Воровской жаргон как «химерическая культура» языковой картины мира
Автор: Пархоменко Елена Владимировна
Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica
Рубрика: Политические науки
Статья в выпуске: 16, 2014 года.
Бесплатный доступ
В данной статье освещена проблема осмысления воровского арго в рамках языковой картины мира. В связи со стремительной динамикой изменения языкового поля появляется научная необходимость нового осмысления современного языка, обозначения проблемы изменения современного языка в пределах обсценных групп (на примере тюремно-воровского языка), выявления нонстандартных блоков, основывающих фундамент языка и затрудняющих процесс осмысления. Немаловажное значение при освещении данного вопроса имеет аспект становления воровского жаргона как феномена и его современная роль в языковом поле. Ключевыми моментами указанного процесса являются внешнее и внутреннее заимствования, осознанный акт переиначивания лексических единиц, что дает основание называть этот язык смешанным с элементами искусственности. Исходя из вышеизложенного открывается новое видение проблемы - рассмотреть язык как бунт. В своих трудах Л. Гумилев упоминает особый феномен, который он называет «химерической культурой». В ней господствует бессистемное соединение несовместимых черт, единая ментальность сменяется полным хаосом царящих в обществе вкусов, взглядов и представлений, что создает «характерную для химеры обстановку всеобщей извращенности и неприкаянности». Эта модель объясняет агрессию, социальную аномию и междометизацию, проявляющуюся на речевом и мыслительном уровнях. Основным методом постижения глубинного смысла языковой смуты является герменевтическая рефлексия.
Воровской жаргон, "феня", "химерическая культура", языковой бунт, языковая девиация, нон-стандарт, воровское арго, жизнеотрицание
Короткий адрес: https://sciup.org/14936132
IDR: 14936132
Список литературы Воровской жаргон как «химерическая культура» языковой картины мира
- Витгенштейн Л. Философские исследования [Электронный ресурс]. URL: http://philosophy.ru/library (дата обращения: 25.08.14).
- Кёстер-Тома З. Стандарт, Субстандарт, Нонстандарт//Русистика. Берлин. 1993. № 2. С. 15-31.
- Ларин Б.А. Западно-европейские элементы русского воровского арго//Язык и литература. Т. VII. Л., 1931 [Электронный ресурс]. URL: http://www.philology.ru/linguistics2/larin-31.htm (дата обращения: 01.09.14).
- Бондалетов В.Д. В.И. Даль и тайные языки в России. М., 2003. 456 с.
- Чалидзе В. Уголовная Россия. Нью-Йорк, 1977. 395 с.
- Брейтман Г. Н. Преступный мир. СПб., 2005. 189 с.
- Снегов С. Язык, который ненавидит. М., 1992. 256 с.
- Егерева Е. Важный Шишкин//Сноб. 2009 № 4 (07). С. 87-103.
- Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс [Электронный ресурс]. URL: www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/(дата обращения: 25.08.14).
- Жельвис В.И. Поле брани. Сквернословие как социальная проблема в языках и культурах мира. М., 2001. 352 с.
- Камю А. Бунтующий человек [Электронный ресурс]. URL: http://www.lib.ru/INPR0Z/KAMU/chelowek_buntuyushij.txt (дата обращения: 01.09.14).
- Бердяев Н. Бунт и покорность в психологии масс//Интеллигенция. Власть. Народ: антология. М., 1993 [Электронный ресурс]. URL: http://philosophy.ru/iphras/library/intel/ber1.html (дата обращения: 07.09.14).
- Гумилев Л. Этносфера: история людей и история природы. СПб., 2003. 575 с.
- Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории: синергетика, психология и футурология. М., 2004. 368 с.
- Дюркгейм Э. Норма и патология//Социология преступности (Современные буржуазные теории). М., 1966. С. 39-44.