Воля к власти как новая онтологическая реальность в философии Ф. Ницше
Автор: Кузнецов О.Ю.
Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc
Рубрика: Философия
Статья в выпуске: 11, 2023 года.
Бесплатный доступ
Основная задача данной статьи заключается в рассмотрении концепции «воля к власти» Ф. Ницше как неклассической онтологии постметафизического плана. Выявлен предмет философского осмысления онтологического характера феномена власти. Исследованы ключевые аспекты философии Ф. Ницше: воля к жизни как воля к власти, критика христианской религии и морали, поиск новых ценностей, идея сверхчеловека. Немецкий философ одним из первых говорит о слабости и никчемности человека, который воздвиг «мир идей» над миром действительности. Ницше настаивает на том, что у человечества в принципе нет конкретной цели, человеку необходимо научиться воспитывать себя самого, самовозвышаться, возвышая тем самым и общество. Сделан вывод о том, что власть представляет собой новое онтологическое измерение, которое определяет человеческое существование. Это и будет являться, по мысли Ницше, ориентиром к решению проблемы целостности человека. Автор приходит к заключению, что олицетворением высшей метафизики у Ницше является сверхчеловек, он есть «смысл земли». Воля к власти, таким образом, является новой онтологической реальностью.
Власть, воля, жизнь, ценности, сверхчеловек, религия, мораль, бытие, метафизика, онтология, ницше
Короткий адрес: https://sciup.org/149144718
IDR: 149144718 | DOI: 10.24158/fik.2023.11.23
Текст научной статьи Воля к власти как новая онтологическая реальность в философии Ф. Ницше
Сургутский государственный университет, Сургут, Россия, ,
,
человеку воспитать себя самого и возвысить то общество, в котором он живет и творит. Таким образом, ключевым предметом мыслей философов стал интерес к самому человеку, его внутреннему миру, разуму, воле и чувствам.
Феномен власти на протяжении многих веков изучали многие мыслители, однако это понятие неизменно остается крайне сложным и противоречивым. Н.А. Бердяев отмечает: «Тайна власти, тайна подчинения людей носителям власти до сих пор не вполне разгадана» (Бердяев, 2007). Философский взгляд на термин «власть» характеризуется попытками изучить природу и закономерности сущности власти вне зависимости от ее всевозможных проявлений – будь то онтологические, психологические или политические измерения.
Целью данной работы выступает рассмотрение представлений о воли к власти на основе историко-философского и герменевтического анализа в философии немецкого мыслителя Фридриха Вильгельма Ницше, который предлагает новую онтологическую реальность – модель онтологии постметафизического плана. Как отмечают М.В. Думинская и С.Р. Аминов, «выход за рамки метафизического мышления оказывается достаточно сложным, поскольку властные отношения буквально пронизывают бытие, они вплетены в его структуру, отражая тотальный характер власти. В результате неклассические теории власти предлагают истолкование власти в качественно ином видении» (Думинская, Аминов, 2023).
Фридрих Ницше является одним из величайших философов XIX века. Его ключевые труды – «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Бог умер» и др. оказали большое влияние на всю последующую философскую мысль и явились переходной стадией от классической философии к ее неклассическому варианту. В свое время мыслитель предложил собственные трактования трансценденции, государственного строя, человеческих ценностей, пре-возможения самого человеческого существа. «Многовековой опыт прославления человека, перечисление присущих ему качеств, выявление свойственного ему потенциала, феноменология человеческой природы, выявление сущности человека и его целостности, – все ставится под сомнение» (Гуревич, 2013).
Ницше убежден в том, что первоначально человек был лишь очередным зверем в существующем мире мрака и хаоса, где он соперничал с другими живыми организмами за выживание и господство. В процессе своего развития человек сумел завоевать и подчинить своей воле животных, а в процессе борьбы смог обрести сознание, язык, логику, мораль, религию. Однако человек все еще оставался слабым, а природа оставалась жестокой по отношению к нему. Ницше заключает, что, продолжая борьбу с существующей реальностью, человек в какой-то момент воз-двигнул так называемый «мир идей» над хаотичным миром действительности. Существование «мира идей», следовательно, было необходимым условием для людей, их дальнейшего выживания, но Ницше полагает, что этот мир к настоящему времени отбросил длинную тень на реальный мир. По мысли философа, человек является слабым, можно сказать, ущербным существом. Человек боится чего-либо лишенного, по его мнению, смысла, он не осознает всю беспорядочность и хаотичность реального мира, поэтому и нуждается в религиозных наставлениях и метафизическом основании бытия. Важность религии и морали состоит в том, что на протяжении десятков веков они сохраняли огромное количество человеческих жизней. Например, согласно христианским заповедям, каждый человек ценен вне зависимости от чего-либо. И религия, и мораль строят «иллюзорный «перевес» уважения в пользу тех, кто плохо или посредственно преуспел в жизни – ради сохранения слабых» (Ницше, 2003).
Анализируя общественный порядок, Ницше приходит к выводу о том, что современные моральные, нравственные и этические нормы более не соответствуют сложившейся реальности. Старые идеалы более не служат возвышению человечества. «Поистине, друзья мои, я брожу среди людей, как среди обломков и кусков людей! Для меня ужасное зрелище – видеть человека раскромсанным и разбросанным, как будто на поле кровопролитного боя и бойни. И если переносится мой взор от настоящего к прошлому, всюду находит он то же самое: обломки, куски людей и ужасные случайности – и ни одного человека!» (Ницше, 1996).
Автор, таким образом, ищет нового человека, который соответствовал бы настоящему миру: «Наличный мир, который строился всем земным и живым, в итоге чего он сейчас так и выглядит (прочным и медленно движимым), мы хотим строить дальше – а не отметать критически прочь как мир ложный» (Ницше, 2003). Решение поставленного вопроса Ницше усматривает в создании уникального по своим качествам человека – сверхчеловека. Анализируя великие исторические личности, Ницше также не находит в них того самого сверхчеловека.
Ницше, являясь критиком современных ему религиозных установок, говорит о том, что люди более не имеют нужду в Боге, Бог умирает. Соответственно, любые морально-нравственные запреты более не действуют. «Итак, против морали обратился тогда, с этой сомнительной книгой, мой инстинкт, как заступнический инстинкт жизни, и изобрел себе в корне противоположное учение и противоположную оценку жизни, чисто артистическую, антихристианскую» (Ницше, 1990а). Взамен Бога будет сверхчеловек, который более не терпит слабых, униженных и безвольных. В этих рассуждениях мы видим отход Ницше от сложившейся классической онтологии власти. Философ сопротивляется классической метафизике и эссенциализму, ведь его слоган «Бог умер» – своего рода суждение нигилизма метафизического плана. Метафизика исследует первичную природу бытия, Ницше же находится в поиске образцовых ценностей. Само слово «ценность» философ пытается преподнести с другой, новой стороны. Ведь Бог, старые идеалы, сосредоточенность умов на гносеологии – все это традиционные ценности, которые Ницше считал ненужными и, в принципе, не осуществляемыми для повседневного человеческого опыта.
По мнению мыслителя, христианские культурные традиции и традиционные ценности для человека более не служат ориентиром, они устарели. В этом смысле речь должна идти не просто о замене их новыми ценностями и традициями. Ницше настаивает на разрушении традиционных ценностей, всей структуры. Необходима новая оценка, новые ценности и принципы. Надлежащим принципом должна стать сама жизнь, а «мир идей» нужно забыть.
Разочаровавшись в сложившихся христианских традициях и ценностях, Ницше обесценивает их. Однако автор не столько желает заменить их новыми, сколько разрушить всю устоявшуюся систему традиционных ценностей. Второй мир – «мир идей» более нетерпим, а значит сама жизнь, ее улучшение должны стать в центре умов людей. «То, что называем «телом» и «плотью», имеет неизмеримо большее значение: остальное есть незначительный придаток. Прясть дальше всю нить жизни и притом так, чтобы нить делалась все прочнее, – вот истинная задача» (Ницше, 2003). Ницше отметает христианство в сторону за идею о равенстве людей перед Богом. «Бог умер: теперь хотим мы, чтобы жил сверхчеловек» (Ницше, 1996).
Фридрих Ницше создает принципиально новую онтологическую модель, онтологию постметафизического плана. «По крайней мере, тем немногим, чьи глаза и подозрение в глазах достаточно сильны и зорки для этого зрелища, кажется, будто закатилось какое-то солнце, будто обернулось сомнением какое-то старое глубокое доверие» (Ницше, 1998). Мыслитель говорит о закате солнца трансценденции, она теряет свою власть, становится удаленной от существования. Однако закат предвещает и новый рассвет. Противостоя классической метафизике, бытию, как основе всякого существующего, философ представляет иную теорию – концепцию жизни, сосредоточенную на власти. Ницше называет ее «воля к власти» и именно в ней он усматривает ключ к пониманию всего и всея. По мнению автора, существует некая жизненная сила, которая является основой устройства всего мира. Эта сила и есть власть, контролирующая состояние всего существующего. «Вся движущая сила есть воля к власти, что кроме нее нет никакой физической, динамической или психической силы» (Ницше, 2003).
Ницше полагал, что сама жизнь является главной целью любых человеческих желаний, ведь настоящий мир – это противостояние жизненных сил, борьба за существование, а, следовательно, борьба за власть. «Жизнь не есть приспособление внутренних условий к внешним, а воля к власти, которая, действуя изнутри, все больше подчиняет себя и усваивает себе все «внешнее»» (Ницше, 2005а).
Концепция воли к власти Ницше исходит из двух типов, находящихся в противоборстве друг с другом – воли сильных и воли слабых. Первая ведет к подъему человечества и является волей к жизни, вторая же – олицетворяет упадок и волю к смерти. Ницше отмечал, что сама воля метафизична, она не появляется из чувственного желания или влечения к чему-либо. Само бытие, по мнению автора, должно расцениваться как воля. Ведь именно воля заставляет человека первенствовать, главенствовать. Ф. Юнгер в этой связи отмечает, что «учение о воле нуждается еще в учении о полномочиях этой воли к власти» (Юнгер, 2001).
О постижении воли к власти как воли к жизни немецкий мыслитель сообщал в работе «Так говорил Заратустра»: «Но где бы ни находил я живое, везде слышал я и речь о послушании. Все живое есть нечто повинующееся». «Только там, где есть жизнь, есть и воля; но это не воля к жизни, но… воля к власти! Много ценится живущим выше, чем сама жизнь; но и в самой оценке говорит – воля к власти!» (Ницше, 1990б).
Ницше говорит о том, что воля пронизывает все аспекты человеческой жизни, она и есть жизнь. Человек всегда будет хотеть становиться властителем, чтобы подчинять, чтобы повелевать. Это придает ему исключительный смысл жизни – совершать подавление. Таково естество воли. При этом философ делает важное замечание, что сверхчеловек не только повелевает другими, но также критически и осознанно внимает самому себе, подчиняется самому себе ради поставленных целей.
В концепции воли к власти Ницше отмечает ее ключевые свойства: во-первых, воля к власти неизменно стремится к сохранению достигнутого; во-вторых – к преумножению достигнутого. Воля вездесуща, она первична по отношению к сознанию и мышлению. Как отмечает А.В. Егоров,
«принцип стремления к власти Ницше ставит очень широко. Весь процесс роста, всякую энергию к жизни он объявляет принципом власти» (Егоров, 2020).
В.Т. Фаритов пишет: «Задача взращивания человека нового типа означает для философа в первую очередь преодоление установленных и фиксированных интерпретаций и созидание новых горизонтов смыслов и ценностей» (Фаритов, Демин, 2022). При этом Ницше был уверен в том, что воля к власти среди людей является дорогой к упадку общественности. Философ считал эксплуатацию неотъемлемой частью жизни, функцией воли к жизни. Она является исключительно врожденным явлением. «Эксплуатация присуща не непременно испорченному или несовершенному и примитивному обществу как органическая основная функция – она является сущностью всего живого, следствием действительной жажды власти, которая и есть жажда жизни» (Ницше, 2006).
В своих работах Ницше, таким образом, говорит о власти как о желании силы, желании обладать. Волю к власти он ставит в один ряд с волей к жизни, отождествляя эти понятия, ведь сама жизнь без власти, по его мнению, непостижима.
Ницше удалось создать онтологическую модель, которая разграничивает две стороны мира. Анализируя великие исторические личности, культурное развитие человечества и его нынешнее состояние, философ не находит в нем подлинных ценностей и строит, таким образом, новую философскую картину, неограниченную моралью и религией, добром и злом. Хотя и здесь он оставляет простор для зла, ведь «самое злое нужно для блага сверхчеловека» (Ницше, 1996). Такое осмысление онтологического учения уникально для философской мысли. С.В. Гуленина и Ю.Ш. Стрелец считают, что в основе познания у Ницше находится не субъективизм, а «онтоло-гизация субъективного, когда она, не теряя, а наоборот, приобретая целостное человечески-лич-ное содержание, становится объективным выразителем всей жизни, и в ней человека, решившего стать тем, кто он есть» (Гуленина, Стрелец, 2006).
Критикуя христианскую религию, философ предлагает другой взгляд на мир. Как бы повторяя мысль Фрэнсиса Бэкона «все в мире повторяется», Ницше также считает, что если в беспорядочном мире действительности нет конечной идеи, цели, тогда все в нем будет совершаться снова бесчисленное количество раз. Следовательно, человечеству необходимо принять концепцию «вечного возвращения», кругооборота событий.
Ницше уверен в том, что в мире всегда будет оставаться соперничество за превосходство, за саму жизнь и за власть. К. Ясперс в этой связи отмечает: «человек – не просто принудительный синтез противоположностей … уже в самых глубинных своих истоках человек – это не что иное, как борьба» (Jaspers, 1963). Ницше уверен, что любого рода старания исключить из жизни зло, проявление тененых сторон личности будут иметь результатом лишь обнищание и обезличивание людей. Зло есть неотъемлемая часть человеческого бытия.
Человек пребывает в ежедневной борьбе с самим собой, и Ницше в этом смысле как бы дает наставление, предписание каждой отдельной личности в своих философских трудах «формировать дальше себя самого: воля к власти как самовозвышение и усиление» (Ницше, 2005б). Необходимо созидать, самоопределяться и самовозвышаться, и тогда концепция сверхчеловека перестанет быть иллюзорным видением и прочно утвердится в настоящей жизни. Саму сущность жизни необходимо расценивать как постоянное и неизменное улучшение человеческих качеств, продолжающееся восхождение человека на высшие ступени бытия. Ницше пишет: «рассчитывают на борьбу за существование, на вымирание слабых существ и на переживание наиболее сильных и наиболее одаренных; следовательно, предполагают постоянный рост совершенства живых существ. Мы, наоборот, склоняемся к убеждению, что в борьбе за жизнь случай идет одинаково на пользу как слабым, так и сильным; что хитрость часто с выгодой дополняет силу, что плодовитость видов стоит в достопримечательном отношении к шансам вымирания» (Ницше, 2005б). Воля к власти предстает, по замыслу Ницше, новой онтологической реальностью.
Философ является сторонником аристократической формы правления и ратует за создание сверхчеловека как о главной миссии правильного государства. Ницше видит необходимым подчинение масс, расслаивание общества – это база для «вознесения» сверхчеловека. Государство – это концепт философов, созданный и управляемый ими же. «Государство – есть мудрая организация для взаимной защиты личностей; если чрезмерно усовершенствовать его, то под конец личность будет им ослаблена и даже уничтожена, – то есть будет в корне разрушена первоначальная цель государства» (Ницше, 2000).
Ницше смотрел на политику с недоверчивостью: «Приход к власти обходится дорого: власть оглупляет … политика поглощает всю серьёзность, нужную для действительно духовных вещей» (Ницше, 2009). Философ полагал, что люди, желающие все более и более политически властвовать, теряют всякие ценностные ориентиры и становятся заложниками одной цели, а она подчиняет человека и поглощает его волю, начиная диктовать свои императивы. «Кто обладает силой, тот отказывается от духа» (Ницше, 2009).
Таким образом, именно с фигуры Фридриха Вильгельма Ницше в философии была открыта дорога для онтологии нового типа – неклассической онтологии постметафизического плана. Сменив вектор онтологической парадигмы, Ницше встал по ту сторону морали, отказавшись отождествлять истинное и моральное, и начал борьбу с классической метафизикой и эссенциализмом. Ницшеанская критика метафизики явилась новым многоаспектным представлением ее проблем и целей. Концепция жизни философа сосредоточена на власти, она и есть воля к власти. Разграничив два мира – мир идей и мир действительности, Ницше строит модель онтологии, не имеющую примеров в философской мысли. В ней нет места морали, религии, таким ценностям, как добро и зло. Оригинальным же олицетворением метафизики у Ницше выступает сверхчеловек: «сверхчеловек – смысл земли. Пусть же ваша воля говорит: да будет сверхчеловек смыслом земли!» (Ницше, 1990б). Именно власть, таким образом, являет собой качественно новое онтологическое измерение, которое и определяет человеческое существование.
Список литературы Воля к власти как новая онтологическая реальность в философии Ф. Ницше
- Бердяев Н.А. Судьба России: книга статей. М., 2007. 640 с.
- Гуленина С.В., Стрелец Ю.Ш. Фридрих Ницше о метафизическом и психологическом горизонтах воли к власти // Вестник ОГУ. 2006. № 7 (57). С. 40-48.
- Гуревич П.С. Апофатический проект человека // Вопросы философии. 2013. № 8. С. 42-54.
- Думинская М.В., Аминов С.Р. Власть как онтологический феномен в контексте метафизического и постметафизического рассмотрения // Общество: философия, история, культура. 2023. № 2 (106). С. 21-26. https://doi.org/10.24158/fik.2023.2.2.
- Егоров А.В. Фридрих Ницше о воле к жизни как воле к власти // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2020. № 2. С. 190-200.
- Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т. 1. Литературные памятники / сост., ред. изд., вступит. ст. и прим. К.А. Свасьяна; пер.с.нем. М., 1990а. 830 с.
- Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого // Сочинения: в 2 т. Т. 2. М., 1990б. 829 с.
- Ницше Ф. Так говорил Заратустра. СПб., 1996. 334 с.
- Ницше Ф. Сочинения: в 2 т. М., 1998. Т. 1. 830 с.
- Ницше Ф. Греческое государство. М., 2000. 15 с.
- Ницше Ф. Воля к власти. М., 2003. 864 с.
- Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / пер. с нем. Е. Герцык [и др]. М., 2005а. 880 с.
- Ницше Ф. Полное собрание сочинений: в 13 т. М., 2005б. Т. 12. 560 с.
- Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. СПб., 2006. 240 с.
- Ницше Ф. Полное собрание сочинений: в 13 т. М., 2009. Т. 6. 408 с.
- Фаритов В.Т., Демин И.В. Философия Ницше как проект семиотической онтологии Вестник Томского государственного университета. 2022. № 481. С. 60-65. https://doi.org/10.17223/15617793/481/7.
- Юнгер Г.Ф. Ницше / пер. с нем. А.В. Михайловского. М., 2001. 256 с.
- Jaspers K. General Psychopathology. Manchester. 1963. 922 р.