Внештатные сотрудники Восточно-Сибирского отдела императорского Русского географического общества. Их вклад в изучение монгольских народов

Бесплатный доступ

Восточно-Сибирский отдел Русского географического общества был создан в 1851 г. в Иркутске, с началом его работы связано открытие сети местных музеев, библиотек, астрономических и метеорологических пунктов, научно-просветительных мероприятий, воскресных школ и публичных чтений. Статья посвящена малоизвестным внештатным сотрудникам, которые, будучи действительными членами Восточно-Сибирского отдела РГО, сыграли значительную роль в формировании фондов по географии, этнографии, археологии монгольских народов, пополняли коллекции музея ВСОРГО.

Русское географическое общество, восточно-сибирский отдел русского географического общества (всорго), этнография, география, монгольские народы, буряты

Короткий адрес: https://sciup.org/142148221

IDR: 142148221

Текст научной статьи Внештатные сотрудники Восточно-Сибирского отдела императорского Русского географического общества. Их вклад в изучение монгольских народов

В 2015 г. исполняется 170 лет со дня основания Русского географического общества (РГО), которое, развернув работу в разных регионах России, сыграло особую роль в изучении стран и народов Востока. Изначально РГО, как и другие научные общества России XIX в., не ставило перед собой задачу по изучению востоковедной тематики, однако с течением времени востоковедение стало приоритетным научным направлением РГО.

Восточно-Сибирский отдел РГО, созданный в Иркутске в 1851 г., на протяжении многих лет оставался единственным научным обществом края. Интересы членов Отдела распространялись на разные стороны жизни населения Восточной Сибири и соседних государств. Материалы для своих исследований Отдел получал благодаря не только экспедициям, но и ряду добровольных помощников, которые безвозмездно или за символическую плату помогали ученым собирать материалы, оказывали практическую помощь в организации экспедиций, сами принимали участие в экспедиционной работе.

Добровольными помощниками ВСОРГО в разное время были: житель Улейского ведомства Балаганского округа Иркутской губернии Никифор Иванович Лукьянович и А. Милославский, коллежский секретарь и учитель Селенгинского городского училища Александр Чексов, дворянин Сергей Борисович Туманов из Иркутска, минусинский купец Георгий Сафьянов, верхнеудинский купец Семен Егорович Копылов, учитель Г. Манзанов, глава улуса Улзет Аларского хошуна Иркутской губернии Бадмаев, фотографы Блаженский и Биданов, житель села Тулун Иркутской губернии Иван Андреевич Евсенин, занимающий должность лесничего Кяхтинского лесничества Забайкальского казачьего войска Николай Михайлович Маслихов и некоторые другие.

К 1890-м гг. относится переписка между ВСОИРГО с Н.И. Лукьяновичем и А. Мило-словским [1, л.109]. В письме в Отдел Лукьянович и Милословский пишут, что они, постоянно проживая в бурятских улусах Улейского ведомства Балаганского округа1, могли бы заняться сбором сведений касательно быта, обычаев и верований местного населения. Однако в этой работе они видят ряд затруднений: у них нет специальной подготовки, они не знакомы с подобными печатными материалами, для осуществления сбора информации им необходимы специально разработанные программы. Н.И. Лукьянович и А. Милословский просят снабдить их программами и руководящими статьями, а они в ответ обязуются поставить все полученные сведения в Отдел. Снабжение инструкциями и программами разных заинтересованных лиц из населения – это принятая практика для ВСОРГО. Лукьяновичу и Милославскому были отправлены программы, согласно которым они могли собирать материалы о быте бурят. Об этом свидетельствует «приписка» Правителя дел Отдела (правитель с 1890 г.) Д.А. Клеменца [1, л. 109].

Н.И. Лукьянович интересовался шаманизмом. Ему 1 августа 1890 г. была отправлена специальная программа «Для изучения верований инородцев Сибири, так называемого шаманизма» [1, л. 120]. Автором этой программы был Н.Н. Агапитов (1840–1900) – археолог, этнограф, натуралист, член ВСОРГО. Программа по изучению шаманизма была подготовлена Н.Н. Агапитовым еще в 1884 г., что свидетельствует о том, что вопросы религии во ВСОИРГО были первоочередными, а так как шаманизм не имеет письменных памятников, то полевые наблюдения – это единственный способ, с помощью которого можно получить достоверную информацию о шаманских обрядах. Поэтому инициатива местного населения исследователями ВСОИРГО приветствовалась и Отдел всячески ее поддерживал.

Коллежский секретарь и учитель Селенгинского2 городского училища А. Чексов принимал участие в археологических раскопках на территории проживания забайкальских бурят. 17 февраля 1890 г. он обратился с письмом к этнографу, путешественнику, авторитетному ученому, Правителю дел Отдела (1887-1890) Г.Н. Потанину, в котором просил разрешения произвести раскопки «чудских могил»3 от имени Императорской археологической комиссии4. Распорядительный комитет ВСОРГО после обращения в Императорскую археологическую комиссию разрешил раскопки А. Чексову с соблюдением ряда обязательных условий: производить раскопки только согласно посланным ему инструкциям, начать работу только по приезде в Селенгинск члена Отдела Д.А. Клеменца, все найденные предметы, вместе со списком и описанием, а также отчетом и дневниками раскопок должны быть представлены во ВСО-ИРГО [1, л. 10, 11].

Может возникнуть вопрос о том, как отдел разрешал раскопки непрофессионалам, ведь для проведения археологических раскопок необходимы специальные знания. Из документов видно, что Отдел, как и другие региональные подразделения РГО, часто испытывал финансовые затруднения, поэтому сотрудниками приветствовалась инициатива частных лиц, которые и финансировали экспедиции: и археологические, и этнографические и статистические [3,

  • с. 35], а членами РГО осуществлялся тщательный контроль над работой этих полевых групп, в обязательном порядке на место работ направлялся один из сотрудников.

В открытом предписании на имя Отдела говорится, что дворянин С.Б. Туманов отправился из Иркутска фотографировать виды Байкальских и Тункинских гор, обязуясь по окончании поездки отправить снимки в ВСОИРГО [4, л. 82]. Фотографические снимки были для Отдела полезны, фотоаппарат был дорогостоящим предметом, который не каждый мог себе позволить, поэтому к поездке С.Б. Туманова Отдел проявил особый интерес

Купцы помогали в устроительстве Отделом метеорологических станций (24 февраля 1890 г.), которые и существовали за их счет. Верхнеудинский купец Семен Егорович Копылов пожертвовал 25 рублей на строительство такой станции в Красном Яре5 [1, л. 21].

Известный этнограф, член ВСОИРГО Петр Павлович Баторов (1851-1927) также пользовался услугами помощников, одним из которых был учитель Г. Манзанов. В письме к председателю ВСОРГО Владимиру Платоновичу Сукачеву от 22 февраля 1895 г. П.П. Баторов перечислил предметы, которые они собрали с Г. Манзановым: онгон «Буртэ-убугон», нож, ложка, халбагар, трубка, кисет с табаком, сухожилия и нитки из них, петля для ловли кабарги и самострел «чхали» для соболей, а также старинный головной убор свахи и курительная трубка. Из переписки исследователя следует, что его хорошими помощниками также были голова Бадмаев (видимо, глава улуса Улзет Аларского хошуна Иркутской губернии, где жил и работал Баторов), фотографы Блаженский и Биданов [2, л. 3]. Все собранные экспонаты стали качественным дополнением к материалам по этнографии бурятского народа.

Житель с. Тулун Иркутской губернии Иван Андреевич Евсенин в 1913 г. обратился в Распорядительный комитет с просьбой выделить ему 5 рублей для покупки фотографических снимков о жизни бурят, а также программу, план или руководство в собирании фотографий. Судя по переписке, И.А. Евсенин посылал материалы в Отдел часто, так как в послесловии к письму он просит о высылке для него конвертов, так как запас предыдущих «истощился» [5, л. 119].

Исполняющий должность лесничего Кяхтинского лесничества Забайкальского казачьего войска Николай Михайлович Маслихов также обратился в Восточно-Сибирский отдел с желанием помочь. Как пишет Н.М. Маслихов, в конце мая 1914 г., по долгу службы ему предстоит командировка в пределы земель Мензинской и Усть-Урдокской станций, которые расположены вдоль границ с Монголией по притокам рек Чикой и Хилок, где он пробудет месяц. В ходе командировки лесничий Маслихов согласен произвести исследование местности и добыть образцы, необходимые географическому обществу. Вознаграждение за труды он готов получить после представления добытых и доставленных в Отдел данных о понесенных расходах в этой поездке [5, л. 141]. К сожалению, ответ на письмо не сохранился. Можно предположить, что, если письмо было получено в ВСОИРГО, скорее всего, Отдел воспользовался предложением лесничего Маслихова.

Также необходимо упомянуть и участников различных экспедиций, организованных РГО, благодаря которым проводимые исследования были более полными. В экспедициях принимали участие не только профессионалы: топографы, зоологи, переводчики, но и люди, которые охраняли, обслуживали, ухаживали за скотом во время этих длительных путешествий. Такие, как Доржи Чаров – хорунжий, участник экспедиции Я.П. Шишмарева6 от Урги7 до реки Онон, который снял глазомерно маршрут от г. Ургидо Берхнеульхунского караула и от вершины р. Онон, через Ашенгинский бекет до г. Бревен-Кид в 1865 г. [6, с. 140]. Участники

Олекминско-Витимской экспедиции 1866 г. П.А. Кропоткина 8 : Иван Семенович Поляков (1845-1887) – зоолог, ботаник, антрополог; П.Н. Мошинский – топограф [7, с. 13].

Участники экспедиций Г.Н. Потанина в Монголию и Китай, первой экспедиции 1876– 1877 гг.: Рафаилов Петр Алексеевич (1848 – после 1926) – генерал-майор, составил 50-верстную карту Северо-Западной Монголии, за труды в экспедиции награжден пожизненной пенсией в 200 руб. в год [8, с. 3]; второй экспедиции (июнь 1879 – июнь 1880 г.): Адрианов Александр Васильевич (1854-1920) ‒ археолог, этнограф, путешественник, ботаник, просветитель [9, с. 42], Чевалков Иван – ученик миссионерской школы Алтайской духовной миссии, переводчик с алтайского и тувинского языков, В.А. Палкин – переводчик с монгольского языка, солдат из Бийска [4, л. 51]. Рядовой Василий Палкин ‒ участник Второй Монгольской экспедиции Г.Н. Потанина. В. Палкин был прикомандирован к экспедиции в январе 1879 г. [4, л. 56]. Сохранился билет, датированный 1880 г. с сургучовой печатью [4, л. 67], выданный В. Палкину на свободный провоз и пребывание в Дайцинской империи9. В письмах, адресованных в Отдел и к командующему войсками Западно-Сибирского военного округа, Г.Н. Потанин пишет о том, что В. Палкин должен добраться до русско-монгольской границы для получения кормовых денег ‒ 180 рублей [4, л. 220].

Восточно-Сибирский отдел Императорского Русского географического общества в конце XIX – начале XX в. был научным обществом Восточной Сибири, которое внесло свой весомый вклад в дело изучения монгольских народов. Двигателями Отдела были его сотрудники, как штатные, так и внештатные, большинство из которых остаются неизвестными. Однако не стоит забывать, что благодаря работе внештатных членов ВСОРГО, чья деятельность профессионально направлялась авторитетными исследователями Отдела, были получены значимые результаты в изучении монгольских народов.

Список литературы Внештатные сотрудники Восточно-Сибирского отдела императорского Русского географического общества. Их вклад в изучение монгольских народов

  • Областное государственное казенное учреждение Государственный Архив Иркутской области (ОГКУ ГАИО) Ф. 293. Русское географическое общество Восточно-Сибирский отдел. Оп.1. Д.74 (ОЦ 11). 135 л. 2.
  • ОГКУ ГАИО. Ф.293. Оп. 1. Д. 653. 5 л.
  • Полянская О.Н. Изучение монгольских народов в Читинском отделении Русского географического общества (рубеж XIX-XX вв.)//Гуманитарный вектор. -2014. -№ 3(39). -С. 34-43. 4.
  • ОГКУ ГАИО. Ф.293. Оп. 1. Д. 17. 454 л. 5.
  • ОГКУ ГАИО. Ф.293. Оп. 1. Д. 359. 143 л.
  • Шишмарев Я. Поездка от города Урги на реку Онон//Записки СОИРГО. -Иркутск, 1865. Кн. VIII. -С. 138-149
  • Кропоткин П. Отчет об Олекминско-Витимской экспедиции 1866 г.//Записки ИРГО по общей географии. -1873. -Т. III. -С. 1-681. 8.
  • Список чинов корпуса военных топографов и служащих по военно-топографической части. Исправлен на 1-е июня 1895 г. -СПб., 1895. -С. 3.
  • Дэвлет М.А. А.В. Адрианов и изучение петроглифов Тувы и Западных Саян//История археологических исследований Сибири. -Омск, 1990. -С. 41-64.
Статья научная