Возможная роль плазмы реконвалесцентов в терапии COVID-19-инфекции

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/170193991

IDR: 170193991

Текст статьи Возможная роль плазмы реконвалесцентов в терапии COVID-19-инфекции

Введение. В настоящее время, по разным данным, текущее лечение COVID-19-инфекции ограничивается общей поддерживающей терапией с предоставлением интенсивной терапии (по показаниям), поскольку нет однозначно признанных методов лечения или терапевтических вакцины недоступны; вместе с тем, пассивная иммунизация против ряда инфекций успешно применяется для ле- чения инфекционных заболеваний еще с 1890-х гг.

Цель . Определение роли плазмы лиц, перенесших COVID-19-инфекцию (реконвалесцентов) в комплексной терапии этого заболевания.

Материалы и методы. Анализ, согласно цели изучения, научной литературы, размещенной в зарубежных и отечественных на- учных библиографических базах.

Результаты. Установлено, после выявления лиц с высокими титрами нейтрализующих антител плазма реконвалесцентов (РП) может вводиться больным лицам для уменьшения выраженности клинических симптомов и смертности, что стало предметом повышенного внимания в отношении COVID-19-инфекции в свете текущей пандемии. Проведенные разными авторами исследования показывают наличие антител в РП, которые могут ограничивать репродукцию вируса в острой фазе заболевания и способствовать элиминации вируса, что способствует более быстрому выздоровлению COVID-19-больных. Вместе с тем, данные о дозы иммунной РП в различных исследованиях разноречивы: так, показано минимальное использование разовой дозы 200 мл плазмы с титрами нейтрализующих антител >1:640; есть и данные о введении 2400 мл реконвалесцентной плазмы. Но из-за вариабельности доз РП в отчетах разных исследователей, её оптимальная доза для терапии COVID-19-инфекции пока не определена. Все участвовавшие в исследованиях выжившие больные получили РП между 6-м и 50-м днем после появления клинических симптомов (или госпитализации пациентов), на фоне применения противовирусных, антибактериальных и противогрибковых препаратов по поводу коинфекции, они по оказаниям получали процедуры искусственной вентиляции лёгких (ИВЛ), оксигенотерапию через назальные канюли, в ряде случаев - экстракорпоральную мембранную оксигенацию. В разных исследованиях отмечено, что применение РП значительно снижает вирусную нагрузку (ВН) и повышает уровень нейтрализующих антител (ВН уменьшалась, а то и становилась отрицательной в промежуток между 1 и 30 днями после применения РП). После переливания РП почти у всех больных отмечено улучшение клинического состояния, включая нормализацию температуры тела, разрешение острого респираторного дистресс-синдрома (ОРДС), завершение ИВЛ в течение 1-35 дней после трансфузии) и отсутствие смертности. Однако не было четко определено, был ли высокий процент выживаемости обусловлен лечением пациентов несколькими другими препаратами (включая противовирусные), или применением РП, или комбинированным эффектом от применения обоих средств. Поэтому окончательное решение вопроса применения РП не найдено, и имеет место малое количество научной литературы по проблеме.

Выводы . По разным данным считается, что дополнение РП к про-тивовирусным/противомикробным препаратам может быть эффективным терапевтическим вариантом с многообещающими доказательствами безопасности, улучшения клинического течения болезни и снижения смертности, хотя окончательный вывод об оптимальной дозе и времени лечения пока не сделан. Но для решения этой проблемы необходимы многоцентровые клинические исследования.

Статья