Внешнеполитические идеи Си Цзиньпина и их ценностно-идеологическая основа

Автор: Ю Юаньцзе

Журнал: Общество: политика, экономика, право @society-pel

Рубрика: Политика

Статья в выпуске: 4, 2023 года.

Бесплатный доступ

В статье характеризуется ценностно-идеологическая основа и исторический контекст появления и развития внешнеполитических идей Си Цзиньпина. Демонстрируется, что они основываются на применении исторического и диалектического материализма марксистской теории и одновременно на китайской традиционной политической культуре, сохраняют преемственность, вбирая в себя лучшее из предшествующего опыта развития страны, но также содержат и новации, отвечающие современному этапу жизни Китая и стоящим перед ним внешним и внутренним вызовам. Внешнеполитические идеи Си Цзиньпина являются не только важной составной частью его концепции о социализме с китайской спецификой, но и руководством к действию в новую эпоху. Заключается, что в условиях нестабильной международной обстановки и сохранения проблем внутреннего характера дипломатические инициативы лидера Китая выводят страну на позиции ключевого мирового актора с перспективами упрочения этого положения.

Еще

Внешнеполитические идеи си цзиньпина, китай, внешняя политика, дипломатия, политическая культура

Короткий адрес: https://sciup.org/149142467

IDR: 149142467   |   DOI: 10.24158/pep.2023.4.10

Текст научной статьи Внешнеполитические идеи Си Цзиньпина и их ценностно-идеологическая основа

Состоявшийся 8 ноября 2012 г. XVIII Всекитайский съезд Коммунистической партии Китая (КПК) знаменует собой важную веху в истории развития КНР. Председателем партии, а спустя несколько месяцев и председателем республики, был избран Си Цзиньпин. Социализм с национальной спецификой вступил в новую эру, и Китай, согласно официальной трактовке, стал ближе к цели мирового лидерства1. Си Цзиньпин предложил целый ряд оригинальных концептуальных инициатив и новаций, получивших собирательное наименование «внешнеполитические идеи Си Цзиньпина». Завершающей точкой в их оформлении в качестве выдающихся новаций во внешнеполитическую теорию КНР и руководящих принципов поведения Китая на мировой арене стало артикулированное в ходе состоявшегося в июне 2018 г. Центрального рабочего совещания по международным делам требование ко всем членам КПК тщательно изучить, понять и полностью реализовать внешнеполитические идеи Си Цзиньпина.

В августе 2021 г. Отдел пропаганды Центрального комитета КПК и Министерство иностранных дел КНР подготовили «Учебный очерк внешнеполитических идей Си Цзиньпина» (далее – «Очерк») (« 习近平外交思想学习纲要 »)1 в качестве вспомогательного пособия для понимания курса страны. В нем были изложены десять основных аспектов дипломатической мысли Си Цзиньпина. В частности, зафиксирована необходимость поддержания авторитета ЦК КПК как руководящего органа, укрепления единого направления действий партии во внешнеполитической работе, продвижения дипломатии великой державы с китайской спецификой, осуществления возрождения нации миссией КПК, построения сообщества единой судьбы человечества с целью исключения мировых войн и содействия общему развитию; укрепления стратегической безопасности Китая, стимулирования строительства «Одного пояса, одного пути» и следования по пути мирного развития на основе взаимного уважения, сотрудничества и общего выигрыша. Документ также содержал положения о необходимости для Китая играть ведущую роль в реформировании системы глобального управления, защищать суверенитет, безопасность и интересы собственного развития страны, при этом не отступать в вопросах, касающихся ключевых интересов страны. И, наконец, в «Очерке» говорилось о необходимости развивать собственный, китайский инструментарий дипломатии, сочетая традиционные особенности внешнеполитической работы с характерными чертами новой эпохи2.

В документе также отмечалось, что внешнеполитические идеи Си Цзиньпина являются крупным теоретическим вкладом Си Цзиньпина в развитие страны, сочетающим основные принципы марксизма с практикой великодержавной дипломатии с китайской спецификой3.

С момента выдвижения внешнеполитических идей Си Цзиньпина и в особенности ввиду закрепления за ними статуса ключевых принципов и ориентиров осуществления международных отношений Поднебесной, в Китае ведется комплексная работа по обоснованию их идеологической основы с точки зрения марксистской философии, традиционной китайской культуры и принципов дипломатии нового Китая (Юй Цзян и др., 2022).

Как разъяснил в одном из своих выступлений заведующий Канцелярией Комиссии ЦК КПК по иностранным делам Ван И, внешнеполитические идеи Си Цзиньпина основываются на применении исторического и диалектического материализма, отвечают на ряд основных теоретических и практических вопросов о том, какой тип международных отношений нужно строить. В идеях Си Цзиньпина Ван И усматривает развитие марксистской внешнеполитической теории. Например, на основе учения о производительных силах и производственных отношениях, о базисе и надстройке Си Цзиньпин анализирует проблемы экономической глобализации и развития мировой экономики, формулирует китайский взгляд на глобальное управление, поднимает вопросы защиты окружающей среды4.

Внешнеполитические идеи Си Цзиньпина рассматриваются в китайских официальных документах и в трудах ученых как разработанные с использованием основных принципов материалистического взгляда на историю (Вэй Лин, Ню Цзыцянь, 2022).

Исследователи в целом исходят из того, что Си Цзиньпин не только полностью перенял марксистскую позицию, точку зрения и методологию в руководстве историческим процессом развития дипломатии в новую эпоху, но и обобщил и выкристаллизовал современную дипломатическую практику Китая, уходящую корнями в традиционное философское мышление (Ма Цзюньфэн, 2013; Цзян Юнь, 2018; Су Фенг, 2020).

Китайские ученые обращают внимание на то, что после XVIII съезда ЦК КПК Си Цзиньпин усилил акцент на трансформации и инновационном развитии традиционной культуры, превращая ее в ценный идеологический ресурс для дипломатии великой державы с китайской спецификой в новую эпоху (Цзян Юнь, 2018; Су Фенг, 2020). Так, Си Цзиньпин отметил, что «некоторые проницательные люди в мире считают, что превосходная традиционная культура Китая, включая конфуцианство, содержит важные источники вдохновения для решения трудных проблем, стоящих перед современным человечеством, и что богатые философские идеи, гуманистический дух, назидательные мысли и моральные концепции превосходной традиционной культуры Китая могут послужить полезным источником вдохновения для людей, чтобы понять и преобразовать мир»1.

Янь Сюэтун, директор Института международных отношений Университета Цинхуа, обратился к вопросу о влиянии китайской культуры на дипломатическую философию Си Цзиньпина на ценностном уровне. Говоря о дипломатии великой державы с национальной спецификой, он считает, что она должна избавиться от зависимости от западных теорий международных отношений и традиционных дипломатических концепций и открыть для себя привлекательные ценности и концепции из культуры и исторических традиций китайской нации, чтобы творчески преобразовать их и инновационно развить в международные ценностные нормы (Янь Сюэтун, 2013).

Во внешнеполитической сфере Си Цзиньпин делает ставку на решение глобальных и региональных проблем с опорой на восточную мудрость. Ван Сяохуэй, главный редактор специализированного сайта о внешнеполитических идеях Си Цзиньпина и дипломатии Китая в новую эпоху, отмечает такие проявления восточной мудрости, как, например, то, что китайская концепция «сообщества единой судьбы человечества» ( 命运共同体 ) содержит видение «мира как содружества» ( 天下 为公 ) и «мира как единого целого» ( 世界大同 ), китайских подход к сопредельным странам развивает историческое наследие «добрососедства» ( 仁善 ) и идею «вложения меча в ножны» ( 非攻 2. В требованиях реформы глобального управления, согласно Ван Сяохуэю, Китай опирается на традиционную мудрость «общими усилиями» ( 和衷共 ), стремление «гармонизировать десять тысяч соседних стран (император Яо)» ( 和万邦 ). В процессе построения глобального партнерства Китай продвигает гармоничную концепцию «согласия и несходства» ( 和而不同 ), «утверждения себя и достижения других» ( 立己达人 ), а в ценностной ориентации правильной концепции праведности и выгоды ( 正确 ) проявляется «моральная этика продвижения праведности и выгоды» ( 融利 ) и «помощи попавшим в беду» ( 扶危 3. Предложив инициативу «Один пояс, один путь», Си Цзиньпин преобразовал унаследованный дух древнего Шелкового пути и превратил это достижение человеческой цивилизации в новый вид общественного блага для развития международного сотрудничества и общего развития4.

Важно отметить, что внешнеполитические идеи Си Цзиньпина позиционируются китайским руководством как сохраняющие преемственность поколений и основанные на историческом продолжении и наследовании дипломатической теории и практики КПК с момента ее основания в 1921 г. Так, в «Очерке» отмечается непреходящая ценность таких выдвинутых Мао Цзэдуном идей и принципов, как «независимость и самостоятельность» ( 独立自主 ), новый тип дипломатии для нового Китая, стремление «сложить другой очаг» ( 另起炉灶 ), «убирать дом перед приглашением гостей» ( 屋子 再 ), «отворачиваться» ( ), «пять принципов мирного сосуществования» ( 和平共 ), теория «двух промежуточных зон» ( 两个中 ), стратегическая идея выделения «трех миров» ( 三个世界 5.

Как значится в очерке, Дэн Сяопин утвердил идейный курс, основанный на «раскрепощения сознания» ( 解放思想 ), «реалистическом подходе к делу» ( 事求是 ), предложил тезис о «мире и развитии как двух главных тенденциях развития современного мира» ( 和平和 展是当代世界的两大 问题 ), обогатил и совершенствовал независимую и мирную внешнюю политику, сделал стратегический выбор открытости внешнему миру, выступил за установление нового международного политического и экономического порядка, уточнил стратегический подход к внешней политике. Дипломатические идеи Дэн Сяопина – это наследование и развитие положений концепции Мао Цзэдуна с учетом новых исторических условий6.

Третье поколение китайских руководителей во главе с Цзян Цзэминем на фоне меняющейся международной ситуации концептуализировало историческую тенденцию многополярности и экономической глобализации, пришло к выводу о том, что развитие Китая находится в периоде важных стратегических возможностей, выступило за активное участие Поднебесной в меж- дународных обменах и сотрудничестве, поддержало идеи, согласно которым необходимо оказывать содействие установлению справедливого и разумного нового международного политического и экономического порядка1.

Развивая теоретическую систему социалистической дипломатии с китайской спецификой, Ху Цзиньтао откликнулся на мировую тенденцию стремления к миру, развития и сотрудничества, интегрировал две основные ситуации внутри страны и за рубежом, предложил взаимовыгодную и беспроигрышную стратегию открытия страны, выступил за построение гармоничного, прочного мира и всеобщего процветания, отвечая на общую озабоченность международного сообщества относительно направления развития отношений Китая с миром в новом веке2.

После XVIII съезда КПК руководящий коллектив ЦК КПК во главе с Си Цзиньпином выдвинул концепцию «дипломатии великой державы с китайской спецификой» ( 中国特色大国外交 ) и сформулировал внешнеполитические идеи Си Цзиньпина с тем, чтобы скоординировать стратегии «великого возрождения китайской нации» ( 民族 大复 ) и «невиданные за последнее столетие перемены» ( 百年未有之大 ). Внешнеполитические идеи Си Цзиньпина диалектически объединили преемственность, унаследовав лучшее из концепций его предшественников, и новации. Такие крупные инициативы, как продвижение «строительства международных отношений нового типа» ( 新型国 关系 ), создание «сообщества единой судьбы человечества» ( 命运共同体 ), реализации инициатива «Один пояс, один путь» ( 一路 ), продвижение «общих ценностей для всего человечества» ( 全人 共同价 ) стали большим скачком в развитии дипломатической теории Китая3.

Важно отметить, что появление и обогащение внешнеполитических идей Си Цзиньпина происходило на фоне неуклонного комплексного усиления Китая и его превращения в одну из ведущих мировых экономик. Как отметил один из ведущих российских китаистов А.В. Ломанов, возрастание роли КНР в международных делах стало возможным благодаря успеху экономических реформ, обеспечивших стране длительный период устойчивого роста (Ломанов, 2020). Китаю удалось нарастить финансово-экономическую мощь до масштабов, уже почти сопоставимых с американскими, существенно продвинуться в вопросах военной модернизации, а также сделать серьезную заявку на превращение в одну из ведущих технологических держав в не таком уж отдаленном будущем (Лексютина, 2021). Так, уже в докладе XIX съезда КПК (10 октября 2017 г.) отмечалось, что «комплексная национальная мощь Китая вышла на передовые позиции в мире», «социализм с китайской спецификой вступил в новую эру, открывающую светлую перспективу достижения великого омоложения китайской нации» и «эта новая эпоха, в которой наша страна продвигается ближе к центру мировой арены и вносит больший вклад в развитие человечества»4.

Китай совершил исторический скачок от «подъема» ( 站起来 ) к «зажиточности» ( 富起来 ) и «укреплению» ( 起来 ), что привело к глубоким изменениям в его отношениях с миром. Внешняя политика страны стала более активной, началось продвижение собственных планов, идей и ценностей (Ломанов, 2020). Экономическое развитие и активизация внешней политики Китая зеркально отражают и усиливают друг друга (Цзэн Чао, 2021). В результате реализации внешнеполитических идей Си Цзиньпина Китай намеревается стать «строителем мира во всем мире, донором глобального развития, защитником международного порядка»5.

Однако китайское руководство четко отдает себе отчет в том, что по мере усиления страны становится больше внутренних проблем и международных рисков. Как подчеркивает Си Цзиньпин, «на пути движения вперед мы будем сталкиваться со все более сложными опасностями и испытаниями» (Си Цзиньпин, 2021). К наиболее серьезным внутренним вызовам китайское руководство относит замедление темпов роста китайской экономики, изменение ее движущих сил, проблему неравномерности и неполноты экономического развития6, сохранение разрыва между способностью к инновациям и требованиями к высококачественному развитию, отставание по некоторым передовым технологиям и производству основных компонентов для них. Так, например, большие сложности существуют для Китая в области производства полупроводников: правительство США в настоящее время пытается привлечь на свою сторону партнеров-производителей полупроводников (таких как Япония, Южная Корея и Тайвань) в целях формирования соответствующего четырехстороннего альянса, призванного создавать проблемы для китайской промышленности (Ци Кай, Ли Янь, 2022).

Более того, процесс реформирования всех областей жизни внутри страны также является сложным и реализуется не без проблем1. По-прежнему остается довольно большим разрыв в развитии города и села, регионов, в распределении доходов населения. Немалые сложности народные массы испытывают в сфере занятости, образования, медобслуживания, обеспечения жильем, перспективами достойной старости и т. д.2

Ситуация в области национальной безопасности и идеологии также остается серьезной. Сложные долгосрочные задачи предстоит решить в области модернизации системы и потенциала государственного управления3.

Кроме того, в экономическом плане на фоне глубокого спада в мировой экономике и крупных сбоев в глобальных производственно-сбытовых цепочках, внешняя движущая сила экономического развития страны продолжает ослабевать (Лю Шицян, Чжу Гуан, 2021).

В политическом плане наблюдается заметный рост стратегической враждебности западных развитых стран к Китаю. В частности, США, которые рассматривают КНР как ключевого соперника, который теснит их интересы, бросает вызов доминирующему положению и угрожает институциональной модели, «стремятся как можно более эффективно проводить свою новую индо-тихоокеанскую стратегию, чтобы создать в регионе военный блок, противостоящий Китаю» (Васильев, 2021). В сфере безопасности переплетаются различные традиционные и нетрадиционные угрозы, один за другим появляются то «черные лебеди», то «серые носороги», что значительно усиливает давление на безопасность Китая4. Западные страны по-прежнему прочно удерживают доминирование в международном дискурсе, продолжают повсеместно экспортировать «демократические» модели поведения и ценности в Китай, атаковать политическую систему и идеологию Китая.

На фоне значительно осложнившейся международной обстановки внешняя политика Китая становится более инициативной, способной быстро реагировать на различные риски и вызовы и разрешать сомнения международного сообщества, а также создавать благоприятные внешние условия для развития Китая. Внешнеполитические идеи Си Цзиньпина таким образом стали органичным и своевременным ответом на внутренние и международные вызовы Китаю в эпоху его комплексного усиления, закономерным результатом постоянного продвижения теоретических и практических инноваций в китайскую внешнеполитическую теорию.

Список литературы Внешнеполитические идеи Си Цзиньпина и их ценностно-идеологическая основа

  • Васильев Л.Е. Современные вызовы безопасности в Восточной Евразии и политика Китая по их нейтрализации // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2021. Т. 26, № 26. С. 113-125. https://doi .org/10.24412/2618-6888-2021-26-113-125.
  • Лексютина Я.В. «Китайская мечта», или «американский кошмар»: к чему пришли американо-китайские отношения за три десятилетия // Международная аналитика. 2021. Т. 12, № 2. С. 12-30. https://doi.org/10.46272/2587-8476-2021 -12-2-12-30.
  • Ломанов А.В. Современный Китай: внутренние и внешние вызовы на новом этапе преобразований // Вестник Российской академии наук. 2020. Т. 90, № 2. С. 103-112. https://doi.org/10.31857/S0869587320020073.
  • Чжу Гуан. Анализ подоплеки времени, научной коннотации и практических требований дипломатической мысли Си Цзиньпина // Журнал Университета Цзянсу. 2021. № 23 (06). С. 1-17. (на кит. яз.).
  • Ma Junfeng (2013) [Methodological Significance of Marx's Theory of World History]. [Chinese Social Sciences]. 2013. (6), 4-20 (In Chinese).
  • Qi Kai & Li Yan (2022) [Biden's Semiconductor Policy Towards China: Awareness of Competi-tion, Ways to Contain and Limit the Effect]. [International Forum]. (6), 64-83 (In Chinese).
  • Su Feng (2020) [Review Diplomatic Studies Major Powers with Chinese Characteristics in the Domestic Academic Circles after the 18th National Congress]. [Journal of the Institute of Man-agement Hubei Province]. (109 (01)), 91-96 (In Chinese).
  • Tseng Chao (2021) [Strategic Reflection on the Construction of Great Power Diplomacy with Chinese Characteristics]. [International Public Relations]. (11), 58-60. (In Chinese).
  • Vasiliev, L. E. (2021) Contemporary Security Challenges in Eastern Eurasia and China's Policy to Neutralize Them. China in World and Regional Politics. History and Modernity. 26 (26), 113-125. Available from: doi:10.24412/2618-6888-2021-26-113-125. (In Russian).
  • Wei Lin & Nude Czytane (2022) [Main Characteristics, Academic Contribution and Research Trends of Xi Jinping's Diplomatic Thought Research]. [Introduction to Ideological and Theoreti-cal Education]. (8), 140-151. (In Chinese).
  • Xi Jinping (2021) [About Public Administration]. Beijing. 335 p. (In Chinese).
  • Yan Sueton (2013) [Values of Honesty and Justice and Diplomatic Principles of Mutually Bene-ficial Cooperation]. [International Studies]. (1), 6-14 (In Chinese).
  • Yu Jiang, Wu Xiaodan & Zhang Weipeng (2022) [Commentary on the Study of Xi Jinping's Dip-lomatic Thought]. [Party Building]. (10), 32-36. (In Chinese).
Еще
Статья научная