Вовлечение в занятие проституцией по УК Республики Таджикистан и УК Российской Федерации: сравнительно-правовой анализ
Автор: Акобиршоев Хамди Рахматшоевич
Журнал: Общество: политика, экономика, право @society-pel
Рубрика: Право
Статья в выпуске: 6, 2018 года.
Бесплатный доступ
Начиная с самых ранних этапов развития человеческой культуры проституция являлась одной из наиболее значимых социальных девиаций. В данной статье проводится сравнительно-правовое изучение уголовного законодательства Республики Таджикистан и Российской Федерации на предмет содержания норм, предусматривающих ответственность за вовлечение в занятие проституцией. Подобный анализ дает возможность установить общие закономерности и различия нормативных положений, что в свою очередь может способствовать гармонизации и совершенствованию законодательной практики. Автор приходит к выводу о необходимости коренной модернизации норм уголовного законодательства Республики Таджикистан в этой области. Научная новизна представленного исследования заключается в предложенной новой редакции статьи 239 Уголовного кодекса Республики Таджикистан (Вовлечение в занятие проституцией).
Проституция, вовлечение, принуждение, зарубежный опыт, общественная нравственность, уголовный кодекс, республика таджикистан, российская федерация
Короткий адрес: https://sciup.org/14932301
IDR: 14932301 | DOI: 10.24158/pep.2018.6.20
Текст научной статьи Вовлечение в занятие проституцией по УК Республики Таджикистан и УК Российской Федерации: сравнительно-правовой анализ
Изучение зарубежного законодательства дает неоспоримые преимущества при рассмотрении отечественной системы права. Путем сопоставления правовых норм разных государств вероятность выделить общие закономерности и определенные различия явно возрастает, что в свою очередь позволяет наполнить действующее право своей страны новыми идеями и аргументами.
Независимость Республики Таджикистан (далее – РТ) была провозглашена 09.09.1991 г. Начиная с момента образования и до сегодняшнего дня страна ведет курс на гармонизацию законодательства с правовыми нормами Российской Федерации.
Несмотря на то что непосредственным объектом при вовлечении в занятие проституцией по УК РТ и УК РФ выступает общественная нравственность, при определении места данного преступного деяния в структуре уголовных законов названных стран наблюдаются различия. Так, статья 239 УК РТ, которая посвящена рассматриваемой проблеме, содержится в разделе X «Преступления против общественного порядка и нравственности» и в гл. 25 «Преступления против общественного порядка и нравственности». В УК РФ исследуемая норма находится в разделе IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» и в гл. 25 «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности».
Уголовный кодекс РТ в ч. 1 ст. 238 в качестве обязательного признака устанавливает следующие способы совершения данного противоправного деяния [1, с. 495]:
-
1) применение насилия или угрозы его применения:
-
а) в данном случае под насилием следует понимать насилие именно физического характера – т. е. побои, истязание, причинение физической боли, ограничение свободы;
-
б) угроза применения насилия – это психическое воздействие, выражающееся в намерении использовать как физическое насилие, так и бранные слова, в случае если потерпевший
откажется выполнять предъявленные требования; при этом вовлекаемый должен осознавать вероятность реального применения насилия в отношении как себя, так и своих близких;
-
2) использование зависимого положения означает, что лицо, которое вовлекается в проституцию, находится в финансовой (вовлекаемая получает финансовую поддержку в виде денег, проживает в его доме, имеет перед ним финансовую задолженность), служебной или иной зависимости от вовлекаемого и не имеет возможности изменить свое положение, поскольку вовлекаемый пользуется этим:
-
а) шантаж – психическое воздействие на потерпевшего, которое заключается в разглашении позорящих сведений о личности потерпевшего, а также его близких; такая информация может существовать или не существовать;
-
3) уничтожение или повреждение имущества:
-
а) под уничтожением имущества понимается его ликвидация или приведение в состояние негодности, когда оно не может быть восстановлено;
-
б) под повреждением имущества понимается невозможность его полноценного использования, однако функциональные свойства могут быть восстановлены;
-
4) обман – умышленное введение в заблуждение одним лицом другого, поддержание у него данного состояния путем сообщения ему недостоверной информации или умолчание о разных сведениях, явлениях, действиях.
Статья 240 УК РФ не определяет способы вовлечения, однако в ч. 1 предусмотрено, что деяние не носит насильственного характера. К таковым могут относиться шантаж, угроза приведения в негодность либо деформации имущества, просьба, обещание, обман, а также возбуждение низменных чувств и др. [2, с. 507–508]. Объективная сторона данного преступления по УК РТ заключается только в таком действии, как вовлечение в занятие проституцией, в то время как по УК РФ она состоит в совершении следующих действий:
-
– вовлечение в занятие проституцией;
-
– принуждение к продолжению занятия проституцией.
Такие действия, как вовлечение и принуждение, в УК РФ являются самостоятельными. Способы принуждения, кроме насильственного, не влияют на квалификацию. Различие между данными действиями заключается в том, что вовлечение подразумевает действия активного характера, имеющие целью возбудить в лице желание заняться проституцией; под принуждением следует понимать противоправное воздействие на волю лица в целях побуждения продолжить это занятие [3]. В Уголовных кодексах РТ и РФ вовлечение в занятие проституцией имеет всегда прямой умысел, т. е. субъект понимает общественную опасность своих действий или бездействия и желает поступать таким образом.
Субъектом рассматриваемого преступления по уголовному законодательству Республики Таджикистан выступает лицо, достигшее 16-летнего возраста и вовлекающее в занятие проституцией. По уголовному законодательству РФ это также вменяемое лицо, достигшее 16 лет, которое вовлекает в занятие проституцией или принуждает продолжать заниматься этой деятельностью. Однако следует отметить, что в ч. 3 ст. 240 УК РФ субъектом выступает этот же человек, т. е. при вовлечении несовершеннолетнего в занятие проституцией субъектом данного противоправного деяния является также несовершеннолетнее лицо.
По нашему мнению, 16-летний подросток, который вовлекает в занятие проституцией лицо, достигшее 17 лет, не должен нести повышенную уголовную ответственность по этой норме. Мы полагаем, что в этой части на квалификацию должен влиять возраст не только потерпевшего (несовершеннолетнего), но и субъекта преступления, который имеет полную дееспособность и в полном объеме отвечает за совершенные деяния.
Вовлечение в занятие проституцией в УК РТ по степени общественной опасности относится к правонарушениям небольшой тяжести. В УК РФ оно принадлежит к категории преступлений средней тяжести.
Вовлечение в занятие проституцией по УК РТ считается оконченным с момента, когда под физическим или психическим воздействием потерпевший вступает в половой контакт с другим лицом. Однако в случае, когда имелось такое воздействие, но потерпевший еще не занимался проституцией, ни разу не вступал в половой контакт или не осуществлял другие действия сексуального характера, действия лица считаются приготовлением или покушением на вовлечение в занятие проституцией.
В УК РФ не существует различия между такими действиями, как вовлечение в занятие проституцией и принуждение к его продолжению. В первом случае преступление считается оконченным с момента вовлечения, при этом факт, начало ли лицо заниматься проституцией или нет, не имеет значения, в то время как во втором случае преступление считается оконченным, когда целью является пресечение попыток прекращения занятия проституцией, предпринимаемых потерпевшим. Так или иначе преступление считается оконченным с того момента, когда субъектом были совершены действия насильственного либо ненасильственного характера, вне зависимости от того, удалось склонить потерпевшего к занятию или продолжению занятия проституцией либо нет. Мотивом при совершении данного правонарушения чаще всего выступает корысть, однако это не влияет на его квалификацию.
Квалифицирующим признаком состава, предусмотренного в ст. 238 УК РТ, кроме совершения данного преступления организованной группой, является также вовлечение в занятие проституцией повторно. Согласно ст. 19 УК РТ под повторностью понимается «совершение двух преступлений или более, предусмотренных частью другой статьи или одной и той же статьей Кодекса». Однако совершение двух преступлений и более, предусмотренных разными статьями УК Республики Таджикистан, может быть признано повторностью «только в случаях, специально указанных в Особенной части настоящего Кодекса». Правонарушение не считается повторным, если «за ранее совершенное преступление лицо было освобождено от уголовной ответственности либо судимость за это преступление была погашена или снята в установленном законом порядке» [4].
Российский законодатель к квалифицирующему признаку состава, предусмотренного в ст. 240 УК РФ, кроме существующих способов, добавил также вовлечение в занятие проституцией «с перемещением потерпевшего через Государственную границу РФ или незаконным удержанием его за границей». Перемещение потерпевшего через границу означает, что потерпевший любым способом пересекает ее в целях занятия проституцией [5, с. 579–580].
Противозаконное удержание за границей для занятия проституцией может выражаться в разных умышленных действиях, препятствующих возвращению потерпевшего в Россию. К ним могут быть отнесены действия, связанные не только со свободой перемещения потерпевшего за пределами страны, но и с лишением его материальных средств, документов, необходимых для возвращения из-за границы, и т. д. [6].
В УК РТ не предусмотрен такой состав. Однако нередко из Таджикистана девушек и женщин вывозят за рубеж, например в Объединенные Арабские Эмираты, для последующего вовлечения их в занятие проституцией. При этом мало кто из них осуществляет подобную деятельность осознанно – в большинстве случаев данные лица подвергаются сексуальному эксплуатированию.
Особенность УК РТ заключается в том, что он не содержит самостоятельной нормы, которая бы устанавливала ответственность за вовлечение несовершеннолетних в занятие проституцией. В части 1 ст. 166 УК Республики Таджикистан, определяющей уголовную ответственность за «вовлечение несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий», предусмотрена ответственность за вовлечение несовершеннолетних в занятие проституцией. Данная норма, являясь универсальной, наряду с вовлечением несовершеннолетних в занятие проституцией, подразумевает ответственность за «вовлечение несовершеннолетних в систематическое употребление спиртных напитков, систематическое немедицинское употребление сильнодействующих или других одурманивающих веществ, бродяжничество или попрошайничество» [7].
Стоить отметить также несогласованность санкций в ст. 166 и 238 УК РТ, ведущую к парадоксальному положению: согласно ст. 166 УК РТ за вовлечение в занятие проституцией несовершеннолетних может назначаться более мягкое наказание по сравнению с предусмотренным в ст. 238 УК РТ за вовлечение в занятие проституцией совершеннолетних лиц. Данная норма в истории таджикского уголовного законодательства впервые была закреплена в Уголовном кодексе Таджикской ССР 1961 г. В частности, в ст. 225 УК 1961 г. содержалась уголовная ответственность за «вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность, в том числе за вовлечение в занятие проституцией» [8].
Мы полагаем, что существующая правовая регламентация ошибочна, поскольку, во-первых, при вовлечении несовершеннолетних в занятие проституцией деформируется их нравственное и физическое развитие, а также ограничиваются половая свобода и половая неприкосновенность; во-вторых, занятие проституцией и занятие другими антиобщественными действиями, безусловно, характеризуются принципиально различным уровнем общественной опасности.
В уголовном законодательстве РФ прослеживается совершенно иной подход к рассматриваемому признаку. Российский законодатель, принимая во внимание высокий уровень общественной опасности данного противоправного деяния, добавил «вовлечение в занятие проституцией заведомо несовершеннолетнего» в конструкцию ст. 240 УК РФ как особо квалифицирующий состав. Этот признак предполагает, что действия, связанные с вовлечением или принуждением к продолжению занятия проституцией, заведомо совершаются в отношении несовершеннолетнего, т. е. лица, не достигшего 18-летнего возраста. В литературе присутствует точка зрения, согласно которой категория «заведомо» означает, что на момент осуществления преступных действий, образующих объективную сторону совершаемого преступления, виновному было достоверно известно о недостижении потерпевшим совершеннолетия [9, с. 580].
По нашему мнению, указанный правовой подход выглядит более совершенным, поскольку он, выражая особенности рассматриваемого преступного деяния, в полной мере соответствует как характеру общественной опасности совершенного поступка, так и ее степени. Исходя из изложенного, предлагаем следующую редакцию ст. 238 УК РТ.
Статья 238. Вовлечение в занятие проституцией:
-
1) вовлечение в занятие проституцией или принуждение к продолжению занятия проституцией – наказывается или штрафом в размере от семисот до одной тысячи показателей для расчетов, или ограничением свободы на срок до 3 лет, или лишением свободы на срок до 2 лет;
-
2) те же деяния, совершенные:
-
а) повторно,
-
б) с применением насилия или угрозой его применения,
-
в) с перемещением потерпевшего через государственную границу РТ или с незаконным удержанием его за границей,
-
г) группой лиц по предварительному сговору,
-
д) лицом, достигшим 18-летнего возраста, в отношении заведомо несовершеннолетнего, – наказываются лишением свободы на срок от 2 до 5 лет;
-
3) деяния, предусмотренные в ч. 1 и 2 настоящей статьи, совершенные:
-
а) организованной группой,
-
б) родителем, педагогом или иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего,
-
в) в отношении малолетнего,
– наказываются лишением свободы на срок от 5 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность от 5 до 7 лет.
Ссылки:
-
1. Комментарий к Уголовному кодексу Республики Таджикистан (постатейный) / отв. ред. Х.Х. Шарипов. Душанбе, 2006. На тадж. яз.
-
2. Уголовное право России. Особенная часть : учебник / под ред. Ф.Р. Сундурова, М.В. Талан. М., 2012. 943 с.
-
3. Там же.
-
4. Комментарий к Уголовному кодексу Республики Таджикистан …
-
5. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. В.М. Лебедев. 8-е изд., перераб. и доп. М., 2008. 904 с.
-
6. Там же.
-
7. Комментарий к Уголовному кодексу Республики Таджикистан …
-
8. Уголовный кодекс Таджикской ССР. Душанбе, 1963. На тадж. яз.
-
9. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. С. 580.
Список литературы Вовлечение в занятие проституцией по УК Республики Таджикистан и УК Российской Федерации: сравнительно-правовой анализ
- Комментарий к Уголовному кодексу Республики Таджикистан (постатейный)/отв. ред. Х.Х. Шарипов. Душанбе, 2006. На тадж. яз.
- Уголовное право России. Особенная часть: учебник/под ред. Ф.Р. Сундурова, М.В. Талан. М., 2012. 943 с.
- Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации/отв. ред. В.М. Лебедев. 8-е изд., перераб. и доп. М., 2008. 904 с.
- Уголовный кодекс Таджикской ССР. Душанбе, 1963. На тадж. яз.