Вопросы каузации легендированной личности в виртуальном пространстве
Автор: Жукова Полина Николаевна, Жукова Мария Александровна
Журнал: Ученые записки Казанского юридического института МВД России @uzkui
Рубрика: Юридические науки
Статья в выпуске: 2 (12) т.6, 2021 года.
Бесплатный доступ
В статье рассмотрены вопросы создания легендированной личности в виртуальном пространстве социальных сетей. Проанализированы основные психотипы, теоретически склонные к девиантному поведению, определены их характеристики и проявления на страницах социальных сетей, что создаст возможность как профилактической работы, так и противодействия незаконной деятельности с помощью создания легендированной личности в виртуальном пространстве.
Социальная инженерия, интернет-пространство, социальные сети, психологический тип личности
Короткий адрес: https://sciup.org/142231064
IDR: 142231064
Текст научной статьи Вопросы каузации легендированной личности в виртуальном пространстве
В современном мире интернет-пространство развивается динамично, формируя не только широкую информационную площадку, но и специфическую социальную среду, функционирующую по особым нормам и законам, способствующую удовлетворению потребностей и интересов общества в межкультурном виртуальном пространстве [1].
Социальная среда в интернет-про-странстве представлена различными группами, исповедующими определенные нормы и ценности, формирующими собственную культуру.
Результаты исследования, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения в феврале 2020 г., дают основание утверждать, что 81% россиян использует Интернет1. Для 88% из них Интернет является средством коммуникации, позволяющим в Сети общать- 157 ся с друзьями, знакомыми и родственниками. 83% респондентов отслеживают в Интернете региональные, федеральные и мировые новости. 75% россиян являются потребителями развлекательного контента Интернета (например, кино, книги или игры), 63% респондентов пользуются Интернетом для обучения и самообразо-вания2.
По мнению большинства пользователей, интернет-пространство сегодня формирует специфическую социальную среду, предоставляющую обширные возможности для общения, получения актуальной информации, развлечений, образования, деловой активности. Однако при этом отсутствуют системные исследования влияния современного ин-тернет-пространства на формирование мировоззрения, ценностей, установок, лежащих в основе регуляции социального поведения. Наибольшее распространение получили исследования, носящие констатирующий характер. Однако они не позволяют вскрыть особенности влияния интернет-пространства на регуляцию социального поведения подростков и молодежи, которые в силу возрастных особенностей наиболее восприимчивы к различным, в том числе негативным, воздействиям. Как результат, появились новые методы социальной инженерии, относящиеся к области интернет-про-странства, где взаимодействие построено на доверии.
Одним из элементов интернет-про-странства являются сервисы социальных сетей.
Социальная сеть (сокр. соцсеть) – онлайн-платформа, которая используется для общения, знакомств, создания социальных отношений между людьми, которые имеют схожие интересы или офлайн-связи, а также для развлечения (например, для прослушивания музыки и просмотра фильмов) и работы. 157
Большинство россиян пользуются различными социальными сетями и мессенджерами: WhatsApp (70%, из них 77% – в возрасте 25 – 44 лет), «ВКонтакте» (50%, чаще молодежь 18 – 25 лет – 72 – 74%), YouTube (40%, среди них 18 – 24 лет – 56%), Instagram (38%) и «Одноклассники» (37%)3.
Таким образом, это позволяет сделать вывод о социализации всех основных тематик в Сети независимо от типа контента. Бурное развитие продолжается только в отдельных «тематических» сетях, которые представляют собой большое количество сообществ, каждое из которых основывается на тематическом контенте и общении.
В процессе деятельности правоохранительных органов возникает потребность сбора информации в отношении лиц, вызывающих интерес полиции. Наибольшую обеспокоенность вызывает вовлечение людей в противоправную деятельность, связанную с распространением наркотических и психоактивных веществ. Согласно статистике, вовлечение лиц подросткового и юношеского возраста в данный вид преступной деятельности становится все более распространенным. Таким образом, в рамках деятельности полиции необходимо находить и вычислять склонных к девиантному поведению лиц, в особенности подросткового возраста, с помощью методов социальной инженерии1 (далее – СИ) аккумулировать необходимую информацию о совершенных либо планируемых противоправных действиях.
Каузация легендированной личности подразумевает располагание информацией об объекте исследования. Возможности, приемы и методы сбора и анализа информации из открытого доступа, в том числе в сети Интернет в общем и в соци- 158 альных сетях в частности, описаны в работе А.А. Страхова [2].
При создании легендированной личности в интернет-пространстве необходимо учитывать, что реалистичность странице пользователя в социальной сети придают такие факторы, как давность ее создания и регулярность обновления контента, добавление которого не должно быть одномоментным. В некоторых приложениях, например Kate Mobile для сервиса «ВКонтакте», есть отдельная встроенная функция «проверка на фейк», пользующаяся подобным алгоритмом. Проверка подлинности фотографий может быть проведена любым пользователем через поиск изображения с использованием поисковой системы, идентификация возможна при помощи программы распознавания лиц Findfaces. Существующие сервисы также позволяют просматривать активность пользователей на различных форумах, в публичных чатах, оставленные комментарии на страницах сообществ или иных пользователей.
Профессиональное использование методов СИ основано, в первую очередь, на анализе получаемой в социальных сетях информации и знании психотипов личности.
Согласно определению С.Л. Рубинштейна, личность – это совокупность психических свойств, включающая динамические тенденции, особенности темперамента и аффективности, способности, характер и определяющая направление деятельности, индивидуальные возможности и поведение [3]. Таким образом, она является сложным конструктом, на всем протяжении своего существования отражающим как врожденные особенности, так и последствия воздействия формирующих ее внешних факторов (воспитание, образование, социальные отношения, в том числе внутрисемейные).
Одним из трех критериев гармоничной личности по П.Б. Ганнушкину [4] (наряду 158 с умеренной устойчивостью характеристик и отсутствием резкой выраженности выделяющих из окружения черт) является сохранность адаптации к среде, которую обеспечивает, в том числе, соблюдение социальных норм и установленных законодательно требований к поведению. Обратные случаи носят, скорее, характер исключения, чем правила. Вероятность вовлечения в незаконную деятельность, связанную с оборотом наркотиков, а также их потребление с возникновением наркозависимости выше у личностей дисгармоничных и невротических, поскольку ведет к очевидно неблагоприятным социальным последствиям, то есть дезадаптивно по своей сути.
В новейшей классификации МКБ-112, утвержденной в 2019 г. и еще не внедренной в практическое здравоохранение, приведена достаточно простая модель выявления расстройства личности (или «сложностей личности», англ. «personality difficulty», – ситуации, при которой имеющиеся особенности не доходят до патологической степени выраженности) – выделены пять паттернов основных дезадаптивных черт:
-
- негативная аффективность. Общая склонность к переживанию отрицательных эмоций, направленных как во внешний мир, так и на себя, неудовлетворенность жизнью. Она может достигаться как за счет усиления отрицательных аффектов, так и за счет ослабления положительных (снижение способности испытывать позитивные эмоции и ощущение субъективного благополучия);
-
- отрешенность. Тенденция к увеличению социальной и эмоциональной дистанции, погруженность в собственные переживания, низкая контактность;
-
- диссоциальность. Отсутствие эмпатии и игнорирование прав окружающих, эгоцентризм с потребностью во внима- 159 нии – как позитивно, так и негативно окрашенном. Диссоциальные черты личности служат основой для антисоциального, преднамеренно агрессивного или манипулятивного поведения, противозаконных действий;
-
- расторможенность. Свойство личности действовать импульсивно, немедленно реагируя на внутренние и внешние стимулы без учета последствий;
-
- ананкастность. Увеличенная приверженность правилам и распорядкам, фиксация на идеале, завышенные требования к окружающим и, прежде всего, себе.
Излишняя выраженность одной или нескольких характерологических черт из этих пяти доменов приводит к расстройству адаптации личности, сниженной устойчивости к определенным влияниям. Отдельно выносится категория пограничного расстройства личности, для которого, наряду с расстройством, по нескольким из вышеуказанных пунктам характерны нестабильность в эмоциональной и поведенческой сферах, оценке себя, взаимоотношениях, явления деперсонализации (трудности ощущения и осознания собственного «Я») и дереали- зации (ощущение искаженности или нереальности происходящего, окружающего мира и времени).
Такие личностные черты, как рас-торможенность, диссоциальность и негативная аффективность (характерны для кластера B расстройств личности по классификации DSM-5), особенно повышают вероятность развития алкогольной зависимости, употребления психоактивных веществ, насилия, совершения противоправных действий. Различные формы антисоциального или саморазрушающего поведения характерны также для пограничного расстройства личности, при котором сочетаются эмоциональная нестабильность и ощущение нереальности происходящего [5, 6, 7].
Уязвимые к вовлечению в противоправную деятельность личности с точки зрения психоанализа.
К. Хорни – автор социокультурной тео- 159 рии личности – отвергала фрейдистские представления о существовании универсальных стадий психосексуального развития, фиксация на которых и определяет формирующуюся личность [8]. Взамен она создала концепцию, согласно которой решающим фактором в развитии личности (помимо биологических предпосылок) становятся социальные отношения, прежде всего, между ребенком и родителями.
Ею были выделены 10 ключевых потребностей, свойственных каждому человеку, основные среди которых: потребность в любви и одобрении (чувствительность к чужому мнению, критике), в руководящем партнере, в четких ограничениях, во власти, в эксплуатировании других, в общественном признании, в восхищении собой, в честолюбии (отличие от потребности в восхищении – значимо не столько признание окружающими, сколько стремление быть объективно лучшим), в самодостаточности и независимости, в безупречности и неопровержимости (следование нормам морали, поддержание хорошей репутации). Здоровый человек легко находит баланс между этими потребностями – так, он может нуждаться в наборе правил и инструкций (потребность в ограничениях) для того, чтобы добиться значимых успехов в деятельности (потребность в честолюбии), может стремиться к власти и руководящим позициям в рабочей сфере, одновременно нуждаясь в одобрении и руководящем партнере в неформальных отношениях. Если одна из потребностей не может быть удовлетворена в настоящий момент, здоровый человек справляется с возникающей фрустрацией за счет удовлетворения другой. Невротическая личность, в свою очередь, ригидно фиксирована на одной из потребностей, возводя ее в приоритет независимо от обстоятельств. С одной стороны, это приводит к серьезному стрессу при не-160 возможности ее удовлетворить, с другой – само по себе нарушает функционирование личности в социуме.
Возвращаясь к вопросу участия в обороте наркотиков, таким образом, можно сказать, что невротик с фиксацией на потребности в одобрении, признании или восхищении готов на все, чтобы получить их в своей среде – в том числе употреблять запрещенные препараты с целью влиться в новую компанию или привлечь внимание своей раскрепощенностью, с фиксацией на честолюбии – может решиться на использование стимуляторов, чтобы улучшить свои результаты в учебе или работе и т.д.
В книге «Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория неврозов» (1945) К. Хорни распределяет эти потребности на три кластера – межличностные стратегии, в рамках одной из которых функционирует невротик:
Ориентация от людей – обособленный тип личности. Выражено стремление к самодостаточности и независимости, защитной установкой является дистанцирование от всего, в особенности от социума;
Ориентация против людей – враждебный тип личности. Чрезвычайно выражены потребности во власти, эксплуатировании других, а также общественном восхищении. Окружающие воспринимаются изначально агрессивно настроенными и стратегией выживания становится борьба за власть и контроль.
Ориентация на людей – уступчивый тип личности. Выражены потребности в любви, руководстве, ограничениях. Уступчивый тип пугают одиночество, беспомощность, ненужность, он чрезмерно зависим от других людей, их мнения и требований.
Смысл существования межличностных стратегий – в уменьшении чувства базальной тревоги, возникшей в детстве, когда у ребенка существовало только две основные потребности – в удовлетворении (прежде всего, биологических нужд) и в безопасности. Потребность в 160 безопасности, согласно теории Хорни, является ключевой в развитии личности и удовлетвориться она может только за счет родителей. Если ребенок чувствует себя желанным в семье и защищенным, получает достаточно заботы и внимания, вероятнее всего, сформируется здоровая личность. В случае же недостатка внимания, непоследовательности или враждебности со стороны родителей, гиперопеки, при которой ребенок не может осознать собственных растущих возможностей и продолжает чувствовать себя беспомощным, потребность в безопасности фру-стрируется, и у ребенка формируется установка базальной враждебности, в будущем трансформирующейся в тревогу. Неосознанные попытки ее нивелировать и ведут к развитию неврозов во взрослом возрасте.
Таким образом, анализ содержания контента страницы пользователя, манеры общения и информации о его социальном окружении может позволить отнести пользователя к одному из психотипов, что поможет в дальнейшем облегчить построение взаимодействия [9, 10].
На основании вышеизложенного за- том, характерным для заданной целе-ключим, что создаваемая виртуальная вой аудитории, и соответствовать обра-личность должна оперировать контен- зу ее типичного представителя.
Список литературы Вопросы каузации легендированной личности в виртуальном пространстве
- Ганский П.Н. Интернет-пространство как особая коммуникационная среда и его влияние на современные общества // Теория и практика общественного развития. 2015. № 17. С. 118-121.
- Страхов А.А. Особенности целевого поиска в Интернете // Сборник статей 7-й Всероссийской научно-практической конференции. Бел ЮИ МВД России МВД имени И.Д. Путилина. 2020. С. 21 - 33.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2000. 712 с.
- Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика. Н. Новгород: Изд-во НГМД, 1998. 128 с.
- Personality disorders, addictions and psychopathy as predictors of criminal behaviour in a prison sample / Flórez G., Ferrer V., García L.S., Crespo M.R., Pérez M., Saiz P.A. // Rev Esp Sanid Penit. 2019. №21. P. 62 - 79.
- Parmar A., Kaloiya G. Comorbidity of Personality Disorder among Substance Use Disorder Patients: A Narrative Review // Indian J Psychol Med. 2018. № 40 (6). P. 517 - 527.
- Howard R. Personality Disorders and Violence: What is the Link? // Borderline Personality Disorder and Emotion Dysregulation. 2015. № 12.
- Хорни К. Собрание сочинений в 3-х т. М.: Смысл, 1997. Т. 1: Психология женщины. Невротическая личность нашего времени. - 496 с. Т. 2: Новые пути в психоанализе. Самоанализ. 544 с. Т.3: Наши внутренние конфликты. Невроз и развитие личности. 696 с.
- Коновалов А.А., Божкова Е.Д. Влияние современной цифровой среды на психическое здоровье // Медицинский альманах. 2021. № 1 (66). С. 6 - 15.
- Малыгин В.Л., Феклисов К.А., Искандирова А.Б., Антоненко А.А. Методологические подходы к раннему выявлению интернет-зависимого поведения // Медицинская психология в России. 2011. № 6.