиз в эту деятельность. Кроме того, для получения положительных результатов потребуется интеграция многих других отраслей научных знаний (биологии, физики, информатики, медицины и др.) в экспертно-криминалистическую деятельность. Только в таком случае сотрудниками экспертно-криминалистических подразделений может быть проведено всестороннее исследование следов преступления, механизма всего преступного события, что в конечном итоге приведет к установлению обстоятельств преступного события, лица, совершившего противоправное деяние, и раскрытию преступления.
Изучение следственной и судебной практики показывает, что интегрированные методы экспертного исследования достаточно широко внедряются в экспертно-криминалистическую практику. Так, в результате междисциплинарных исследований с применением знаний анатомии, физиологии, криминалистической габитоскопии и фотографии идентифицируется личность человека по походке. Российскими учеными разработан «гидрогелевый биочип, включающий довольно большое число локусов с SNP1 человека, среди которых 41 SNP, входящий в панель HIrisPlex-S, что позволяет прогнозировать фенотип разыскиваемого индивида по признакам цвета глаз, волос, кожи и некоторым другим характеристикам» [3, с. 112].
Получило дальнейшее развитие комплексное лингвистическое и экономическое исследование коммуникации в блумберг-чате.
Разработаны и применяются в судебно-почерковедческой экспертизе программно-аппаратные комплексы с использованием метода свёрточных (convoluted) искусственных нейронных сетей, которые осуществляют поиск, фиксацию, запоминание, обработку (анализ) признаков подложной подписи с последующим выводом [4, с. 33].
Интеграция методов исследования специалистов IT-технологий и специалистов-криминалистов позволила использовать, пусть и «слабый», искусственный интеллект при проведении следственных действий для улучшения качества фиксации следов преступления и дальнейшей подготовки объектов судебной экспертизы. Это реализуется в создании 3D-моделей (так называемая криминалистическая анимация) мест происшествий (путем лазерного сканирования и компьютерной обработки фотографий программой «3D Свидетель», в которых в различных ракурсах зафиксированы узлы и детали мест происшествий), позволяющих удаленно исследовать мельчайшие детали «места происшествия с привлечением соответствующих специалистов» [5, с. 167–168].
В последние годы к совершенствованию теоретического и научнометодического обеспечения судебной психофизиологической экспертизы с применением полиграфа путем интеграции знаний нейропсихологии, криминалистики и компьютерной томографической диагностики подключились ученые Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» (далее – НИЦ «КИ»).
В результате совместной работы М.В. Ковальчука, президента НИЦ «КИ», члена-корреспондента Российской академии наук (члена президиума Госсовета РФ), и профессора Ю.И. Холодного была разработана самая совершенная на данный момент и методически обоснованная технология регистрации (а следовательно, и изучения) активности мозга методом функциональной магнитно-резонансной томографии и методика нейрокриминалистической диагностики НИССП [6, с. 77]. Дальнейшие исследования, проводимые в НИЦ «КИ» по тематике нейрокриминалистики, в частности по изучению 100 параметров динамики глазодвигательной активности, позволили диагностировать наличие скрываемой информации у проверяемого лица [7, с. 117–118].
Изучение научно-исследовательской практики показывает, к какому положительному эффекту приводят возможности интегрирования знаний в результате проведенных междисциплинарных научных исследований с применением генетики, информатики, криминалистики, теории оперативно-разыскной деятельности. Так, в конце 2018 г. в Институте права Башкирского государственного университета (ныне – Уфимского университета науки и технологий) образован научный коллектив, состоящий из ученых – специалистов разных научных отраслей знаний: два ученых-генетика, два юриста (специалисты по криминалистике, оперативно-разыскной деятельности и гражданскому праву), информатик и специалист по компьютерным технологиям [8, c. 16]. Этим кол- лективом с использованием нового метода обработки SNP получены новые методики идентификации личности человека на основе ДНК-анализа.
Этим же коллективом разработана и зарегистрирована в Роспатенте как изобретение компьютерная программа SNPMod, служащая для компьютерного моделирования ДНК-профилей человека (и других эукариотических организмов), формируемых на основе однонуклеотидного полиморфизма ДНК с учетом частот встречаемости конкретных нуклеотидов. Программа позволяет решать задачи «подбора и оптимизации дизайна панели ОНП, формирующих ДНК-профиль, создавать базу данных ДНК-профилей и идентифицировать людей»2 1 .
Скорее всего, для интегративного решения проблем междисциплинарных исследований будет необходимо использовать специалистов в области OSINT-технологий (Open source intelligence), осуществляющих интернет-разведку, бизнес-разведку с использованием открытых источников информации [9, с. 240].
Еще более необходимы интегрированные научные исследования для установления характеристик неустановленного преступника – создания криминалистической модели лица, совершившего преступление. Криминалистическое моделирование неустановленного преступника – это «деятельность по составлению криминалистического портрета неустановленного преступника, которая заключается в анализе общественно опасного деяния и информации о личности неустановленного преступника, отраженной в окружающей среде; осуществляется с использованием знаний в области криминалистики, криминологии, социологии, психологии, других наук» [10, с. 132]. Таким образом, в целях установления лица, совершившего преступление, необходимо объединение результатов использования комплекса научных знаний.
Обозначим некоторые блоки (комплексы) криминалистически значимой информации о личности лица по его следам, которую можно получить путем исследования различных информационных полей – различных видов следов, обнаруженных на месте происшествия. Так, размерные характеристики следов поверхности головы могут характеризовать степень полноты человека; расположение, форма, размеры участков износа подошвы обуви могут свидетельствовать о наличии определенных видов травм и повреждений суставов ног и т. д.
Одним из методов формирования интеграционной информационной модели неустановленного лица, совершившего преступление, является со- ставление психологического портрета Criminal Profiling. В психологический портрет обычно включаются такие типологические признаки, как пол, возраст, раса, род занятий, возможные психические отклонения.
Исследования ученых Института права Уфимского университета науки и технологий и Института биохимии и генетики Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук показали, что для определения комплекса характеристик (свойств) неустановленного преступника по оставленным следам можно использовать возможности исследования ДНК-профилей людей, содержащихся в следах биологического происхождения (в крови, поте, сперме, слюне, потожировых следах папиллярных узоров и др.), – всем известное ДНК-фенотипирование (система технологических действий по исследованию генома человека в целях установления внешних и внутренних свойств организма: цвет глаз и волос, пигментация кожи, наличие веснушек [11, с. 281] и ямочек на щеках, форма мочек, тип облысения у мужчин, а также некоторые другие характеристики (хронологический возраст, право- или леворукость) и т. д.).
Как показывает практика, наступило время внедрения в экспертнокриминалистическую деятельность и практического применения интеграционных междисциплинарных научных исследований с использованием инновационных технологий Big Data и искусственного интеллекта на базе нейронных сетей. Но для того чтобы такое моделирование было процессуально грамотно оформлено и использовано в качестве доказательства, предстоит кропотливая работа по верификации разработанных интеграционных методов исследования и использования их в практике расследования преступлений. Поэтому необходимы усилия заинтересованных ведомств (МВД, Министерства юстиции, Следственного комитета РФ и др.) для внедрения интегрированных методик судебно-экспертных исследований в экспертнокриминалистическую деятельность.
Такая интеграция научных, организационных, методических, материально-технических ресурсов позволит в конечном счете повысить качество судебных экспертиз, проведения следственных действий, оперативно-разыскных мероприятий и уровень судопроизводства в целом.
Список литературы Внедрение интеграционных методов исследования в экспертно-криминалистическую деятельность
- Журавлев С.Ю. Криминалистическая культура правоприменения как инновационное развитие идей Р.С. Белкина о целостности и комплексности криминалистического знания / С.Ю. Журавлев // Развитие научных идей профессора Р.С. Белкина в условиях современных вызовов (к 100-летию со дня рождения): сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции "63-е ежегодные Криминалистические чтения", Москва, 20 мая 2022 г. Ч. 1. - Москва: Академия управления МВД России, 2022. - С. 138-147. EDN: OIFVBG
- Аминев Ф.Г. По вопросу соотношения экспертно-криминалистической и судебно-экспертной деятельности / Ф.Г. Аминев, А.С. Арутюнов // Судебная экспертиза. - 2023. - № 4 (76). - С. 36-46. EDN: AIHHMX
- Аминев Ф.Г. О некоторых современных возможностях криминалистического моделирования личности неустановленного преступника / Ф.Г. Аминев, А.В. Чемерис // Вестник Института права Башкирского государственного университета. - 2023. - № 1 (21). - С. 105-113.
- Бахтеев Д.В. Концептуальные основы теории криминалистического мышления и использования систем искусственного интеллекта в расследовании преступлений: автореф. дис. … д-ра юрид. наук: 5.1.4 / Д.В. Бахтеев. - Екатеринбург, 2022. - 42 с. EDN: SJYXHI
- Костюченко О.Г. Перспективы применения цифровых двойников места происшествия в российском судопроизводстве / О.Г. Костюченко, А.Н. Бойко, Л.В. Бертовский, С.П. Тимошенко // Высокотехнологичное право: современные вызовы: материалы IV Международной межвузовской научно-практической конференции (Москва - Красноярск, 17-20 февраля 2023 г). Ч. 1. - Красноярск, 2023. - С. 166-171. EDN: PSWFDZ