Вопросы энергоиндексного моделирования фенологии растительности

Бесплатный доступ

Статья посвящена энергоиндексному моделированию фенологии растительности. На базе сдвоенного сигмоидального модельного представления фенологического цикла предложен энергоиндексный подход к фазированию этапов развития и деактивации растительности. Определены оптимальные законы изменения амплитуды модели в фазах развития и деактивации, при которых выделяемая растительностью энергия в окружающую среду может достичь максимума. Исследована связь между индексом LAI и фенологическим состоянием растительности. Проведено исследование взаимосвязи LAI с другим фенологическим показателем растительности, в частности с прогностическим фенологическим состоянием растительности Р. Показано, что несмотря на инверсно-логарифмическую связь между LAI и FPAR, а также благодаря прямой зависимости Р и FPAR, усредненная по всевозможным значениям fv значение Р растет при наличии прямой связи между LAI и fv.

Еще

Фенология, растительность, моделирование, энергоиндексный подход, вегетационный индекс, lai

Короткий адрес: https://sciup.org/149146902

IDR: 149146902   |   DOI: 10.15688/nsr.jvolsu.2024.2.6

Текст научной статьи Вопросы энергоиндексного моделирования фенологии растительности

DOI:

Фенология растительности характеризуется четырьмя основными фенологическими фазами, определяемыми переходными датами. Следующие фазы определяют динамику растительности в масштабе одного года: 1) рост (green up) – начало фотосинтетической активности; 2) фаза зрелости, в которой площадь зеленых листов достигает максимума; 3) увядание – фаза, в которой фотосинтетическая активность и площадь зеленых листьев начинает быстро уменьшаться; 4) этап бездействия (dormancy) – этап, в которой физиологическая активность растительности почти равна нулю [15].

На рисунке 1 схематически показаны даты перехода с одной фазы в другую в виде минимумов и максимумов скорости изменения кривой.

Например, цикл увядания может быть охарактеризован следующей логистической функцией [10; 15; 17; 18]:

  • У^ ^ 1 + exp (и И- bt) , (1)

где t – время, дни; y ( t ) – значение вегетационного индекса в момент t ; a , b – параметры, определяемые путем подбора; ( c + d ) – максимальная величина вегетационного индекса; d – предыдущее значение этого индекса.

Вместе с тем одна логистическая функция характеризует лишь один переход фаз с двумя датами перехода. В работе [4] была предложена двойная логистическая модель. Та- кая модель, согласно [4], имеет некоторые преимущества, по сравнению с моделями на базе сплайнов и гармоническими моделями [9; 12].

В сдвоенной логистической функции фазы созревания (озеленения) и увядания характеризуются различными сигмоидальными функциями, а физический смысл параметров связаны ростом и увяданием растительности. Двойная логистическая модель имеет следующий вид:

Л0=Д1+л2х i

(1 + ехр[— m^(t — Mi)]   1 + ехр[—Mi2(t — м2)]) ,(2)

где f ( t ) – вегетационный индекс в момент t ; A 1 и A 2 – значения фона и амплитуды вегетационного индекса; ( m 1и n 1) ( m 2и n 2) – пары параметров, характеризующих фазы роста и увядания растительности соответственно; n 1 и n 2 – даты максимума роста и увядания в сигмоидальной функции; m 1 и m 2 – определяют покатость формы сигмоидальных функций.

Вместе с тем модель (2) используется обычно применительно к вегетационных индексам. Растительность является энергонасыщенным объектом и переходы с одной фазы фенологии в другую фазу будучи по сути переходом с одного энергетического состояния в другое, не могут быть охарактеризованы таким понятием как амплитуда. В предлагаемом энергофенологическом подходе если f(t) в уравнении (2) интегрировать по t, то есть по всему фенологическому периоду (то есть за год), в принципе мы должны получить всю кажущуюся энергию, выдаваемую растительностью в окружающий мир. В таком случае f(t) можно рассматривать в качестве мощности растительности, и далее, считая A12 и A22 некоррелированными мощностьями переписать выражение (2) в виде

/(t) = 4? + ^ X

1                         1

1 + expl-m^t — Mj)] 1 + exp[-m2(t — n2)]

где A 1, A 2 – соответственно амплитуда фона и амплитуда растительности.

Вместе с тем модели типа (2) и (3) могут охарактеризовать одну конкретную растительность при надлежащем подбора параметров A 2, m 1, n 1. В случае если требуется охарактеризовать группу однотипных растений возникает вопрос о необходимости обобщения этих моделей применительно по всем растениям. В этом смысле определенный интерес представляет вопрос о потенциальной возможности модели (2) в смысле достижения экстремума интеграла второй составляющей на правой стороне (2), то есть следующего выражения:

. (4)

По сути показатель S определяет ту энергию колоколо-образного импульса формирующегося в результате вычитания двух сигмоидальных импульсов в выражении (4). В общем случае задача оптимизации, то есть выбора такой взаимосвязи параметров, входящих в (4), при которой S достиг бы экстремума, может быть разделена на две задачи:

  • – оптимизация на этапе перехода на фазу роста;

    День годa

    Рис. 1. Даты перехода фенологических фаз:

    точки – даты перехода; пунктиры – экстремумы скорости перехода фаз Примечание. Источник: [15].


    – оптимизация на этапа перехода на фазу увядания.

Вместе с тем предлагаемый энергоиндексный подход подразумевает также учета энергосвязанности используемого вегетационного индекса в фенологическом фазировании развития растительности. В качестве такового индекса могут быть взяты NDVI и LAI. Однако, как нам представляется, эффект насыщения NDVI при высоком содержании хлорофилла листьях делает этот индекс малопригодным при энергоиндексном подходе к фенологии. Следовательно, более рациональным выбором можно считать использование индекса LAI в указанных целях. Проанализируем вопрос об энегосвязанности индекса LAI.

Как отмечается в работе [14], индекс листовой площади (LAI) количественно определяет взаимосвязь атмосферы и кроны растения, в частности масштабы обмена скрытых и осязаемых тепловых потоков и СО2 между ними. Согласно [1–3; 8; 13], LAI и фракционный показатель покрытия (кроны) растения являются необходимыми данными для текущего мониторинга состояния развития растений и валидации данных дистанционного зондирования. Измерение временной динамики LAI также используется для калибровки параметров моделей начального развития растений для прогнозирования объемов биомассы [11].

По определению, LAI является отношением односторонней площади листьев к единой площадь земной поверхности. Индекс площади растительности PAI определяется как

PAI = LAI + SAI, (5)

где SAI – индекс площади ствола и веток растительности. Показатели PAI и SAI, так же как LAI, являются безразмерными показателями и характеризуют долю покрытия площадей соответственно всей растительности, листьев и ствола и веток единой площади земной поверхности.

LAI является важным энергосвязанным показателем для исследования фенологии растений [6]. Для выяснения связи LAI с фенологическими показателями роста растений рассмотрим некоторые известные базовые положения этой связи.

Согласно [5; 7], фенологическое состояние растительности P линейно связано с та- ким показателем как FPAR (доля фотосинтетически активной радиации, принимаемая растительностью), то есть

P = f (FPAR),                 (6)

где функция f ( x ) определяется следующим образом:

/         0, если х <  xmin

\ X ^Tnin

f(x) = ) —~----' если Xmin < x . (7)

I *m ^min

V           1, если x > xmax

Согласно работам [5; 7; 16], биофизическое состояние LAI м2м-г связано с FPAR через модель захвата световой радиации следующим уравнением:

t FPAP

LAI =

In(l — FPARsat) maxlv ,

где fv – показатель доли растительности; FPARsat – значение FPAR при LAI = LAI mах .

Далее, с учетом вышеизложенного рассматриваются решения ряда оптимизационных задач, вытекаемых из предлагаемого энергоиндексного подхода фонологическому фазированию развития растительности.

Материалы и методы

Рассмотрим первую из вышеуказанных задач оптимизации. Введем на рассмотрение функцию

A 2 = f ( m 1). (9)

Физический смысл которой заключается в выборе крутизны перехода к фазе роста в зависимости от величины амплитуды v 2.

В качестве целевого функционала рассмотрим следующее выражение:

tmax x dt

A^t)                  .

1 + exp^Ct-nJ]

Для решения данной задачи применим к функции (9) следующее ограничительное условие:

.      (11)

tmin

Физический смысл ограничения (6) заключается в следующем. При возникновении крайне благоприятных условий роста растений показатели A 2 и t оказываются прямо пропорциональными, то есть чем больше скорость, тем больше A 2. Однако, в реальном случае прямо пропорциональна линейная связь между t и A 2 часто нарушается в другую сторону вокруг указанных прямых линий (рис. 2).

С учетом выражений (10) и (11) составим целевой функционал безусловной вариационной оптимизации F 1, условно приняв t min = 0.

где λ – множитель Лагранжа.

группы 1, показанных на рисунке 2. Рассмотрим процесс перехода к фазе деактивации. В этом случае целевой функционал, соответствующий функционалу (7) будет иметь вид

где                ; t1 – точка преломления на зад нем фронте колоколообразного импульса, показан- ного на рисунке 1.

Решение задачи (15) удовлетворяет условию

2Л2(0

----------^ -^2 = о

1 + exp[-m2(t — п2)]

Из выражения (16) находим

Решение задачи (12) должно удовлетворить условию

Из выражения (13) получим

Л[1 + exp[-mx(t - nx)]] ^(0 = ------------ .   (14)

При решении (14) F 1 достигает минимума, так как производная выражения (13) по A 2( t ) оказывается положительной величиной. Таким образом, при решении типа (14) следует ожидать минимального объёма выделяемой энергии, а следовательно, в этом случае можно рекомендовать выбор функций A 2( t ) из

42W = Л2[1 + exp[-m2(t - «2)]].    (17)

При решении (17) функционал F 2 достигает минимума, т.к. производная (16) по A 2( t ) оказывается положительной величиной. С точки зрения достижения высокого энергофенологического показателя F 2 должна иметь минимальную величину.

Следовательно, в фазе роста, то есть в промежутке (0 – t 1) функция A 2( t ) должен иметь возрастающий вид, а в диапазоне ( t 1 t max ) убывающий. Такой порядок изменения амплитуды A 2 во времени может оптимизировать энергофенологическую активность растительности.

Таким образом, как видно из выражений (6)–(10) в интервале (FPARmax– FPARmin) по-

Рис. 2. Геометрическая интерпретация условия (11)

казатель «прогностическое фонологическое состояние» линейно зависит от FPAR, который инверсно-логарифмически определяет величину LAI. Следовательно, LAI может быть использован показателем фенологического состояния растительности. В выражении (8) примем:

С учетом модели (11) среднюю величину (9) определим как

(ЧАСА СЛ]

^“P           dfv . (24)

\ Jv C2/.

где k = const.

ln(l - FPARsM) = Cl, LAImax = C2

В этом случае из (8) получаем

, , LAI Cl ln(l-FPAR/fv)= — ~ .    (18)

Jv c2

Из выражения (18) находим

Из (19) получим

LAI fv L2/

Для вычисления оптимальной функции Ψ( fv ) наложим на эту функцию следующее ограничительное условие:

. (25)

“'0

С учетом выражений (24) и (25) можно сформировать задачу безусловной вариационной оптимизации, целевой функционал которой имеет вид

FPAR = fv

1 — exp

C учетом (6) и (20) находим

Таким образом, с увеличением LAI показатель P прогностического фенологического состояния экспоненциально уменьшается.

Вместе с тем определенный интерес представляет следующий вопрос: Каким образом может повлиять на показатель P функциональная зависимость LAI от fv . Следовательно, для исследования данного вопроса необходимо принять вероятностную модель и далее исследовать зависимость P от вводимой функции

LAI = Ч^) .          (22)

где λ – множитель Лагранжа.

Решение задачи (26) должно удовлетворить условию

d \t^L’ [l-exp СЦЯ • ^] + MAL,)] \Jvmax L \                         — Л■ (27)

                 ; (27)

^ * fv    ^(.fv^iX Q

-7---MP 77— ‘7—7 + 2 = 0. (28)

Из выражения (28) получим

Логарифмируя (29), находим

Для упрощения математической записи в первую очередь примем равновероятную модель fv , то есть

= 7^ • In (^-Ь^А. ^ = c3fv , (30)

где

C3

Таким образом, при решении (30) показатель P ср достигает экстремальной величины.

где

.

Заключение

Предложен энергоиндексный подход к фазированию этапов развития и деактивации растительности, базирующийся сдвоенном сигмоидальном модельном представлении фенологического цикла.

Определены оптимальные законы изменения амплитуды модели в фазах развития и деактивации при которых выделяемая расти- тельностью энергия в окружающую среду может достичь максимума.

Исследование связи LAI с фенологичес- кими показателями растений, в частности прогностическим фенологическим состоянием растительности Р показало, что несмотря на инверсно-логарифмическую связь между LAI

FPAR f v

и

, благодаря прямой зависимости Р и

FPAR, усредненная по всевозможным значе- ниям fv значение Р растет при наличии прямой связи между LAI и fv.

Список литературы Вопросы энергоиндексного моделирования фенологии растительности

  • Венецианский, А. С. Дистанционный мониторинг качества атмосферного воздуха города Волгограда / А. С. Венецианский, Е. А. Иванцова, М. П. Шуликина // Природные системы и ресурсы. -2022. - Т. 12, №> 2. - С. 21-28. - DOI: https://doi.org/ 10.15688/nsr.jvolsu.2022.2.3
  • Зализняк, Е. А. KPI государственного управления безопасностью в техносфере на примере охраны атмосферного воздуха / Е. А. Зализняк, Е. А. Иванцова, Е. Р. Зализняк // Природные системы и ресурсы. - 2018. - Т. 8, №> 3. - С. 38-50. - DOI: https: //doi. org/10.15688/nsr.jvolsu.2018.3.5
  • A Statistical Model of Vehicle Emissions and Fuel Consumption / A. Cappiello [et al.] // The IEEE 5th International Conference on Intelligent Transportation Systems. - 2002. - P. 801-809.
  • Ahn, K. Estimating Vehicle Fuel Consumption and Emissions Based on Instantaneous Speed and Acceleration Levels / K. Ahn, H. Rakha, A. Trani // Journal of Transportation Engineering. - 2002. -Vol. 128, №> 2. - P. 182-190.
  • Arceo-Gomez, E. O. Does the Effect of Pollution on Infant Mortality Differ Between Developing and Developed Countries? Evidence from Mexico City / E. O. Arceo-Gomez, R. Hanna, P. Oliva // SSRN Electronic Journal. - 2012. - Vol. 126, №> 591. -DOI: http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2137022
  • Bowyer, D. P. Guide to Fuel Consumption Analyses for Urban Traffic Management / D. P. Bowyer, R. Akcelik, D. C. Biggs. - Special Report SR No. 32. -Vermont South: ARRB Transport Research, 1985. -101 p.
  • Chen, Y. Evidence on the Impact of Sustained Exposure to Air Pollution on Life Expectancy from China's Huai River Policy / Y. Chen, A. Ebenstein, M. Greenstone, H. Li // Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. - 2013. - Vol. 110, №> 32. - P. 12936-12941. -DOI: https://doi.org/10.1073/pnas.1300018110
  • Childhood Asthma and Exposure to Traffic and Nitrogen Dioxide / W. J. Gauderman [et al.] // Epidemol. - 2005. - Vol. 16, №> 6. - P. 737-743.
  • EU Transport in Figures: Statistical Pocketbook 2021 / European Commission. - URL: https: //transport. ec. europa.eu/facts-funding/studies-data/eu-transport-figures-statistical-pocketbook/ statistical-pocketbook-2021_en
  • Jimenez-Palacios, J. L. Understanding and Quantifying Motor Vehicle Emissions With Vehicle Specific Power and Tildas Remote Sensing / J. L. Jimenez-Palacios. - URL: https://dspace.mit.edu/handle/ 1721.1/44505
  • Linton, C. Approaches and Techniques for Modelling CO2 Emissions from Road Transport / C. Linton, S. Grant-Muller, W. F. Gale // Transport Reviews. -2015. - Vol. 35, №> 4. - P. 1-21.
  • Liu, C. Path Optimization Model for Urban Transportation Networks Under the Perspective of Environmental Pollution Protection / C. Liu, Z. Li, Y. Li // Hindawi Journal of Advanced Transportation. -2021. - Vol. 2021 (02). - P. 1-11.
  • Mamedov, Sh. E. Informative Model of Vehicle Telematics Data Cluster Collection Using UAV / Sh. E. Mamedov, E. R. Rahimov // Synchroinfo Journal. - 2024. - Vol. 10, №> 2. - P. 21-27.
  • Parallel Management Regulation for Corporate Average Fuel Consumption and New Energy Vehicle Credits, 2020 / Ministry of Industry and Information Technology PRC. - URL: https:// www.miit.gov.cn/zwgk/zcwj/flfg/art/2020/art_ 2337a6d7ca894c5c8e8483cf9400ecdd.html
  • Pfaffenbichler, P. The Strategic Dynamic and Integrated Urban Land Use and Transport Model MARS (Metropolitan Activity Relocation Simulator): Development, Testing and Application: Doctoral Thesis / P. Pfaffenbichler. Wien, 2003. -200 p.
  • Pindyck, R. S. Climate Change Policy: What Do the Models Tell Us? / R. S. Pindyck // J. Econ. Lit. -2013. - Vol. 51, №> 3. - P. 860-872.
  • Road Vehicle Emission Rates Development: A Review / V Franco [et al.] // Atmos Environ. - 2013. -Vol. 70. - P. 84-97.
  • Savchenko, L. V. Modeling Daily Dynamics of Speed and Fuel Consumption for Urban Delivery Means / L. V. Savchenko, M. M. Semeriahina, I. V. Shevchenko // The Electronic Scientifically and Practical Journal. Intellectualization of Logistics and Supply Chain Management. - 2021. - Vol. 9, № 8. -P. 31-43.
  • Stern, N. The Structure of Economic Modeling of the Potential Impacts of Climate Change: Grafting Gross Underestimation of Risk Onto Already Narrow Science Models / N. Stern // J. Econ. Lift. -2013. - Vol. 51, № 3. - P. 838-859.
  • USEPA. Population and Activity of On-road Vehicles in MOVES2014. - URL: https://cipub.epa.gov/ si/si_public_record_report.cfm?Lab=OTAQ& dirEntryId=309336
  • Virginia Tech Comprehensive Power-Based Fuel Consumption Model: Model Development and Testing / H. Rakha [et al.] // Transportation Research. Part D: Transport and Environment. - 2004. - Vol. 9, № 1. - P. 49-74.
Еще
Статья научная