Вопрос о Христе-логосе у Амелия

Автор: Замора Кальво Хосе Мария

Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole

Рубрика: Статьи

Статья в выпуске: 2 т.12, 2018 года.

Бесплатный доступ

Основополагающий христианский тезис, согласно которому Христос - это божественный Логос, сын Бога, выглядел неприемлемо нелогичным в глазах ближайших учеников Плотина. Несуразность христианской доктрины прежде всего состояла в характерной для нее идентификации божественного начала с индивидуальным и телесным персонажем, что превращало божество в нечто пассивное и неразумное. Это было неприемлемо как для критикующего христиан Порфирия, так и для Амелия, который помогал Плотину в его критике христианских гностиков, посещавших школу Плотина. В своем Приготовлении к Евангелию (XI.19.1-8) Евсевий упоминает о комментарии Амелия к Прологу Евангелия от Иоанна. В отличие от Нумения, у которого демиургический ум, сравниваемый с Зевсом, является второй причиной становления, Амелий этой второй причиной считает Логос - в качестве формальной ( kath’ hon ), действующей ( di’ hou ) and материальной ( en hôi ) причин становления. Амелий сопоставляет logos - который является бытием, жизнью и мыслью - с теорией логоса Гераклита ( DK 22 B1) и христианским его толкованием. Кроме того, опираясь на известную интерпретацию Тимея (39e7-9), он вводит триаду демиургических умов (эквивалентную Трем царям апокрифического Второго письма ). Неоплатоническое прочтение Пролога четвертого Евангелия позволяет отвести упоминаемому там Логосу место Мировой души. Как и она, он другой стороны, он является высшей причиной всего сущего, а с другой - направляет свое действие на высшее божество, от которого происходит.

Еще

Христос, логос, демиург, неоплатонизм, амелий, ум

Короткий адрес: https://sciup.org/147215766

IDR: 147215766   |   DOI: 10.21267/schole.12.2.03

Список литературы Вопрос о Христе-логосе у Амелия

  • Abramowski, L. (2005) "Nicänismus und Gnosis im Rom des Bischofs Liberius: Der Fall des Marius Victorinus", Zeitschrift für Antikes Christentum 8, 513-566.
  • Baltzly, D. (2013) Proclus. Commentary on Plato’s Timaeus. Vol. V, Book 4: Proclus on Time and the Stars. Cambridge.
  • Bardy, G., Périchon, P. (1987) Eusèbe de Césarée. Histoire ecclésiastique, 4 vols., 3rd edition. Paris.
  • Baur, F. C. (1834) Comparatur Eusebius Caesariensis, historiae ecclesiasticae parens, cum parente historiarum, Herodoto Halicarnassensi. Tübingen.
  • Becker, M. (2016) Porphyrios, "Contra Christianos". Neue Sammlung der Fragmente, Testimonien und Dubia mit Einleitung, Übersetzung und Anmerkungen. Texte und Kommentare. Berlin/Boston.
  • Berchman, R. M. (2005) Porphyry Against the Christians. Leiden.
  • Benjamins, H. S. (1999) "Methodius von Olympus. ‘Über die Auferstehung': gegen Origenes und gegen Porphyrius", in: W. Bienert, U. Kühneweg, eds. Origeniana Septima: Origenes in den Auseinandersetzungen des vierten Jahrhunderts. Leuven, 91-98.
  • Bernabé, A. (2004) Orphicorum et Orphicis similium testimonia et fragmenta. Poetae Epici Graeci. Pars II. Fasc. 1. München/Leipzig.
  • Böhm, T. M. (2010) "Ptolemäische Gnosis bei Hegel? Anmerkungen zur Interpretation des Johannesprologs durch Amelius", in: F. R. Prostmeier, H. E. Lona, eds. Logos der Vernunft - Logos des Glaubens. Festgabe zum 80. Geburtstag von Edgar Früchtel. Berlin/New York, 109-128.
  • Bonwetsch, G. N. (1891) Methodius von Olympus. Leipzig. Brisson, L. (1987) "Amélius, son oeuvre, sa doctrine, son style", in: H. Temporini, W. Haase, eds. 1987, 793-860.
  • Brisson, L. (1994) "Amelius", in: R. Goulet, ed. Dictionnaire des philosophes antiques. Vol. 1. Paris, 160-164.
  • Brisson, L. (2011) "Le Christ comme Lógos suivant Porphyre dans Contre les chrétiens (fragment 86 von Harnack = Théophylacte, Enarr. in Joh., PG 123, col. 1141)", in: S. Morlet, ed. 2011, 277-290.
  • Burnet, J. (1900-1907) Platonis Opera, 5 vols. Oxford. Canivet, P. (1958) Theodoret de Cyr. Thérapeutique des maladies helléniques, 2 vols. Paris.
  • Corrigan, K. (1987) "Amelius, Plotinus and Porphyry on being, intellect and the One. A reappraisal", in: H. Temporini, W. Haase, eds. 1987, 975-993.
  • Des Places, E. (1973) Numénius. Fragments. Paris. Des Places, E. (1982) Eusèbe de Césarée commentateur. Platonisme et Écriture sainte. Paris.
  • Des Places, E. (1989) Oracles chaldaïques. Avec un choix de commentaires anciens: Psellus, Proclus, Michel Italicus, 2nd edition. Paris.
  • Diehl, E. (1903-1906) Procli Diadochi In Platonis Timaeum commentaria, 3 vols. Leipzig.
  • Diels, H., Kranz, W. (1954) Die Fragmente der Vorsokratiker: Griechisch und Deutsch. Vol. 1. Berlin. (= DK).
  • Dillon, J. (1969) "Plotinus, Enn. III.9.1 and Later Views on the Intelligible World", Transactions and Proceedings of the American Philological Association 100, 63-70.
  • Dillon, J. (2009) "St John in Amelius' Seminar", in: P. Vassilopoulou, S. Clark, eds. Late Antique Epistemology: Other Ways to Truth. Basingstoke/New York, 30-43.
  • Dombart. B., Kalb, A. (1981). Sancti Aurelii Augustini episcopi De civitate Dei libri XXII, 2 vols., 5th edition. Stuttgart.
  • Domínguez Valdés, P. (2017) "La crítica de Agustín de Hipona a la filosofía en De civitate Dei", Anales del Seminario de Historia de la Filosofía 34, 65-84.
  • Dörrie, H. (1972) "Une exégèse néoplatonicienne du Prologue de l'Évangile de Saint Jean", in: J. Fontaine, C. Kannengiesser, eds. Epektasis. Mélanges patristiques offerts à Jean Daniélou. Paris 1972: 75-87 [Reprinted in Dörrie, H. (1976) in: H. Dörrie, ed. Platonica Minora. München: 491-507].
  • Goulet, R. (2010) "Cinq nouveaux fragments nominaux du traité de Porphyre Contre les chrétiens", Vigiliae Christianae 64, 140-159.
  • Goulet, R. (2014) Eunape de Sardes. Vies de philosophes et de sophistes, 2 vols. Paris.
  • Harnack, A. von (1916). Porphyrius, "Gegen die Christen": 15 Bücher; Zeugnisse, Fragmente und Referate. Berlin.
  • Henry, P. (1934) Plotin et l'Occident: Firmicus Maternus, Marius Victorinus, Saint Augustin et Macrobe. Louvain.
  • Henry, P., Schwyzer, H.-R. (1964) "Porphyrii Vita Plotini", in: Plotini Opera, Vol. 1, 1-38. Henry, P., Schwyzer, H.-R. (1964-1982) Plotini Opera, 3 vols. Oxford.
  • Kern, O. (1922) Orphicorum fragmenta. Berlin Labriolle, P. de (1925-1926) Saint Augustin. Confessions, 2 vols. Paris.
  • Massagli, M. (1982) "Amelio neoplatonico e la metafisica del Nous", Rivista di Filosofia Neo-Scolastica 74, 225-243.
  • Migne, J. P. (1857-1866) Patrologiae Cursus Completus. Series Graeca, 161 vols. Paris.
  • Morlet, S. (2009) La Démonstration évangélique d’Eusèbe de Césarée: étude sur l’apologétique chrétienne à l’époque de Constantin. Paris.
  • Morlet, S., ed. (2011) Le traité de Porphyre Contre les chrétiens: un siècle de recherches, nouvelles questions. Actes du Colloque international organisé les 8 et 9 septembre 2009 à l’Université de Paris IV-Sorbonne. Paris
  • Mras, K. (1954-1956) Eusebius Werke. Bd. 8: Die Praeparatio Evangelica, 2 vols. Berlin.
  • Müller, G. (2010) "La doctrina de los tres dioses de Numenio", Archai 5, 29-36.
  • Müller, G. (2015) "Qué es ‘lo que es viviente' (ὅ ἐστι ζῷον) según Numenio de Apamea", Cuadernos de Filosofía 64, 9-22.
  • Ramos Jurado, E. A., Ritoré Ponce, J., Carmona Vázquez, A., Rodríguez Moreno, I., Ortolá Salas, F. J., Zamora Calvo, J. M. (2006). Porfirio de Tiro. Contra los Cristianos. Recopilación de fragmentos, traducción, introducción y notas. Cádiz.
  • Riedweg, C. (2016). "Aspects de la polémique philosophique contre les chrétiens dans les quatre premiers siècles. Conférences de l'année 2014-2015", Annuaire de l'École pratique des hautes études (EPHE), Section des sciences religieuses. Résumé des conférences et travaux 123, 151-158.
  • Rist, J. M. (1965) "Neopythagoreanism and ‘Plato's' Second Letter", Phronesis 10, 78-81.
  • Rist, J. M. (1969) "St. John and Amelius", The Journal of Theological Studies 20, 230-231.
  • Runia, D. T., Share, M. (2008) Proclus. Commentary on Plato’s Timaeus. Vol. II, Book 2: Proclus on the Causes of the Cosmos and its Creation. Cambridge.
  • Saffrey, H. D. (2016) "Théodore d'Asiné", in: R. Goulet, ed. Dictionnaire des philosophes antiques. Vol. 6. Paris, 926-928.
  • Saffrey, H. D., Westerink, L. G. (1968-1997) Proclus. Théologie platonicienne, 6 vols. Paris.
  • Santa Cruz, M. I. (1994) "Aspectos de la crítica de Plotino a las Categorías de Aristóteles", Elenchos 1, 39-40.
  • Tarán, L. (1969) "Asclepius of Tralles. Commentary to Nicomachus' Introduction to Arithmetic", Transactions of the Ameri1968-1997, can Philosophical Society 59, 1-89.
  • Tarán, L. (1986) "The First Fragment of Heraclitus", Illinois Classical Studies 11, 1-15.
  • Tarrant, H. (2004) "Must Commentators Know their Sources? Proclus In Timaeum and Numenius", Bulletin of the Institute of Classical Studies. Supplement 83, 175-190.
  • Temporini, H., Haase, W., eds. (1987) Aufstieg und Niedergang der römischen Welt. II.36.2. Berlin/New York.
  • Turner, J. (2006) "The Gnostic Sethians and Middle Platonism: Interpretations of the Timaeus and Parmenides", Vigiliae Christianae 60, 9-64.
  • Vollenweider, S. (2009) "Der Logos als Brücke vom Evangelium zur Philosophie. Der Johannesprolog in der Relektüre des Neuplatonikers Amelios", in: A. Dettwiler, U. Poplutz, eds. Studien zu Matthäus und Johannes: Festschrift für Jean Zumstein zu seinem 65. Geburtstag. Zürich, 377-397.
  • Zamora Calvo, J. M. (2011) "῎Ανθρωπος γενόμενος: la divinité du Christ dans le Contra Christianos de Porphyre", in: S. Morlet, ed. 2011, 291-304.
  • Zamora Calvo, J. M. (2013) "Neopitagorismo en Hispania: Moderato de Gades", Revista de Hispanismo Filosófico 18, 9-30.
  • Zeyl, D. J. (1997) "Plato, Timaeus", in: J. M. Cooper, D. S. Hutchinson, eds. Plato, Complete Works. Cambridge, 1224-1291.
  • Zoumpos, A. N. (1956) Amelii Neoplatonici fragmenta. Athens.
Еще
Статья научная