Воскресные школы завтрашнего дня: центры детского творчества или миссионерские станы?

Автор: Богов А.С.

Журнал: Медиа. Информация. Коммуникация @mic-iej

Статья в выпуске: 8, 2014 года.

Бесплатный доступ

В статье описывается состояние православных воскресных школ на примере г. Томска и предлагается стратегия более эффективной деятельности как в плане христианского образования, так и в плане миссионерства.

Воскресная школа, православная педагогика, миссионерство

Короткий адрес: https://sciup.org/14752437

IDR: 14752437

Текст научной статьи Воскресные школы завтрашнего дня: центры детского творчества или миссионерские станы?

Pedagogy, education, upbringing, teaching, orthodox teaching, main categories of the pedagogy outlook.

Внастоящее время значительное внимание уделяется осмыслению места православной педагогики и церковногообразования в возрождении духовно-нравственных устоев нашего общества. Однако, прежде чем говорить об этих предметах, необходимо определить границы и содержание соответствующих дефиниций. Разные авторы толкуют эти понятияпо-разному, что затрудняет ихприменение в научном дискурсе.

Прежде всего, необходимо четко определить взаимоотношение самих секулярных понятий«педагогика»,    «образование»,    «воспитание»,

«обучение», «развитие» без предиката «православный» или «церковный».А здесь, как раз, и существует большая путаница, когда то одно, то другое из них пытаются представить, как более общее по отношению к прочим.

Обратимся к легальной дефиниции закона «Об образовании» 1992 г.: «Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства» [1]. Новый закон «Об образовании в Российской Федерации»2012 года более подробно раскрывает содержание понятия «образование», не изменяя его по существу по сравнению с прежним законом: «Образование - единый целенаправленныйпроцесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [2].

Как видим, новый закон определяет «образование» в двух аспектах: как процесс воспитания и обучения и как совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции. В этом, несомненно, заключена его положительная составляющая. Кроме того, в нем даны легальные дефиниции конструктов «воспитание» и «обучение»:

«Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства»;

«Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни» [2].

Данные определения, конечно, не лишены недостатков, однако само их появление в законе может быть оценено только положительно.И хотя законодатель отмечает, что данные основные понятия применяются «для целей настоящего Федерального закона» , очевидно, что значение легальных дефиниций значительно шире их только правового применения. Действительно, указанный нормативно-правовой акт регулирует все общественные отношения в сфере образования в нашей стране, поэтому попытка наделить основные понятия закона другим содержанием приведет только к возникновению общей путаницы.

Обратимся к современному учебнику психологии, рассматривающему, в том числе, и проблемы педагогики.

Категория «воспитание» раскрывается здесь на трех уровнях. В широком смысле под воспитанием понимается воздействие на личность общества в целом, в среднем смысле - целенаправленная деятельность, призванная сформировать систему качеств личности, взглядов, убеждений и поведения, и в узком смысле - решение конкретной воспитательной задачи, например, воспитание определенных черт характера, ценностных установок, поведенческих привычек и т.д. [3].

Как видим, определение «воспитания» в Законе 2012 года соответствует научному пониманию воспитания «в среднем смысле».

Категория «обучение» раскрывается в учебнике как «процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащихся» [3], что тоже соответствует легальной дефиниции.

В другом современном учебнике авторы предлагают другое понимание взаимоотношений обсуждаемых нами категорий. «В период становления педагогики как науки были определены три фундаментальные категории (основные понятия педагогики) — «воспитание», «обучение», «образование». «Воспитание» как всеобщая категория исторически включала в себя «обучение» и «образование» [4, с. 24]. Выдвигая данный тезис, авторы, тем не менее, не дают ему достойного обоснования. Более того, чуть ниже они сами себе противоречат:« Третья категория педагогики – «образование» – понимается как™ процесс обучения и воспитания человека» [4, с. 25].

Другие ученые, отметив отсутствие общепринятойопределенности в содержании данных категорий и происходящие из-за этого недоразумения, склоняются к признанию понятия «образование» общим по отношению к понятиям «воспитание» и «обучение», что с оответствует поним анию Закона 2012 года (См. напр. «Педагогика» под.ред. П. И. Пидкасистого [5, с. 5-6] и др.)

Педагогическая психология выделяет в качестве отдельной категории понятие «развитие»: «Развитие-это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных силчеловека» [3]. Автор выделяет развитие физическое, физиологическое, психическое, социальное, духовное [3]. Можно добавить интеллектуальное, нравственное, эстетическое и др.

Очевидно, что понимаемое таким образом «развитие» является как просто следствием жизнедеятельности личности, проходящей во времени и в определенных условиях, так и результатом направленного воспитания и обучения, в том числе и самовоспитания, и самообучения.

Характерно, что законодатель не выделил категорию «развитие» в числе основных понятий, но лишь упомянул ее в определении дефиниции «воспитание»:«воспитание–деятельность, направленная на развитие личности™». Впрочем, учеными утверждается, что между двумя этими явлениями существует взаимная связь: «В процессе воспитания человека идет его развитие, уровень которого затем влияет на воспитание, изменяет его. Более совершенное воспитание ускоряет темпы развития. На протяжении всей жизни человека воспитание и развитие взаимно обеспечивают друг друга»[3].

Определившись с границами и содержанием конструкта «образование» через раскрытие категорий «воспитание» и «обучение», входящих в его объем, можно дать определение самой педагогике.

«Педагогика представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека» [4, с. 26].

«Объектом педагогической науки является образование» [5, с. 7].

Т.е. педагогика–это наука об образовании. Впрочем, и это понятие может принимать разные значения. Так, ученые, говоря о педагогике, выделяют следующие смысловые категории.

  • 1.    Педагогика в «бытовом» смысле. Каждый человек в течение жизни выступает педагогом для членов своей семьи, товарищей, сотрудников по работе.

  • 2.    Педагогика как профессиональная практическая деятельность, связанная с передачей жизненного опыта от старшего поколения к младшему. Высшее проявление такой деятельности называют искусством.

  • 3.    Педагогика как наука.

  • 4.    Педагогика как учебная дисциплина.

  • 5    Педагогика как отрасль гуманитарного знания, входящая в общекультурный контекст современной жизни [4, с. 14].

В приведенной системе значений не вполне понятно, чем отличается понимание«педагогики» в третьей и в пятой ее смысловой трактовке.

Еще более сложно установить критерии различия православных «воспитания», «обучения», «образования», «педагогики» и тех же секулярных категорий.

Дело в том, что в православном христианстве существует определенный взгляд нацелый ряд фундаментальных проблем, имеющих непосредственное отношение к педагогике. Это вопросы происхождения и сущности человека, смысла и цели его жизни, способов достижения намеченных целей,понимания духовности, духовной жизни и духовной борьбы, вопросы бытия и действия Бога в мире, Его промысла о человеке, а также проблемы этики, основанной на заповедях Божиих, изложенных в Библии и раскрытых святыми отцами Церкви.

Православный ответ на эти вопросы в постановке педагогических целей, разработке методик и содержания образовательных курсов, реализации данных курсов в практической педагогике и делает ееправославной.

Другое кардинальное отличие православной педагогики от секулярной состоит в том, что первая дает человеку целостное мировоззрение, а вторая – нет. Секулярная педагогика не затрагивает большого и очень важного сектора человеческой души (сознания), сектора, отвечающего за религиозную веру, за понимание конечного предназначения человека, цели и смысла жизни конкретной человеческой личности, за твердое, основанное на метафизическом фундаменте, различение добра и зла.

Целостность мировоззрения может быть достоянием только религиозной педагогики, хотя и не обязательно православной. Если говорить образным языком, светская педагогика может дать человеку полностью снаряженный и готовый к плаванию корабль, но не может снабдить его картами с правильным указанием маршрута и пункта назначения, а также точным навигатором для преодоления всех возможных препятствий на пути следования к цели.Этой пустотой в самом главном, командном секторе корабля пользуются религиозные и политические пираты, захватывая даже самых светски образованных людей в тоталитарные секты или толкая их на нелепые поступки и преступления.

«Светская педагогика достаточно расплывчата в отношении конечной цели воспитания. Если для педагога-христианина главное-постараться в процессе воспитания раскрыть образ Божий в ребенке, то его секулярный коллега не имеет таких четких критериев. Он оперирует достаточно зыбкими понятиями - развивать духовность, формировать личность, ее творческие способности в соответствии с врожденными свойствами и мировоззрением человека, способствовать его социализации и т.д. Качественное определение, содержание самих понятий остаются за скобками, тонут в общих рассуждениях о Духовности» [6].

Словарные определения иногда делают акцент на религиозные традиции: «Православная педагогика-педагогика, разрабатывающая вопросы воспитания и обучения подрастающего поколения в традициях православия» [7]; либо на миропонимание, что глубже: «Православная педагогика–ветвь педагогического знания, в основе которого лежит православное мировидение и миропонимание» [8].

По В.В. Зеньковскому «смысл воспитания заключается в том, чтобы развить и укрепить находящиеся в душе ребенка силы; необходимо душу освободить от страстей, помочь ребенку в раскрытии образа Божия в нем» [9, с. 8]. Конечно, это описание именно православного воспитания. Этот же автор обращает внимание на то, что воспитывают ребенка не только отец или мать (или, добавим, школа),-но вся полнота жизни играет свою роль, и проблемаправославного воспитания разрешится легко, если будут существовать островки православной культуры [9, с. 10].

Необходимо добавить такое необходимое качество православной педагогики, как церковность. «В основе православной педагогики лежит понимание того, что вне Церкви, вне церковной жизни достичь основной цели воспитания и жизни не представляется возможным» [10, с. 28]. По мнению архим. Георгия (Шестуна) православная педагогика-это воцерковленная педагогика, и, одновременно, педагогика воцерковления. Воцерковить педагогику означает наполнить православным смыслом уже сложившийся научный и категориальный строй педагогики как теории, как науки. Педагогика воцерковления–это педагогика преображения, направленная на прояснение образа Божия в человеке в добродетели и даже в святости, что невозможно вне Церкви Христовой [10, с. 28].

Резюмируя все вышесказанное, попытаемся предложить собственное содержание указанных дефиниций, чтобы использовать их в дальнейшем в работах по православной педагогике.

Православное (церковное) воспитание - создание условий и направленное воздействие на развитие человеческой личности в целях достижения ею желания и способности к активному и творческому усвоению православных ценностных установок и православных моделей поведения.

Православное (церковное) обучение – деятельность и процесс передачи и приема опыта поколений в виде знаний, умений, навыков, компетенций, опыта деятельности,в основе которых лежит православное миропонимание.

Православное образование  -это  целенаправленный процесс православного воспитания и обучения, а также система приобретаемых в результате православного воспитания и обучения ценностных установок знаний, умений, навыков, компетенций, опыта деятельности и моделей поведения, в основе которых лежит целостное православное мировоззрение.

Православная (церковная) педагогика – это наука и учебная дисциплина, изучающая православное образование, которая вместе с тем является ипрактическойцеленаправленной деятельностью. Последняя состоит из двух взаимосвязанных компонентов:православного обучения или передачи новых для человека знаний, умений, навыков, компетенций, опыта деятельности,в основе которых лежит православное миропонимание, и воспитания, то есть направленного воздействия на развитие человеческой личности в целях усвоения ею православных ценностных установок и православных моделей поведения.

Список литературы Воскресные школы завтрашнего дня: центры детского творчества или миссионерские станы?

  • Ничипоров Борис, священник. Православное образование не должно быть образованием исключительно для православных.
  • Статья в сборнике: В какой школе учиться православному ребенку? «Сатись», СПб, 2008. -62 с.
  • Зеньковский В.В., протоиерей. Педагогика. Фонд «Христианская жизнь», Клин, 2002, 224 с.
  • Троицкая школа при Московском подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры. URL:http://www.blagoslovenie.su/index.php?option=com_content&task= view&id=72&Itemid=73 (дата обращения 08.01.2014).
  • Воскресная школа Санкт-Петербургского подворья монастыря Оптина пустынь/. URL:http://www. rp-c.ru/information.php?id=8 (дата обращения 08.01.2014).
  • Кураев, А., протодиакон. Миссионерский кризис Православия. «Никея», М.: 2010, 304 с.
  • Миссиология: учебное пособие. Отв. Ред. священник Александр Гинкель. Изд. 2-е, испр. и доп. -М.: Миссионерский отдел Русской Православной Церкви, 2010. -400 с.
  • Детско-юношеский центр «НоваяКорчева» . URL:http://www.novaya-korcheva.ru(дата обращения 08.01.2014).
  • Детско-юношеский центр «НоваяКорчева» . URL:http://www.novayakorcheva.ru (дата обращения 08.01.2014).
Статья научная