Восприятие, действие и идентификация в театре

Автор: Александра Андреевна Жегульская

Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica

Рубрика: Социология

Статья в выпуске: 6, 2021 года.

Бесплатный доступ

В данной статье предпринимается попытка рассмотреть, как изменяется общая структура восприятия во время театральных представлений. Анализируется восприятие в целом, утверждается, что основной его характеристикой является то, что оно взаимозависимо с действием. Акцентируется внимание читателя на особенностях так называемого «театрального восприятия» как специфического типа восприятия, допускающего возможность действия в ходе спектакля. В статье постулируется, что данное явление не может быть в достаточной степени проанализировано без учета ориентированности восприятия на действие как таковое. Однако есть существенная разница между тем, как действие характеризует наше восприятие в театре и в повседневной жизни. В быту мы воспринимаем объекты через совершаемое ими действие для нас, театральное же восприятие основывается на действии объекта для кого-то другого (то есть для одного из персонажей сцены). Это различие имеет решающее значение для понимания классического вопроса идентификации и вовлеченности персонажей.

Еще

Театральное восприятие, действие, отстраненное восприятие, воображение изнутри, центральное воображение, идентификация

Короткий адрес: https://sciup.org/149132245

IDR: 149132245   |   DOI: 10.24158/tipor.2021.6.7

Список литературы Восприятие, действие и идентификация в театре

  • Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. М., 1977. 413 с.
  • Бурдье П. Социальное пространство и генезис «классов» // Социология политики. М., 1993. С. 78–92.
  • Симонова О.А. К формированию социологии идентичности // Социологический журнал. 2008. № 3. С. 45–61.
  • Кули Ч.Х. Социальная самость // Американская социологическая мысль : тексты / под ред. В.И. Добренькова. М., 1994. С. 172–179 ; Мид Дж. Интернализованные другие и самость // Американская социологическая мысль : тексты / под ред. В. И. Добренькова. М., 1994. С. 121–122 ; Парсонс, Т. О социальных системах / под ред. В.Ф. Чесноковой и С.А. Белановского. М., 2002. 832 с.
  • Allen R., Smith M. Film Theory and Philosophy. Oxford, 1997. 486 р. https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780198159216.001.0001.
  • Walton K.L. Mimesis as Make-Believe: On the Foundations of the Representational Arts. Cambridge, 1990. 450 р.
  • Currie G. Image and Mind: Film, Philosophy, and Cognitive Science. Cambridge, 1995. 282 р. https://doi.org/10.1017/cbo9780511551277.
Статья научная