«Восьмерка» в тумане

Автор: Локоткова Светлана

Журнал: Прямые инвестиции @pryamyye-investitsii

Статья в выпуске: 8 (76), 2008 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/142168881

IDR: 142168881

Текст обзорной статьи «Восьмерка» в тумане

Задачка с тремя F

На этот раз руководители глав «большой восьмерки»обсуждали глобальные проблемы под кодовым названием «три F»: Finance, Fuel, Food (финансы, топливо, еда). Но на поверку выяснилось: о чем бы ни шла речь, о продовольственном кризисе или парниковом эффекте, бурно развивающиеся страны БРИК (Китай, Индия, Бразилия, Россия) оказывают на процесс такое воздействие, что принимать какие-либо решения по этим вопросам без их участия просто невозможно. Принять же сразу троих новичков в тесный сложившийся круг тоже не выход — это совершенно изменит формат организации. Так что из всех членов клуба Россия оказалась в наиболее выгодном положении.

«Возможно, на закрытых заседаниях капитаны «восьмерки» были более откровенны, но в итоговых документах саммита никаких свидетельств «глубокого анализа» ситуации нет — они изобилуют исключи тельно общими фразами и стереотипными формулировками. Мировые финансовый и продовольственный кризисы, резкий рост цен на энергоносители и изменение климата — вот четыре главные темы, которые обсуждались в Хоккайдо 7—8 июля на саммите G8. Единственным его достижением стало осторожно данное Джорджем Бушем обещание подключиться к делу борьбы с потеплением»,— говорит политический обозреватель «Евразийского дома» Шамсудин Мамаев.

Несмотря на постоянное падение курса доллара, призыв к укреплению американской валюты в итоговый документ так и не попал. Зато «восьмерка» подвергла критике непрозрачность суверенных фондов и призвала основных мировых нефтедобытчиков увеличить мощности. На что Россия, в лице Дмитрия Медведева, тут же ответила отказом. Правда, сторонам удалось прийти к определенному компромиссу относительно борьбы с продовольственным кризисом — Россия предложила, а «восьмерка» согласилась для его мониторинга учредить новый формат заседаний: в них будут принимать участие министры сельского хозяйства всех ее членов. Причем «восьмерка» приняла к рассмотрению и другое предложение российского президента — о проведении так называемого зернового саммита, где бы обсуждались причины роста цен на зерно и возможности стабилизации ситуации в этой сфере. Таким образом, учитывая, что заседания министров финансов «восьмерки» проводятся в формате G7, можно констатировать, что в аграрной сфере, в отличие от финансовой, Россия уже выступает на равных с остальными членами «восьмерки».

Романсы финансов

В ходе саммита не удалось сформировать новое видение мировой финансовой системы,

ПРЯМЫЕ ИН ВЕСТИ ЦИИ / №08 (76) 2008

Светлана ЛОКОТКОВА заявил заместитель министра финансов РФ Дмитрий Панкин по окончании встречи лидеров. Все едины во мнении, что та финансовая структура, которая была сформирована после Второй мировой войны, работает неэффективно. «Нужно искать новые институты или модифицировать старые, чтобы они могли реагировать на современный многополярный мир, где доминирует не одна валюта — доллар, а многие, и не одна страна — Соединенные Штаты, а ряд стран, как развитые, так и новые, быстро развивающиеся. Отвечать на эти вызовы старые институты не могут в полной мере», — считает замминистра.

На волне мирового финансового кризиса Россия вполне способна занять более значительное место в мировом распределении финансовых обязанностей и полномочий. Тему стабильности на финансовых рынках на саммите поднял президент России Дмитрий Медведев. Он заявил, что нынешняя архитектура финансовой безопасности «является недостаточной» и нуждается в изменении. Один из предложенных им выходов — сделать рубль резервной валютой. По крайней мере региональной. Но для этого нужна не только политическая воля. «Нужен стабильный нормальный экономический рост в стране, нужны нормальные стабильные финансовые условия для ведения бизнеса, в том числе и финансового, внутри страны, — подчеркнул Дмитрий Панкин. — Это будет способствовать тому, что все больше и больше контрактов будет заключаться не в долларах, не в евро, а в рублях». Однако в этом процессе есть и минусы: курс рубля станет более волатильным и более подверженным глобальным финансовым бурям. Итог таков: Минфин предлагает «более объективный, более взвешенный подход к изменению долей акционеров» в Международном валютном фонде и Всемирном банке. Проще говоря, предлагает увеличить в нем долю России.

Еда в обмен на этанол

Пожалуй, самой острой темой саммита стала дороговизна продовольствия. Весь мир ожидал конкретных решений по обузданию роста цен на зерно. Ситуация с продовольствием сложилась действительно критическая. С 2005 года стоимость ряда продуктов питания возросла на 80%. По оценкам Всемирного банка, скачок цен на продовольствие уже перевел более 100 млн. человек в разряд бедняков. И в ближайшее время в эту категорию попадет еще столько же. Во многих странах Азии и Африки уже проходят голодные бунты (см. 10-11). Подорожание продуктов ведет к стремительному росту инфляции, которая угрожает не только развивающимся государствам.

Но, несмотря на важность проблемы, лидерам ведущих мировых экономик так и не удалось выработать общую концепцию ее решения. В итоговом заявлении «восьмерка» лишь поддержала инициативу Дмитрия Медведева о ежегодной встрече министров сельского хозяйства всех восьми стран-участниц и о проведении ежегодного сельскохозяйственного форума, а также указала несколько других декларативных целей. Столь пустое заявление было принято потому, что страны не смогли прийти к единому мнению по поводу причин столь резкого подорожания продуктов питания, уверены эксперты.

США и ЕС утверждают, что причина бурного роста цен — увеличение потребления в развивающихся странах, прежде всего в Китае, где многомиллионное население стало иметь средств больше, чем на чашку риса в день. Однако накануне саммита влиятельнейшая британская газета

Guardian опубликовала выдержки из секретного доклада Всемирного банка. В документе говорилось, что 75% роста цен на продовольствие было вызвано увеличением производства биотоплива в Соединенных Штатах и Евросоюзе. По данным журналистов Guardian, Всемирный банк не опубликовал доклад, дабы не ссориться с Вашингтоном и Брюсселем. Ведь американцы и европейцы утверждают, что из—за биотоплива цены выросли лишь на 3%.

Столь жесткая защита этанола Соединенными Штатами и Европой объясняется тем, что западные правительства, озабоченные высокими темпами роста цен на нефть, перевели массовое производство биотоплива в разряд приоритетных национальных проектов. И если три года назад на производство этанола в США шло лишь 10% кукурузы, то сейчас — почти треть урожая зерновых. А в Западной Европе на производство биодизеля идет половина производимого растительного масла. И это несмотря на то, что производство этанола из зерновых культур — весьма дорогое удовольствие, нежизнеспособное без серьезных государственных субсидий.

Публикация доклада Всемирного банка добавила аргументов Бразилии, которая уже много лет добивается свободного доступа на западные рынки этанола, производимого из сахарного тростника. Лишь высокие импортные пошлины на бразильский этанол не дают этой стране увеличить производство биотоплива. Причем бразильцы упирают на то, что увеличение производства этанола из сахарного тростника не вызовет глобального роста цен на сахар. Международные эксперты с ними согласны.

«Цены на сахар, в отличие от цен на зерно, остаются прежними, — заявил на радио «Свобода» сотрудник мюнхенского исследовательского института IFO Манфред Шепе . — Это объясняется избыточным производством сахара во всем мире, в частности в Южной Америке. В Европе, например, производство сахара сейчас сократили».

Однако на саммите Соединенные Штаты и Европа не сдали свою этанольную промышленность. Более того, в итоговом заявлении нет ни слова о сокращении производства «зернового» этанола в связи с ростом цен на зерно — лишь абстрактное утверждение, что необходимо переходить на создание этанола из биологических отходов.

Мировой продовольственный кризис отразился и на России: правительство уже не справляется с растущими темпами инфляции, причиной которой в Минэкономразвития называют рост цен на зерно и другие продукты питания. Однако для решения глобальных проблем у России есть

6 геополитика

ПРЯМЫЕ ИН ВЕСТИ ЦИИ / №08 (76) 2008

существенный потенциал. По словам замминистра сельского хозяйства Владимира Измайлова , на мировом рынке зерна Россия сейчас занимает всего 5%. При этом доля в объеме посевных площадей — 9%, а потенциально Россия может производить до 14% зерна в мире.

Тем не менее еще один результат саммита «большой восьмерки», основной темой которого Япония хотела объявить противодействие изменению климата, явно не порадует неправительственных экологов. На волне кризиса продовольственных рынков изменилось отношение к генно-модифицированным продуктам (ГМО). «Мы понимаем, что накормить Африку без использования ГМО невозможно», — заявил Дмитрий Панкин .

G8 нужно развитие

И о главном. Россия, как производитель нефти и газа, фактически единственная страна «большой восьмерки», которая получает прибыль от роста цен на нефть.

По словам Дмитрия Панкина , стоимость нефти должна определяться по базовым характеристикам спроса и предложения, а не спекуляциями на бирже. Россия уже сделала все необходимое, чтобы увеличить добычу нефти: правительство обещало как минимум сохранить в будущем объемы добычи углеводородов на уровне 2007 года. Более того, созданы дополнительные стимулы для роста производства нефти. К примеру, либерализован НДПИ, а освобождающиеся в связи с этим средства нефтяных компаний должны направлять в геологоразведку.

Россия даже присоединилась к соглашению по повышению энергоэффективности и снижению выбросов парниковых га зов — к 2050 году страны «восьмерки» договорились снизить эмиссию СО2 в атмосферу на 50%. И хотя на долю крупнейших экономик мира приходится более половины мирового ВВП, их усилий для глобального изменения негативного тренда будет недостаточно. А наиболее бурно развивающиеся страны, Китай и Индия, отказались подписывать соглашение. Это означает, что даже если страны G8 к 2050 году снизят выбросы СО2 на 100%, например в силу новых технологических решений, 42 года все равно будут потрачены впустую.

Незапланированно, но вполне предсказуемо участники саммита столкнулись с проблемой расширения клуба. Развивающиеся страны все чаще приглашают в качестве сторонних наблюдателей на встречи «большой восьмерки». Однако она еще очень далека от партнерства на равных по ту сторону милых групповых портретов и договоренностей. А ведь эти государства уже вполне готовы постепенно брать на себя глобальную ответственность. Например, тема защиты климата. Без Китая — на сегодняшний день самого крупного в мире производителя парниковых газов, за которым следуют США, — договор, который придет на смену Киотскому, просто не имеет смысла. И в борьбе с бедностью в Африке такие страны, как Китай, сегодня играют все более важную роль. Да и при обсуждении цен на нефть или финансовых рынков, «восьмерка» оказывается бессильной. И даже там, где способна предпринять какие-то меры, она демонстрирует слабость.

Так, на саммите в шотландском Глиниг-лсе члены «большой восьмерки» решили значительно увеличить затраты на помощь развивающимся странам в соответствии

Главы государств решили спуститься на землю с экономическими достижениями. Вместо этого затраты сократились. Другой пример: в Хайлигендамме была достигнута договоренность сократить выбросы парниковых газов. В реальности этих убийц климата практически во всех странах-участницах «большой восьмерки» обуздать не удалось. Вот и в этот раз, на Хоккайдо, обсуждалась возможность создания глобальных резервов и более массированного применения генных технологий в сельском хозяйстве. Но очень быстро всем стало очевидно: все это приведет к дальнейшему росту цен на продовольствие и только укрепит зависимость развивающихся стран от некоторых западных сельхозконцернов.

«Главный вопрос саммита — каким образом наиболее развитые страны могли бы повести за собой мир, чтобы реально противостоять назревающему мировому экономическому кризису, — так и остался открытым. Это значит, что дредноут американской экономики, постепенно теряя ход, по-прежнему будет плыть вперед столь же невозмутимо, как корабль Феллини. А спасение утопающих останется делом самих утопающих», — заключает Шамсудин Мамаев .

«Большая восьмерка» столкнулась лицом к лицу не только с кризисом легитимности, но и с отсутствием доверия. Либо она принимает в свои ряды важнейшие развивающиеся страны и вводит механизмы санкций в случае, если решения не выполняются на практике, либо эти помпезные встречи вообще утрачивают смысл. Участники G8 не должны в таком случае удивляться, что призывы к роспуску «восьмерки» будут становиться все громче. v

Статья обзорная