Вокзал для инвестиций

Автор: Миркин Яков

Журнал: Прямые инвестиции @pryamyye-investitsii

Рубрика: Тренды и прогнозы. Мировая экономика

Статья в выпуске: 10 (138), 2013 года.

Бесплатный доступ

Дана характеристика уникальной российской модели иностранных прямых инвестиций (транзитный характер, офшоризация, низкая насыщенность, волатильность, предрасположенность к бегству на уровне портфельных инвестиций, структурные деформации, вложения преимущественно в торговлю, финансы, сырье). Раскрыты направления реструктуризации сферы ПИИ, необходимые для решения задачи модернизации России.

Бегство капиталов, прямые иностранные инвестиции (пии), модернизация, офшорный финансовый центр, трансферт технологий, инвестиции в страну, инвестиции из страны, международная инвестиционная позиция, чистый вывоз капиталов, накопленный запас пии

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/142170789

IDR: 142170789

Текст научной статьи Вокзал для инвестиций

Прямые иностранные инвестиции (с неблагозвучной аббревиатурой ПИИ) есть вложения с целью прямого управления бизнесом. Вслед за ними должны приходить современные технологии, оборудование по последнему слову техники, опыт и искусство передового менеджмента. ПИИ критически важны для развивающихся стран (а Россия пока входит в эту группу). Портфельные инвестиции ценны для них во вторую очередь, они часто оборачиваются, как это было в нашей финансовой истории (1997, 1998, 2008 годы), спекулятивной стороной, оказываются просто «горячими деньгами», заведенными только для того, чтобы хорошо заработать в хаосе и сумятице нового рынка.

Мы живем внутри постоянно нарастающих потоков прямых инвестиций, не только в Россию, но и из нее. В 1990-х годах они измерялись $1–4 млрд в год, в первой половине 2000-х — $10–20 млрд, с 2006 года (в разгар предкризисного инвестиционного бума) — $30–55 млрд.

VOSTOCK-PHOTO/REUTERS

ДОЛЯ ПИИ ИЗ G7 — 10%

Табл. 1. Роль стран G7 в прямых инвестициях в Россию

ПОКАЗАТЕЛЬ

НАКОПЛЕННЫЙ ЗАПАС ПИИ В РОССИЮ, 01.01.2012

$ МЛРД

%

Всего

455,9

100

В т.ч.:

Германия

18,7

4,1

Франция

15,4

3,4

Великобритания

6,3

1,4

США

3,4

0,7

Япония

2,0

0,4

Италия

1,2

0,3

Канада

0,1

0,02

Круговорот денег в природе

Абсолютные значения ПИИ еще ни о чем не говорят, они должны сопоставляться с размерами экономики, с насыщенностью ПИИ в других странах. Кроме того, нужно отличать потоки ПИИ (приход/уход инвестиций в страну и из страны) от накопленного запаса инвестиций. Россия не только получатель средств, но и сама инвестор. Настоящая оценка размера инвестиций — это их накопленный запас в стране, то есть разница между теми деньгами, которые пришли к нам как ПИИ, и теми, которые российским бизнесом были вложены где-то за рубежом.

Доля России, как получателя, в запасе ПИИ, накопленном в мире, — 2,2%, доля в мировом ВВП — 2,8%. Этот небольшой с виду разрыв означает $150–200 млрд неполученных средств. Мы хуже «обеспечены» прямыми инвестициями, чем Казахстан и Украина. Формируя 70–90% потоков ПИИ на постсоветском пространстве (табл. 3: (2), (3), мы оставляем у себя всего в качестве «чистого накопленного запаса» лишь одну треть (табл. 3: (4), (5). Из бассейна вытекает почти столько же, сколько приходит. Похоже на кругооборот денег в природе, на то, что поток денег из России уходит куда-то, а затем транзитом снова возвращается в Россию.

Транзит через офшоры

Мы создали уникальную офшорную экономику, в которой основной поток ПИИ — и входящих и выходящих — идет транзитом через офшоры (табл. 2). Подобного примера нет в мире! 80% прямых и 70% портфельных инвестиций заходят в Россию из офшоров. 80% денег, напрямую вкладываемых из России в бизнес за рубежом, отправляются в офшоры. Звезды на этом поле — Кипр (35–40% прямых инвестиций), Нидерланды и Люксембург (20–35% портфельных инвестиций). Много денег идет через Карибы и Ирландию.

10% российских компаний с доходами от 1 до 30 млрд руб. имеют прямых офшорных собственников. Если доходы бизнеса больше 30 млрд, то уже в 20–25% компаний есть офшорные владельцы (по информации СПАРК за 2012 год). В восьми случаях из 10-ти эти участия в капиталах — из Кипра. Доля косвенной офшорной собственности еще выше.

Формально прямые

Транзит, офшоры — все это значит, что ПИИ в России во многом лишь формально являются прямыми, что

ИНВЕСТИЦИИ — ЧЕРЕЗ ОФШОРЫ

Табл. 2. Роль офшоров в обороте капиталов между Россией и миром

ПОКАЗАТЕЛЬ

ПИИ

ПОРТФЕЛЬНЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ

В РОССИЮ

ИЗ РОССИИ

В РОССИЮ

ИЗ РОССИИ

Доля офшоров, %

79

78

29

69

В т.ч.:

Кипр

36

42

1

12

Карибы

26

16

2

Нидерланды, Люксембург, Швейцария

14

17

22

34

Ирландия, Нормандские

1

1

6

20

острова

ставляют всего лишь 10–10,5% потока ПИИ ( IMF CDIS 2010/2011).

Самая крупная статья ПИИ — вложения в финансовые институты, вторая по значению — инвестиции в торговлю (45–55% объемов ПИИ в Россию). Каждый понимает, что это далеко от инноваций, от передачи технологий. На третьем месте в структуре ПИИ, поступающих в Россию, — топливно-энергетический сектор (12–17%), а также сырье и его первичная переработка ( ЦБ РФ , Росстат ). И это тоже «ближе к земле», чем к продукции с высокой добавленной стоимостью. В науку вкладываются доли процента ПИИ.

Москва — великий транспортный узел для транзитных ПИИ. 65–80% их объемов уходит через столицу, когда они покидают Россию, и более 70% их объема «проливаются» на Москву, когда они возвращаются. Просто столичный вокзал — а не ворота из России на Запад, через которые приходят блага модернизации. И конеч-

РФ: УХОДИТ СТОЛЬКО ЖЕ, СКОЛЬКО ПРИХОДИТ

Табл. 3. Обеспеченность прямыми инвестициями

СТРАНЫ

НАКОПЛЕННЫЙ ЗАПАС ПИИ, 1990–2012, $ МЛРД

ЧИСТЫЙ НАКОПЛЕННЫЙ ЗАПАС ПИИ, 1990–2012

(2) МИНУС (3), $ МЛРД

СНГ = 100, %

ВЛОЖЕНИЯ В СТРАНУ

ВЛОЖЕНИЯ В ДРУГИЕ СТРАНЫ

(1)

(2)

(3)

(4)

(5)

СНГ, в т.ч.:

755

452

303

100

Россия

509

413

96

32

Казахстан

107

21

86

28

Украина

73

9

64

21

но, пока не калитка в новые индустриальные страны Азии.

Прямые как портфельные

Во время кризиса в России радикально снижались не только портфельные инвестиции (как всегда бывает в периоды бегства капиталов), но и прямые, которые по определению должны быть связаны в капиталах, в основных средствах, в технологиях, в прямом управлении. Прямые инвестиции вели себя, как портфельные!

Сокращение накопленных портфельных инвестиций

Источники: табл. 2 — IMF CDIS, SPIS 2010/2011; табл. 3 —ЦБ РФ, статистика прямых инвестиций в РФ.

эти средства — совсем не то, для чего предназначены, в первую очередь — для перемещения современных технологий, оборудования, искусства менеджмента на российские земли. Пока ПИИ — это по-прежнему, как и в 1990-х, прежде всего способ управлять риска-

80% прямых и 70% портфельных инвестиций заходят в Россию из офшоров. 80% денег, напрямую вкладываемых из России в бизнес за рубежом, отправляются в офшоры.

ми, возможность спрятать собственность за кордоном, снизить налоги, которые слишком высоки для развивающейся экономики России (см. статью автора в журнале «Прямые инвестиции», №8, 2013). Вложения из стран G7 (мировые центры инноваций) со-

EAST NEWS

в 2008 году составило 69,4%, прямых — 56,5% ( IMF IFS 2010). Это немыслимо, это не соответствует природе прямых инвестиций. Тем не менее было именно так.

Однако, если считать 70–80% оборота ПИИ в Россию и из России транзитным, то бегство капитала в считанное время (его «летучесть») становится и возможным и понятным. Двадцать лет (1993–2012) неизменно, из года в год ПИИ в страны ближнего зарубежья превышали ПИИ, получаемые из них. Россия — многолетний чистый экспортер капитала (прямых инвестиций) на постсоветском пространстве. Этих вложений не слишком много (примерно $24 млрд; ЦБ РФ, 2013), но процесс идет по нарастающей и только в одном направлении — из России в страны-соседи.

\ МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА \

G7 — Россия: космический холод

Все-таки получаем ли мы прямые инвестиции из стран — технологических лидеров? Именно в них мы кровно заинтересованы. Имеют ли такие ПИИ какие-то значимые величины, или же для того, чтобы их оценить, нужно вооружиться микроскопом?

Суммарная доля крупнейших западных стран, которые могли бы стать прямыми источниками современных технологий, — всего лишь 10% накопленного запаса ПИИ (табл. 1). Ничтожная величина с точки зрения потребностей в модернизации, не сопоставимая с другими странами Центральной и Восточной Европы.

Уникальная российская модель ПИИ: как жить дальше

Формула ПИИ, связанных с РФ, как показывает анализ, проста: 70–80% — транзитный оборот (бегство от рисков и высокой налоговой нагрузки в России), чистый вывоз капиталов в СНГ, вложения в «более простые», высокорентабельные отрасли, лишь косвенно связанные с модернизацией (финансы, торговля, сырье), минимум прямых инвестиций из мировых центров инноваций.

И как с этим жить, если цель — модернизация экономики, устойчивый рост, переход России в группу развитых стран? Ответ на этот вопрос — глубокие изменения в том,

Статья научная