Внутриличностные ресурсы стрессоустойчивости личности

Автор: Бусыгина Инна Сергеевна, Распопин Евгений В.

Журнал: Психология. Психофизиология @jpps-susu

Рубрика: Краткие сообщения

Статья в выпуске: 2 т.6, 2013 года.

Бесплатный доступ

Стрессоры профессиональной, коммуникативной, социальной сфер деятельности человека предъявляют высокие требования к его адаптационным ресурсам. Нехватка таких ресурсов ведет к ухудшению результатов деятельности, нарушениям социальной адаптации, развитию стресс-зависимых расстройств, что обусловливает необходимость изучения ресурсов, позволяющих личности сопротивляться негативному влиянию стресса. Представлены результаты исследования внутриличностных ресурсов, обеспечивающих психологическую устойчивость к стрессу. В статье приводится сравнительный анализ индивидуально-психологических характеристик, стилей межличностного взаимодействия и копинг-стратегий поведения в стрессе у испытуемых с различной степенью устойчивости к стрессу.

Еще

Стресс, источники стресса, стрессоустойчивость, внутриличностные ресурсы, сравнительный анализ

Короткий адрес: https://sciup.org/147159859

IDR: 147159859

Текст краткого сообщения Внутриличностные ресурсы стрессоустойчивости личности

В настоящее время проблема психологической устойчивости к стрессу является одной из наиболее активно изучаемых. Интерес к этой проблеме вызван все более усложняющимися условиями существования человека в современном мире. Стрессоры, возникающие в профессиональной, коммуникативной, социальной сферах деятельности человека, предъявляют высокие требования к его адаптационным ресурсам. Нехватка этих ресурсов ведет к ухудшению результатов деятельности, нарушениям социальной адаптации, развитию стресс-зависимых расстройств и заболеваний. Как следствие, возникает очевидная необходимость изучения ресурсов, позволяющих личности сопротивляться негативному влиянию стресса.

Целью выполненного нами исследования является изучение внутриличностных ресурсов, обеспечивающих психологическую устойчивость к стрессу.

Материал и методы исследования

Выборка исследования состояла из двух групп сотрудников учреждений уголовноисполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России по Свердловской области, различающихся по уровню устойчивости к стрессe. Стрессоустой- чивость испытуемых оценивалась с помощью шкалы устойчивости к источникам стресса [7].

В первую группу были включены испытуемые с высокой устойчивостью к стрессу (численность группы n =80), во вторую – со сниженной устойчивостью к стрессу ( n =84).

Для изучения внутриличностных ресурсов психологической устойчивости к стрессу авторами статьи была разработана модель стрессоустойчивости личности. В этой модели под внутриличностными ресурсами стрес-соустойчивости личности в буквальном смысле понимаются психологические свойства и качества личности, обеспечивающие устойчивость к стрессу. В структуре разработанной модели выделены три блока.

Блок 1. Индивидуально-психологические особенности личности. Включает в себя характеристики волевых качеств, тревожности, локуса контроля, эмоциональной устойчивости и социальной смелости (с учетом уровня их выраженности).

Блок 2. Социально-психологические особенности личности.

Включает в себя характеристики стилей межличностного взаимодействия.

Блок 3. Особенности поведения в стрессе.

Включает в себя характеристики копинг- стратегий, определяющих особенности поведения испытуемых в ситуации стресса.

Содержательные характеристики перечисленных выше блоков структурной модели стрессоустойчивости предопределили выбор следующих психодиагностических методик и технологий выполненного исследования:

  • 1.    Опросник «Воля» В.П. Прядеина [4].

  • 2.    Шкала проявления тревожности Дж. Тейлора [6].

  • 3.    Опросник «Уровень субъективного контроля» (УСК) Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынки-ной, А.М. Эткинда [1].

  • 4.    Версия А опросник 16PF Р. Кэттелла

  • 5.    Методика диагностики межличностного взаимодействия Т. Лири [5].

  • 6.    Методика для изучения копинг-стратегий поведения в стрессе Р. Лазаруса [3].

В исследовании учитывались результаты по шкалам:

По шкале «С» методики, предназначенной для исследования выраженности полярных характеристик эмоциональной устойчивости личности: эмоциональная устойчивость личности («+ С» или «Сила «Я») – эмоциональная неустойчивость личности («– С» или «Слабость «Я»), используется для общей оценки адаптационного потенциала с помощью расчета индекса Q 4 /C [2].

По шкале «H» методики, предназначенной для исследования выраженности полярных характеристик личности: социальная смелость и стрессоустойчивость («+ Н» или «Пармия») – робость и неустойчивость поведения в стрессовых ситуациях («– Н» или «Тректия») [2].

Исследование строилось на основе сравнительного анализа результатов обследования индивидуально-психологических и поведенческих характеристик личности в группах испытуемых с высокой и со сниженной стрессо-устойчивостью. Различия между результатами обследованных в группах оценивались с помощью t -критерия Стьюдента, применяющегося для несвязных выборок.

Результаты исследования

При сравнении индивидуальнопсихологических характеристик были выявлены следующие достоверные различия между результатами обследования испытуемых в группах.

У испытуемых группы с высоким уровнем стрессоустойчивости достоверно сильнее выражены волевые характеристики личности ( t =5,93 при p ≤0,01), внутренней направленности локуса контроля ( t =9 при p ≤0,01), эмоциональной устойчивости ( t =7,02 при p ≤0,01) и социальной смелости ( t =3,24 при p ≤0,01). Более высокий уровень тревожности, напротив, отмечается в группе испытуемых со сниженной стрессо-устойчивостью ( t =8,59 при p ≤0,01).

В целом индивидуально-психологические особенности личности в группе стрессоустойчивых испытуемых характеризуются следующими особенностями:

  • 1)    уровень тревожности в пределах средних значений норм методики (с направленностью тренда к низким значениям);

  • 2)    высокий уровень развития волевых качеств личности;

  • 3)    внутренний локус контроля;

  • 4)    высокая эмоциональная устойчивость;

  • 5)    достаточно высокие показатели социальной смелости.

В группе испытуемых со сниженной стрессоустойчивостью эти показатели выглядят следующим образом:

  • 1)    уровень тревожности средний (с тенденцией тренда к высоким значениям норм методики;

  • 2)    средний уровень развития волевых качеств личности;

  • 3)    экстернальность личности;

  • 4)    эмоциональная устойчивость на уровне средних характеристик;

  • 5)    средний уровень выраженности социальной смелости.

При сравнении уровня выраженности стилей межличностного взаимодействия, преобладающих у участников исследования, разделенных на указанные подгруппы, были выявлены следующие различия.

В группе испытуемых с высокой стрессоустойчивостью сильнее выражены властно-лидирующий ( t =7,1 при p ≤0,01), независимо-доминирующий         ( t =8,37

при p≤ 0,01) и прямолинейно-агрессивный (t=2,22 при p≤0,01) стили межличностного взаимодействия. В группе со сниженной стрессоустойчивостью в большей степени выражены, наоборот, зависимо-послушный (t=6,2 при p≤0,01), сотрудничающе-конвен- циальный (t=7,33 при p≤0,01) и ответственновеликодушный (t=7,69 при p≤0,01) стили поведения.

По параметрам вторичных факторов методики Т. Лири (доминирования-подчинения и доброжелательности-агрессивности) были выявлены следующие особенности.

В группе сотрудников учреждений ФСИН с высокой устойчивостью к стрессу выражены тенденции к доминированию ( V = 4,02) и к агрессивности ( G = – 7,38). Другими словами, этим испытуемым свойственны стремление к доминированию, лидированию, агрессивности и конкуренции.

В группе сотрудников ФСИН со сниженной устойчивостью к стрессу выражены тенденции к подчинению ( V = – 3,09) и к доброжелательности ( G = 2,83). Следовательно, этим испытуемым свойственно стремление к дружелюбию, сотрудничеству, подчинению.

Также у испытуемых обеих обследованных групп был выявлен недоверчивоскептический стиль межличностного взаимодействия в высокой степени выраженности. При таких показателях для этого стиля характерен скептицизм, способный перерастать в недоверчивый стиль отношения к окружающим, с выраженной склонностью к критицизму, недовольством другими и подозрительностью. Очевидно, высокие значения выраженности этого стиля межличностного взаимодействия вызваны особенностями профессиональной деятельности сотрудников УИС: обеспечением охраны мест лишения свободы; постоянным ожиданием опасного и противоправного поведения со стороны спецконтингента учреждений ФСИН; постоянной готовностью к исполнению требований и обязанностей несения служебных обязанностей в экстремальных условиях несения службы и т. д.

При изучении доминирующих копинг-стратегий у испытуемых с высокой и со сниженной стрессоустойчивостью были получены следующие результаты .

Внутригрупповые характеристики напряженности копинг-стратегий отражают различный тип иерархии выраженности этих стратегий(по удельной доле численности обследованных в выборке с высокими показателями по соответствующим шкалам методики).

В группе лиц с высокой устойчивостью к стрессу такая иерархия представлена в следующем виде:

  • 1)    планирование решения проблемы (выраженная у 70,98 % обследованных в этой выборки);

  • 2)    самоконтроль (у 63,52 % выборки);

  • 3)    принятие ответственности (у 60,33 %);

  • 4)    поиск социальной поддержки (у 58,06 %);

  • 5)    конфронтация (у 50 %);

  • 6)    дистанцирование (у 46,56 %);

  • 7)    положительное переоценивание (у 44,57 %);

  • 8)    бегство-избегание (у 43,17 %).

В группе обследованных со сниженной устойчивостью к стрессу такие характеристики представленные следующим образом:

  • 1)    поиск социальной поддержки (у 73,28 %);

  • 2)    дистанцирование (у 60,82 %);

  • 3)    самоконтроль (у 54,48 %);

  • 4)    планирование решения проблемы (у 52,56 %);

  • 5)    конфронтация (у 48,83 %);

  • 6)    принятие ответственности (у 47,33 %);

  • 7)    положительное переоценивание (у 44,57%);

  • 8)    бегство-избегание (44,25 %).

Примечательно, что стратегия бегства оказалась наименее выраженной у обследованных обеих групп. Очевидно, ее использование претит представлениям сотрудников УИС о своем статусе как о сотруднике правоохранительной (точнее – правоприменительной) системы, «человеке в погонах», для которого подобное поведение считается неприемлемым.

При сравнении преобладающих в группах копинг-стратегий были выявлены следующие различия.

В группе стрессоустойчивых испытуемых в большей степени (по абсолютным значениям полученных данных, соотнесенным с нормативными критериями методики) выражено использование копинг-стратегий «самоконтроль» ( t =0,96 при p ≤0,01), «принятие ответственности» ( t =4,88 при p ≤0,01) и «планирование решения проблемы» ( t =7,5 при p ≤0,01). В группе испытуемых со сниженной стрессо-устойчивостью в большей степени выражено использование стратегий «дистанцирование»

( t = 6,78 при p ≤0,01) и «поиск социальной поддержки» ( t = 6,68 при p ≤ 0,01).

Выводы

Обобщение полученных в ходе сравнительного анализа результатов позволяет представить портрет индивидуально-психологических характеристик стрессоустойчивой личности сотрудников учреждений ФСИН в виде следующего сочетания черт и характеристик:

  • 1)    уровень тревожности в пределах средних значений с тенденцией к более низким показателям примененных методик;

  • 2)    высокий уровень развития волевых качеств личности;

  • 3)    внутренний локус контроля;

  • 4)    высокий уровеньэмоциональной устойчивости;

  • 5)    достаточно высокие показатели проявлений социальной смелости;

  • 6)    тенденция к доминантности в межличностном взаимодействии с тенденцией доминирования властно-лидирующего, независимо-доминирующего и прямолинейноагрессивного стилей межличностных отношений;

  • 7)    преобладание поведенческих и активно-действенных копинг-стратегий поведения в стрессе, а именно стратегий самоконтроля, принятия ответственности и планирования решения проблемы.

Лица со сниженной стрессоустойчиво-стью, напротив, характеризуются следующими чертами и характеристиками:

  • 1)    средним уровнем тревожности с тенденцией к его повышению;

  • 2)    средним уровнем развития волевых качеств личности;

  • 3)    экстернальностью;

  • 4)    средним уровнем эмоциональной устойчивости;

  • 5)    средним уровнем социальной смелости;

  • 6)    преобладанием стремления к дружелюбию, сотрудничеству и подчинению в межличностном взаимодействии, проявляющимся доминированием сотрудничающе-конвенциального, ответственно-великодушного и зависимо-послушного стилей межличностных отношений.

  • 7)    преобладанием эмоциональных ко-пинг-стратегий и стратегий, ориентированных на социальную поддержку («дистанцирование» и «поиск социальной поддержки».

Список литературы Внутриличностные ресурсы стрессоустойчивости личности

  • Бажин, Е.Ф. Опросник уровня субъективного контроля (УСК)/Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд. -М.: Смысл, 1993. -16 с.
  • Батаршев, А.В. Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла: Практическое руководство/А.В. Батаршев. -М.: ТЦ Сфера, 2002. -96 с.
  • Крюкова, Т.Л. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ)/Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк//Журнал практического психолога. -2007. -№ 3. -С. 93-112.
  • Практикум по общей психологии/под ред. В.П. Прядеина. -Екатеринбург: УрГПУ, 2003. -100 с.
  • Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии/под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. -СПб.: Питер, 2000. -560 с.
  • Прохоров, А. О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности/А.О Прохоров. -М.: ПЕР СЭ, 2004. -176 с.
  • Распопин, Е.В. Шкала устойчивости к источникам стресса/Е.В Распопин//Современные проблемы науки и образования. -2012. -№ 6; www.science-education.ru/106-7193 (дата обращения: 09.10.2012).
Краткое сообщение