Волатильность занятости в неформальном секторе регионов России
Автор: Карпушкина Анжелика Викторовна, Воронина Светлана Владимировна
Рубрика: Региональная экономика
Статья в выпуске: 2 т.9, 2015 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена особенностям неформального сектора в регионах РФ. Проблемы исследования данного сектора региональной экономики являются актуальными по нескольким причинам, а именно: активный рост неформального сектора экономики РФ; дифференциация регионов по уровню как экономического развития, так и ситуаций на рынке труда; разнообразие оценочных представлений о степени и характере влияния неформального сектора на результаты экономической деятельности как страны в целом, так и региона. Авторы исследуют проблему занятости в неформальном секторе российских регионов на основе выявления её динамической взаимосвязи с изменением занятости и безработицы в регионе. По мнению большинства российских исследователей, рост занятости в России в целом осуществляется за счет роста таковой в неформальном секторе российской экономики. Приведенные в статье результаты исследования позволяют говорить о дифференциации российских регионов на предмет взаимосвязи занятости в неформальном секторе с занятостью и безработицей как с позиций направленности изменения таковых, так и по степени реакции. Выделены регионы, где неформальный сектор демонстрирует классическую реакцию на изменение занятости и безработицы в целом по региону: сокращается при снижении занятости и росте безработицы, и наоборот. Для ряда регионов был сделан вывод о выполнении неформальным сектором абсорбирующей функции: для одной группы регионов таковая проявляется по отношению к безработице, для другой - по отношению к занятости, для третьей - и к занятости, и к безработице.
Неформальный сектор региональной экономики, занятость, безработица, волатильность, дифференциация регионов рф
Короткий адрес: https://sciup.org/147156158
IDR: 147156158
Текст научной статьи Волатильность занятости в неформальном секторе регионов России
Неформальный сектор выступает предметом экономического анализа во множестве работ как отечественных, так и зарубежных экономистов. Первоначально возникнувший как объект научного интереса, феномен неформального сектора рассматривался преимущественно как присущий экономикам развивающихся стран [15]. В настоящее время бесспорным является тот факт, что неформальный сектор как экономическое явление типичен для стран, находящихся на разном уровне экономического развития [7, 16]. Исследования данного сегмента экономики осуществляются в направлении идентификации его сущности и характеристик [2, 6, 8], масштабов и влияния на результаты экономической деятельности [3, 4, 20], интенсифицируются проблемами неформальной занятости, которая согласно представлениям подавляющего числа экономистов типична для этого сектора [1, 5, 9, 11, 12–14]. Необходимо отметить, что преобладающим трендом анализа является исследование различных аспектов трудовой деятельности в рамках неформальной экономики, к которой относят и неформальный сектор, в большинстве случаев отождествляя эти явления [2, 17–19]. Существующий интерес к проблемам неформального сектора российской экономики в то же время не охватывает имеющуюся, по нашему мнению, его дифференциацию в рамках российского экономического пространства, неоднородность которого может обуславливать различия и в неформальном секторе российских регионов.
В рамках данной статьи дифференциация неформального сектора в российских регионах, определяемого с методологических позиций Росстата
[10], анализируется с точки зрения его реакции на изменение уровня занятости и безработицы в целом по региону. Колебания занятости в регионе могут являться источником увеличения масштабов неформального сектора, поскольку как её рост, так и снижение теоретически способны привести к увеличению численности занятых в неформальном секторе. В первом случае – рост занятости в целом по региону как свидетельство роста деловой активности трансформируется в увеличение занятости не только в формальном секторе, но и в повышение как численности индивидуальных предпринимателей, так и количества занятых у них. Во втором – неформальный сектор способен «поглотить», хотя бы частично, высвобождаемых работников предприятий и организаций.
Что же касается безработицы, то традиционно считается, что её рост приводит к росту занятых в неформальном секторе. Так, в исследованиях В.Е. Гимпельсона и А.А. Зудиной [4, с. 36] утверждается, что дополнительный процентный пункт безработицы в экономике российских регионов увеличивает уровень неформальности на 0,12–0,18 п.п. И наоборот, снижение безработицы положительно сказывается и на структуре занятости с точки зрения удельного веса неформального сектора.
Считаем, что целесообразно выявление динамической связи между занятыми в регионе и занятыми в неформальном секторе, а также занятыми в неформальном секторе и безработными. В качестве показателя таковой использован коэффициент ковариации, нормированный по величине дисперсии в первом случае занятых в регионе, во втором – безработных. Расчёт производился по формуле:
К_(F1 -Fcp)*(R1 -Rcp) + (F2 -Fcp)*(R2 -Rcp) + (F3 -Fcp)*(R3 -Rcp) +... + (Fn -Fcp)*(Rn -Rcp) (R, -Rcp)2 + (R2 -Rcp)2 + (R3 -Rcp)2 +... + (Rn -Rcp)2 , где К – коэффициент ковариации; F1, F2, F3, Fn – занятые в неформальном секторе регионов; R1, R2, R3, Rn – занятые/ безработные; Fср – среднее значение занятых в неформальном секторе регионов за исследуемый период; Rср – среднее значение занятых в регионе/безработных за исследуемый период.
Информационной базой исследования являлись данные выборочного обследования населения по проблемам занятости Росстата за 2006–2013 гг. по регионам РФ.
Результаты проведенных расчетов, представленные в табл. 1, свидетельствуют, что как в целом по РФ, так и по каждому из федеральных округов наблюдается следующая зависимость: при росте занятости на 1 % число занятых в неформальном секторе увеличивалось. Однако очевидна существенная дифференциация такой зависимости. Если в Северо-Кавказском ФО рост занятости в целом на 1 % влечет за собой увеличение занятости в неформальном секторе на 1,77 %, то в Уральском федеральном округе таковой крайне незначителен – 0,007 %.
Ещё более показательны данные, отражающие взаимосвязь между занятостью в неформальном секторе и безработицей. В целом по РФ при увеличении числа безработных на 1 % занятость в неформальном секторе снижалась. Но для федеральных округов такая зависимость не является определяющей. В Южном, Уральском и Дальневосточном округах рост безработицы сопровождался ростом занятых в неформальном секторе экономики. Таким образом, в трех ФО России неформальный сектор экономики аккумулирует как рост занятых, так и рост безработных в случае таковых.
При этом необходимо отметить на наш взгляд ещё одну существенную особенность: разную чувствительность изменения количества занятых в неформальном секторе по федеральным округам к изменению занятых и безработных на одну и ту же величину. Во всех ФО за исключением Дальневосточного волатильность занятых в неформальном секторе при изменении количества безработных выше, чем при изменении количества занятых в экономике округа.
Расчеты, проведенные по каждому из регионов России, также свидетельствуют о разной «реакции» занятости в неформальном секторе на изменение занятости и безработицы в субъектах РФ. Анализ полученных данных позволяет сделать следующие выводы. В подавляющем числе регионов (в 61 регионе) рост занятости в целом по региону приводит к росту занятых в неформальном секторе (табл. 2).
При этом в 46 регионах рост занятости в неформальном секторе наблюдается и при росте занятости в целом в регионе, и при снижении безработицы. Для этой же группы характерна и обратная зависимость: снижение занятости и рост безработицы сопровождаются снижением занятости в неформальном секторе. Следовательно, практически в половине субъектов РФ занятость в неформальном секторе ведет себя классическим образом, тождественно снижаясь при снижении занятости в регионе и росте безработицы. В пятнадцати регионах занятость в неформальном секторе иллюстрирует синфазное движение с безработицей. В данной группе субъектов РФ волатильность занятости, безработицы и занятых в неформальном секторе однонаправлена, что позволяет сделать предположение об абсорбирующей функции неформального сектора региональной экономики, которую он может выполнять по отношению к безработице.
В 22 регионах при снижении занятости в целом по региону характерен рост занятости в неформальном секторе. Однако в восьми регионах рост неформального сектора наблюдается в отри-
Таблица 1
Волатильность занятости в неформальном секторе
Регион |
Взаимосвязь между изменением занятости в регионе и занятости в неформальном секторе |
Взаимосвязь между изменением безработицы в регионе и занятости в неформальном секторе |
Российская Федерация |
0,45 |
–0,4890 |
Центральный ФО |
0,079 |
–0,1840 |
Северо-Западный ФО |
0,428 |
–0,4870 |
Южный ФО |
0,392 |
5,3260 |
Северо-Кавказский ФО |
1,77 |
–4,0720 |
Приволжский ФО |
0,685 |
–0,9250 |
Уральский ФО |
0,007 |
0,0160 |
Сибирский ФО |
0,115 |
–0,3300 |
Дальневосточный ФО |
0,675 |
0,1490 |
Таблица 2
Дифференциация регионов РФ по волатильности занятости в неформальном секторе
Кроме того, показательными, по нашему мнению, являются и сами значения коэффициентов ковариации для тех регионов, где они иллюстрируют большее изменение занятости в неформальном секторе в ответ на изменение занятости и безработицы в целом по региону (табл. 3).
В девяти российских регионах при изменении занятости в регионе на 1 % занятость в неформальном секторе изменяется на большую величину, а в двадцати регионах такая реакция последует при изменении на 1 % безработицы (см. табл. 3). Причем, в шести российских регионах (в табл. 3 они выделены курсивом) высокая волатильность занятости в неформальном секторе свойственна в ответ и на изменение занятости в регионе, и на изменение безработицы.
По результатам проведенного анализа можно сделать следующие выводы.
-
1. Неформальный сектор экономики регионов РФ дифференцированно реагирует на изменение занятости и безработицы в целом по региону. Такая дифференциация проявляется и в направлениях изменений (синфазное/противофазное), и в степени реакции.
-
2. В большинстве регионов неформальный сектор демонстрирует классическую реакцию на изменение занятости и безработицы в целом по региону: сокращается при снижении занятости и росте безработицы, и наоборот.
-
3. Неформальный сектор в ряде регионов выполняет абсорбирующую функцию: для одной группы регионов таковая проявляется по отноше-
- Таблица 3
Регионы с высокой волатильностью занятости в неформальном секторе
Коэффициент ковариации между занятыми в неформальном секторе и занятыми в регионе положителен и больше 1 |
Коэффициент ковариации между занятыми в неформальном секторе и занятыми в регионе отрицателен и больше 1 |
Коэффициент ковариации между занятыми в неформальном секторе и безработными в регионе положителен и больше 1 |
Коэффициент ковариации между занятыми в неформальном секторе и безработными в регионе отрицателен и больше 1 |
|
1. Новгородская обл. |
|
|
нию к безработице, для другой – по отношению к занятости, для третьей – и к занятости, и к безработице.
Полученные результаты, по нашему мнению, представляют интерес не только как данные теоретических научных изысканий, но и при разработке региональных целевых программ развития рынка труда.
Список литературы Волатильность занятости в неформальном секторе регионов России
- Агабекян, Р.Л. Феномен неформальной занятости в экономике России/Р.Л. Агабекян//Теория и практика общественного развития. -2013. -№ 1. -С. 297-300.
- Барсукова, С.Ю. Неформальная экономика: экономико-социологический анализ/С.Ю. Барсукова. -М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. -448 с.
- В тени регулирования: неформальность на российском рынке труда/под ред. В.Е. Гимпельсона, Р.И. Капелюшникова. -М.: Изд. дом ВШЭ, 2014. -535 с.
- Гимпельсон, В.Е. «Неформалы» в российской экономике: сколько их и кто они?: препринт WP3/2011/06/В.Е. Гимпельсон, А.А. Зудина. -М.: Изд. дом ВШЭ, 2011.
- Гимпельсон, В. Нестандартная занятость и российский рынок труда. Препринт WP3/2005/05/под ред. В.Е. Гимпельсона, Р.И. Капелюшникова. -М.: ГУ ВШЭ, 2005. -С. 20-22.
- Котова, Н.Н. Проблемы неформального сектора экономики/Н.Н. Котова, А.Е. Черепанова//Управление экономическими системами. Электронный научный журнал. -2014. -№ 10.-http://www.uecs.ru/makroekonomika/item/3108-the-problems-of-the-informal-economy-.
- Переход от неформальной к формальной экономике. Международная конференция труда, 103-я сессия, 2014 г. -http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/-europe/-ro-geneva/-sro-moscow/documents/publication/wcms_345433.pdf.
- Портес, А. Неформальная экономика и ее парадоксы/А. Портес//Западная экономическая социология. Хрестоматия современной классики/сост., науч. ред. В.В. Радаев. -М., 2004. -С. 303-339.
- Робертс, Бр. Неформальная экономика и семейные стратегии/Бр. Робертс//Неформальная экономика. Россия и мир/отв. ред. Т. Шанин; пер., ред. И. Давыдовой, Е. Ковалева, А. Никулина. -М., 1999. -С. 313-342.
- Росстат. Методологические положения по измерению занятости в неформальном секторе экономики. -http://www.gks.ru/bgd/free/B99_10/IssWWW.exe/Stg/d030/i030150r.htm.
- Синявская О.В. Неформальная занятость в современной России: измерение, масштабы, динамика. -М.: Поматур, 2005., С.10-11.
- Федорова Е.П., Яковлева А.В. Неформальная занятость в России: тенденции, причины//Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент» -2014. -№2. -Режим доступа: http://economics.ihbt.ifmo.ru/file/article/11166.pdf
- Chen M. Rethinking the Informal Economy: Linkages with the Formal Economy and Formal Regulatory Environment//Linking the Formal and the Informal Economy: Concepts and Policies/ed. by B. Guha-Khasnobis, R. Kanbur, E. Ostrom. Oxford: Oxford University Press, 2006.
- Fields G.S. Labour Market Modeling and the Urban Informal Sector: Theory and Evidence//The Informal Sector Revisited/ed. by D. Turnham, B. Salomé, A. Schwarz. Paris: OECD, 1990.
- Hart K. Formal Bureaucracy and the Emergent Forms of the Informal Economy. -Access mode: http://thememorybank.co.uk/papers/emergent-forms/.
- Hazans M. Informal Workers across Europe Evidence from 30 European Countries. Washington D.C.: The World Bank, 2011. Policy Research Working Paper No. 5912.
- Hussmanns R. Measuring the Informal Economy: From Employment in the Informal Sector to Informal Employment, Bureau of Statistics Working Paper No. 53. Geneva: International Labour Office, 2004.
- Lehmann H. and Pignatti N. Informal Employment Relationships and Labour Market Segmentation in Transition Economies: Evidence from Ukraine. IZA Discussion Paper No. 3269. Bonn: IZA, 2007.
- Maloney W.F. Informality Revisited, World Development, 32: 1159-1178, 2004.
- Slonimczyk, F. The Effect of Taxation on Informal Employment: Evidence from the Russian Flat Tax Reform: Working paper WP3/2011/05/F. Slonimczyk; National Research University «Higher School of Economics». -Moscow: Publishing House of the Higher School of Economics, 2011. -64 p.