Военнопленные и беженцы в советской провинции: организация помощи и реабилитации в 1918-1919 гг. (на примере Симбирской губернии)
Автор: Пашкин Андрей Геннадьевич
Журнал: Поволжский педагогический поиск @journal-ppp-ulspu
Рубрика: Новости архивов
Статья в выпуске: 2 (2), 2012 года.
Бесплатный доступ
Проблема жизни и трудоустройства военнопленных и беженцев в суровых условиях Гражданской войны 1918-1920 гг. в Средневолжском крае изучена не полностью. Автор публикует документ о количественных и качественных характеристиках работы Симбирской губернской комиссии по делам военнопленных и беженцев, а также ее административного отдела по организации приема, распределения и снабжения военнопленных и беженцев в 1918-1919 гг.
Военнопленные, беженцы, первая мировая война, гражданская война, трудоустройство, социальная забота
Короткий адрес: https://sciup.org/14219156
IDR: 14219156
Текст научной статьи Военнопленные и беженцы в советской провинции: организация помощи и реабилитации в 1918-1919 гг. (на примере Симбирской губернии)
«ОТЧЁТ
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИМБИРСКОГО ГУБЕРНСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПО ДЕЛАМ ВОЕННО-ПЛЕННЫХ И БЕЖЕНЦЕВ, ЗА ВРЕМЯ СО ДНЯ ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ ПО 1 ЯНВАРЯ 1920 Г.
Прилагая при сем отчёты о деятельности всех отделений Симбирскаго Губерн-скаго Управления и подводя итоги о деятельности его, в общей сложности можно сказать следующее:
В связи с занятием гор. Симбирска Че-хо-славацкими бандами, организация Коллегии по сравнении с другими губерниями Советской Республики оттянулась до 18 октября 1918 г., т.е. до того времени, когда особо остро ощутилась в ней нужда, в связи с Австро-Германской революцией, давшей возможность нескольким миллионам Русских военнопленных возвратиться на родину.
Организация Коллегий, как Губернской, так и уездных протекала не вполне удачно, отчасти вследствии недостаточности опытных работников, отчасти вследствии разноречивых информаций Областной коллегии с одной стороны и Центральной с другой, но с течением времени удалось эти дефекты устранить. Штат служащих был подобран по большей части из числа военнопленных, людей довольно опытных, что и дало возможность более продуктивно налаживать в дальнейшем работу.
Для организации уездных Коллегий были откомандированы инструкторы в лице т.т. Мезелева, секретаря коллегии и Князихина, Агента особых поручений, состоявшего до организации Коллегии Комиссаром по делам плен- ных, кои и организовали совместно с местными исполкомами уездные Коллегии.
С момента организации Губернской Коллегии работа началась самым сильным темпом. Стихийный наплыв возвращающихся из плена заставил работать круглые сутки. Одновременно с организацией Коллегии было преступлено к организации питательных пунктов, как в самом Симбирске, так и на всех узловых станциях, расположенных в пределах территории Симбирскаго Губпленбежа, более подробные отчёты об организации коих при сём прилагаются отчёты отделений. Возвращающиеся военнопленные, родина коих расположена в пределах территории Советской России, немедленно снабжались всем необходимым обмундированием и отправлялись по домам. Пленные же сибиряки, родина коих была занята Белогвардейскими бандами, отправлялись по домам, только по мере продвижения Красной армии, а до этого времени задерживались на питательно-распределительных пунктах. Здесь они снабжались всеми видами довольствия. Первое время по их прибытии, принимая во внимание их истощение, как во время пребывания в плену, а в особенности за время пути следования из плена, на работы по принуждению не брались и им было предоставлено право работать там, где они хотели. В апреле 1919 года, когда банды колчака подступили к Поволжью и пытались перерезать Великий водный путь, Симбирску, как и другим городам Поволжья, угрожала также опасность. Для работ по укреплению города минуя всякие препятствия Пленбежем была сорганизована из числа военнопленных рабочая артель и передана
Поволжский педагогический поиск (научный журнал). № 2(2). 2012
Поволжский педагогический поиск (научный журнал). № 2(2). 2012
Полевому строительству в его распоряжение. Во всё время работы этой артели Пленбеж её снабжал всеми видами довольствия. По миновании в ней надобности Полевое Строительство эту артель передало обратно Пленбежу, а все пленные по мере продвижения Красной Армии, отправлялись по домам. Первое время отправка их производилась партиями в 20–50 и более человек, а в последнее время отправлялись одиночным порядком, по мере возвращения их с сельских работ, где они работали без ведома Коллегии.
В отношении беженцев, эвакуированных из пределов фронтовой полосы во время Империалистической войны, деятельностью Коллегии выразилась в следующем: все дела по заведыванию беженцами были приняты от существовавшего тогда комитета беженцев, и для ведания коих при Коллегии был организован специальный отдел именовавшийся Отделом беженцев. Принимая во внимание трудное положение этих жертв Мировой бойни выражающиеся главным образом 1) в их безсо-знательности, 2) в их действительной материальной необеспеченности, которая особенно остро выделяется даже по сравнению с самым беднейшим местным населением и 3) в невозможности в связи с военными событиями отправить их на родину, которая является ихней всегдашней мечтой, а быть может даже причиной их материальной неблагоустроенности, Коллегия наметила себе ряд задач и по мере возможности проводила их в жизнь. Первой и главной задачей было поднятие их гражданской сознательности, для чего культурно-просветительным отделом рассылалась литература политического содержания по всем уездам и врачебно-питательным пунктам, где таковые имелись у Пленбежа, а иногда даже и откомандировывались инструктора для выяснения по возможности ихняго положения на местах и для освещения им в некоторых политических вопросов, касавшихся непосредственно их. В самом Симбирске специально для них был организован клуб, где два – три раза в неделю устраивались по разным вопросам митинги и концерты. Всем беженцам, размещённым на территории Симбирской губернии, была произведена регистрация, а для того, чтобы быть готовыми к их реэвакуации, на местах были составлены списки желающих отправиться на родину, и всем включённым в эти списки выдавались удостоверения №2.
От Пленбежа эти беженцы никаким довольствием не удовлетворялись, за исключением единичных случаев. Иностранных военнопленных к моменту организации Коллегии было довольно незначительное количество. приблизительно до 300 человек, которые в момент обмена военнопленными были отправле- ны на родину. Но с продвижением Красной Армии на востоке и по мере освобождения этих пленных от Колчаковских банд, движение их снова возобновилось. За период июнь–ноябрь [1919 г. – А. П.] через Симбирск прошло до 1300 человек, из коих 1113 человека отправлено в Москву, остальные задержаны вслед-ствии прекращения отправки. В настоящее время в лагере состоит всего 47 человек, из коих за исключением слабых сорганизована рабочая артель по нагрузке топлива. Остальные работают по Советским Учреждениям как специалисты. 27 мая с/г. [сего года, 1919. – А. П.] постановлением Совнаркома Пленбе-жам была поручена эвакуация, размещение по губернии, реэвакуация и снабжение их во время пути следования продовольствием, беженцев гражданской войны, изгнанных военными событиями из прифронтовой полосы. Означенных беженцев прошло через Симбирск 4012 человек, из коих 1587 человек размещены по губернии, остальные за перегруженностью губернии и ввиду квартирнаго кризиса в гор. Симбирске, направлялись в расположение Уфимскаго Пленбежа. В настоящее время в связи с изменением положения на фронтах ожидается реэвакуация этих беженцев. На основании приказа Реввоенсовета Республики за №138 и приказа Центропленбежа за №300 в ведение Пленбежа переходят и пленные армии Колчака и Деникина. Но до сего времени число поступивших в распоряжение Пленбежа довольно незначительное. не достигающее 100 человек, из коих часть отправлена, добровольно изъявив желание, в распоряжение Военкомата, для зачисления в ряды Красной армии, часть больных, а из остальных сорганизована также рабочая артель по погрузке топлива в числе 35 чел. За неполучение надлежащих инструкций по отношение к этим пленным Губпленбеж руководствуется временным положением, присланным центральной коллегией при отношении от [номер и дата не указаны], но означенное положение слишком мало разъясняет суть дела, благодаря чего Пленбеж на местах крайне затрудняется в проведении тех или иных мер по отношению к ним. Все перечисленные группы населения Симбирской губернии обслуживаются Пленбежем постольку, по сколько это предусматривалось Центральной Коллегией и поскольку это представлялось возможным применительно к местности и принимая во внимание тяжёлое положение страны вообще. В настоящее время в деятельности Управления наблюдается затишье. Нет той живой работы, которая была в конце 1918 года и в начале 1919 года, но канцелярская работа нисколько не уменьшилась, если не увеличилась. В настоящее время в связи с свирепствующей эпидемией в гор. Симбирске, дея- тельность Пленбежа главным образом направлена на борьбу с этой эпидемией среди перечисленных групп населения.
В этой отрасли Пленбежем предпринято следующее: имеющаяся амбулатория с приемным покоем в 20 коек расширена до 50 коек, амбулатория обслуживает исключительно пленных и беженцев, а в настоящее время за недостаточностью помещения только тифозных. Патронат при Врачебно-питательном пункте ранее предназначавшийся для военнопленных инвалидов, в настоящее время сделан отделением вышеуказанной амбулатории с числом коек до 40, где лежат исключительно выздоравливающие. Врачебно-питательный пункт на ст. Киндяковка и обсервационный пункт на ст. Симбирск 1-й, открытые в момент наплыва пленных, в настоящее время закрыты, за неимением медицинского персонала […] В смысле канцелярской постановки дела, принимая во внимание общий недостаток опытных канцеляристов, дела обстоят удовлетворительно. Управление разбито на 8 отделений: общий, административный, учётно-эвакуационный, финансовый, снабжения и продовольствия, хозяйственный, врачебно-санитарный, культурно-просветительный, последний из коих с 1-го января сего года [1920 – А. П.] на основании телеграммы Цен-тропленбежа аннулируется. В отношении наблюдения за деятельностью уездных отделений, вследствии плохого сообщения дела обстоят не совсем благополучно. В деятельности некоторых из них замечается недопонимание своих прямых назначений. Для информации уездных отделений был командирован помощник Начальника Управления тов. Косенков, коему вследствие распутицы удалось объехать только 3 уезда: Буинский, Алатырский и Ардатовский.
Начальник Управления по делам военнопленных и беженцев [Подпись неразборчива]
Помощник Начальника [Подпись неразборчива]
ОТЧЁТ
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ОТДЕЛА СО ДНЯ ОСНОВАНИЕ ЕГО И ПО 31 ДЕКАБРЯ 1919 ГОДА
Согласно выработанных штатов Симбирской губернской Коллегией по делам пленных и беженцев […] был организован отдел Административный, главной задачей коего является организационная часть всей коллегии Пленбежа.
-
1) В отношении русских военнопленных организация питательно-распределительных пунктов, на которых военнопленные прибывающих их вражеского плена, получали как ве-
- щевое, так и пищевое довольствие. Те из них, местожительство которых находилось на территории, подведомственной Губпленбежу, немедленно по снабжению их всем необходимым отправлялись к месту своего жительства.
-
2) В отношении беженцев империалистической войны, распределение их по квартирам и общежитиям, выдача им разного рода документов, как то удостоверений личности и вообще разные вопросы, касающиеся реэвакуации беженцев. Отделом принято от 100–115 заявлений об удовлетворении беженцев денежным и вещевым довольствием, из них по обследованию Агентом, Отдел нашёл необходимым удовлетворить ходатайство только по 28 заявлениям крайне нуждающихся, по которым и выдано: гимнастерок 36, шаровар 22, полотенец 3, портянок 5 пар, нательнаго белья 5 пар, лаптей 29 пар. Нетрудоспособных отпускались ежедневно обеды Столовой Соцобе-за. Престарелые беженцы, неспособные к труду совершенно помещались в беженском приюте, где и содержались на полном пансионе.
-
3) в отношении беженцев гражданской войны. В связи с наступлением Деникинских банд на южном фронте начался массовый наплыв политбеженцев, прибывших в город Симбирск за период с 15-го июня по 31-е декабря в количестве 4012 человек, из них 970 человек эвакуировано из города Балашева Саратовской губернии, были размещены по городу Симбирску в квартирах общежитиях, но жили в совершенно невозможных условиях ввиду того, что некоторые квартиры были без окон, дверей и печей. Пленбеж не мог устранить означенные дефекты ввиду неимения специальных для этого средств. […] Группа 1000 человек, эвакуированных из Саратова, из них 518 человек были размещены по селам Симбирской губернии, 242 человека сданы на работы в Ундоров-ский район для разработки горючего сланца и 300 человек размещены по Ардатовскому уезду. 360 чел., эвакуированных из Калачевскаго поселка Донской области размещены по селам Сенгилеевскаго уезда. 1200 чел. детей, прибывших из Ярославского Пленбежа, отправлены за неимением помещений в Симбирске, в Сызранскую Детскую колонию. 6 чел. Крон-штадских беженцев, прибывших из Нижнего [Новгорода – А.П.], размещены в лагере для военнопленных и состоят при ней на всех видах довольствия. Прибывших из Костромского пункта отряд Наркомпрода в числе 375 чел., следующий в гор. Самару были удовлетворены в течение 2-х дней пищевым довольствием. 121 чел. эвакуированных из Бобруйска размещены в гор. Симбирске и 68 чел. военнопленных Казанской губернии были отправлены в распоряжение Казанского Пленбежа. Политбеженцы, имевшие маршрут дальнейшего следо-
Поволжский педагогический поиск (научный журнал). № 2(2). 2012
вания через Симбирск, снабжались пищевым довольствием по проверке их проездных документов направлялись далее в распоряжение Уфимского Пленбежа.
В отношении пленных Гражданской войны […] Отделом организован концентрационный лагерь, в котором находятся пленные белогвардейцы, пока ещё в незначительном количестве, не достигающем 100 человек.
Согласно п. 11 временного положения о военнопленных гражданской войны была образована Особая комиссия (в составе которой входили: 1 представитель лагерной Администрации, 1 – военного ведомства и 1 от Губ. партийной организации), которая разбивала пленных на категории: а) изъявивших желание служить в Красной армии, по установлении степени их политической благонадёжности и пригодности к военной службе (посредством осмотра их Военно-Медицинской комиссией) Отдел передавал в распоряжение Военных властей. б) Оставшихся в лагерях обязательно привлекались к работам. […]
Начальник Администр.[ативного]
Отдела
[Подпись неразборчива]» [1, л. 2–5].
Список литературы Военнопленные и беженцы в советской провинции: организация помощи и реабилитации в 1918-1919 гг. (на примере Симбирской губернии)
- Государственный архив новейшей истории Ульяновской области. Ф. 1. Оп. 1. Д. 42