Восхваление национальной борьбы в калмыцком фольклоре и лирике ХХ-начала XXI в.в
Автор: Ханинова Р.М.
Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu
Рубрика: Проблемы калмыцкой филологии
Статья в выпуске: 2 (69), 2024 года.
Бесплатный доступ
В статье продолжено изучение жанра восхваления (магтал) в калмыцком фольклоре и лирике ХХ - начала XXI в. Национальная борьба «бек бэрлдэн» в калмыцком фольклоре отразила историю народа, героические сражения богатырей из эпоса «Джангар» в поединке с врагами (людьми, мусами, мангасами), победу над ними благодаря физической мощи, мужеству, долгу. В богатырских и волшебных сказках наблюдаем тоже восхваление богатырей с описанием в более краткой форме единоборства. Общим для фольклорной традиции является героизация защитников родины, мастерство в борцовском умении, гиперболизация и метафоризация изображения поединка, длительность единоборства, деформация местности во время боя, победа героя над врагом. Монгольский магтал «Бекин магтал» («Восхваление борцов») передает отношение к национальной борьбе как божественному творению, в котором борцы сродни божествам в своей физической красоте, мощи, мужестве. Фольклорная традиция восхваления национальной борьбы продолжена в калмыцкой поэзии прошлого столетия в жанре поэмы - «внчн бек» («Борец-сирота», 1935) Х. Сян-Белгина, в стихах А. Сусеева, В. Нурова, С. Бадмаева. В нынешнем столетии - это стихотворение И. Бадма-Халгаева. Несмотря на разные наименования стихотворений (с использованием в названии жанровой дефиниции восхваления (магтал) или без этой конкретизации), все произведения являют элементы похвального жанра, прославляя как саму национальную борьбу, так и ее борцов, в древности и современности. При этом авторы показывают знание как фольклорной традиции, истории национальной борьбы, так и правил борцовского соревнования, а некоторые из них (С. Бадмаев) опираются на собственный опыт участия в подобных состязаниях. Как и в эпической традиции, современные поэты передают в своих текстах борцовские приемы при изображении поединка, показывают спортивную форму-одеяние борцов, представляют сам процесс единоборства от начала до окончания, выражая восхищение спортсменами, в том числе земляками. Для этих поэтов характерно определение значения национальной борьбы в прошлом и настоящем, они видят в этом воспитание настоящего мужчины, защитника отечества, верного продолжателя героических традиций предков.
Магтал, калмыцкий фольклор, калмыцкая поэзия, национальная борьба, фольклорная традиция, русский перевод
Короткий адрес: https://sciup.org/149146237
IDR: 149146237 | DOI: 10.54770/20729316-2024-2-398
Список литературы Восхваление национальной борьбы в калмыцком фольклоре и лирике ХХ-начала XXI в.в
- Дашинорбоев В.Д. Особенности национальных видов борьбы у народов России, СНГ, Азии и их влияние на современную методику тренировки борцов вольного стиля: дисс.... д. пед. наук: 13.00.04. М., 2000. 383 с.
- Жуковская Н.Л. Кочевники Монголии: Культура. Традиции. Символика. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2002. 247 с.
- Диж;эн Э.Б. Yгин эрк. Кемэн оршв. Элст: АПП «Джангар», 1995. 191 х.
- Калмыцко-русский словарь / под ред. Б.Д. Муниева. М.: Русский язык, 1977. 768 с.
- Кичиков А.Ш. Героический эпос «Джангар». Сравнительно-типологическое исследование памятника. Изд. 3-е, репринт. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1997. 320 с.
- Марсунов С.Н., Габуншин В.В., Дорджиев В.В., Церенов Д.П., Каруев Б.Н. Калмыцкая национальная борьба «Бёке барилдан» в героическом эпосе «Джан-гар» // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2019. № 4. Т. 10. [Электронный ресурс]. URL: https://sfk-mn.ru/PDF/39FLSK419.pdf (дата обращения: 5.05.2024).
- Мацаков И.М. Ветераны калмыцкой литературы. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1976. 157 с.
- Монгольско-русский словарь / под общ. ред. А. Лувсандэндэва. М.: Госиздат иностранных и национальных словарей, 1957. 715 с.
- Небольсин П. Очерки быта калмыков Хошеутовского улуса. СПб.: Типография Карла Крайя, 1852. 203 с.
- Санджиев А. Калмыки в фольклоре народов Кавказа // Хальмг Yнн. 2007. 25 октября. С. 13.
- Сарангов В.Т. Поэтика и стиль калмыцкой богатырской сказки. Элиста: Издательство Калмыцкого университета, 2015. 108 с.
- Смирнов П. Путевые записки по калмыцким степям Астраханской губернии. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1999. 248 с.
- Тодаева Б.Х. Словарь языка ойратов Синьцзяна (По версиям песен «Джан-гара» и полевым записям автора). Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 2001. 493 с.
- Ханинова Р.М. Восхваление плети-маля в калмыцком фольклоре и лирике ХХ-начала XXI в. // Новый филологический вестник. 2024. № 1. Т. 68. С. 386-402.
- Цандыков В.Э. Анализ некоторых литературных источников XVIII-XIX веков, описывающих калмыцкую национальную борьбу // «Молодежь и наука: традиции и инновации в исследованиях молодых ученых Калмыкии», III республиканская научно-практическая конференция (2009; Элиста). III республиканская научно-практическая конференция «Молодежь и наука: традиции и инновации в исследованиях молодых ученых Калмыкии», 30 апр. 2009 г.: материалы / редкол.: Б.К. Салаев и др. Элиста: Издательство Калмыцкого университета, 2010. С. 231-235.
- Цандыков В.Э. Калмыцкий народный эпос «Джангар» о месте и роли национальной борьбы в системе воспитания и подготовки к жизни // Вестник Калмыцкого университета. 2008. № 6. С. 90-93.
- Цандыков В.Э. Страницы истории и основы базовой техники калмыцкой национальной борьбы «беки барилдан». Элиста: ЗАОр НПП «Джангар», 2009. 190 с.
- Цандыков В.Э. Героический эпос «Джангар» как историческое подтверждение сформировавшейся системы единоборства - калмыцкая национальная борьба // «Джангар» и эпические традиции тюрко-монгольских народов: проблемы сохранения и исследования. Материалы III Международной научной конференции, посвященной 75-летию Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН (г. Элиста, 15-16 сентября 2016 г.). Элиста: КИГИ РАН, 2016. С. 282-285.