Восточный вектор развития йога-туризма: мир и Россия

Автор: Чистобаев А.И., Грудцын Н.А., Семенова З.А.

Журнал: Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент @vestnik-bsu-economics-management

Статья в выпуске: 3, 2023 года.

Бесплатный доступ

В статье освещаются тенденции развития и особенности организации йога-туризма на мировом уровне и в российских регионах. Показано, что этот вид медико-терапевтического туризма, возникнув в далекой древности в Индии, широко распространился по всему миру, но главными его центрами по-прежнему остаются те страны и регионы, в которых развитие йога-туризма обусловлено признанными медициной или слывущими среди населения оздоровительными свойствами геосистем, уникальными способностями и приобретенными навыками представителей культовых структур из числа титульного населения. Установлено, что наибольшее количество йога-туров характерно для стран Юго-Восточной Азии - Непала, Индии и Индонезии, а из стран других регионов - Марокко, в существенно меньшей мере - Греции. В Российской Федерации йога-туризм сегодня также широко распространился по территории страны, но преимущественные предпосылки для его устойчивого развития характерны для республик Алтай и Бурятия - самых северных ответвлений центрально-азиатской культурно-исторической вариации буддизма. Выявленные тренды развития йога-туризма свидетельствуют, с одной стороны, о недостаточном внимании государственных и бизнес-структур России к данному виду деятельности, а с другой - о больших неиспользованных ресурсах и как следствие о значительных перспективах его развития. На примере Республики Бурятия охарактеризованы имеющиеся здесь ресурсы и основные направления развития йога-туризма.

Еще

Медико-терапевтический туризм, здоровьесбережение, медицинские услуги, рекреация, туристические дестинации, буддизм, духовные практики, макрорегионы, регионы России, республика бурятия

Короткий адрес: https://sciup.org/148327275

IDR: 148327275   |   DOI: 10.18101/2304-4446-2023-3-130-139

Текст научной статьи Восточный вектор развития йога-туризма: мир и Россия

Происходящая в настоящее время трансформация мирового порядка отражается на всех сторонах жизнедеятельности людей, обусловливает смену трендов геополитического и социально-экономического развития Российской Федерации и ее регионов. Существенные изменения происходят в сфере туризма и рекреации, которая оказалась особенно чувствительной к происходящим переменам в истории страны и жизни людей. Так, эпидемия коронавируса COVID-19 на длительное время практически полностью разрушила сложившуюся ранее организацию пляжного и познавательного туризма, существенно сказалась на состоянии делового и некоторых других видов туризма[1]. Вслед за этим последовали кризисные явления на транспорте, особенно воздушном, а также во многих других составляющих экономики сферы услуг. Введение США и преобладающим большинством европейских и некоторых других стран экономических и финансовых санкций против России и россиян практически свело на нет туристические потоки в западном направлении. Остановилась работа специализирующихся на этом сегменте туризма и рекреации агентств и операторов. Существенно снизились доходы от туризма на уровнях государственного и муниципального управления.

Негативные последствия в сфере туризма и рекреации могли бы быть существенно ниже при условии более масштабного развития внутреннего туризма, придания приоритета в государственной и региональной политике восточному вектору въездного и выездного международного туризма. Упрочению этого вектора развития российского рынка туризма способствует происходящая сегодня интеграция государств в рамках таких межгосударственных союзов и объединений, как ЕврАзЭс, БРИКС, ШОС и др. Пока туристический поток из этих стран направлен преимущественно в европейскую часть России, прежде всего в Москву и Санкт-Петербург, но постепенно возрастает и роль городов, расположенных в восточной части страны. Для туристов из Китая и Монголии этот маршрут уже освоен, со временем он может быть востребован и со стороны граждан других азиатских стран. При этом речь идет не только о культурно-познавательном туризме, но и медико-терапевтических видах, основанных на использовании бальнеологических ресурсов, аттрактивности ландшафтов, традиционных методов оздоровления организма. К числу последних относится получивший уже определенное развитие в ряде российских регионов йога-туризм, осуществляемый в целях изучения духовных практик, поддержания здорового образа жизни.

Одним из основных регионов становления и устойчивого развития йога-туризма в России является Республика Бурятия, которая относительно потенциальных зарубежных клиентов располагает рядом преимуществ по сравнению с другими восточными регионами страны, а именно: удобным транспортногеографическим положением, значительной долей населения, исповедующего характерную для этого вида туризма религию — буддизм. Причем это не только собственно этнические и конфессиональные особенности населения, но и специ- фика природно-географических условий, наличие уникальных памятников культуры и истории.

Анализ и оценка совокупности факторов и путей развития йога-туризма на мировом и российском уровнях, апробация полученных при этом результатов на примере одного из субъектов Российской Федерации — Республики Бурятия — являются целью данного исследования.

Материалы и методы

Специальная централизованная статистическая отчетность в системе «Росстата» по йога-туризму практически отсутствует, поэтому главным источником информации для данного исследования послужила сеть Интернет, в том числе официальные сайты Федерации йоги России и аналитического агентства «ТурСтат». Значительная часть сведений почерпнута из литературных источников. Определенную роль в получении информации сыграли личные наблюдения авторов, а также анкетные опросы и экспертные интервью.

Научные подходы к исследованию: исторический, геосистемный, геоситуаци-онный, сравнительно-географический, программно-целевой. Методы исследования: анализ и синтез, аналогов и ключей, картографический, ГИС-технологий.

Исследование опирается на многолетний опыт научно-исследовательской работы авторов по проблематике здоровьесбережения, медицинского и оздоровительного туризма, в том числе накопленный при выполнении исследований по грантам РФФИ, в настоящее время — и по гранту РНФ.

Результаты и обсуждение

Феномен йога-туризма. История возникновения и дальнейшего развития йога-философии всесторонне освещена в научной литературе [2–5], поэтому нет необходимости подробно останавливаться здесь на этом вопросе. Отметим лишь, что понятие йоги возникло, предположительно, более пяти тысяч лет назад в индийской культуре, затем распространилось на другие страны (Таиланд, Непал, Шри-Ланка, Малайзия, Индонезия), позднее йога проникла в Персию и Грецию. Что касается истории йога-туризма как основания для путешествий с целью изучения духовных практик и поддержания здорового образа жизни, то она насчитывает не менее тысячи лет [7].

В широком смысле «йога» означает совокупность разработанных в различных направлениях индуизма и буддизма духовных и физических практик, нацеленных на укрепление и развитие духа человека, улучшение его нравственных качеств, раскрытие новых возможностей; в узком — на изменение нравственного состояния человека в мире [8]. Целевая функция йога-туризма состоит в достижении возвышенного психического и духовного состояния человека. В наше время широкому распространению этого вида туризма, вбирающего в себя оздоровительную, медицинскую и духовную функции, способствовало утверждение в 2014 г. Организацией Объединенных Наций Всемирного дня йоги — 21 июля 1 .

Йога-туризм в зарубежных странах. Информация, полученная с сайта Bookyogaretreats2, показывает, что наибольшее количество заявленных туров по йога-туризму приходится на страны Азии. В этом отношении лидируют Непал, Индия и Индонезия; из стран других континентов выделяется Марокко (табл. 1). Очевидно, для первых трех стран основным фактором развития йога-туризма является конфессиональный, а для названной африканской страны (регион Магриба), в которой 98,7 % населения исповедуют ислам, сказываются благоприятные физико-географические условия для серфинга — комплементарного вида активностей среди прибывающих сюда туристов, увлеченных йогой.

Таблица 1

Распределение заявленных йога-туров по странам мира (2023) 1

Макрорегионы

Страны

Количество туров

Азия и Океания

Непал

49

Индия

29

Индонезия

23

Африка и Ближний Восток

Марокко

24

Турция

7

Южная Африка

5

Европа, Северная и Южная Америки

Перу

8

Греция

7

Италия

6

По продолжительности приведенные в таблице 1 туры подразделяются следующим образом: от 3 до 7 дней — 59 туров; от 1 до 2 недель — 162; более двух недель — 23. Отметим, что в данном случае рассматриваются только непосредственно йога-туры, которые являются далеко не самыми востребованными способами проведения йога-активности (рис. 1). Выделение для йога-туров продолжительностью более трех дней связано с тем, что за это время турист может съездить в соседний регион или страну, в то время как за два дня он сможет посетить места аттракции только в рамках региона проживания.

Йога-туризм на российском рынке. По данным ТурСтат, в 2017 г. в России занятия йогой в поездках оценивались в более 300 тыс. человек ежегодно, включая туристов, отправляющихся в специализированные туры по стране и за рубеж. Расходы в расчете на одного туриста в йога-туре по России — без стоимости проезда — составили в среднем от 10 до 30 тыс. р. 1 В таких турах участвовали преимущественно женщины от 35 до 55 лет (около 85%). У мужчин йога-туры менее популярны 2 , что свидетельствует о том, что мотив поездки для них скорее психологический, чем религиозный, и осуществляется в целях укрепления здоровья, снятия напряжения от стрессов.

Согласно информации сайта 3 российскому туристу в 2023 г. предлагается 161 вариант йога-туров на родном языке в России и за рубежом, а при включении в выборку туров на английском языке их число увеличивается до 172. Среди российских регионов выделяются республики: Кабардино-Балкария, Алтай, Бурятия, Дагестан, Крым; области: Иркутская, Калининградская, Московская, а также Краснодарский край.

Стоит обратить внимание на то обстоятельство, что йога-туризм не получил существенного развития в Республике Калмыкия, где титульное население исповедует буддизм. На наш взгляд, этот факт свидетельствует о недостаточном внимании к медико-терапевтической деятельности со стороны лиц, принимающих управленческие решения.

Число туров в прибайкальских регионах, где среди населения значительна доля буддистов, немного. Так, по данным того же сайта в 2023 г. запланировано всего шесть туров. Это совпадает с информацией и в других источниках 4 . Тем не менее приведенные показатели свидетельствуют о больших возможностях развития здесь йога-туризма, особенно в Республике Бурятия — главном российском центре буддизма.

Однако надо заметить, что развитию йога-туризма в регионах, в которых проживают преимущественно русские, уделяется немало внимания, включая государственный уровень. Так, например, в Липецкой области реализуется программа по подготовке инструкторов-волонтеров для пожилых жителей по пяти направлениям йоги: общий оздоровительный эффект; динамическая суставная гимнастика; дыхательная гимнастика; оздоровительная гимнастика для пожилых людей с ограниченными возможностями здоровья; цигун для начинающих. Занятия проводятся в рамках проекта «Липецкое долголетие расширяется», поддержанного Фондом президентских грантов5. Подобные программы, реализуемые в рамках президентских грантов, есть также в Республике Татарстан, Калининградской и Ульяновской областях1.

Йога-туризм в Республике Бурятия. Развитию в этом российском регионе йога-туризма способствуют этноконфессиональные особенности титульного населения, традиционные восточные методы лечения, аттрактивность ландшафта, непосредственное примыкание к уникальному туристическому объекту — озеру Байкал, относительная территориальная близость к Монголии и Китаю. Так, последний фактор обусловил формирование международного медикотуристического кластера, основные элементы которого выражаются в совместном выполнении грантов, проведении симпозиумов и научных конференций, образовательном процессе по программам бакалавриата, магистратуры и ординатуры, производстве лекарственных средств, применении уникальных видов диагностики и лечения больных. Реализация этих форм сотрудничества с соседней Монголией облегчается установленным в 2014 г. безвизовым режимом 2 . С Китаем и Южной Кореей сотрудничество носит эпизодический характер, хотя имеются все предпосылки для его усиления, особенно вследствие переориентации российского геополитического вектора с Запада на Восток, укрепления внешнеэкономических связей России со странами Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

Внутри Российской Федерации межрегиональное сотрудничество Бурятии в сфере здоровьесбережения пока носит одностороннюю направленность: республика выступает как реципиент медицинских и оздоровительных услуг. Исключение составляют только те виды лечения, которые базируются на традиционной восточной и тибетской медицине. Однако, как свидетельствуют проведенные нами анкетные опросы студентов СПбГУ, обучающихся по непрофильным для медицины и туризма специальностям, и эти направления здоровьесбережения в Бурятии им мало известны. Очевидно, сказываются недостатки в формировании брендинга и рекламы, причем не только в медицинском туризме, но и в туризме в целом. Не по этой ли причине почти половину международного туристического потока в Бурятию составляли граждане Монголии? (рис. 2).

Республика Бурятия в потенциальном туристическом брендинге выгодно отличается от других российских регионов: в ней насчитывается более 300 памятников природы, два биосферных заповедника, природный заказник, 50 дацанов, 12 буддийских общин. Среди религиозных объектов — Центр буддийской общины Иволгинский дацан (Хамбы́ н Хурэ́), старейший храм в Бурятии — Анинский дацан («Ганда́н Шаддубли́нг»), Эгитуйский дацан («Дамчо́й Равжели́нг»).

В Бурятии функционируют частный медицинский центр «Диамед» и государственное учреждение «Республиканский клинический лечебнореабилитационный центр “Центр восточной медицины”» — единственное в Рос- сии учреждение, специализирующееся на восточных методах диагностики и лечения в условиях стационара [9]. Совокупность этих объектов может привлечь въездных туристов.

Рис. 2. Структура въездного туризма в Республике Бурятия (2019) (оставлено авторами по данным сайта «Визит Бурятия») 1

Основная часть культовых и других достопримечательных объектов располагается на локальной территории (рис. 3), что облегчает формирование туристиче- ских маршрутов. Культовые и природные достопримечательности

  • 9 Аминами дацан 9

Бзрузиномй государственный природный биосферный эзлоеедник имени К. А Забелина 9 Дацан "Реепоме Багша* 9 Дацан Гзндлн 9 Дацан Угнасай 9

Дацан у Лика Боп*ги РжжммьеСзржвзти 9

Джергижжмй государственный природный заповеди*

Зун-ун Даржагмнг-

Буддийсены Женен* Дацан

Иклпмсшй дацан 9 Ин»«жий Сад Каьмей 9

Кэбаносий государс7вен>-ый прирсеяь* аакаэник 9 Камень БухзгШупун 9 Кинин гнномй Дацан 9

Международный Буддииао*

Прирадны* пэм1ттн*м реслубльеи Бурятии 9

Улан-Удэнсзай дацан Хаыбын Хурэ Цогиен дут» 9

Фролт*кя« государственный природный

Рис. 3. Культовые и природные достопримечательности Республики Бурятия (составлено авторами)

  • 1    Министр туризма РБ рассказала об основных итогах 2019 года в туризме. URL: http://www.visitburyatia.ru/news/section-105/item-391084 (дата обращения: 12.05.2020). Текст: электронный.

Заключение. Сотрудничество Республики Бурятия в сфере туризма будет укрепляться как на международном, так и на межрегиональном уровнях. Наиболее тесные международные связи, как и в настоящее время, будут характерны для соседней Монголии, а также Китая и других стран Юго-Восточной Азии. Что касается непосредственно йога-туризма, то в этом виде медико-терапевтической деятельности лидерство будет принадлежать странам постсоветского пространства. На внутрироссийском рынке йога-туризма равные шансы имеют как восточные, так и западные регионы страны: первые — из-за удобства транспортногеографического положения, вторые — из-за силы экзотики природы и культурно-исторического наследия.

Действенными инструментами в обеспечении устойчивого развития международного и внутреннего туризма должны стать брендинг и реклама. Большие надежды возлагаются на сайт «Визит Бурятия».

Для практической реализации рекомендаций по развитию специфических видов туризма следует обратиться к опыту других российских регионов и зарубежных стран. В частности, этот опыт получил подробное освещение в наших публикациях [10; 12].

Список литературы Восточный вектор развития йога-туризма: мир и Россия

  • Семенова З. А., Чистобаев А. И., Грудцын Н. А. Особенности развития медицинского туризма в условиях пандемии // Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2021. Т. 16, № 4. С. 1661-1667. Текст: непосредственный.
  • Севостьянова И. Ю., Малыгина М. В. Йога-туризм как новое направление на оздоровительном туристическом рынке // Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов: материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 85-летию КНИТУ-КАИ. Казань, 2016. С. 543546. Текст: непосредственный.
  • Андрияничева П. А., Бабаш К. Е. Развитие йога-туризма в России: стратегии и решения // Спорт, туризм и гостеприимство в образовательном пространстве: инновации и перспективы развития: сборник материалов международной научно-практической конференции / Московский государственный университет спорта и туризма. Москва, 2022. С. 100-105. Текст: непосредственный.
  • Батоева С. А., Лях О. А. Перспективы организации йога-туров в Забайкальском крае // Туризм: право и экономика. 2022. № 4. С. 12-17. Текст: непосредственный.
  • Yoga tourism as a niche within the wellness tourism market / X. Y. Lehto, S. Brown, Y. Chen & A. M. Morrison // Tourism Recreation Research. 2006. № 31(1). Р. 25-35.
  • Oznalbant E., Alvarez M. D. A socio-cultural perspective on yoga tourism // Tourism Planning & Development. 2020. № 17(3). Р. 260-274.
  • Bhavanani Y. M. D. The history of yoga from ancient to modern times. 2011. Р. 1-21.
  • Батоева С. А., Носова Г. П. Йога-туризм как туристический феномен в Российской Федерации // Проблемы и перспективы развития туризма в Российской Федерации: сборник научных трудов. Симферополь, 2021. С. 112-115. Текст: непосредственный.
  • Башкуева Е. Ю., Ринчинова О. С. Потенциал восточной медицины в развитии региональной экономики Республики Бурятия (на примере деятельности ГАУЗ «Центр восточной медицины») // Московский экономический журнал. 2018. № 5. URL: https ://qje. su/otraslevaya-i-regionalnaya-ekonomika/mo skovskij -ekonomicheskij -zhurnal-11-2019. (дата обращения: 10.04.2023). Текст: электронный.
  • Семенова З. А., Чистобаев А. И. Медицинская география и здоровье населения: эволюция знания: монография. Санкт-Петербург: Европейский Дом, 2015. 252 с. Текст: непосредственный.
  • Семенова З. А., Чистобаев А. И Медицинский туризм в Санкт-Петербурге с позиций концепции зеленого роста // Эколого-географические проблемы перехода к зеленой экономике: материалы международного научного семинара и 23-й сессии Объединенного научного совета по фундаментальным географическим проблемам при МААН и Научного совета по фундаментальным географическим проблемам РАН / главный редактор В. С. Хомич. Минск, 2019. С. 159-168. Текст: непосредственный.
  • Чистобаев А. И., Семенова З. А., Грудцын Н. А. Менеджмент партнерства государства и бизнеса в лечебно-оздоровительном туризме // Вестник Национальной академии туризма. 2019. № 3(51). С. 32-35. Текст: непосредственный.
Еще
Статья научная